Движение «Новый век» (Нью-эйдж)

Движение «Новый век» создает множество проблем для миссиологии и миссионерской деятельности. Многие люди на Западе отвергли атеистический материализм и открыто принимают духовные идеи, а также вовлечены в духовную деятельность, которая не является христианской, несмотря на то, что ее терминология имеет поверхностную схожесть с христианской. Так как евангельская весть должна достичь людей, которые попались в ловушку духовного заблуждения, чрезвычайно важно понимать их мировоззрение и знать его слабые места.

Социологические исследования показали, что движение «Новый век» ошибочно носит такое название, так как оно не является ни объединенным социальным движением, ни организованной тайной организацией, несмотря на общее мышление и мировоззрение ее сторонников. Тем не менее, взгляды «Нового века» оказывают влияние на огромное количество людей в западной культуре. Американская контркультура шестидесятых – начала семидесятых годов ХХ века служила подобием культурного магнита для широкого разнообразия нехристианских мировоззрений. Эксперименты с галлюциногенными наркотиками часто сочетались с изучением восточных религий, таких как индуизм, буддизм, а также различных языческих обычаев коренного населения – друизма, шаманства и западного оккультизма. Хотя яркая вызывающая контркультура хиппи почти полностью исчезла, многие из ее вдохновляющих идей все еще живут в движении «Новый век».

В конце восьмидесятых годов ХХ века многие перестали употреблять термин «Новый век» из-за его связи с блестящими и пленительными предметами, такими как оккультные кристаллы, которые не занимали основного места в мировоззрении этого движения. В девяностых годах ХХ века идеи «Нового века» в основном представлялись как «новая духовность», где жизнь была ориентирована на приобретение духовной силы индивидуальным образом. Несмотря на всемирное влияние движения «Новый век», наиболее явно его присутствие видно в Северной Америке и Западной Европе (так как оно более привлекательно для постхристианских культур, нежели дохристианских). Новая духовность эклектична и синкретична, но, несмотря на это, в ней ясно видно несколько общих элементов.

Для обретения духовной силы «Новый век» обращает взгляд человека внутрь самого себя. Эта ориентация часто переплетена с мессианским и апокалипсическим настроением, где придается особое значение срочной необходимости массового, индивидуального и социального обновления для решения личных, социальных и международных проблем, с которыми столкнулась планета. Как гласит один из лозунгов движения «Новый век»: «Единственный выход находится внутри». Личности и сообщества могут гармонично развиваться и войти в новый век только тогда, когда они освободят силу, заложенную внутри их самих. Светило движения «Новый век» Дипак Чопра в своем бестселлере «Семь духовных законов успеха» заявляет о том, что мы все обладаем безграничным потенциалом создавать благосостояние и счастье, но нам необходимо пробудиться от иллюзии ограниченности и неадекватности. Чопра утверждает, что мы все боги и богини. Пантеизм находится в самом сердце «Нового века»; его бог является безликой и аморальной сферой, силой, источником, энергией или субстанцией; он – единственная истинная реальность. Бог не почитается как личностный и духовный Творец, Который онтологически отделен от Своего творения.

Во-вторых, эта новая духовность особо выделяет единство всех вещей (монизм). Люди не отделены друг от друга, от планеты, от вселенной или от Бога. Все является одним целым. Чопра использует псевдонаучные термины, чтобы доказать это единство существованием квантового поля чистой потенциальности. Тема монизма объединяет большинство взглядов «Нового века», хотя утверждение о наличии уникального духовного пути каждой личности противоречит древнему монистическому индусскому учению о том, что личность является несуществующим и иллюзорным понятием. Попытки «Нового века» адаптировать в свое учение идеи западного индивидуализма и в то же время сохранить основные понятия монизма являются глубоко проблематичными.

В-третьих, сторонники движения «Новый век» верят в то, что наше сознание должно измениться, если мы желаем обуздать силу собственной божественности. Предлагается множество различных духовных занятий, таких как йога, визуализация, медитация, гипноз и семинары по повышению уровня самосознания, так как они служат средством для постижения себя и Бога, что рассматривается как одно и то же. Например, движение трансцендентной медитации получило широкое распространение в Западной Европе в конце шестидесятых годов ХХ века. Оно привлекло миллионы людей к занятиям индусской формой йоги, которую извращенно представляют как религиозно нейтральный метод самопомощи. Многие книги и семинары «Нового века» также провозглашают духовные преимущества, которые предположительно доступны, благодаря контакту с ангелами и другими духовными существами, рассматриваемыми с небиблейской точки зрения (см. Ис. 8:19-20; Кол. 2:18-19; 1 Ин. 4:1-4).

Новая тенденция развития идей «Нового века» заимствована из сферы компьютерных сетей, известной как «киберпространство». Некоторые ее сторонники заявляют, что электронные соединения, образованные посредством сети Интернет, формируют особое единое мистическое сознание. Провидцы «Нового века» говорят о «техношаманстве» как об электронном усовершенствованном средстве достижения духовного знания. Тимоти Лири, ЛСД-гуру контркультуры, очень эффективно способствовал распространению этой идеи.

В-четвертых, эта новая духовность придает особое значение привлекательной теории о жизни после смерти, которая обычно включает в себя благосклонный взгляд на реинкарнацию. Во многих рассказах о необычных видениях и ощущениях во время клинической смерти говорится о мире и свете загробной жизни, где нет ни страшного ада, ни встречи со святым Богом. Понятия рая и ада (Мф. 25:46) отвергаются из-за их строгости, недоброжелательности и дуалистичности.

В-пятых, сторонники движения «Новый век» являются синкретистами, что заставляет их отвергать недвусмысленные и абсолютные утверждения Христа (Ин. 14:6; Деян. 4:12). Мистической сущностью всех религий для них является пантеистический монизм. Следовательно, Христос рассматривается как великий учитель или гуру, который учил тому, что мы можем достичь Его статуса, проникнув в «сознание Христа». Мнение о том, что Он – «единородный Сын Божий» (Ин. 3:16) отвергается как узкое понимание.

В-шестых, так как все является единым целым, и мы все – боги, понятие абсолютного, объективного, всеобщего, трансцендентного, нравственного авторитета исчезает для большинства сторонников движения «Новый век». Они часто заявляют: «Мы создаем свою собственную реальность», что означает: «мы не подчиняемся каким-либо этическим нормам» (см. Ис. 5:20).

Миссиологи, миссионеры и другие служители должны развить апологетическую и евангелизационную стратегию, которая будет в состоянии доказать ложность мировоззрения «Нового века» (1 Пет. 3:15-16; Иуд. 3). Пантеизм, монизм, оккультизм, реинкарнацию, синкретизм и релятивизм необходимо подвергнуть логической и теологической критике (2 Кор. 10:3-5). Подобная критика разоблачит: (1) лживость существования безличного и аморального божества, которое не может никого любить, так как является безличным; (2) нелогичность монизма, который отрицает множественность, имеющую место в повседневной жизни; (3) опасности оккультизма, а также напомнит о реальности существования сатаны и падших ангелов; (4) отсутствие подтверждающих доказательств и нелогичность реинкарнации; (5) ложность синкретизма, так как все религии предъявляют противоречивые притязания на истину; и (6) заблуждения релятивизма, который отрицает неотъемлемые и объективные этические категории нравственности.

Решая проблему конструктивно, мы должны провозглашать неоспоримость христианского мировоззрения, особенно говоря об уникальности и превосходстве Иисуса Христа как единственного посредника между греховным человечеством и святым Богом (1 Тим. 2:5). Для этого необходима здравая экзегетика (так как сторонники «Нового века» неверно истолковывают Писание) и исторические доказательства относительно достоверности Библии и ее преимущества перед другими предполагаемыми откровениями о Христе. Этот труд также должен включать ревностную молитву о духовной защите, мудрости, смирении и мужестве, необходимых для успеха в противостоянии с обольстительным и влиятельным духовным обманом.

Дуглас Грутуис

Источник: Evangelical Dictionary of World Missions, gen. ed. A. Scott Moreau (Евангельский словарь мировых миссий под общей редакцией Скотта Моро)