Библиотека soteria.ru
Полемическое богословие
Роджер Николь
Дата публикации: 25.06.14 Просмотров: 1648 Все тексты автора Роджер Николь
Чему я могу научиться у человека, который имеет другую точку зрения?
Вопрос: «Что я должен человеку, который имеет другую точку зрения» очень важен, так как без него любая дискуссия обречена на провал. Истина, которую я постиг, должна быть изложена в духе любви и привлекательности. Иначе можно причинить ущерб истине, потому что она более является союзником любви, нежели враждебности (Еф. 4:15). Агрессивность или сарказм может указывать на ненадежность и необоснованность взглядов, когда человек действительно колеблется в своих убеждениях. Однако у Божьего слуги может возникнуть праведное негодование в присутствии людей, «подавляющих истину неправдою» (Рим. 1:18). Это объясняет вспышки гнева у ветхозаветных пророков, открытое обвинение нашим Господом фарисеев и отношение апостолов к различным ересям и лицемерию в ранней церкви. Эти строгие суждения были больше предназначены для предостережения паствы, нежели для утверждения своего преимущества над людьми, которые настолько далеко отдалились от истины Божьей, что не осталось ни малейшей надежды на их восстановление (Пс. 138:19-22; Ис. 5:8-25; Дан. 5:26-30; Мф. 12:30-32; Деян. 7:51-53; Гал. 5:12; Откр. 22:15). Если у нас есть желание оказывать на таких людей влияние для их блага, нам чрезвычайно необходимо оставаться дружелюбными и милостивыми.
Удостоверившись, что наше внешнее отношение является правильным, мы должны убедиться в том, что наше внутреннее отношение преисполнено учтивостью. Нам необходимо задать вопрос: «Чему я могу научиться у человека, который имеет другую точку зрения?» Получение максимальной пользы из любой ситуации, с которой мы сталкиваемся, совсем не является предосудительным или эгоистичным. Напротив, очень неразумно упускать возможность научиться развивать навыки полемики, которые предоставляет нам любой диспут.
Могу ли я ошибаться?
Первое, к чему я должен быть готов – это узнать, что я могу ошибаться, а другой человек может быть прав. Очевидно, это не применимо к таким основополагающим истинам как божественность Христа или спасение по благодати. В этих вопросах под угрозой находится все строение христианской веры, и если мы допускаем сомнения, оно может стать неустойчивым. Но в отличие от вопросов, в которых Сам Бог не позволил нам сомневаться и колебаться, существует огромное количество областей жизни, в которых мы по своей природе склонны быть чрезвычайно самоуверенными и вполне вероятно можем заблуждаться. Не желая признавать своей ошибки, мы показываем, что больше заинтересованы в достижении собственной победы в споре и сохранении своей репутации, чем в исследовании и торжестве истины. Человек, который исправляет наше неправильное понимание, является нашим помощником, а не противником, и мы должны быть благодарны ему и не обижаться. Относительно нашей репутации: мы должны быть известны своей неизменной преданностью истине и не претендовать на непогрешимость, как Папа Римский в римско-католической церкви, которую мы осуждаем!
Наша репутация возрастет, если мы проявим готовность принять исправление в случае, если мы ошибаемся, а не будем упрямо придерживаться своих взглядов, в то время как все доказательства свидетельствуют об их ложности. Я должен с радостью принимать исправления – предупреждающий сигнал для меня! Я должен признать: «Я ошибался и рад, что вы исправили меня. Спасибо вам за помощь». Людей, не желающих признавать своих ошибок, можно назвать упрямыми, и они могут утратить всякое доверие.
Какие факты?
Кроме того, мы можем узнать от людей, чьи взгляды отличаются от наших, что наше изложение темы, хотя и является правильным, не содержит в себе всей истины. Несмотря на то, что наше утверждение является истинным, определенные элементы истины могут остаться незамеченными из-за неумелого изложения. Например, мы можем быть настолько озабочены доказательством божественности Христа, что не оставим места для Его человеческой природы. Как кальвинист, я могу ставить особое ударение на суверенитете Бога и, таким образом, полностью исключить реальность присутствия человеческой воли. Если меня в таких случаях исправляют, я должен испытывать благодарность, а не возмущение. Дискуссия может заставить меня уделить больше внимания полноте откровения и предотвратить однобокий взгляд, в результате которого ущерб истине может быть нанесен не меньший, чем если бы была допущена ошибка.
Многие из основополагающих элементов христианства напоминают «двуполостную железную дорогу», если так можно сказать. Единство Бога и одновременно Божественная Троица, имманентность и тут же трансцендентность, Божий суверенитет и тут же реальность рационального решения, тело и душа, божественность и человечность Христа, оправдание и освящение, богодухновенность Писания и человеческое авторство, индивидуальная и общая ответственность. Существует и множество других примеров. Если один из факторов упускается, дискуссия будет напоминать попытки машиниста обычного поезда ехать только по одной полосе железной дороги (здесь я не говорю о монорельсовой дороге!). Человек с противоположной точкой зрения может оказать прекрасную услугу, если будет побуждать меня представлять истину во всей ее полноте, и таким образом избегать заблуждений, возникающих в результате недостаточного выделения фактов, чрезмерного выделения фактов или упущений. Таким образом, мое мнение будет скорее «совершенным», нежели «незрелым»!
Какие опасности?
Я также могу научиться у людей с противоположной точкой зрения тому, что я недостаточно воспринимаю определенные опасности, которые подстерегают мою точку зрения, и в отношении которых я должен быть особенно настороже. Я могу обнаружить, что существуют определенные веские контраргументы, которым я раньше не уделял достаточно внимания. Я снова должен быть благодарен за предупреждающий сигнал, который мне посылает мой оппонент. Вместо того чтобы выражать недовольство противодействием, я должен принять вызов и представить свою точку зрения с соответствующими мерами безопасности и с готовностью к возможным возражениям со стороны оппонента. Например, обратите внимание на то, как богословы Вестминстера выразили понимание доктрины о вечных Божьих установлениях (ВИВ 3, 1).
Прежде всех времен Бог по Своему в высшей степени мудрому и святому соизволению свободно и непреложно предопределил все, что должно произойти. Но при этом Он не является создателем греха. Он не лишает Своего творения воли; не устраняет, но утверждает способность вторичных причин вызывать определенные следствия.
Три придаточных предложения после слов «но при этом» специально предназначены для того, чтобы предупредить непонимание и возможные возражения, которые обыкновенно возникают у арминиан и богословов с арминианским пониманием. Особая мудрость в установлении мер предосторожности в первой статье этой главы является плодом горького опыта, приобретенного за время полувековых дискуссий, которые способствовали богатому, сбалансированному и детальному выражению истины в Вестминстерском исповедании веры.
Во Франции перила или поручни, которые прикрепляют к мостам, балконам или набережным, называются «garde-fous», что означает «меры безопасности для сумасшедших». Они служат ограждением для предотвращения падения с края платформы. Люди, которые не согласны с нами, предоставляют нам возможность определить опасные зоны и построить там «garde-fous». Будет очень неразумно не воспользоваться такой возможностью.
Как насчет неясности?
Мы также можем услышать от наших оппонентов, что мы неправильно излагаем свои мысли и поэтому они нас неправильно поняли. Мы также можем взять для себя из этого урок, так как цель говорения (или писания) – это передача информации. Если мы не передаем информацию, нам лучше просто молчать. И если мы не умеем должным образом передавать собеседнику свои мысли, мы должны научиться говорить лучше. Если неясность все же остается, и она очевидна из реакции нашего собеседника, мы должны сделать свое изложение более понятным, полным, логически связанным и легко воспринимаемым.
Для этого у нас есть библейский пример. Например, апостол Павел был готов к возражениям, которые могли возникнуть из-за неправильного понимания его доктрины. В Послании к Римлянам 6:1 он пишет: «Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак». Это возражение служит трамплином для более полного выражения его мыслей, чтобы читатели не смогли уклониться в сторону, но приобрели должное понимание истины. В посланиях апостола Павла мы находим много примеров подобного подхода к обсуждаемым вопросам (Рим. 3:3; 6:15, 19; 7:7, 13; Гал. 2:17, 19 и т.д.). Даже наш Господь вынужден был перефразировать или подробно объяснять некоторые Свои утверждения, если слушатель неправильно понимал их с первого раза (Мф. 13:18-23, 37-43; Ин. 11:12-14, и т.д.).
Попытка прояснить нашу мысль другим людям часто приводит к тому, что мы также проясняем ее для себя. Таким образом, мы можем упрочить свое собственное понимание истины, ее применения и отношения к другим истинам, а также научиться более эффективно излагать и иллюстрировать ее. Это то благо, за которое мы можем быть благодарны нашим оппонентам.
Если мы уделяем достаточно внимания тому, что мы должны людям, имеющим другую точку зрения, и чему мы можем научиться у них, мы будем менее склонны к враждебности во время дискуссии. Наши руки не будут сжиматься в кулаки, а будут открыты для дружеских рукопожатий и оказания помощи. Наши ноги будут готовы не уйти в раздражении, а подойти ближе к тем, кто далеко от нас. Наш язык не будет извергать злобу и сарказм, а будет произносить слова мудрости, учтивости и исцеления (Пр. 10:20, 21; 13:14; 15:1; 24:26; 25:11; Иак. 3).