Обращение к истории и традиции

Ход истории – это поразительная лаборатория, позволяющая нам наблюдать за возможным развитием, вытекающим из приверженности определенным принципам. Решения соборов или провозглашение исповеданий веры часто побуждают нас с осторожностью относиться к ложным взглядам, которые Божий народ считал опасными или даже смертельными для веры. Игнорирование этого багажа знаний может привести к повторению ошибок прошлого, а знание истории сделает нас способными избежать их. Христологические дебаты IV и Vвеков должны защитить нас от таких заблуждений как арианство и аполлинаризм, несторианство и монофизитство. Они могут оградить нас от потрясений, которые переживала церковь тех дней. Так же и Реформация XVI века должна была оградить нас от повторения некоторых ошибок римско-католической церкви.

Для созидательности мне необходимо доказать, что я нахожусь в согласии с традиционным взглядом вообще и в частности с догматами веры, которые получили широкое признание либо являются вероисповеданием моей церкви или же церкви моего оппонента. Это особенно важно, если вероисповедание было сформулировано с целью защиты позиции, схожей с позицией моего оппонента. Все человеческие утверждения являются предметом пересмотра и исправления, но уже с первого взгляда будет понятно, что точка зрения, которая прямо противоречит Никейскому символу веры или даже Вестминстерскому исповеданию веры, не может быть правильной, а эти почитаемые вероисповедания, испытанные веками и утвержденные христианскими мыслителями – ложными.

Можно с точностью утверждать, что если позиция человека, который имеет другую точку зрения, очень сильно напоминает широко известные учения, признанные еретическими, то исторические прецеденты могут показать, что бывает с теми, кто увлекается ими. Удачным примером может послужить пагубное течение арианства, достигшее своего апогея в завоевании мусульманами Северной Африки. Однако нам необходимо стремиться к признанию важности взвешивания всех имеющих значение факторов, а не только некоторых, которые подходят для удовлетворения нашей цели. Христианство потерпело поражение в Северной Африке, в основном, в Египте, где превалировали взгляды монофизитов, а также в землях, завоеванных вандалами, преданными арианами.

Люди, тайно злорадствовавшие по поводу роста ереси арминианского движения в Нидерландах, должны трезво оценить судьбу кальвинизма в Новой Англии, которая перешла от крайней ортодоксальности в 50-х годах XVII века до массового унитаризма и вероотступничества пелагианства в начале ХIХ века. Эти наблюдения не аннулируют ценность уроков истории, а убеждают нас быть осмотрительными в их применении.

Для защиты, образ действий будет очень напоминать изложенный выше. Можно показать, что возражения против нашей точки зрения приводят к обратным результатам, потому что они больше поддерживают, чем подрывают наш взгляд. Они также могут быть признаны неуместными, так как они либо не касаются нашей позиции, либо в равной степени отягощают точку зрения оппонента. Или они могут быть просто несущественными, так как затрагивают только второстепенные стороны вопроса.

Цель христианина

Возможно, самое важное для христианина – это всегда помнить о достижении цели. Именно постоянное стремление к цели укажет основное направление всей дискуссии. Стремимся ли мы выиграть спор для того чтобы доказать превосходство своих знаний и способность вести дискуссию? Или мы стремимся одержать победу над другим человеком, который запутался в заблуждениях или неадекватном понимании, для того чтобы явить ему истину и свет, который Бог даровал нам?

Если мы стремимся доказать свое превосходство, неудивительно, что наши усилия терпят неудачу. Мы напоминаем врачей, которые заботятся о пациентах лишь для того чтобы доказать излюбленную теорию. Но если мы стремимся помочь человеку увидеть свет Божьей истины, мы легко одержим победу. Если сила наших аргументов не приносит немедленного результата, мы научимся терпению. Это поможет нам по-новому взглянуть на людей и научит нас представлять такие аргументы, которые будут наиболее убедительны для них. Бог предназначил нас всех быть свидетелями истины (Ин. 1:7; Деян. 1:8). И только Бог может сделать эффективным и действенным наше свидетельство. Мы никогда не должны недооценивать Его способность трудиться над теми, кто оказывает наибольшее сопротивление. Кто бы мог подумать, что слова Стефана смогут достичь сердца и разума кого-либо из озверевшей толпы, которая убила его? Но в действительности его великая речь посеяла семена в сердце и совести Савла (Деян. 26:14). Деяния 7 глава показывает, что аргумент Савла был запечатлен его христоподобным духом перед этим жестоким убийством (Деян. 7:59-60). Бог употребил его свидетельство, чтобы достичь, возможно, самого талантливого из его врагов, который должен был стать великим апостолом Павлом!

Христианин, участвующий в дискуссиях с людьми, имеющими иную точку зрения, не должен руководствоваться психологией боксерского ринга, когда соперники прилагают все усилия, чтобы отправить друг друга в нокаут. Но «рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины …» (2 Тим. 2:24-25).