14: Притча о защите веры

Жил был человек. Звали его Борис Беззащитный. Однажды он услышал Евангелие и обратился ко Христу — признал Его Своим Господом и Спасителем. Вера дала ему радость, и загоревшись желанием ею поделиться, он пошел навестить друзей. Его ближайшими друзьями и соседями были Безбожные — Марта Материалистовна и Фома Сомненьевич. Борис познакомился и подружился с ними задолго до того как стал христианином. По дороге к дому Безбожных он вспомнил как часто, собираясь вместе, они посмеивались над верующими, но все же надеялся, что Фома и Марта обретут новую жизнь во Христе, как и он. Марта Материалистовна и Фома Сомненьевич уже знали о религиозном увлечении Бориса и решительно настроились избавить его от заблуждений. Несколько раз Борис начинал рассказывать Безбожным о спасении. Но любые его попытки благовествовать они своими возражениями сводили на нет.

«Неужели ты действительно веришь, что твоя религия учит абсолютной истине?» — восклицала Марта, — «Это же смешно. Все мы знаем, что христианство – просто набор ненаучных предрассудков. Как ты мог подумать, что я поверю в какие-то бездоказательные заявления!»

Боря удивился. Когда он услышал Благую Весть, ему совсем нетрудно было поверить. «Наверное, Марта Материалистовна просто упрямая,» — решил он. Но и Фома Сомненьевич откликнулся на его речи об Иисусе Христе точно так же.

«Послушай, Борис, я знаю, что ты человек искренний и желаешь нам добра, но я считаю, что ни одной религии нельзя доверять полностью. В мире их тысячи. И невозможно решить, какая лучше,» — убежденно сказал Фома. «Твое заявление, что с Богом можно примириться только через Иисуса, — слишком категоричное. Так мыслят узколобые фанатики. Постарайся выказать больше смирения и толерантности.»

Отповедь Фомы Сомненьевича поставила Бориса в тупик. «Возможно, стоит пристальнее вглядеться в христианство? Вероятно, я слишком наивен и поспешил отдать свою жизнь Христу. Наверное, я недостаточно терпим.» От Безбожных Борис Беззащитный вышел расстроенный и смущенный.

По пути домой он встретил одного из своих друзей-христиан: Федора Фактоведа. Фактовед шел нагруженный книгами – в каждой руке штук по шесть; он всегда носил с собой массу книг и бумаг. Он был человеком знающим, но всегда говорил: «Никогда не угадаешь, какие могут обнаружиться новые факты.» Когда Борис поделился с ним своим горем, Федор искренне ему посочувствовал — с ним самим случалось подобное, когда он пытался рассказывать Евангелие своим неверующим друзьям. «Проблема в том,»- заявил Федор, — «что ты не владеешь достаточным количеством информации, чтобы подкрепить свою веру фактами. Чтобы убедить неверующего, нужны факты.» Некоторое время Борис и Федор обсуждали доводы, подтверждающие истинность христианства. Федор обнаружил весомые доказательства в пользу христианского мировоззрения во всех науках. В сущности он всегда носил с собой все растущий список таких доказательств. Уверенность друга обрадовала Борю Беззащитного, и он пригласил Федора пойти к Безбожным вместе.

Марта и Фома встретили Бориса приветливо и пригласили их с другом войти. Борис представил своего приятеля как «христианина, который знает все факты». Безбожные с удовольствием приготовились его послушать, оба они искренне стремились понять Бориса и его новое увлечение.

«Борис говорил мне, что вы неверующие,» — бодро начал свою речь Федор. «Скажите, есть ли у вас конкретные причины не верить в Христа? Я могу назвать вам немало фактов, которые подтверждают разумность христианской веры».

Марта улыбнулась и предложила ему эти факты назвать. «Послушаем, почему это я должна верить, что Бог есть.»

Федор достал список доказательств бытия Бога и уверенным тоном начал читать: «Первое. Практически все люди верят в существование какого-то Бога. Второе. В мире существуют причины и следствия. Закон причинно-следственной связи доказывает, что у мира должна быть божественная Первопричина. Третье. Очевидный порядок и целесообразность в устройстве мироздания доказывает, что Вселенную создал разумный Творец…»

Марта Материалистовна указала ему на полку с книгами: «Разве ты не знаешь, что все эти доказательства устарели и давным давно опровергнуты? Нельзя обосновать бытие Бога тем, что в Него верит много людей. В прошлом люди верили в разные вещи, которые познее оказались ошибкой. Кроме того, кто может доказать, что у мира должна быть именно божественная Первопричина? Закон причины и следствия также можно поставить под сомнение. Но в любом случае он указывает на наличие тварной, а не Божественной первопричины мира. Более того, устройство мироздания может быть следствием случайности или усилий многих богов, а не только твоего Бога! Если у тебя других доводов нет, то, боюсь, ты меня не убедил.»

Несколько огорченный Федор обратился к Фоме Сомненьевичу. «Знаешь, Федор,» — сказал тот, — «Я не так уверен в том, что Бога нет, как Марта. Но и мне кажется, что твои доводы неубедительны. Очень трудно узнать точно, существует ли на самом деле Бог. Я вижу аргументы и за, и против этого; и вообще любому честному человеку лучше держать свое мнение при себе.» Фактовед был раздосадован их ответами, однако не сдавался.

«Давайте представим, что существует какой-то бог,» — предложил он.

Марта и Фома согласились.

«Я думаю, что Иисус – истинный Бог во плоти, а Библия – Слово Божье,» — бодро заявил Федор.

Фома и Марта в один голос воскликнули: «На чем основано твое заявление?»

«Ну как же,» — уверенно произнес Федор, — «Иисус утверждал, что Он Бог. Лжецом или сумасшедшим Он не был. Значит Он действительно Бог.»

Марта не могла больше молчать: «Послушай,» — остановила она Фактоведа, — «Я не умалишенная и не лгунья, но если я сочту себя Богом и буду об этом заявлять, мои слова еще ничего не докажут. Кроме того, известные историки не пришли к единому мнению о том, жил ли Иисус вообще. И если Он жил, то действительно ли Он говорил о своей божественности. Нельзя доказать, что Иисус — Бог, голословно утверждая, что Он Бог. Вам, дорогой Фактовед, стоит поискать более убедительные факты.»

«А что вы скажете о воскресении?» — воскликнул Федор. «Иисус доказал, что Он Бог, тем что Его могила была пуста!»

Маргарита возразила: «Во-первых, чтобы убедить меня в этом, нужны не только слова. Я уверена, что, даже если Он воскрес, Его божественность – не единственно возможное объяснение Его воскресения.»

«Я тоже вынужден с тобой не согласиться,» — заметил Фома. «Религиозных мифов много и все они настолько разные… Как узнать, какие из них правдивы?!»

Почти доведенный до отчаяния, Федор парировал: «Библия говорит, что это правда. И я могу доказать, что Библии можно доверять. В ней нет противоречий. Ее истинность подтвердили историки и ученые. Библия сама называет себя Словом Божьим!»

«Ну и что с того?»- не согласилась Марта. «Я например считаю, что в Библии противоречий полно. Покажите мне логику в утверждении, что Иисус — совершенный человек и, вместе с тем, истинный Бог! Кроме того, многие авторитные ученые утвеждают, что между историей, наукой и Библией существуют очевидные расхождения.»

Ее поддержал Фома Сомненьевич: «Я уверен, что намерения у тебя добрые, но доводы твои, Федор, неубедительны.»

На этом этапе в разговор вмешался Борис: «Фактовед, да ты так же беззащитен, как и я. А я то думал, что тебе все ясно.»

«Я и сам так думал,»- ответил Федор. «Очевидно, до сих пор мне встречались не настолько образованные неверующие. Нужно пойти в библиотеку, поискать новые факты.»

«Какой смысл,»- уныло возразил Борис. «Иди ищи свои факты. Мне они не помогут.»

Они попрощались с Безбожными и разошлись в разные стороны.

На следущий день Борис Беззащитный случайно встретился с другим соседом, Славой Словохлопом. «Так я и знал!» — сказал Слава, выслушав рассказ Бориса о событиях вчерашнего вечера, — «Фактовед все делает неправильно. Неверующего невозможно привести к вере, дискутируя с ним. Мы должны просто благовествовать, и требовать, чтобы они поверили!»

Борис решил, что Слава, очевидно, прав. Хотя бы частично. Ведь Марту и Фому никакие факты Фактоведа не убедили. «Может защищать веру и пытаться не надо,»- подумал про себя Беззащитный. «Давай вместе пойдем к Безбожным,» — тут же предложил он Славе. Словохлоп согласился, и вдвоем они снова направились к неверующим друзьям Бориса.

«Знакомьтесь,» — сказал он, — «мой друг, христианин Слава Словохлоп

Безбожные отнеслись к верующему другу Бориса уже с некоторой опаской. Но не хотели показаться невежливыми. «Входите» — неохотно пригласили они Славу и Бориса.

Слава стал свидетельствовать Безбожным о своей вере: «Забудьте, что вам вчера говорит Фактовед. Не нужно пытаться доказывать истинность веры. Христианство с разумом не связано. Это вопрос чистой веры.» «Наука и разум – от сатаны, это совершенно ясно,» — продолжал он, — «чтобы узнать Бога, нужно с детской верой принять все, что говорит Библия. Если пытаться понять Христа умом — до истины никогда не доберешься.»

«А почему я должна Библии верить?» — спросила Марта Материалистовна.

«Вы должны верить, потому что верить Библии – это правильно.» — ответил ей Слава.

«Вы хотите сказать, что нужно вообще отказаться мыслить самостоятельно?»

«Да.»

«Не знаю, как думает Фома, но я убеждена, что вы,- христиане, — просто притворяетесь. Вы сами знаете, что христианство глупо и нелепо, и потому заявляете, что рассуждать о нем логически — неправильно. Одним словом, без веских на то оснований я верить Библии не собираюсь,» — заявила Марта.

«Боюсь, что я согласен с Мартой,» — вступил в беседу Фома. «Если о христианстве нельзя рассуждать логически, то как иначе решить, что правильно, а что – нет. Если придерживаться подобного подхода, то легко любую религию объявить истинной. С Федором Фактоведом говорить было достаточно сложно, а ваш взгляд мне кажется совершенно неприемлемым.»

Вновь разочарованный Борис взял Славу за рукав и пробормотал: «Хватит, пойдем отсюда.»

В тот же день Беззащитный увидел еще одного друга – христианку Веронику Апологетову. И, конечно же, они вскоре заговорили о Безбожных.

«Знаешь, я очень огорчен, что христианскую веру никак нельзя защитить,» — признался Борис.

«Подожди, » — прервала его Вероника, — «христианскую веру защитить можно. Просто Слава и Федор не знают, как это сделать. Библия призывает нас готовиться «всякому … дать ответ» (1 Петра 3:15).»

«Я знаю, что я верю в Христа, но Марта и Фома опровергли все доводы Фактоведа и Словохлопа,» — заметил Борис.

«Да, я знаю брата Федора и брата Славу. Намерения у них благие, и они очень стараются защитить христианское учение. Но их подходы к апологетике небиблейские. Я не могу обещать, что Марта и Фома станут христианами, но я гарантирую тебе, что библийский подход даст им основания принять христианское мировоззрение. Более того, он укрепит твою веру и ободрит тебя,» — искренне сказала Вероника.

«Мне трудно с тобой согласиться, Вероника, но, думаю, нужно испробовать и твой подход. В чем он заключается?» — спросил Борис.

Вероника объяснила Борису, что означает библейский поход к апологетике, и как им пользоваться в различных беседах с неверующими. «Во-первых, тебе нужно понять, что в некоторых аспектах апологетики правы и Слава, и Федор. Фактовед прав, когда утверждает, что христианство можно защитить с помощью разумных доводов. Это важная часть апологетики. С другой стороны, и Словохлоп отметил важный момент – он настаивает на высшем авторитете Библии, потому что человек не вправе считать себя судьей Божьего Слова. Божье Слово следует преподносить неверующему как незыблемый авторитет.»

«Но как же совместить эти два аспекта апологетики?» — спросил Борис.

«В Писании есть ответ. В книге Притчей 26:5-6 сказано: «Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему. Но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.»»

«Я понял,» — воскликнул Борис, — «С одной стороны, мы излагаем учение Библии как неопровержимую истину, чтобы не сделаться подобным неверующему. А с другой стороны, мы спорим и стремимся убедить неверующего на его собственной территории, доводами разума. Так?»

«Почти, » — ответила Вероника. «Мы используем разумные доводы в обоих случаях, но сначала приводим доводы «от истины», а затем — «по глупости». Мы излагаем библейский взгляд на заданный вопрос, а затем необходимо подорвать уверенность нехристианина в собственной правоте, используя против него его собственные идеи.»

«Пойдем к Марте и Фоме!»

Когда Борис и Вероника пришли к Безбожным, те в последний раз согласились выслушать одного из друзей Бориса.

«Борис рассказывал мне, что вам трудно поверить в истинность христианства,» — начала Вероника. «А есть ли конкретные причины, почему вы не можете довериться Христу и принять Его как Спасителя?»

«Конечно!» — воскликнула Марта. «Я вообще не верю, что Бог есть, не говоря уже обо всех этих россказнях об Иисусе и кресте. Почему я должна во все это верить?!»

«Давайте я объясню вам, почему я верю в Бога. Я верю, потому что доверила свою жизнь Христу. Когда я стала христианкой, я осознала, что Бог есть, как никогда не сознавала этого прежде.»

«Но это не ответ на мой вопрос.»

«Минутку! Позвольте мне продолжить! Я верю, что Бог есть, потому что Библия снова и снова говорит об этом. Я не могу представить себе, что мироздание устроилось так само собой, без Творца. Везде я вижу руку Создателя и Его могущество.»

«Если вам больше нечего сказать, то вы не лучше Словохлопа. Вы просите меня поверить в нечто нерациональное и недоказуемое.»

«Я понимаю, что вы имеете в виду. Но, с моей точки зрения, верить в Бога – вполне рационально. Однако ваше неверие меня не удивляет; вы просто решили мыслить независимо.»

«Не понимаю, о чем вы?» — возразила Марта. «Я всего лишь исследую факты и делаю выводы.»

«Марта, я стараюсь во всех вопросах доверять авторитету Божьего Слова и полагаться на Бога. А вы решили изучать мир самостоятельно и делать выводы независимо от Божьего Слова. Почему вы не верите в Бога?»

«Потому что это ненаучно.»

«А почему вы считаете, что наука – единственный путь к истине?»

«Это единственное, что имеет смысл.»

«Имеет смысл для кого?»

«Для меня!»

«Видите, вы возвели себя на место верховного судьи, сами предоставили себе право решать, что истинно, и что ложно; поэтому вы не принимаете христианскую точку зрения.»

«Ну и что? Возможно, я самостоятельно решила отвергнуть христианство, но вы ведь сделали тоже самое, когда решили поверить. Это ваш выбор и ваше решение.»

«Нет, мы не выбирали Бога,» — вмешался Борис,- «когда я стал христианином, я узнал, что Бог Сам избрал меня и сначала наделил меня способностью верить. Самостоятельного решения верить я не принимал.»

«Вы просто повторяете то, что написано в Библии. На самом деле это неправда.»

«Видите, вы снова возражаете против христианского мировоззрения, потому что хотите рассуждать независимо. Позвольте задать вам вопрос. Почему вы считаете себя независимой и способной познать истину без Бога, не подчиняясь авторитету Библии?»

«Потому что я считаю все эти разговоры о доверии к Богу нелепыми и смешными,» — ответила Марта.

«Да, но вы считаете их нелепыми, потому что решили мыслить независимо от Бога. Вы пришли к этому выводу самостоятельно.»

«Ну и что?»

«Это значит, что ваше решение быть независимой беспочвенно. Ваши рассуждения движутся по кругу. Вы говорите, что верите в свою независимость, потому что решили верить в то, во что верите. Вам нечем подкрепить свое решение быть независимой, на котором зиждется ваше мировоззрение.»

«Но и о вас можно сказать то же самое, » — убежденно произнесла Марта.

«Нет! Я не объявляют себя высшим авторитетом. В своем мировоззрении я полагаюсь на Бога.» Я знаю, по вашему мнению, это звучит глупо. Но я хочу показать, что вы непоследовательны не только в моих глазах, но и в своих собственных.

«Как вы это покажете?»

«Ваше решение быть независимой безосновательно. Однако вы во всем хотите научности и логической обоснованности. Вы не можете не признать этой дилеммы.»

«Понимаю. Тем не менее, вера в Бога остается ненаучной. Его существование недоказано.»

«В поисках доказательства бытия Бога вы исследовали всю вселенную во все времена и выходили за ее пределы?»

«Нет.»

«Тогда вы не можете с уверенностью утверждать, что наука опровергает христианство. Вы неспособны собрать исчерпывающую информацию и поэтому не можете быть уверены, что Бога нет.»

«Насколько мне известно, наука доказывает эволюцию. А эволюция и существование Бога — несовместимы.»

«Эволюция – лишь теория, и до тех пор, пока ученые не знают всего, что можно узнать о мироздании, нельзя заявлять, что мы верно понимаем собранные сведения. Марта, вы не вправе с полной уверенностью заявлять о материализме. По сути вы ни в чем не можете быть уверены, поскольку возможности человеческого разума ограничены, а на Бога полагаться вы отказываетесь. Если вы совершенно уверены в чем-либо, значит вы пренебрегли этой дилеммой и слепо полагаетесь на себя. Истинной уверенности вам никогда не обрести.»

Фома Сомненьевич дольше молчать не мог. «Именно это я и пытался тебе объяснить, Марта Материалистовна,» — сказал он. «Но вы, Вероника, не видите, что полная уверенность недоступна и вам. Мы ни о чем не можем собрать достаточно сведений, а тем более о таких спорных вещах как бытие Бога. Думаю, именно поэтому я стал агностиком.»

«Вы правы, Фома, исчерпывающих сведений у нас нет. Но я знаю, что Бог есть, потому что Он Сам говорит в Своем Слове. Он знает все, и, полагаясь на Него, я могу иметь верное знание, не обладая всей полнотой знаний, »- ответила Вероника.

«Да, но как можно быть уверенным в том, что Бог действительно открыл Себя или в том, что Он реально существует. Согласитесь, этот вопрос нам придется оставить без ответа.»

«Фома, ваша проблема в том, что вы хотите сомневаться и не желаете брать на себя никаких обязательств. Однако вы абсолютно уверены в том, что уверенность нам недоступна. Вы так же категоричны, как Марта Материалистовна

«Я не понимаю, что вы имеете в виду.»

«У вас нет оснований уверенно утверждать, что Бог и мироздание непознаваемы. До тех пор, пока вы не исследовали всю вселенную и не убедились, что знание недостижимо, вы не вправе иметь уверенности в том, что Бога познать нельзя.

Вероника продолжала: «Вы оба совершаете одну и ту же ошибку. Марта уверена, что права. Но чтобы стоять на позиции уверенности, ей приходится пренебречь тем фактом, что ее знания ограниченные и неполные. Фома тоже уверен в своей правоте. Но и у него нет оснований для такой уверенности. Чтобы придерживаться своей точки зрения, вы оба закрываете глаза на очевидные факты.»

«Но вы должны признать, что это лучший выход.»

«Нет, я так не считаю, » — сказала Вероника, — «Вы можете не принимать в расчет очевидные факты, закрывать на них глаза или сойти с ума, покончить с собой или стать христианами. Христос спасет вас от суетной пустоты. Он даст вам надежду и смысл жизни, если вы поверите в Его смерть и воскресение как путь своего спасения. Возьмите на себя обязательство довериться Ему.»

«Вы хорошо обосновали свою позицию, » — признал Фома, — «но у нас нет желания становиться христианами.»

«Вы слышали Благую Весть. Я надеюсь, что вы серьезно подумаете над словами Христа. В Евангелии от Иоанна 3:36 Иисус сказал: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.»

Вероника и Борис вышли от Безбожных и направились домой, чтобы помолиться за них. Борис чувствовал себя воодушевленным – он больше не был беззащитным. И он, и Вероника стремились быть верными Господу и защищать христианскую веру. Оба они надеялись, что Бог смягчит сердца его друзей и обратит их ко Христу.

[1] Корнелиус Ван Тиль, Апологетика (Конспекты лекций), стр.1

[2] Жан Кальвин, Наставления, кн II, 1.

[3] Ibid., II, 1, 4.

[4] Ibid., I, 2, 2.

[5] Ibid., I, 6, 1.

[6] Жан Кальвин, Наставления, I, 6, 1.

[7] Пол Литтл, Знай почему веришь, (Downers Grove, III.; Inter-Varsity Press, 1968), p. 2.

[8] Ibid., p.3.

[9] Ibid., p.1.

[10] Ibid., p.3.

[11] Ibid., p.4.

[12] Ibid., p.5.

[13] Ibid., p.6.

[14] Ibid., p.8.

[15] Ibid., p.9.

[16] Ibid., p.10.

[17] Ibid., p.12.

[18] Ibid., p.17.

[19] Ibid., p.18

[20] Ibid.

[21] Ibid.

[22] Ibid., p.21.

[23] Ibid., p.27.

[24] Ibid., p.31.

[25] Ibid., p.38

[26] Ibid., p.79.

[27] Синодальный перевод этого отрывка не отражает смысл оригинала. (прим. пер.)