Библиотека soteria.ru
Пленяем всякое помышление
Ричард Л. Пратт
Дата публикации: 25.06.14 Просмотров: 6327 Все тексты автора Ричард Л. Пратт
5. Человек искупленный
Итак, кто во Христе, тот новое творение; древнее прошло, теперь все новое (2 Кор 5:17)
Без Божьей благодати все мы были бы под проклятием и во власти греха. Однако по Своей великой милости Бог послал Иисуса Христа заплатить за наш грех смертью на кресте. Своим воскресением Христос открыл в жизни человечества новую эру. Все, кто уверовал в Него, спасены от Божьего суда и гнева и вступают под Его благословение. Итак, чтобы наше представление о человеке было полным, теперь мы рассмотрим природу спасенных во Христе.
А. «Обратный ход» грехопадению
В определенном смысле можно сказать, что, приобщая грешника ко спасению, Христос дает грехопадению «обратный ход». Суть грехопадения состоит в том, что Ева отказалась подчиниться Божьему Слову, утверждая свою независимость от Творца. Она не признала отличие творения от Творца, т.к. решила, что способна познать истину самостоятельно, без Бога. А человек, который вверил свою жизнь Христу, поступает наоборот – в поисках истины обращается к Творцу.
Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор 1:21)
Тот, кто считает критерием истины человеческую мудрость — как Ева в Эдемском саду — удаляется от Бога ко лжи. А спасенный во Христе Иисусе от греховной независимости в мышлении идет к познанию Бога. Ева сочла себя независимой и назначила себя верховным судьей истины. А христианин считает мерилом истины и мудрости Слово Божье и признает свою зависимость от Бога. Начало искупления во Христе знаменуется именно тем, что человек принимает Божье Слово как непреложную истину.
Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим 10:17)
Но избавление от последствий греха охватывает весь процесс искупления. Обращением этот процесс не заканчивается, а лишь начинается. Вместе с апостолом Павлом верующий в Евангелие может сказать:
Бог верен, а всякий человек лжив… (Рим 3:4)
Нехристиане отвергают истинное знание, настаивая на своей иллюзорной автономности. И, напротив, христиане убеждены, что Слову Бога следует доверять всегда, потому что Бог верен. Как сказал об этом пророк Исаия:
Я Господь изрекающий правду, открывающий истину (Ис 45:19)
Божье Слово достойно доверия, и христиане полностью полагаются на него. Несмотря на кажущиеся противоречия, советы других людей и сатанинские искушения, верующий заявляет, что:
Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого кроме Тебя; нет твердыни, как Бог наш (1 Цар 2:2)
Такое отношение к Божьему Слову означает, что грехопадению в человеке «дан обратный ход». Это объясняет Павел в послании Коринфянам. Апостол предупреждает их не отворачиваться от проповеданного им Божьего Слова, потому что они призваны хранить верность одному Иисусу Христу. Он предостерегает их, чтобы они не пали жертвой того же обмана, который использовал сатана, искушая Еву; чтобы не уклонились от чистоты и простоты поклонения Христу (2 Кор 11:3).
Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе (2 Кор 11:2-3)
До грехопадения Ева слушала Слово Творца как истину и верила ему. В грехопадении она от него отвернулась. Но христианам следует принимать Божье Слово с полным доверием. Мы не должны повторять грех Евы, потому что в искупленных Христом грехопадению «дан обратный ход» (см. рис. 13)
SHAPE * MERGEFORMAT
Б И Б Л И Я |
рис. 13
Б. Восстановление природы человека через рождение свыше
Думая о спасении во Христе, мы обычно помним лишь о том, как оно влияет на нашу жизнь в вечности. Несомненно, это важно, однако сейчас мы больше внимания уделим тому, как спасение «дает обратный ход» грехопадению и меняет природу человека в сферах познания и нравственности.
Иисус открыл Никодиму и нам необходимое условие, чтобы войти в Царство Божье:
Надлежит вам родиться свыше (Иоанна 3:7)
Чтобы войти в Царство Божье, человек должен родиться свыше — от Святого Духа. Поскольку все люди родились от Адама и поэтому живут под властью греха, им нужно обрести новое начало, возродиться от Духа Божьего. Или же, как говорит об этом апостол Павел:
Итак, кто во Христе, тот новое творение; древнее прошло, теперь все новое (2Кор 5:17)
Спасая нас от греха, Христос не только возрождает нашу личность, — Он вводит нас в совершенно новую сферу бытия. Поэтому вся жизнь верующего есть новый опыт возрождения и перемен.
Слова апостола Павла — «новое творение» — несут важную информацию. Они указывают на связь искупления с первоначальным состоянием вселенной — до грехопадения. Когда Бог сотворил мир и человека, они не были испорчены грехом. Но человек пожелал стать независимым от Создателя, и поэтому все творение попало под власть греха. Однако искупительный труд Христа во многих аспектах восстанавливает то состояние человека, в котором он был сотворен.
…И облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Ефес 4:24)
И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол 3:10)
В тех, кто верует во Христа, Бог воссоздает первоначальную природу подобия Божьего. Он наделяет их праведностью, святостью и верным знанием, которое было утрачено при грехопадении. Особо нужно отметить, что Христос воздействует не на отдельные стороны личности возрожденного, — восстанавливая природу человека, Он изменяет личность во всей ее полноте, включая и мышление.
Мы … пленяем всякое помышление в послушание Христу (2 Кор 10:5)
По сути Бог последовательно воссоздает все грани личности христианина до их изначального неиспорченного грехом состояния. Спасение не знаменует начало легкой и приятной жизни. Через возрождение от Святого Духа Бог вводит нас в новое творение и восстанавливает в нас Свой образ.
Искупленный человек — восстановленый образ Божий — стремится верно понимать общее откровение Бога в природе и Его особое откровение в Писании. Он понимает: недостаточно знать, что дождь – это влага, испарившаяся с земли. Его интересует, что есть дождь, как он являет естество Бога и Его волю. Если бы не грех, это было бы очень просто. Человек мог бы постигать Бога, исследуя мир. Но вследствие греха «существует потребность в ином, лучшем средстве, должным образом направляющем нас к Творцу».[6]
Это лучшее средство и есть Писание. В Библии человек постигает истины, ведущие к спасению, и также истины, ведущие к познанию творения: как оно являет человеку Бога и Его волю. Это вовсе не означает, что Библия становится учебником по естественным наукам — словно христианину нет необходимости исследовать мир и учиться, а достаточно лишь заглянуть в Библию, чтобы открыть научную истину. Писание излагает лишь общие принципы, на которых должно строиться любое научное исследование. Истинное знание о дожде, например, открывает нам милость Бога и Его предписание милосердно относиться к врагам (Мф 5:45-). Конечно, изучение природы дождя с научной точки зрения проясняет и углубляет представление христианина об этом явлении. Но истинное знание о дожде дает только то исследование, которое зиждется на Библии и руководствуется ею.
Став новым творением, христианин признает различие между Творцом и творением в сферах познания и нравственности и принимает как истину Божественное откровение.
В. Христиане и остаточный грех
Жизнь христиан небезупречна. Бог восстанавливает в них Свой образ, но этот процесс закончится лишь со вторым пришествием Христа. А пока христиане призваны бороться с грехом и возрастать в праведности. Вот как описывает эту борьбу апостол Павел:
Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы (Гал 5:17)
Живущий в нас Святой Дух ведет войну с остаточным грехом. В личности верующего действуют две силы: одна направляет его к послушанию, а другая – к непослушанию. Христианин стремится полагаться на Бога, обращаясь в поиске истины и нравственных критериев к Его откровению. Но ему не всегда удается быть последовательным. Временами даже христианин возвращается ко греху Адама и Евы — он пренебрегает различием между творением и Творцом или восстает против него. Его отступление от Бога проявляется в том, что он отказывается признавать Божье откровение во всем, включая Писание. Как неверующие неизбежно сохраняют некоторые свойства Божьего образа, так и христиане не способны полностью избавиться от остаточного греха. Они не могут последовательно соблюдать принцип полного доверия к Богу, и поэтому в их мыслях и поступках остаются островки лжи (см. рис. 14).
ОТКРЫТАЯ БОГОМ ИСТИНАЛОЖЬ
SHAPE * MERGEFORMAT
Путь ослушания и доверия к Богу |
Непоследовательность вследствие греха |
Рис. 14
Именно поэтому Писание так часто наставляет нас избегать греха и противостоять ему. Апостол Павел говорит:
…почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его (Рим 11, 12)
И снова увещевает:
И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим 12:2)
Умение полагаться на Бога в познании истины и нравственном выборе не дается христианам автоматически. Такое умение требует сознательного усилия, стремления «к святости, без которой никто не увидит Господа» (Евр 12:14). Это долгий и трудный путь, но, если мы хотим узнать Бога и Его волю, нужно продолжать идти. Христианин способен постичь истину, потому что возрожден и избавлен от последствий грехопадения. Но необходимо помнить, что грех по-прежнему оказывает влияние на его жизнь.
В заключение скажем, что природу спасенного во Христе необходимо знать, чтобы понимать суть библейской апологетики. Через Свой спасительный подвиг и воскресение Христос обновляет естество всех, кто верует в Него, и наделяет их праведностью и способностью к истинному знанию. И хотя грех еще присутствует в их жизни, они способны полагаться на Бога в нравственном выборе и в поиске истины.
Обзорные вопросы:
1. В каком смысле возрождение «дает обратный ход» последствиям грехопадения?
2. «Бог восстанавливает в христианах Свой образ», — объясните, что это значит?
3. Как возрождение и воссоздание в христианах Божьего образа изменяет их отношение к Божьему откровению в творении и в Писании?
4. Как влияет остаточный грех на сферу познания и нравственности христиан?