Благополучное завершение (42:10–17)

«И возвратил Господь потерю Иова… и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде» (Иова 42:10).

Мы хотим узнать больше об этом, так как в данных словах содержится добрая весть и для нас. Ведь недаром апостол Иаков, ободряя подвергшихся тяжким испытаниям христиан, упоминает о таком славном завершении страданий Иова, имевших место еще в глубокой древности. В выражении «и видели конец [оного] [от] Господа» (Иак. 5:11) содержится обетование, которое также относится и к ним.

Какого же рода это обетование? Ведь они не были Иовом, и благополучное завершение его страданий, кажется, не имеет никакого к ним отношения. Как и к нам. Мы прекрасно об этом знаем из собственного опыта. Горе во многих случаях так и остается горем.

Почему же тогда благополучное завершение страданий Иова имеет значение для всех христиан? Потому что Бог Иова является также и Богом всех христиан. Потому что Он любит нас так же сильно, как и Иова. Потому что у Бога один замысел в отношении всех тех людей, которые веруют в Него. Вот почему это блистательное завершение истории Иова имеет такое большое значение для уповающих на Господа. Вот почему эта история с ее замечательным концом стала благой вестью для христиан, для нас – чтобы дать нам надежду, даже тогда, когда кажется, что надежды нет.

Удивительные изменения

Иов всегда ждал изменений. Даже в самые горькие минуты он исповедовал: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его!..» (Иова 19:25–27).

Однако он не мог даже представить, что такие разительные перемены произойдут во время его земной жизни. Ему никто не давал такого обещания. Иов был совершенно уверен в том, что умрет. Но в один прекрасный день лихорадка и зуд прошли, раны затянулись, кожа очистилась от струпьев. Более того, братья и сестры Иова возвратились к нему, он стал еще богаче, и Бог подарил ему новых сыновей и дочерей.

Время изменений

Когда же произошли эти счастливые изменения?

Очевидно, что изменения не происходили до тех пор, пока не был дан ответ на главный вопрос. Сатана утверждал, что люди больше не могут обрести спасение, не могут любить Бога всем сердцем, ведь вера даже самых благочестивых людей на земле представляла собой не что иное, как лицемерную форму эгоизма: люди с Богом лишь до тех пор, пока им это выгодно.

Эта попытка подорвать основы спасительного труда Божьего во Христе должна была быть пресечена на корню. Поэтому необходимо было убедительно опровергнуть такое лживое обвинение. Не должно было остаться никаких сомнений в том, что Иов искренне любил Бога.

Искренность любви Иова к Богу была видна в его общении с Богом. Он требовал справедливости. Поступая таким образом, он иногда выходил за рамки почтительного отношения к Богу. Тем не менее Иов даже не задумывался о том, чтобы проклясть Бога, как того желал сатана. Есть несколько кульминационных моментов в речах Иова – в его описании Бога и в его обращении к Богу. Они представляют собой замечательные свидетельства его непоколебимой веры в Бога. Но когда именно Господь решил, что предоставленных сатане доказательств любви Иова к Нему достаточно? В какой момент это произошло?

Точно не тогда, когда Иов после первых обрушившихся на него несчастий прославил имя Господа в своем уже ставшем известным исповедании («наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!», Иова 1:21).

Также и не тогда, когда Иов, будучи внезапно поражен проказой, показал жене (которая призывала его похулить Бога), насколько он доверяет Господу (Иова 2:10).

И не тогда, когда Иов, выпив чашу страданий до дна, провозгласил: «А я знаю, Искупитель мой жив…» (Иова 19:25).

И не тогда, когда Иов, глубоко сожалея о своих укорах Господу, исповедал: «Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иова 42:6).

И даже не тогда, когда Бог лично сказал Елифазу, что не он и его друзья, но Иов говорил о Нем верно (Иова 42:7).

На наш взгляд, каждый из этих моментов был подходящим для начала изменений. Тогда почему ничего не произошло?

Если не в эти моменты, то когда?

«И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих…» (Иова 42:10).

Он неоднократно молил Господа облегчить его страдания. Но все казалось тщетным.

Интересно отметить, что Бог изменил жизнь Иова, когда тот помолился не за себя, но за других. Именно тогда Господь решил, что предоставленных сатане доказательств любви Иова к Нему достаточно. Иов любил Бога без какого бы то ни было корыстного умысла.

Но почему Господь так высоко оценил заступническую молитву Иова? Почему Он рассматривал ее в качестве непреложного и неопровержимого доказательства того, что Иов служит Ему нелицемерно? Нам трудно дать незамедлительный ответ на данный вопрос. Был ли Иов приятно удивлен, когда друзья признали пред ним свою неправоту? Но молиться за таких людей – не такая уж трудная задача. Кроме того, Господь Сам повелел Иову помолиться за друзей. Это великая честь!

Все это верно, но тем не менее не доказывает, что Иову не было трудно совершить такую молитву. Ведь он все еще был смертельно болен. Скорее, здоровые люди молятся за больных, нежели наоборот. Однако в данном случае трое здоровых мужей просят больного человека заступиться за них в молитве. Тот, кто серьезно и долго болел, знает, как трудно думать о других, когда все беспокойства связаны с собственным здоровьем. Действительно, требуется значительная доля самоотречения, чтобы в таком случае уделять внимание другому человеку, и особенно желать ему счастья, которого лишен сам.

Еще труднее вести себя подобным образом по отношению к человеку, который был немилосерден с нами. И Иов должен был отречься от себя ради подобных людей. Он должен был отказаться от мыслей о мести, принимая во внимание их бесчисленные обвинения. Это не так просто сделать. Таким образом, поведение Иова свидетельствовало о том, что он желал любить ближнего, как самого себя. Иов исполнил то, что позднее Иисус назовет второй великой заповедью: возлюби ближнего своего, как самого себя. Это и был поворотный момент в жизни Иова.

Но есть еще и первая заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим. Господь превыше всего оценил любовь Иова к Нему во славу Его Божественного Имени.

Конечно, у нас нет текста ходатайственной молитвы Иова, но тем не менее нам нет нужды теряться в догадках относительно ее содержания. Мы точно знаем, судя по двум высказываниям Господа, что друзья Иова говорили о Нем неверно. По этой причине Он и разгневался.

Иов знал об этом. Сами друзья подробно рассказали ему о данном обстоятельстве. Они попросили его: «Не соблаговолишь ли ты попросить Господа нас простить за то, что мы злоупотребляли Его Именем?» И Иов выполнил просьбу друзей. Мы можем сделать такой вывод на основании того, что Господь услышал его молитву. Он сделал это ради Иова. В заступнической молитве Иова было уделено самое серьезное внимание одной важной истине: «Господь, прости их за то, что они не мне, но Тебе сделали».

Иов достоин уважения. Он не думал о собственном горе или мести. Он думал лишь об одном – о прославлении своего Бога. Таким образом, эта заступническая молитва убедительно доказывает, что Иов любил Бога всем сердцем. Его молитва стала блистательным свидетельством того, что оскорбление Божьего благого Имени его беспокоило несравнимо больше, нежели собственное плачевное положение.

Это свидетельство заставило сатану замолчать – и испытание Иова было завершено.

Поворотный момент

Все было как в сказке. Лучше и быть не могло. Иов совершенно здоров. Иов сказочно богат. Теперь у него в два раза больше овец, верблюдов и ослиц.

У Иова новая семья. Как и раньше, у него семь сыновей и три дочери. Замечательно! Очевидно, погибших детей Иова также следует принять во внимание. Он утратил скот, но его дети не потеряны. Ведь жертвы, которые он постоянно приносил за своих сыновей и дочерей (Иова 1:5) с их согласия, покрыли их грехи. Они были с Господом. Но теперь у Иова родилось еще десять детей. От первой ли жены? Или она умерла, и он женился повторно? Это несущественно для понимания сути. А суть в том, что Иов был благословлен: утраченное возвратилось, а что-то даже удвоилось.

Тем не менее нам не следует питать иллюзий. Иов не мог стереть из памяти горестные воспоминания. Бог не возвратил ему погибших детей и убитых слуг. Шрамы никуда не делись. Не все было так, как прежде.

Кроме того, новое богатство Иова не появилось у него в одночасье. Потребовались годы, чтобы приобрести его.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что все братья и сестры Иова и все его знакомые «…пришли к нему… и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него…» (Иова 42:11). Они не пришли с пустыми руками, но подкрепили слова сочувствия богатыми подарками: «…и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу» (Иова 42:11). Возможно, эти подарки должны были стать новым «стартовым капиталом» для их отношений.

Но они опоздали. Во время болезни Иов жаловался, что родственники и друзья оставили его (Иова 19:13–19). Тем не менее он простил их и пригласил к столу. Таким образом, все разорванные отношения были восстановлены.

Господь же подарил Иову еще сто сорок лет жизни.

Внимание к земному

Не слишком ли много внимания уделяется земной роскоши и богатству? Такое чувство, будто мы попали в сказочный мир невероятно богатого шейха. Мы слышим об огромных стадах, празднествах, гостях, приносящих в качестве подарков золотые монеты и кольца. Его дочери названы самыми красивыми девушками Востока, которые получили от отца свою часть приданого. Эти упоминания не случайны. Автор хотел показать, насколько богат Иов и насколько он доволен и своими сыновьями, и дочерьми. Семейные узы крепки, как и прежде.

Многие из нас чувствовали бы себя не совсем уютно в компании такого сказочно богатого князя-скотовода. Но именно Господь даровал ему все эти блага. Об этом говорится трижды: «и возвратил Господь потерю Иова», «и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде», «и благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние» (Иова 42:10, 12). Под этим подразумевалась новая семья Иова, его несметное богатство в виде огромного поголовья скота, восстановленные отношения с родственниками и друзьями, а также отличное здоровье.

Поэтому мы не имеем права утверждать, что это было всего лишь земное богатство. Это было Божье благословение. Отличное здоровье, интересная работа, хорошие друзья, крепкие семейные узы, счастливый брак, замечательные дети, солидный доход – все это Божьи дары. Господь знает, как сделать счастливым человека из плоти и крови. И Он сделал счастливым Иова. И Иов наслаждался этим. Так заканчивается Книга Иова.

Но также в ней содержится обетование, что этот же Бог в определенное время изменит и нашу судьбу – если не в этой земной жизни, то в будущей. И эти изменения невозможно будет даже описать словами. Однажды мы обретем совершенное счастье. Все мы. Вне зависимости от того, молодые мы или пожилые, черные или белые, богатые или бедные, здоровые или больные. Конечно, у восьмидесятилетнего пенсионера в пансионате для пожилых людей иные мечты и желания, нежели у восемнадцатилетнего юноши, интересующегося компьютерами. У темнокожей жительницы Африканского континента представления о счастье несколько отличаются от представлений белой девушки, проживающей в Амстердаме, несмотря на то что обе могут быть искренними христианками.

Кроме того, идеалы людей Средневековья сильно отличались от идеалов современных людей.

Бесчисленны различия между людьми, связанные с возрастом, способностями, интересами, здоровьем. Благословенная жизнь Иова со всем его богатством многим из нас не кажется привлекательной. Далеко не каждый почувствовал бы себя на вершине счастья в тогдашнем ближневосточном мире – среди овец и верблюдов. Но будут ли все люди, искупленные Христом, в равной мере счастливы в будущей жизни? Будем ли счастливы мы?

Пусть никто в этом не сомневается! Ведь на новой земле Бога будут люди из всех времен, народов и культур. Там найдется место как для бывшего директора атомной электростанции из двадцатого столетия, так и для князя-скотовода из древнего мира, мира, где главным оружием были лук и стрелы; как для рабыни, жившей во времена апостола Павла, так и для современной женщины. Даже у христиан на протяжении многих столетий были различные идеалы. Но Бог точно знает, как всех людей со всего мира, живших во все времена, сделать счастливыми. И Он сделает это. «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

Сам Бог будет посреди них. И это величайшее счастье. Самым сокровенным желанием Иова было встретиться со своим Богом.

Исполнение этого желания сделает христиан всех времен и народов совершенно счастливыми.

Богат, как Иов

После всех страданий Иову была дарована прекрасная жизнь. На этой земле! Однако нет гарантии, что наша жизнь будет в большей или меньшей степени похожа на жизнь Иова. Мы не станем так же богаты, как Иов. Не на этой земле. Мы даже не можем быть уверены в том, что наше положение вообще улучшится. Но как нам увязать наши страдания с таким прекрасным завершением истории человечества? Неужели мы, согласно Святому Писанию, во времена страданий можем надеяться только на то, что придет в будущем?

Поучителен ответ на данный вопрос апостола Иакова. Он ободрял страдающих христиан, ссылаясь именно на благополучное завершение «от Господа» (Иак. 5:11).

На что же именно он обращает их внимание?

Он не говорит: «Сегодня у вас ничего нет, но в будущем есть надежда на лучшее, как это было с Иовом». Он утешал христиан не просто надеждой на изменения, которые произойдут в будущем – либо в земной, либо в небесной жизни. Заключение, к которому приходит Иаков, содержит в себе несравнимо большее. Он показывает, что Господь богат милостью и благостью. Однако это не относится лишь к заключительной главе повествования об Иове, в которой описывается его благоденствие. Иаков пишет, что Господь всегда богат милостью. То есть Господь был богат милостью как во времена болезни Иова, так и тогда, когда на него обрушились несчастья.

Как нам кажется, в этом и состоит суть Книги Иова! Мы зачастую не знаем, почему в нашей жизни происходят несчастья, несмотря на все наши попытки их объяснить. И ни один человек не смог бы дать объяснение всему происходящему. Мы знаем, что Господь испытывает нас в несчастьях, но не знаем, почему одного человека Он подвергает испытаниям, а другого нет. Многого мы не знаем.

Но, по мнению Иакова, конец истории Иова показывает нам, насколько богат Господь милостью и благостью. Он не становится милостивым и благим лишь тогда, когда мы болеем и страдаем. Мы не должны думать, что испытаем Его милость лишь после того, как справимся с трудностями. Никак нет. Бог милостив всегда!

Бог был милостив как в трудные для Иова времена, так и в неменьшей степени во времена его последующего благополучия. Но мы осознаём эту истину лишь тогда, когда происходят изменения. Нам кажется, что Божья милость является лишь в благополучных переменах. Но Господь всегда богат милостью и благом – во все дни, даже в самые трудные из них.

Благодаря милости и благости Господа Иов был спасен и, даже падая, продолжал на Него уповать.

В этом для нас есть радостная и достойная доверия весть: нас поддерживают и укрепляют милость и благость, которыми так богат Бог. Во все дни – и в радостные, и в печальные.

Как мы можем быть уверены в этом? Даже зная о происходившем в Аушвице?

Мы можем быть уверены в этом, потому что живем после ГОЛГОФЫ.

Именно на кресте в Иисусе Христе была явлена Божья любовь, которая, подобно неразрушимому монументу, возвышается над ужасами этого времени.