4. Дар праведности

Продолжая наш обзор Послания апостола Павла к Римлянам, давайте вспомним, что в прошлый раз мы с вами остановились на третей главе, в которой апостол провозглашает: «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех». И вы помните, что когда мы только начинали наш разговор, то увидели, что в первой главе Павел заявляет центральную для всего послания мысль о праведности Божией, которая дается через веру. Но потом он неожиданно отходит от основной темы и обращается к вопросу о том, почему мы должны быть оправданы только верой. Он показывает, что весь мир, как евреи, так и греки, приведен на суд Божий и осужден. И говорит, что через закон мы понимаем, что являемся грешниками и должниками, которые не в состоянии отдать долг, и что мы находимся в ужасном положении неправедных людей, которые призваны к ответу святым и праведным Богом.

И вот, следующий стих послания начинается со слова, которое мне очень нравится у апостола Павла — это слово «но». Эн, о[6]. Для того, чтобы подчеркнуть его значение, я буду называть его апостольским «однако», несмотря на то что апостол и не использует здесь другое слово. Это слово кажется мне настолько важным для всего Нового Завета и я так часто обращал на него внимание в других посланиях Павла, что одна женщина (она ходила на мои занятия и любила вышивать) подарила мне замечательную вышивку, на которой было только одно слово — «но». Я повесил ее на стену своего кабинета в Пенсильвании.

Это слово указывает на резкий поворот, неожиданное «однако». Апостол переводит дух. Он только что сообщил нам ужасную новость, что своими делами и «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть». А затем он говорит: «Но ныне…» Что значит — «однако»: теперь он сообщит нам нечто, что позволит вздохнуть свободно после того, как мы пришли к суровому заключению, что ни один человек не сможет быть оправдан своими благими делами. И вот апостол провозглашает: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия». Давайте снова вернемся к первой главе послания. Правда, или праведность, Божия полностью явлена в законе. Закон открывает природу Бога и отражает Его святость. Но здесь речь идет о совершенно ином откровении праведности Бога — о такой праведности, которая явлена независимо от закона.

Помните, что, говоря о первой главе послания, мы упоминали о том, как Августин понимал эту первую главу, и о том, что понимание Августина очень повлияло на Лютера. Лютер пришел к формулированию доктрины оправдания только верой через размышление над словами Павла, что «открывается праведность[7] Божия от веры в веру». Августин же указывал на то, что праведность, о которой здесь говорится, это не та праведность, которая выражает природу Самого Бога, — Его вечная праведность; а та, которой Бог наделяет людей, не имеющих собственной праведности. Это самое ядро и средоточие Евангелия и суть провозглашенной в Реформацию доктрины оправдания только верой.

Вы, наверное, знаете, что когда Лютер начал формулировать свое понимание оправдания, он использовал два маленьких латинских словечка, которые, как мне кажется, стали самой важной формулировкой, которая когда-либо была высказана Лютером и которая как нельзя лучше выражает суть доктрины оправдания. Это слова extra (оно понятно на всех языках) и nos, extra nos, что можно буквально перевести как «помимо, или вне, нас». Лютер хотел сказать, что та праведность, благодаря которой мы находим оправдание в глазах Бога, это не наша собственная праведность, которая относится к самой нашей природе, к тому, что мы делаем, заслуживаем, добываем — нет, та праведность, которая оправдывает нас в глазах Бога, это праведность кого-то другого, праведность, которая была достигнута и заслужена кем-то extra nos, помимо нас, вне нас, а именно праведность Иисуса Христа.

Павел здесь переходит к той части своего послания, где он разъясняет благовестие оправдания. «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих». То есть это праведность, которую получают те, кто возложили свою надежду на Христа. И заметьте, Павел не говорит, что его благовестие есть нечто коренным образом отличное от ветхозаветного учения. Он старательно подчеркивает, что то откровение, о котором он говорит, не возникло de novo, как Афина из головы Зевса, но было возвещено законом и пророками, в том смысле, что закон открывает нашу абсолютную неспособность своими силами добиться награды от Бога, он призван явить нам глубину нашего греха и совершенную бесполезность попыток опереться на свои собственные силы.

Далее апостол говорит, что праведность Божия проявляется «во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией». Не знаю, так ли это, мне кажется это немножко сомнительным. Думаю, что это выдумка, но однажды я прочитал в очерке жизни Билли Грэма, что в одной из своих проповедей он процитировал этот стих 56 раз. Честно сказать, я не могу представить себе человека, который сможет 56 раз повторить один и тот же стих в своей проповеди: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией». Думаю, что мы можем уверенно сказать, что Билли Грэм не произнес ни одной проповеди, в которой бы он не процитировал это стих, пытаясь убедить людей в том, что все мы находимся в падшем состоянии и лишены Божьей славы, и нуждаемся в Искупителе. А процитировал ли он его действительно 56 раз во время одной из проповедей — этот вопрос я оставлю решать историкам.

Затем апостол продолжает: «…получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса». Это значит, что оправдание, которое составляет ядро искупления, основано на и следует из того, что было совершено Иисусом Христом. Сказать, что мы оправдываемся только верой, значит другими словами выразить главную мысль: мы оправдываемся только Христом.

Приведенный текст использует понятие, которое может быть не всем понятно — это понятие «умилостивления». В старых переводах Библии на английский язык вы часто можете встретить два слова, которые звучат несколько архаично для современного читателя — это слова «умилостивление» и «очищение». Они служат переводом одного и того же греческого слова, но имеют разное значение. Различие между ними состоит в том, что «умилостивление» обозначает вертикальное действие, которое обращено непосредственно к Богу. «Очищение» относится к действию, имеющему горизонтальную направленность.

Значение этих слов следующее. Когда Христос «очищает» наши грехи, это значит, что Он берет их от нас. Он принимает их на Себя, подобно козлу отпущения, на голову которого в Ветхом Завете символически переносились грехи всего народа и который затем изгонялся из израильского стана. Этот ритуал служил выражением идеи умилостивления. И в Ветхом Завете о прощении чаще всего говорится с помощью похожих образов, которые указывают, что грех удаляется от нас: «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши». Бог объявляет Исайе не только то, что Он простил его, но также что Он удалил, или забрал, его грехи. Также и Новый Завет говорит о том, что Иисус Христос берет наши грехи на крест. Он забирает их от нас и принимает на Себя. И в момент Своей жертвенной смерти на кресте, Иисус совершает «умилостивление», то есть Он удовлетворяет требование Божественной справедливости. Умилостивление состоит в том, что Иисус приносит Себя в совершенную жертву Богу, которую Бог считает достаточной, чтобы не обрушивать свой гнев на нас.

Итак, весь мир объявлен виновным перед своим Творцом. И если Бог остается справедливым и вершит Свой суд в согласии со справедливостью, Он должен будет судить каждого из нас, в то время как мы будем стоять перед Ним, не имея ничего, кроме своих грехов. Если же мы хотим быть спасены, должно произойти две вещи: во-первых, справедливый суд Божий должен осуществиться, и во-вторых, наш грех должен быть каким-то образом удален от нас. И мы видим, что искупительная жертва Христа удовлетворяет оба эти требования. С одной стороны, Его земной путь представляет собой жизнь в совершенной покорности Богу. Он соблюдает закон. Он абсолютно справедлив и праведен. Мы нарушаем закон, и мы не совершенны. Поэтому наше нечестие переносится на Христа, а Его праведность вменяется нам. Христос искупает наши грехи и также передает нам благословение Отца, заслуженное Его совершенным послушанием во время земной жизни.

Давайте пойдем дальше по тексту. Все это совершается «к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса». Это ключевое выражение нашего краткого обзора Послания к Римлянам. Оно очень важно.

Я уже рассказывал историю о том, как много лет назад, когда пресвитерианская церковь только формировалась в Западной Пенсильвании, руководство церкви попросило меня составить список вопросов для экзамена студентов, которые только что закончили семинарию и готовились принять священнический сан, но перед тем должны были пройти «священное испытание». Это испытание было «священным» постольку, поскольку через него должен был пройти каждый студент, перед тем, как церковь позволяла ему стать священником. Итак, я подготовил вопросы к этому экзамену, и один из разделов списка составляли вопросы, на которые надо было ответить только «верно» или «неверно». Я уже знал из собственного многолетнего опыта преподавания в семинарии, что вопросы, требующие ответа «верно»/«неверно», особенно сложно готовить, потому что вам надо очень ясно представлять себе, как любой человек, которому попадется этот вопрос, поймет его. И в тех вопросах, которые требуют ответа «неверно», ошибка должна быть совершенно очевидна, так чтобы не могло возникнуть недоразумений.

После того, как я подготовил ту часть теста, в которой нужно было сказать, верно то или иное утверждение или неверно, я попросил всех своих знакомых, которые уже стали пресвитерами, выполнить этот тест, не ставя своих имен на бумаге. Я не хотел никого обидеть. Я просто хотел посмотреть, как уже опытные пресвитеры справятся с моим тестом, чтобы понять, готовим ли мы это «испытание» честно и не требуем ли невозможного от студентов, только что окончивших семинарию. Все мои знакомые согласились сделать это, и я раздал им тест.

В нем был такой вопрос: «Бог может освободить человека от вины только одним путем — через искупительную жертву Иисуса Христа. Верно или неверно?» Я раздал эту часть вопросов всем своим знакомым священнослужителям, и все они споткнулись в этом месте, все без исключения. Все до одного ответили, что это утверждение верно. Но оно было неверным. Ловушка содержалась в выражении «освободить от вины». Бог оправдывает грешных людей, Он прощает виновных, но Он никогда не освобождает от вины, в том смысле, что просто снимает с человека все обвинения, делая вид, что тот не сделал ничего дурного. В этом месте экзамена содержалась ловушка, в которую все и попались.

На чем бы я хотел сделать особенный акцент сегодня. Павел изо всех сил стремится дать понять, что чудесный дар оправдания, который дается нам через Христа и который мы получаем, обращая свою веру и надежду ко Христу, никак не отменяет праведности Бога. Бог не отказывается от справедливости. А это значит, что хотя спасение, которое дает нам Бог, и несет в себе прощение, это прощение не обходится без наказания. Наказание должно совершиться. И через крест справедливость Бога находит свое удовлетворение.

Мы могли бы спросить: «Почему же Бог просто не провозгласит с небес, что все мы прощены? Зачем Ему потребовалось посылать Своего Сына на страдание и унижение и давать испытать на Себе всю тяжесть гнева Божьего на кресте?» Ответ на этот вопрос: «Чтобы Бог мог быть одновременно праведным и оправдывающим». Он «праведен» и потому не оставляет без наказания ни одного греха, совершенного нами. И Он «оправдывает» нас тем, что обращает это наказание на Другого. Так что крест одновременно являет нам справедливость Бога и Его милость. В нем проявляется справедливость, так как возмездие за грех совершается, и в нем проявляется милость, так как Бог принимает заместительную жертву за наши грехи. Надеюсь, теперь мы понимаем, что хочет сказать Павел, когда он заявляет, что Божья справедливость, которая осуществляется через Христа, показывает нам, что Бог выступает одновременно и праведным, и оправдывающим.

Затем в 27 стихе апостол задает вопрос: «Где же то, чем бы хвалиться?» И как же он отвечает? «Похвала сведена к минимуму». «Хвалиться можно только очень редко». Так ли говорит апостол? Нет. Он говорит: «Где же то, чем бы хвалиться? Уничтожено». «Уничтожено» означает, что этому больше нет места. В жизни христианина нет ничего, чем он мог бы хвастаться, потому что как он спасен? Христом. Апостол говорит: «Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона». Вот вывод, к которому приходит апостол, разъясняя Евангелие. Нам нечем хвалиться. Мы видим, что наше спасение даже в малейшей мере не зависит от наших дел. Мы не имеем никаких заслуг, никаких добродетелей, которые могли бы представить Богу, кроме тех недостатков, которые отражают испорченность нашей природы. Если же вы стали верующим человеком, то только по благодати. Нет ни одной заслуги, которую вы можете принести Богу и из-за которой Он будет вынужден оправдать вас. Та праведность, которая оправдывает нас, это праведность extra nos, праведность, которая вне нас, то есть только праведность Иисуса Христа.

Один из ожесточенных споров Реформации XVI века был вызван тем, что Лютер вставил в свой перевод Библии на немецкий язык слово «только» в 28 стихе 3 главы Послания к Римлянам, так что текст звучал: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается только верою, независимо от дел закона». Эти слова вызвали крики протеста, которые не утихают и до наших дней. Многие люди говорят: «Да, конечно, человек оправдывается верой, но не только верой. Верой и еще чем-то. Верой и делами». Но Лютер защищался с помощью двух доводов. С исторической точки зрения, даже ранние католические переводы Библии на латинский язык, появившиеся в Италии в XIV веке, содержали в тексте слово «только» (я думаю, напечатанное курсивом), так что это не было изобретением самого Лютера, который скорее стремился раскрыть подлинное содержание текста. Если же человек «оправдывается верой независимо от дел закона», то что это еще может означать кроме того, как — только верой, не верой плюс одно дело, или два дела, или несколько дел, но только верой. Потому что вера есть то, что связывает нас со Христом и через что мы получаем Его праведность. И как я уже говорил, сказать, что мы оправдываемся только верой, значит то же, что сказать, что мы оправдываемся только праведностью Иисуса Христа.