Доктрина о завершении мира

«Се, гряду скоро и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его».

Откр. 22:12

«Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением…»

II Петр. 3:14,15

«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет…»

Откр. 21:4

ЭСХАТОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ФИЗИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ

А. Природа физической смерти. Физическая смерть по-разному представлена в Писании. О ней говорится как о смерти тела в отличие от смерти души (Матф. 10:28; Лук. 12:1—4); как об окончании или потере животной жизни (Лук. 6:9; Иоан. 12:25) и как об отделении души от тела (Екк. 12:7; Иак. 2:26). Основываясь на этих представлениях Писания, физическую смерть можно определить как прекращение физической жизни, происходящее вследствие разделения тела и души. Физическая смерть не является аннигиляцией (уничтожением), хотя некоторые секты представляют смерть грешников именно так. Смерть не является также прекращением существования, а представляет лишь прекращение естественных связей жизни.

Б. Связь между грехом и смертью. Пелагианцы и социнианцы считают, что человек был создан смертным не только потому, что он может стать добычей смерти, но и потому, что он является объектом разложения и, таким образом, обречен на умирание. Но такой подход, безусловно, не гармонирует с Писанием, поскольку в нем говорится, что смерть была введена в мир человеческий через грех как наказание за грех (Быт. 2:17; 3:19; Рим. 5:12,17; 6:23; І Кор. 15:21; Иак. 1:15). В Библии смерть не рассматривается как естественное явление в жизни человека, наоборот, она представлена как нечто чужеродное и злое. Смерть является выражением божественного гнева (Пс. 89:7,11); судебного приговора (Рим. 1:32), проклятия (Рим. 5:16; Гал. 3:13), наполняющего сердца людей страхом и ужасом. Проник-новение греха в мир принесло наказание смертью. Бог абсолютно справедливо мог бы ввести наказание смертью немедленно после нарушения закона (Быт. 2:17). Но посредством Своей общей благодати Он ограничил действие греха и немедленное наказание смертью, а посредством Своей специальной благодати через Иисуса Христа победил силы зла (Рим. 5:17; I Кор. 15:45; II Тим. 1:10; Евр. 2:14; Откр. 1:18; 20:14).

В. Значение смерти верующих.Библия говорит о физической смерти как о наказании, или «возмездии за грех». Поскольку верующие освобождены от вины за грех, естественно возникает вопрос: «Почему они должны умереть?» Ведь совершенно очевидно, что смерть не может быть для них наказанием, так как они более не находятся под проклятием. Зачем же тогда Бог заставляет их пройти через ужасное испытание смертью? В таком случае смерть должна, видимо, рассматриваться как кульминация тех страданий, которые Бог предопределил для очищения Своего народа. Даже сама мысль о смерти и утрате через смерть, чувство, что болезнь и страдания являются предвестниками смерти, и даже само осознание приближения смерти — все это оказывает благотворное воздействие на людей Божиих. Все это помогает обузданию гордыни, усмирению плоти и мирских страстей, воспитанию духа.

Вопросы для самопроверки

Как представлена в Библии физическая смерть? Как ее можно описать? В чьей доктрине содержится утверждение, что человек смертен и является объектом закона о смерти? На чем основывается утверждение, что смерть не есть нечто естественное в жизни человека? Какова связь между грехом и смертью? Является ли физическая смерть наказанием для верующих? Какой цели в отношении верующих служит физическая смерть?

ПРОМЕЖУТОЧНОЕ СОСТОЯНИЕ

Существуют самые различные теории относительно состояния человека в период между его смертью и общим воскрешением. Ниже мы обсудим наиболее важные из них.

А. Существование человека в «шеол-гадес». Теория о существовании человека в «шеол-гадес», согласно которой как праведник, так и грешник после смерти опускаются в промежуточное место, которое в Ветхом Завете называется шеол, а в Новом Завете гадес*, является достаточно популярной. Это место не является ни местом наказания, ни местом вознаграждения, а местом, где участь всех сюда попавших одинакова и мертвые обречены на существование, представляющее призрачное отражение земной жизни. Это ужасное место, где все бездеятельно, где самосознание еле теплится, где существование лишено какого-либо интереса и радости земной жизни превращены в печаль. Однако предположение о таком месте, которое является не раем и не адом, месте, в котором собираются все мертвые и остаются там постоянно или до какого-то часа всеобщего воскрешения, предположение, породившее много метафорических образов и описаний, безусловно не является составной частью библейского учения. Термины «шеол» и «гадес» далеко не всегда имеют одинаковый смысл в Библии.

Если бы эти термины всегда обозначали место, в которое попадают как праведные, так и грешные, то, видимо, нельзя было бы рассматривать схождение грешников в «шеол» как предупреждение живущим об осуждении греховной жизни,

* В русском синодальном переводе Библии употребляется только слово «шеол». Греческое «гадес» переводится как «преисподняя», «ад» или «царство мертвых». на что указывается в ряде мест Библии (Иов. 21:13; Пс. 9:18; Прит. 5:5; 7:27; 9:18; 15:24; 23:14). И как могла бы Библия говорить, в таком случае, о гневе Божием, что он горит там (Втор. 32:22)? Поэтому, по-видимому, можно утверждать, что термины «шеол» и «гадес» служат для обзначения места, где осуществляется наказание грешников, Однако также совершенно очевидно, что эти термины не всегда имеют это значение, поскольку Библия говорит и о благочестивых, которые спускаются или находятся в шеоле. В некоторых местах Библии эти слова вообще не служат для указания места, а служат для обозначения статуса смерти, или состояния отделения души от тела. Это состояние метафорически иногда представляется как место, куда попадают после смерти все, богатые и бедные, благочестивые и грешные. Перед смертью все равны. В Иов. 14:13,14; 17:13,14; Пс. 88:49; Ос. 13:14; I Кор. 15:55; Откр. 1:18; 6:8 слова «шеол» и «гадес» относятся именно к состоянию, а не к месту. Кроме того, иногда «шеол» и «гадес» обозначают могилу, хотя подчас трудно однозначно провести четкую границу между понятиями «статус смерти» и «могила» (Быт. 42:38; 44:29,31; Чис. 16:30,33; Иоан. 17:13; Пс. 15:10; 48:15,16).

Б. Доктрина чистилища*, лимбус патрум и лимбус инфантум.

1. Чистилище. В соответствии с доктриной римско-католической церкви души тех, кто был чист, при смерти сразу попадают на небеса или предстают перед Господом Богом (Матф. 25:46; Филип. 1:23), но души совершивших грехи, которые могут быть прощены, а таковым является статус большинства верующих в момент их смерти, — должны пройти процесс очищения, перед тем как попасть в благодать рая. Процесс очищения происходит в чистилище, где души испытывают как боль и страдания, так и чувство облегчения от процесса очищения. Длительность пребывания в чистилище и интенсивность процесса очищения являются индивидуальными для каждого туда попавшего. Время пребывания в чистилище и интенсивность страданий

* Совершенно отвергается евангельскими церквами, как не находящая подтверждения в Писании. могут быть облегчены молитвами и добрыми делами церкви умершего и особенно служением литургии по нем. Изложенное здесь подтверждается в II Маккавейской 12:42—45, а также, как считают некоторые, в Мих. 7:8; Зах. 9:11; Матф. 12:32; I Кор. 3:13—15; 15:29. Однако, на наш взгляд, изложенное выше в этих местах подтверждения не находит.

1. Лимбус патрум. Лимбус патрум — это место, где, согласно трактовке римско-католической церкви, души ветхозаветных святых находились в ожидании воскресения Господа из мертвых. После смерти Христос спустился в гадес, освободил святых и с триумфом поднял на небеса.

2. Лимбус инфантум. Римские католики считают, что лимбус инфантум есть место пребывания некрещеных младенцев, независимо от того, являются ли их родители необращенными или христианами. Эти дети не могут быть допущены на небеса и допущены в царствие Божие (Иоан. 3:5). Они остаются в лимбус инфантум без какой-либо надежды на спасение. И нет единого мнения относительно их точного статуса. Доминирующим является суждение, что они, хотя и не подвергаются никакому наказанию, тем не менее удалены от благодати небесной. Они знают и любят Господа своей внутренней сущностью и испытывают данное им природой счастье.

В. Доктрина усыпления души. Некоторые секты в период раннего христианства, а также в средние века и времена реформации поддерживали доктрину, согласно которой после смерти душа продолжает существоваать в состоянии, когда она себя не осознает, или в состоянии сна. Эта точка зрения поддерживается ирвингианами в Англии и русселитами в Соединенных Штатах. Она является весьма притягательной для тех, кому трудно поверить в возможность сознательного существования души, отделенной от мозга. И они считают, что их точка зрения поддерживается в Писании, где смерть рассматривается как сон (Матф. 9:24; Деян. 7:60; I Кор. 15:51; I Фес. 4:13), а также в местах, где будто бы говорится о бессознательном состоянии мертвых (Пс. 6:6; 29:10; 113:25; 145:4; Екк. 9:10; Ис. 38:18,19). Следует, однако, отметить, что Библия нигде не говорит, что душа засыпает или что засыпает тело, об этом говорят лишь умирающие люди. И даваемая интерпретация Библии основывается на сходстве между спящим и умирающим телом. Более того, места, которые, казалось бы, говорят о бессознательном состоянии мертвых, фактически лишь подчеркивают тот факт, что в состоянии смерти человек не может проявлять признаки осознания действительности, не может участвовать ни в чем, что происходит вокруг него. Библия представляет верующих непосредственно после смерти как участников сознательной жизни в единении с Богом и Иисусом Христом (Лук. 16:19—31; 23:43; Деян. 7:59; II Кор. 5:8; Фил. 1:23; Откр. 6:9; 7:9; 20:4).

Г. Доктрина аннигиляции и доктрина условного бессмертия. В соответствии с этими доктринами не существует ни сознательного, ни какого-либо другого существования грешников после смерти. Эти доктрины согласуются друг с другом относительно конечного состояния грешников, но отличаются некоторыми фундаментальными положениями. Доктрина аннигиляции исходит из того, что человек был создан бессмертным, но за свои грехи лишен этого дара и должен быть подвержен абсолютному уничтожению или же, что в общем практически одно и то же, должен быть лишен навсегда способности сознания и мышления. Однако, согласно доктрине условного бессмертия, оно не является естественным даром человеку, а даром лишь для тех, кто верует во Христа. Человек, который не принимает Христа, подвержен абсолютному уничтожению или лишению дара сознания и мышления. Некоторые сторонники этой доктрины считают, что грешникам после смерти все-таки дается ограниченное время для осознания страданий, ниспосланных им за грехи. Эти доктрины используют в первую очередь те места Библии, где говорится, что Бог дарует вечную жизнь лишь живущим во Христе (Иоан. 10:27,28; 17:3; Рим. 2:7; 6:22; Гал. 6:8) и наказывает смертью и разрушением тех, кто Его отвергает. Именно эти места были поняты сторонниками доктрины как указание на уничтожение грешников. Приводимые аргументы, однако, отнюдь не убедительны. Вечная жизнь, действительно, дар Бога через Иисуса Христа, но понятие вечной жизни намного значительнее, чем просто бессмертие. Более того, было бы очень спорным утверждать, что слова «смерть», «разрушение», «безвременная кончина» означают аннигиляцию. Библия учит, что грешники, так же, как верующие, будут существовать вечно (Екк. 12:7; Матф. 25:46; Рим. 2:8—10; Откр. 14:11; 20:10) и что будут разные степени наказания грешников (Лук. 12:47,48; Рим. 2:12). Прекращение существования или сознания, мышления предшествует этим степеням наказания. Аннигиляция едва ли может быть названа наказанием, поскольку наказание подразумевает тяжелое испытание и боль. Часто люди, особено уставшие от жизни, рассматривают прекращение существования как весьма желанную цель.

Д. Доктрина второго испытания. Некоторые теологи придерживаются мнения, что в промежуточном состоянии те, кто умер во грехах, будут иметь еще одну возможность принять Христа в раскаянии и вере для спасения. Они считают, что вечная жизнь человека не будет установлена окончательно до наступления судного дня. Спасение очень многих будет зависеть от их выбора между смертью и воскресением. Никто не погибнет без предложения узнать и принять Христа. И только за упорный отказ от принятия спасения через Иисуса Христа человек может быть проклят. Сторонники этой точки зрения отстаивают свои взгляды, ссылаясь на такие места Библии, как Ефес. 4:8,9; I Кор. 15:24—28; Филип. 2:9—11; Кол. 1:19,20; Матф. 12:31,32; I Петр. 3:19; 4:6. Но для обоснования этой точки зрения приведенные ссылки неубедительны. Более того, Библия представляет статус неверующих, в котором они оказываются после смерти, как стутус окончательный (Екк. 11:3; Лук. 16:19—31; Иоан. 8:21; II Петр. 2:4,9; Иуд. 7:13). В Библии однозначно говорится, что окончательное решение в судный день будет определяться теми действиями, которые были совершены человеком во плоти, и нигде не утверждается, что решение суда может зависеть от действий умершего в промежуточном состоянии (Матф. 7:22,23; 10:32,33; 25:34—46; Лук. 12:47,48; II Кор. 5:9,10; Гал. 6:7,8; II Фес. 1:8; Евр. 9:27).

Вопросы для самопроверки

Каково современное понимание слов «шеол» и «га-дес»? Какие возражения выдвигаются против теории существования человека в «шеол» и «гадес»? Каков смысл этих терминов в Библии? Каково различие между доктринами аннигиляции и условного бессмертия? Какими положениями, по мнению авторов, эти доктрины подтверждаются в Библии? Какие возражения выдвигаются против этих доктрин? В чем суть доктрины римско-католической церкви о чистилище? Имеются ли основания для этой доктрины в Библии? Что подразумева. — ется под терминами «лимбус патрум» и «лимбус инфантум»? В чем заключается доктрина усыпления души? На каких положениях Библии она основана? Какие возражения против нее имеются? В чем суть доктрины второго испытания? Имеются ли в Библии какие-либо основания для этой доктрины? Какие возражения против этой доктрины имеются?

ОБЩАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТА

*

Новый Завет однозначно утверждает, что за первым пришествием Господа последует второе. Иисус Сам говорил о Своем возвращении неоднократно (Матф. 24:30; 25:19, 31; 26:64; Иоан. 14:3), во время вознесения ангелы также указывали на возвращение Христа (Деян. 1:11), об этом же говорят апостолы во многих местах своих посланий (Деян. 3:20,21; Филип. 3:20; I Фес. 4:15,16; II Фес. 1:7,10; Тит. 2:13; Евр. 9:28).

А. События, которые должны предшествовать второму пришествию. Несколько важных событий должны произойти до возвращения Господа.

1. Призвание язычников. Несколько тем в Новом Завете указывают, что Евангелие Царства Божиего должно проповедоваться до возвращения Христа всем народам мира (Матф. 24:14; Марк. 13:10; Рим. 10:25). Это не значит, что хотя бы один миссионер должен быть послан к каждому народу земли или что с Евангелием должен быть ознакомлен каждый человек в мире. Указанные места требуют, чтобы все народы земли были евангелизированы, чтобы Евангелие стало силой в жизни людей, символом, который призывает к принятию решения.

2. Обращение Израиля. Как в Ветхом, так и Новом Заветах говорится об обращении народа Израиля (Зах. 12:10; 13:1; II Кор. 3:15,16; Рим. 11:25—29). Сказанное в Рим. 11, как нам кажется, увязывает обращение народа Израиля с концом света. Некоторые теологи на основании этих мест делают вывод, что Израиль как целое, Израиль как нация в конце концов обратится к Господу. Однако такая интерпретация кажется сомнительной. Иисус говорит о детях своего царства как об изгнанных (Матф. 8:11,12), говорит о царстве, которое у них забрали (Матф. 21:43), но Он никогда не говорит об их восстановлении в своем прежнем качестве. Это вовсе не обязательно должно следовать из Матф. 19:28 и из Лук. 21:24, хотя возможно, что в Рим. 11:11—32 говорится об обращении всего народа. Поэтому естественно предположить, что выражение «весь Израиль» в стихе 26 просто означает полное число избранных из всего количества людей, участвовавших в древнем завете. Из этих мест также следует, что в конце концов большое число израильтян вернется к Своему Господу.

3. Приход антихриста. Библия предсказывает явление антихриста, грешника, который противопоставил себя Иисусу Христу и который будет уничтожен дыханием Господа во время Его прихода (II Фес. 2:3—10). Библия говорит об антихристах во множественном числе (I Иоан. 2:18; сравни «лжехристы» Матф. 24:24), о духе антихриста (I Иоан. 4:3) и об антихристе в единственном числе (I Иоан. 2:22; II Иоан. 7; он также называется человеком греха в II Фес. 2:3). Объяснение такому количеству оценок антихриста лежит в том, что дух антихриста проявлялся уже в дни апостолов в усилиях тех, кто хотел уничтожить плоды работы Иисуса Христа. Очевидно, что противостояние Христа и антихриста достигнет своей кульминации в явлении какого-то одного индивидуума, который возвысит себя, — он явится как «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, выдавая себя за Бога».

4. Знамения и чудеса. В Библии говорится о целом ряде знамений, которые будут предшествовать концу мира и пришествию Христа. Этими знамениями будут: (а) войны, засухи, землетрясения, которые станут предзнаменованием перерождения вселенной; (б) великие бедствия, во время которых праведные будут страдать и нести мученический венец ради Христа; (в) лжепророки и лжехристы, которые попытаются увести людей с пути праведного; (г) ужасные предзнаменования на небесах, когда силы небесные будут сотрясаться (Матф. 24:29,30; Марк. 13:24,25; Лук. 21:25,26). Б. Второе пришествие. После описанных знамений Сын Человеческий сойдет на землю с облаков небесных.

1. Время второго пришествия. Премилленарии полагают, что пришествие Христа близко и может произойти в любое время. Библия, однако, нас учит, что все упомянутое выше должно произойти до возвращения Христа (Матф. 24:14; II Фес. 2:2,3; II Петр. 3:9). И это следует иметь в виду, когда речь заходит о пришествии Христа как о чем-то близком (Матф. 16:28; 24:34; Евр. 10:25; Иак. 5:9; I Петр. 4:5; I Иоан. 2:18). С точки зрения Бога, пришествие Христа всегда близко. Более того, апостолы считали это пришествие очень близким, потому что Пятидесятница говорила о начале последних дней, а именно последней диспенсации.

2. Форма второго пришествия. Пришествие Христа будет проявляться как:

•Личное пришествие. Многие рационалисты и либеральные теологи наших дней отрицают возможность личного возвращения Иисуса Христа. Они дают метафорическую интерпретацию великолепным описаниям второго пришествия и рассматривают эти описания как утверждение, что религиозные принципы Христа распространятся во всем мире и во всем обществе. Однако такой подход не согласуется с такими местами, как Деян. 1:11; 3:20,21; Матф. 24:44; I Кор. 15:23; Филип. 3:20; Кол. 3:4; I Фес. 2:19; 3:13; 4:15—17; II Тим. 4:8; Тит. 2:123; Евр. 9:28.

• Физическое пришествие. Некоторые утверждают, что Господь уже вернулся. Они идентифицируют второе пришествие Христа с Его возвращением в виде Святого Духа в день Пятидесятницы (Иоан. 14:18,23). Но это пришествие отнюдь не есть предсказанное пришествие Христа, поскольку в Библии о нем говорится, что оно произойдет после прихода Пятидесятницы. Более того, следующие места явно говорят о физическом приходе Христа: Деян. 1:11; 3:20,21; Евр. 9:28; Откр. 1:7.

•Видимое пришествие. Можно утверждать, что если возвращение Господа нашего будет физическим, то оно будет также и видимым. И это находит полное подтверждение в Библии (Матф. 24:30; 26:64; Марк. 13:26; Лук. 21:27; Деян. 1:11; Кол. 3:4; Тит. 2:13; Евр. 9:28; Откр. 1:7). Русселиты ошибаются, когда утверждают, что Господь вернулся в 1914 году и сейчас невидимо присутствует в эфире.

•Внезапное пришествие. Хотя второму пришествию будут предшествовать знамения, для людей оно все-таки будет неожиданным (Матф. 24:37—44; 25:1—12; Мар. 13:33—37; I Фес. 5:2,3; Откр. 3:3; 16:15). И эти утверждения не противоречат друг другу» так как знамения, предшествующие приходу Христа, не будут иметь такой силы, чтобы указать его точное время.

•Величественное и триумфальное пришествие. Христос не вернется в том теле, которое было унижено, Он вернется с триумфом и славой (Евр. 9:28). Облака небесные будут Его колесницей (Матф. 24:30). Ангелы — силой Его (II Фес. 1:7). Архангелы будут Его геральдами (I Фес. 4:16), а святые будут Его величественной свитой (I Фес. 3:13; II Фес. 1:10). Он вернется как Царь царей и Господь господствующих, как победитель сил зла (Откр. 19:11—16).

3. Цель второго пришествия. Христос вернется в конце мира, чтобы ввести новый век, вечный статус всего сущего, и Он сделает это посредством двух великих актов, а именно воскрешением мертвых и конечным праведным судом (Матф. 13:49,50; 16:27; 24:3; 25:14—30; Лук. 9:26; 19:15,26,27; Иоан. 5:25—29; Деян. 17:31; Рим. 2:3—16; I Кор. 4:5; 15:23; II Кор. 5:10; Филип. 3:20,21; I Фес. 4:13—17; II Фес. 1:7—10; 2:7,8; II Тим. 4:1,8; II Петр. 3:10—13; Иуд. 14,15; Откр. 20:11—15; 22:12).

Вопросы для самопроверки

Какое великое событие произойдет до второго пришествия Христа? Как надо понимать, что второму пришествию должно предшествовать распространение Евангелия среди всех народов земли? Как надо понимать предсказанное обращение Израиля? Что можно возразить против идеи всеобщего обращения народа Израиля? Что имеет в виду Библия, когда говорит об антихристе? Можно ли считать, что антихрист существует в настоящее время? В каком смысле антихрист появится в будущем? Какие знамения будут предшествовать второму пришествию Христа? Является ли возвращение Христа делом ближайшего будущего? В каком смысле возвращение Христа можно рассматривать как дело ближайшего будущего? Кто отрицает личное возвращение Христа и какими аргументами они руководствуются? Что подразумевают, когда говорят, что второе пришествие Христа уже имело место? Как можно доказать, что второе пришествие будет физическим и видимым? Как надо понимать, что второе пришествие будет внезапным, если ему предшествует целый ряд знамений? Из чего складывается величественность второго пришествия?

Какова цель возвращения Господа нашего?

ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ И ВОСКРЕШЕНИЕ

А. Проблема тысячелетия. Основываясь на Откр. 20: 1—6, некоторые теологи считают, что тысячелетнее царство Иисуса Христа должно быть до или после Его второго пришествия. Однако это мнение разделяют далеко не все. Многие не согласны с тем, что Писание гарантирует возможность такого тысячелетнего царства в любом смысле этого слова. Таким образом, по проблеме тысячелетнего царства вырисовываются три точки зрения, а именно, точка зрения, отрицающая возможность такого тысячелетнего царства (амилленаризм ); точка зрения, исходящая из того, что тысячелетнее царство наступит после пришествия Христа (постмилленаризм), и точка зрения, согласно которой тысячелетнее царство наступит до второго пришествия Христова (премилленаризм). Первая точка зрения представляет собой просто негативный подход, отрицающий саму возможность тысячелетнего царства, и поэтому вообще не может быть предметом обсуждения. Мы же исходим из того, что второе пришествие Христа, общее воскрешение мертвых и последний суд — явления синхронные и поэтому настоящее духовное царствие Божие будет непосредственно переходить в вечное царствие Иисуса Христа. Две другие точки зрения мы кратко обсудим ниже.

1. Постмилленаризм. Сторонники этой точки зрения считают, что второе пришествие Христа последует после тысячелетия царствия Божия. Это тысячелетие начнется в течение нынешней евангельской диспенсации и завершится пришествием Христа.

• Две формы постмилленаризма. Одна группа консервативных теологов, как в прошлом, так и в настоящем, исходит из предположения, что Евангелие, которое посте-пенно будет распространяться по всему миру, сделает общество более совершенным и введет мир в период богатой духовной благодати, за которым последует короткий период отступничества, ужасный финальный конфликт с силами зла, и все это завершится одновременным пришествием Христа, всеобщим воскрешением и судным днем. Однако в настоящее время имеется целый ряд сторонников пост-милленаризма, придерживающихся совершенно иного мнения. Сторонники этой точки зрения не верят, что распространение Евангелия и сопутствующих деяний Святого Духа приведет мир в период богатой духовной благодати. Они считают, что царствие Божие будет абсолютно естественным результатом эволюции и человек сам создаст новую эру через образование, разумное законодательство и социальные реформы.

• Возражения постмилленаризму. Основополагающей идеей этой доктрины является утверждение, что весь мир постепенно ко времени второго пришествия Христа станет христианским. Однако это утверждение отнюдь не гармонирует с основными представлениями Библии (Матф. 24:6— 14, 21,22; Лук. 18:8; 21:25—28; II Фес. 2:3—12; II Тим. 3:1—13; Откр. 13). Некоторые постмилленаристы это хорошо понимают и поэтому вводят в свою доктрину идею отступничества и утверждают, что пришествию Христа будет предшествовать период несчастий и горя. Но они минимизируют этот период и трактуют эти события как не способные оказывать влияние на религиозную жизнь. Имеется еще одно, типичное для поетмилленаристов, положение, что настоящий период незаметно перейдет в Новый век, что также противоречит Писанию (Матф. 24:29—31, 35—44; Евр. 12:26,27; II Петр. 3:10—13). В действительности переход от нынешнего века в Новый будет сопровождаться таким великим кризисом, что он может быть назван «перерождением» (Матф. 19:28). И наконец, современная идея, что с помощью образования, социальных реформ и новых законов общество можно привести к совершенному состоянию царствия Христа, находится в полном противоречии с Библией. Царствие Христа не может быть достигнуто перманентно, к нему можно прийти лишь сверхъестественным путем.

2. Премилленаризм. Премилленаризм утверждает, что Христос при Своем возвращении поднимет всех мертвых, которые при жизни были праведны, обратит евреев и приведет их обратно на Землю Святую, заново создаст национальное еврейское царство в несказанной славе и мощи и будет править им в течение тысячи лет.

• Схема премилленариев. Премилленарии исходят из того, что апостолы Ветхого Завета предсказывали величественное восстановление царства Давидова в дни Мессии и Христос, когда Он был на земле, намеревался установить такое царство. Однако, поскольку евреи отказались раскаяться, Он отложил реализацию замысла до возвращения на землю и создал свою церковь, состоящую из евреев и язычников. Евангелие окажется недостаточным, чтобы обратить всех людей. Схема развития событий и установления царствия Божия премилленариями видится следующим образом. Христос появится в воздухе, поднимет всех мертвых верующих и унесет их вместе с живыми верующими, чтобы праздновать брак Агнца. И будет на земле период горя, во время которого народ израильский будет обращен и возвращен обратно на Землю Святую. В конце этого периода горя и несчастий Христос спустится на землю и будет судить народы. Овцы и козлища будут разделены, сатана обязательно будет побежден и связан на тысячу лет, антихрист будет уничтожен, а святые, которые испытывали муки и горе, восстанут из могил, и тысячелетие царствия Божия взойдет. Возникшее царство будет царством евреев, которые будут доминировать во всем мире. Христос и Его святые будут править Иерусалимом, будет восстановлен храм Иерусалимский и служения в нем начнутся, произойдет быстрое обращение мира. После тысячелетия царствия Божия наступит окончательное сражение с сатаной и он будет низвергнут в бездонную пропасть. И только после этого произойдет воскрешение всех неверующих и состоится страшный суд пред белым престолом. Церковь будет перенесена на небеса, а Израиль останется на земле.

• Возражения теории премилленаризма. Теория премил-ленаризма основывается на ничем не подтвержденной буквальной интерпретации слов пророков и полностью не способна принять ту духовную интерпретацию, которая дается словам этих пророков в Новом Завете. Эта теория делает царствие Божие земным и национальным, тогда как Новый Завет ясно говорит, что царствие Божие будет духовным царствием. Она находится в полном противоречии с теми местами Библии, которые представляют царствие Божие как реальность (Матф. 11:12; 12:28; Лук. 17:21; Иоан. 18:36,37; Кол. 1:3). Библия говорит о воскрешении и праведных и неправедных одним-единым дыханием (Дан. 12:2; Иоан. 5:28,29; Деян. 24:15) и представляет воскрешение праведных как воскрешение в последний день (Иоан. 6:39,40, 44,54; 11:24). Эта же теория отделяет воскрешение праведных от грешников периодом в тысячу лет. В противовес Библии эта теория говорит о трех (четырех) воскрешениях и четырех судных днях. Она не может объяснить, каким образом прославленные святые и грешники могут вместе жить и общаться в мире, в котором грех и смерть все еще присутствуют. И наконец, эта теория ошибочно ищет свою главную поддержку в Откр. 20:1—6, где представлена сцена на небесах, в которой нет никакого упоминания о евреях, о земном и национальном царстве и ничего не говорится о земле палестинской.

Б. Воскрешение. Библия учит нас , что при возвращении Христа мертвые восстанут.

1. Библейские доказательства воскрешения. Бытует мнение, что в Ветхом Завете нигде не говорится о воскрешении мертвых, но это едва ли корректно. Сам Христос находит доказательства этого в Исх. 3:6 (ср. Матф. 22,31, 32). Воскрешение из мертвых подразумевается также в темах, в которых говорится о спасении из шеола (Пс. 48:15; 73:24,25; Прит. 23:14) и очень отчетливо в Ис. 26:19; Дан. 12:2. Еще более отчетливые доказательства воскрешения из мертвых имеются в Новом Завете. Иисус спорит с саддукеями, которые отрицали воскрешение из мертвых (Матф. 22:23—33), говорится об этом в Иоан. 5:25—29; 6:39,40,44; 11:24, 25; 14:3; 17:24, а также в классической теме Нового Завета (I Кор. 15). Кроме того, об этом же говорится в I Фес. 4:13—17; II Кор. 5:1—10 и Откр. 20:13.

2. Характер воскрешения. Согласно Библии, воскрешение есть:

• Телесное воскрешение. Как во времена Павла, так и теперь есть люди, которые верят только в духовное воскрешение. Но в Библии очень отчетливо говорится о воскрешении плоти. Христа называют «начатком» воскрешения и «первенцем из умерших». Под этим понимается, что воскрешение народа Его будет подобно Его воскрешению во плоти. Более того, воскрешение во Христе, как говорится в Библии, включает воскрешение тела (Рим. 8:23; I Кор.

15). Павел утверждает, что тело воскресшего будет идентичным телу усопшего, хотя оно и претерпит важные изменения.

• Воскрешение праведных и неправедных. Некоторые секты, которые распространены в настоящее время, отрицают воскрешение нечестивых. Адвентисты и русселиты считают, что нечестивые исчезнут. Иногда утверждается, что Библия ничего не говорит о воскрешении грешных, но это явная ошибка (Дан. 12:2; Иоан. 5:28, 29; Деян. 24:1). Тем не менее следует отметить, что о воскрешении грешных в Библии говорится не очень отчетливо.

• Неравнозначность воскрешения праведных и неправедных. Воскрешение праведных является актом освобождения и возвеличивания. Тело и плоть, восставая из могилы, воссоединяются с душой. Но апофеозом воскрешения является акт одаривания тела жизнью, полной славы и благодати. И именно такая трансформация отсутствует у грешников, так как у них воссоединение тела и души заканчивается наложением епитимьи смерти.

3. Время воскрешения.

• Что говорит Библия о времени воскрешения. Согласно Библии, воскрешение совпадает с возвращением Христа и концом света и непосредственно предшествует последнему суду. Обратите внимание, как все это взаимосвязано со вторым пришествием Христа (I Кор. 15:23; Филип. 3:20, 21; I Фес. 4:16), последним днем (Иоан. 6:39,40,44,54; 11:24) и со Страшным судом (Иоан. 5:27—29; Откр. 20:11— 15).

• Теория двойного воскрешения. Премилленарии полагают, что воскрешение праведных и грешных будет разделено тысячелетием. Они обосновывают свою точку зрения ссылкой на I Кор. 15:23—28; I Фес. 4:13—18 и Откр. 20:4—6. Но ни одно из этих мест, по существу, не доказывает их точку зрения. В первом вообще не говорится о воскрешении грешных, а во втором просто говорится, что мертвые во Христе будут подняты до того, как живые верующие будут унесены на небеса. А третья ссылка вообще не говорит о воскрешении во плоти. Где бы Библия ни упоминала о воскрешении праведных и неправедных, она нигде не делает ни малейшего намека, что эти два воскрешения должны быть отделены друг от друга длительным периодом времени. Из Библии следует, что воскрешение праведных также произойдет в последний день (Иоан. 6:39,40,44; 11:24).

Вопросы для самопроверки

В чем состоит различие во взглядах между амилленаризмом, постмилленаризмом и премилленаризмом? Какова точка зрения постмилленаризма? Какие две формы постмилленаризма необходимо различать? Какие возражения вызывает эта теория? Какова точка зрения премилленаризма? Каковы представления премилленариев о дальнейших событиях? Какие возражения вызывает премилле-наризм? Какие доказательства воскрешения имеются в Ветхом Завете? Какие доказательства имеются в Новом Завете? Как доказывается в Новом Завете воскрешение плоти? Кем отрицается возможность воскрешения грешных? Какие доказательства воскрешения грешных имеются в Библии? Чем отличается воскрешение праведных от воскрешения неправедных? Что говорит нам Библия о времени воскрешения? На каких темах премил-ленарии основывают свою доктрину двойного воскрешения? Как можно возразить теории двойного воскрешения?

СУДНЫЙ ДЕНЬ И ПРИГОВОР БОЖИЯ СУДА

А. Судный день. Доктрина воскрешения непосредственно ведет к доктрине судного дня. Неизбежность судного дня, т.е. уверенность, что в будущем всем деяниям будет по справедливости воздано должное, — одно из наиболее глубоких убеждений человеческого сердца и является составной частью не только христианской религии. О судном дне Библия говорит очень конкретно. Об этом говорится в Ветхом Завете (Пс. 95:13; Екк. 3:17;12:14) и еще более определенно в Новом Завете (Матф. 11:22; 16:27; 25:31—46; Деян. 17:31; Рим. 2:5—10,16; 14:12; I Кор. 4:5; II Кор. 5:10; II Тим. 4:1; Евр. 9:27; I Петр. 4:5; Откр. 20:11—14).

1. Судия и Его помощники. Христос как Посредник будет судией (Матф. 25:31,32; Иоан. 5:27; Деян. 10:42; 17:31; Филип. 2:10; II Тим. 4:1). Эта честь была дана Христу как награда за Его искупительную работу, и она составляет часть Его возвеличивания. В этой великой работе Ему будут помогать ангелы (Матф. 13:41,42; 24:31; 25:31). Очевидно, что святые также примут участие в этой работе Христа (Пс. 149:5—9; I Кор. 6:2—3; Откр. 20:4), хотя трудно определить степень их участия.

2. Категории лиц, которые будут судимы. Библия содержит ясные указания, что, по крайней мере, две категории лиц будут судимы. Совершенно очевидно, что каждый индивидуум должен будет появиться пред престолом судии (Екк. 12:14; Пс. 49:4—6; Матф. 12:36, 37; 25:32; Рим. 14:10; II Кор. 5:10; Откр. 20:12). Некоторые теологи считают, что пред судом не должны будут предстать праведные, поскольку их грехи к этому времени будут уже прощены, но это противоречит Матф. 13:30,40—43,49; 25:31—46. Со-вершенно очевидно, что судимы будут и сатана и его демоны (Матф. 8:29; I Кор. 6:3; II Петр. 2:4; Иуд. 6). Будут ли добрые ангелы объектом этого последнего суда, определить трудно, хотя некоторые теологи делают такой вывод, опираясь на I Кор. 6:4. В Матф. 13:30, 41; 25:31; II Фес. 1:7,8 они представлены только как помощники Бога на этом суде.

3. Время последнего суда. Поскольку решение, выносимое этим судом, будет зависеть от того, как прошла жизнь каждого человека, то естественно, что он будет происходить в конце мира и последует непосредственно после воскрешения мертвых (Иоан. 5:28,29; Откр. 20:12,13). Время, в течение которого будет происходить этот последний суд, точно определить нельзя. Библия говорит о «судном дне»

(Матф. 11:22; 12:36) и о «дне гнева» (Рим. 2:5). Из этих и других подобных мест необходимо сделать заключение, что последний день будет длиться именно двадцать четыре часа. В Библии нет доказательств, что этот день будет длиться тысячу лет, как утверждают премилленаристы.

4. Мерило суда. Мерилом суда, который будет судить и верующих и грешников, очевидно, будет воля Божия. Язычники будут судимы по законам природы, евреи — через откровение Ветхого Завета, а христиане — по откровению Нового Завета (по Евангелию). Бог воздаст каждому по его вере и делам. Каждый грешник получит причитающееся ему наказание, каждый праведник — соответствующее вознаграждение (Матф. 11:22,24; Лук. 12:47,48; 20:47; Дан. 12:3; II Кор. 9:6).

Б. Заключительный приговор Божия суда.

1. Приговор грешникам. Рассматривая эту тему, выделим три момента.

• Место реализации приговора. Место наказания грешников обычно называется адом. Некоторые теологи считают, что ад является не местом в пространстве, а субъективным состоянием, в котором человек может оказаться и которое может стать для него постоянным в будущем. Но Библия подразумевает под словом «ад» локальное место. Про ад в Библии говорится «геенна огненная» (Матф. 13:42), «озеро огненное» (Откр. 20:14,15), «темница», «бездна» и «мрак» (I Петр. 3:19; Лук. 8:31; II Петр. 2:4), т.е. подразумеваются места в пространстве.

• Состояние после вынесения приговора. Невозможно однозначно утверждать, что будет представлять наказание грешников. Ясно, что грешники будут лишены всякой божественной благодати, будут испытывать всякие мучения, телесные и душевные страдания, их будут мучить угрызения совести, и все это будет сопровождаться отчаянием, печалью, рыданиями и скрежетом зубовным (Матф. 8:12; 13:50; Марк. 9:47,48; Лук. 16:23,28; Откр. 14:10;21:8). Конечно, степень наказания грешников будет разной (Матф. 11:22,24; Лук. 12:47,48; 20:47) и она будет соизмерима с их грехом.

• Длительность наказания. Некоторые теологи отрицают, что наказание грешников будет вечным. Они считают, что библейские слова «постоянный» и «вечный» могут просто обозначать длительный промежуток времени. Действительно, эти слова имеют в ряде случаев ограниченное значение, но тогда их ограниченный смысл отчетливо виден из контекста. Тогда же, когда они используются для обозначения срока наказания грешников, они имеют свой непосредственный смысл. В Матф. 25:46 одно и то же слово используется для описания длительности блаженства и счастья для верующих и длительности наказания для грешников. И поскольку вечное блаженство верующих не подлежит сомнению, то и длительность наказания грешников, очевидно, должна быть бесконечной. Кроме того, для определения длительности наказания грешников используются и другие выражения, которые не допускают ограниченной интерпретации. Огонь ада является «огнем неугасимым» (Марк. 9:43), червь грешников «не умирает» (Марк. 9:48) и та пропасть, которая отделяет верующих от грешников, неизменна и непреодолима (Лук. 16:26).

2. Приговор праведным.

• Новое творение. Приговору Божия суда будет предшествовать конец нынешнего и установление нового мироздания. В Матф. 19:28 говорится об установлении «новой жизни», а в Деян. 3:21 о «временах совершения всего». Небеса и земля исчезнут (Евр.12:27; II Петр. 3:10) и на их месте появятся новое небо и новая земля (II Петр. 3:13; Откр. 21:1). Сотворение мира не будет абсолютно новым, а скорее представит собой обновление существующего (Пс. 101:27,28; Евр. 12:26—28).

• Вечное местонахождение праведных. Многие под словом «небеса» понимают состояние человека, которое он может получить сейчас и которое, как они думают, станет для людей вечным в будущем. Но Библия учит нас, что под словом «небеса» следует понимать определенное место. Это дом Отца нашего со многими обителями (Иоан. 14:2). Верующие будут в них, а неверующие будут вне их (Матф. 22:12,13; 25:10—12). И верующие унаследуют не только небеса, но и все новое мироздание (Матф. 5:5; Откр. 21:1—3).

• Вознаграждение верующих. Вознаграждением праведных является вечная жизнь, что означает не бесконечную жизнь, а жизнь во всей ее полноте без каких-либо несовершенств и волнений, присущих нынешней жизни (Матф. 25:46; Рим. 2:7). Полнотой этой жизни верующие будут наслаждаться в единении с Богом, что и является истинной сутью вечной жизни (Откр. 21:3). И хотя все будут наслаждаться высшей радостью и счастьем, они будут в различной степени испытывать благодать небес (Дан. 12:3; II Кор. 9:6).

Вопросы для самопроверки

Какие доказательства относительно судного дня имеются в Библии? Кто будет судией? Кто будет помогать Ему в этой работе? Какие категории людей будут судимы? Когда наступит судный день? Как долго судный день будет длиться? По каким мерилам будут судимы люди? Как можно доказать, что под словом «ад» понимается конкретное место? В чем будет состоять наказание грешников? Как можно доказать, что наказание грешников будет бесконечным? Будет ли новое мироздание абсолютно новым? Какие аргументы можно привести для доказательства, что под словом «небеса» понимается место в пространстве? Что будет представлять собой вознаграждение для верующих?