Доктрина о человеке и деяния Христа

Дискуссия о доктрине человека сопровождается в теологии дискуссией о доктрине Христа. Переход от одной доктрины к другой является логически обоснованным и легким. Наше исследование доктрины человека закончилось обсуждением завета благодати, и теперь мы можем естественным образом перейти к рассмотрению роли Посредника в завете и Его работы по искуплению. Деятельность Христа по искуплению будет рассмотрена в этом разделе.

«…Наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились…»

Ис. 53:5

«Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его».

Иоан. 5:11

ЛИЧНОСТЬ ХРИСТА

ИМЕНА ХРИСТА

*

Имеется большое количество имен, которые применяются по отношению к Христу в Писании, часть из которых указывает на Его сущность, а часть — на Его природу: некоторые используются для обозначения Его состояния, а другие для обозначения службы. Он называется в Писании Сыном Божиим и Сыном Человеческим, Иисусом Христом, Славой Божией, Мессией, Посредником, Господом, Пророком, Пастырем и Царем. Пять из Его имен требуют специального обсуждения, а именно Иисус, Христос, Сын Человеческий, Сын Божий, Господь.

А. Иисус. Иисус — это просто греческая форма еврейского имени Иегошуа* (Иис. Нав. 1:1; Зах. 3:1), которое в ряде исторических книг стало писаться как Иешуа* (Ездр. 2:2). Это имя, по всей вероятности, произошло от еврейского слова «спасать», что находится в полном соответствии с интерпретацией имени, данного Ангелом Господним в Матф.

1:21. Происхождение этого имени связано также с именами двух Иисусов из Ветхого Завета, а именно Иисуса, сына Навина, под руководством которого были одержаны многие победы над врагами и который привел свой народ в землю обетованную, и Иисуса, сына Иоседекова — прообраза Христа, великого первосвященника, который берет на себя грехи Своего народа.

* В тексте русского синодального перевода называемая здесь еврейская форма имени не сохранена. Она всюду передается греческой формой Иисус.

Б. Христос. Имя Христос в Новом Завете эквивалентно имени Мессия в Ветхом Завете.где оно означает «помазанный». В старой диспенсации помазанниками всегда были цари и священнослужители (Исх. 29:7; Лев. 4:3; Суд. 9:8; I Цар. 9:16; 10:1; II Цар. 19:10). «Помазанником Божиим» называется царь в I Цар. 24:6. Однако о пророке как о помазаннике упоминается только один раз (III Цар. 19:16), хотя, возможно, намеки на помазание пророков имеются в Пс. 104:15 и Ис. 61:1. Масло, которое использовалось при помазании, символизировало Дух Божий (Ис.61:1; Зах. 4:1—6), а само помазание означало излияние Духа на лицо, которое получало посвящение (I Цар. 10:1, 6,10; 16:13,

14). Помазание включало три элемента: (1) помазание на служение; (2) установление священной связи между помазанником и Богом и (3) передачу Святого Духа тому, кто получал посвящение на служение (I Цар. 16:13). Ветхий Завет говорит о помазании Божием в Пс. 2:2; 44:8, а Новый Завет — в Деян. 4:27 и 10:38. Христос был введен в свое служение предвечно, но исторически Его помазание имело место в момент зачатия Святым Духом (Лук. 1:35) и особенно во время Его крещения (Матф. 3:16; Марк. 15:10; Лук. 3:22; Иоан 1:32;3:34). И это было Очень важно для выполнения возложенной на Него миссии.

В. Сын Человеческий. Имя Сын Человеческий встречается в Пс. 8:5; Дан. 7:13; апокрифических книгах Еноха (46 и 62), III Ездр. (13) и является часто употребляемым именем у пророка Иезекииля. В настоящее время считается достаточно общепринятым, что имя Сын Человеческий применительно к Христу взято из Дан.7:13, хотя здесь это имя носит скорее описательный характер, чем титул. Однако оно стало титулом к тому времени, когда книга Еноха писалась. Имя Сын Человеческий очень часто использовалось Иисусом ,Он использовал это имя применительно к Себе более чем в сорока случаях, хотя другие называли его так всего несколько раз. Все эти случаи указаны в Иоан. 12:34; Деян. 7:56; Откр. 1:13; 14:14. Это имя, конечно, подчеркивает человеческую сущность Христа и иногда используется, когда Иисус говорит о Своих страданиях и смерти. Но это имя также используется для того, чтобы

подчеркнуть особенность Иисуса, Его сверхчеловеческую природу, Его грядущее возвращение с небес в сияющей славе (Матф. 16:27; Марк. 8:38; Иоан. 3:13,14; 6:27; 8:28). Некоторые считают, что Иисус предпочитал это имя другим, потому что оно могло лучше других скрыть от окружающих Его мессианство. Однако более вероятно, что Он отдавал предпочтение этому имени, потому что в нем не было намека на неправильную интерпретацию Его мессианской роли, которая была так распространена среди евреев.

Г. Сын Божий. Имя Сын Божий в разных вариантах используется в Ветхом Завете. Оно используется применительно к израильскому народу в целом (Исх. 4:22; Ос. 11:1), будущему царю дома Давидова (II Цар. 7:14; Пс. 88:28), ангелам (Иов. 1:6; 38:7; Пс. 28:1), к благочестивым людям (Быт. 6:2; Пс. 72:15; Прит. 14:26). В Новом Завете Иисус берет Себе это имя, и Его ученики и даже демоны обращаются к Нему по этому имени. Это имя применительно к Христу не всегда имеет одинаковый смысл. Оно может использоваться:

•Для обозначения того, что человеческая природа Христа есть плод сверхъестественной деятельности Бога или, более конкретно, Святого Духа. Это очень четко видно из Лук.

1:35.

• обозначения мессианской деятельности Христа. Мессией часто называется Сын Божий как его бесспорный наследник и представитель. Дьяволы также использовали это имя (Матф. 8:29). Аналогичную трактовку это имя имеет в Матф. 24:36; Марк. 13:32.

• обозначения Христа как второго лица Троицы. Это самый распространенный смысл, в котором используется имя. Видимо, Иисус Сам использовал его в таком специфическом смысле, что отчетливо видно из Матф. 11:27;14:28,33; 16:16; 21:33—46; 22:41—46; 26:63 и параллельных мест других Евангелий. Кроме того, в некоторых из указанных мест упоминание о мессианской роли, возложенной на Христа, повторяется также более или менее часто.

Д. Господь. Имя Господь применительно к Христу также имеет в Новом Завете несколько смыслов.

• В некоторых случаях оно используется как форма вежливого и почтительного обращения (Матф. 8:2; 20:33) и его смысловая нагрузка примерно такая же, как у слова «господин».

•В других случаях это имя используется для того, чтобы подчеркнуть авторитет лица, к которому обращаются, однако при этом не подчеркивается божественная природа Христа и Его авторитет в духовных и вечных истинах (Матф. 21:3;24:42).

•Особое место занимают темы, в которых это имя используется, чтобы подчеркнуть возвышенную природу Христа, Его высшую духовную власть, где оно практически является эквивалентом слова «Бог» (Марк. 12:36,37; Лук. 2:11; 3:4; Деян. 2:36; I Кор. 12:3; Филип. 2:11). В частности, после воскресения это имя применительно к Христу означало, что Он — и хозяин и руководитель церкви, хотя имеются примеры, что в этом специфическом смысле оно использовалось и до воскресения (Матф. 7:22; Лук.5:8)>>

Вопросы для самопроверки

Как увязывается доктрина Христа с доктриной человека? Какие имена используются применительно к Христу в Писании? Каково происхождение имени Иисус? Кого Вы можете назвать в качестве прототипов Христа в Ветхом Завете? Каково значение имени Христос? Что означало помазание маслом? Из каких элементов состояло помазание? Когда Христос был помазан для Его служения? Откуда произошло имя Сын Человеческий? Что это имя выражает? Почему Христос отдавал предпочтение этому имени? Использовали ли другие это имя по отношению к Христу? В каком смысле имя Сын Божий используется в Ветхом Завете? Каковы различные смыслы имени Сын Божий применительно к Христу? Каковы различные смыслы имени Господь применительно к Христу в Новом Завете?

ПРИРОДА ХРИСТА

*

А. Особенности природы Христа. Хотя Библия учит, что имеется только один-единственный Посредник между Богом и человеком, она тем не менее отмечает двойственную природу Посредника, а именно единение в Нем божественной и человеческой сущности. Бог, пришедший во плоти, — это величайшее проявление божественной непознаваемости (I Тим. 3:16). Это проявление божественной непознаваемости не только в библейском смысле слова, как нечто не полностью раскрываемое в Ветхом Завете, но и в человеческом смысле, как абсолютно недоступное пониманию человека. Проблема двойственной сущности Христа стала причиной длительной и многосторонней дискуссии. Некоторые из ее участников не смогли преодолеть барьер в понимании наличия двух сущностей в Христе, другие — их единения в одной личности. Однако ни один подход, который не сводит в одно двойственную природу Христа, не может считаться удовлетворительным. Библия требует, чтобы мы признавали единение в Христе божественной и человеческой сущности.

1. Божественная сущность Христа. В настоящее время довольно распространено мнение, отрицающее божественность или, более точно, единосущность Христа Богу, хотя об этом явно говорится в Писании. Даже Ветхий Завет приводит убедительные доказательства единосущности Богу Мессии, который должен прийти (Ис. 9:6; Иер. 23:6; Дан. 7:13; Мих. 5:2; Зах. 13:7—9; Мал. 3:1—9). Доказательства этого в Новом Завете еще более многочисленны. Хорошо известно, что Евангелие от Иоанна представляет Христа особенно возвышенно в таких местах, как Иоан. 1:1— 3,14,18, 25—27; 11:41—44; 20:28). Однако далеко не всеми признается, что описания Христа в других Евангелиях хорошо согласуются с описанием в Евангелии от Иоанна, хотя это, без сомнения, именно так. Отметим, в частности, следующие места: Матф. 5:17; 9:6; 11:6,27; 14:33; 16:16; 25:31; 28:18; Марк. 8:38 и многие другие. Аналогичным является описание Христа в посланиях Павла, в послании к Евреям (Рим. 1:7; 9:5; I Кор. 1:1—3; 2:8; II Кор. 5:10; Гал. 2:20; -4:4; Филип. 2:6; Кол. 2:9; I Тим. 3:16; Евр. 1:1—3,5,8; 4:14; 5:8) и других местах Библии.

2. Человеческая сущность Христа. В период раннего христианства человеческая сущность Христа многими ставилась под вопрос, хотя в настоящее время в этом практически никто не сомневается. В течение долгого времени было принято односторонне подчеркивать только божественную сущность Христа и очень мало воздавалось Его человеческой сущности; в настоящее время ситуация изменилась: возрастающая гуманизация всех сторон человеческой жизни все больше внимания уделяет Его человечности. Основной формой божественности Христа многие теперь считают Его абсолютное человеческое совершенство. В Библии имеются многочисленные подтверждения подлинной человечности Христа. Он часто называет Себя человеком и так же называют Его другие (Иоан. 8:40; Деян. 3:22; Рим. 5:15; I Кор. 15:21); является людям во плоти (Иоан. 1:14; Тим. 3:16; I Иоан. 4:2), имеет все, что определяет человека, — материальное тело и разумную душу (Матф. 26:26,28,38; Лук. 23:46; 24:39; Иоан. 11:33; Евр. 2:14). Он был подвержен обычным законам человеческого развития, имел человеческие потребности и испытывал человеческие страдания (Матф. 4:2; 8:24; 9:36; Марк. 3:5; Лук. 2:40,52; 22:44; Иоан. 4:6,7; 11:35; 12:27; 19:28, 30; Евр. 2:10,18; 5:7,8). Но следует отметить, что, хотя Христос имел все реальные человеческие качества, Он был безгрешен: Он не только не совершал греха, но и не мог грешить ввиду единения в нем божественной и человеческой сущностей. В настоящее время некоторые отрицают безгрешность Христа, но Библия ясно подчеркивает это (Лук. 1:35;

Иоан. 8:46; 14:30; II Кор. 5:21; Евр. 4:15; 9:14; I Петр. 2:22; I Иоан. 3:5).

3. Единение божественной и человеческой сущностей во Христе. В настоящее время многие рассматривают Христа просто как человека, не признают наличия единения двух сущностей во Христе. Но если бы Христос не был и человеком и Богом одновременно, Он не мог бы быть Посредником между нами и Богом. Он должен был принадлежать к роду человеческому, так как иначе Он не смог бы представлять грешников в Своей искупительной миссии. Было совершенно необходимо, чтобы Он приобрел человеческую сущность не только со всеми ее атрибутами, телом и душой, но также со всеми человеческими слабостями, которые ей стали присущи после грехопадения. Только такой Посредник, который испытал на себе все радости и горести человека и поднялся выше всех соблазнов, мог с пониманием отнестись к различным человеческим проблемам (Евр. 2:17,18; 4:15—5:2) и остаться в то же время совершеннейшим примером для Своих последователей

(Матф. 11:20; Марк. 10:39; Иоан. 13:13—15; Филип. 2:5—8; Евр. 12:2—4; I Петр. 2:21). В то же время Он должен был быть безгрешным человеком, так как иначе Он не мог бы быть искупителем чужих грехов (Евр. 7:26). Более того, было совершенно необходимо, чтобы Он был Богом, а Его жертва была бесконечной ценности и могла бы искупить гнев Божий, отвести от других проклятие закона и дать им воспользоваться результатами Его искупительной деятельности (Пс. 48:8—11; 129:3).

Б. Единство личности Христа. Хотя церковь поддерживала доктрину божественной и человеческой сущности Христа со времен Халкидонского собора, она в то же время настаивала на сосуществовании этих двух сущностей в одном человеке.

1. Доктрина о сосуществовании двух сущностей в одном человеке. Посредник — это одно лицо, и это лицо — Сын Бога. Явившись во плоти, Он не превратился в человека, а просто принял человеческую природу, которая не превратилась в независимую человеческую личность, а стала человеческой частью в Сыне Божием. Божественная личность, обладавшая божественностью изначально, приняла в Себя человеческую природу и в результате этого стала обладателем как божественной, так и человеческой сущностей. В результате Посредник стал не только Божеством, но и Богочеловеком, единой сущностью, обладающей всеми атрибутами божества и человека. И хотя Посредник имел одно самоосознание , оно включало в себя как божественную, так и человеческую сущность.

1. Библейские доказательства единения двух сущностей во Христе. Если бы Христос был двойственной личностью, мы бы могли найти хоть какое-либо подтверждение этому в Библии; но в ней нет ни единого намека на подобное. Имеется одна личность, в которой может проявляться как божественная, так и человеческая сущность (Иоан. 10:30; 17:5; сравните Матф. 27:46, Иоан. 19:28). В Христе нет никакого обмена между внутренними «Я» и «Ты» человеческой и божественной сущностей, как это имеет место между ипостасями Троицы (см. Иоан. 17:23). С одной стороны, человеческие качества и действия иногда приписываются личности, которая обозначена божественным титулом (Деян. 20:28; I Кор 2:8; Кол. 1:13,14). С другой стороны, божественные атрибуты и действия приписываются личности, которая обозначена человеческим титулом (Иоан. 3:13; 6:62; Рим. 9:5).

2. Проявление единения двух сущностей в одной личности. Поскольку божественная природа неизменна, она, естественно, не могла претерпеть изменений в процессе воплощения в человеческое тело. Имеется тройственное следствие объединения двух сущностей во Христе: (а) объединение качеств и свойств. Это значит, что после воплощения в человеческое тело свойства человеческой и божественной сущностей стали свойствами одной личности. Эта личность стала всемогущей, всеведущей, вездесущей и так далее; но в то же время она стала также мученической, ограниченной в своем знании, объектом человеческих желаний и страданий; (б) объединение в деятельности. Это значит, что искупительная деятельность Христа стала деятельностью неделимого личностного субъекта, результатом деятельности обеих Его натур, каждая из которых проявляется через собственную, присущую ей силу, и что результатом объединения стала новая неделимая сущность;

(в) объединение благодатей. Человеческая натура Христа была с самого начала наделена всеми человеческими достоинствами, разделила благодать и славу объединения с божественной личностью и даже стала объектом молитвы и поклонения. Более того, она стала обладать дарами Духа Святого, особенно разума, воли и власти, с помощью’ которых была вознесена выше других разумных творений.

В. Некоторые наиболее существенные ошибки в доктрине о Христе.

Отрицание реальности божественной сущности Христа. В период раннего христианства существование божественной природы Христа отрицалось евионитами (в другой транскрипции — эбионитами). Потом это отрицание разделялось социнианцами времен Реформации, унитариями, а также современными либеральными теологами.

Отрицание реальности человеческой сущности Христа,

Гностики второго века отрицали реальность человеческой сущности Христа. Некоторые считали, что у Христа было только утонченное, эфирное тело, а другие пытались установить различие между Иисусом-человеком и божественным Христом, которые, по мнению гностиков, были связаны между собой только временно. Савеллиане в четвертом веке считали Христа только внешней формой, в которой Бог явил Себя.

Отрицание единства божественной и человеческой сущности Христа. Арианцы считали, что Христос был сотворен Богом и представляет собой не человека, но и не Бога, а полубога, тогда как Аполлинарий, который рассматривал человека как существо, состоящее из трех частей, а именно тела, души и духа, утверждал, что человеческая природа Христа состояла только из тела и души, тогда как божественная природа заняла место духа.

Отрицание единства личности Христа, Несторианцы отрицали единство двух сущностей в Христе и разделяли их настолько резко, что эти сущности по сути превращались в две реальные личности, действующие нравственно согласованно.

Отрицание божественной и человеческой сущности Христа, Евтихианцы являли собой противоположную край-ность при рассмотрении божественной и человеческой сущности Христа, объединяя их в некую третью сущность, которая не являлась ни человеческой, ни божественной. Иногда это представлялось таким образом, будто вся человеческая сущность была поглощена божественной. Лютеранская точка зрения на сущность Христа в некоторой степени сходна с евтихианской.

Вопросы для самопроверки

Каковы библейские доказательства божественной и человеческой сущностей Христа? Каковы библейские доказательства безгрешности Христа? Какова природа личности Христа: божественная, человеческая или богочеловеческая? Как в Библии доказывается единство личности Христа? Каков результат единения двух сущностей в Христе? Правильно ли делают Христа объектом наших молитв? Каковы основные ошибки, относящиеся к историческим трактовкам доктрины о Христе?

СТАТУС ХРИСТА

Доктрина о статусе Христа получила свое развитие в семнадцатом веке. Вопрос о статусе — это вопрос о статусе Посредника, а не, как считают лютеране, о человеческой природе Христа. Следует иметь в виду, что смысл слова «статус» отличается от смысла слова «состояние». Слово «статус» характеризует место в жизни и особенно отношение человека к закону, тогда как слово «состояние» характеризует форму существования , определяемую житейскими обстоятельствами. Если кого-то признают виновным в суде, то это значит, что он находится в состоянии осуждения,что обычно влечет за собой состояние заключения с сопутствующим этому стыдом и позором. Статус Посредника вбирает в себя и конечное состояние, в котором Он оказывается, пройдя все этапы смирения и возвышения,— оно оказывается более важным, чем сам статус.

А. Статус смирения. Статус смирения заключается в том, что Христос, отставив в сторону божественное величие, которым Он обладал как Правитель вселенной, принял человеческую сущность в образе слуги, а также в том, что Он, верховный законодатель, подверг Себя требованиям и проклятиям закона (Матф. 3:15; Гал. 3:13; 4:4; Филип. 2:6—8). Этот статус Христа нашел отражение в соответствующем состоянии, в котором можно выделить следующие стадии:

1. Воплощение и рождение Христа. При воплощении Сын Божий, которого иногда называют Слово ( Иоан. 1), стал плотью. Это вовсе не значит, что Он прекратил быть тем, кем Он был, и превратился в человека. В Своей сущности Сын Божий остался таким же, каким Он был до воплощения. Его воплощение просто означает, что Он при-

обрел в дополнение к Своей божественной сущности совершенную человеческую сущность, состоящую из тела и души (Иоан. 1:14; Рим.8:3; I Тим. 3:16; I Иоан. 4:2; II Иоан. 7). В результате воплощения Он стал одним из представителей рода человеческого, так как Его человеческая сущность была сотворена из субстанции Марии. Это необходимо всегда подчеркивать, вопреки мнению анабаптистов, которые утверждают, что Он воплотился в представителя рода человеческого на небесах и что Мария была всего лишь каналом для реализации божественного плана. Писание учит, что воплощение произошло в результате непорочного зачатия и, согласно нашему подходу, человеческая сущность Христа «была зачата во чреве благословенной девы Марии силой Святого Духа без участия человека» . Это утверждение основывается на следующих местах Библии: Ис. 7:14; Матф. 1:20; Лук. 1:34, 35. Работа Святого Духа в связи с рождением Христа была двупла-новой: (а) Он вызвал зачатие человеческой сущности Христа во чреве девы Марии; (б) Он освятил эту человеческую сущность в момент зарождения и, таким образом, уберег от запятнания грехом. Доктрина непорочного зачатия была принята церковью с ранних времен, но отрицается современными либеральными теологами, как противоречащая законам природы. Некоторые утверждают, что воплощение не является частью статуса смирения Христа, поскольку Он сохраняет человеческую сущность и в настоящее время, хотя не находится больше в этом статусе. Однако здесь необходимо сделать несколько замечаний. Принятие Сыном Божиим человеческой сущности было, безусловно, актом большого снисхождения, но не обязательно рассматривать этот акт как акт смирения; актом смирения было принятие Сыном Божиим человеческой плоти, так как со времени грехопадения человека эта плоть слаба, подвержена страданиям и смерти, хотя в данном случае она не была

запятнана грехом.

2. Страдание Христа, Мы часто думаем о страданиях Христа, имея в виду Его последние мучения на Голгофе. Однако вся Его жизнь была жизнью-страданием, жизнью раба Господа Сил, жизнью единственного безгрешного в проклятом греховном мире. Его путь послушания был дорогой страдания. Он страдал от постоянных нападок сатаны, от ненависти и неверия собственного народа, от преследования врагов. Его одиночество было тягостным, а чувство ответственности всеобъемлющим. Причиной Его мучений были не дискомфорт и телесная боль, а страдания души от осознания греха Его народа. Нравственное совершенство и страсть к справедливости, святость и правдивость делали Его страдания во много крат более тяжелыми, чем это было бы возможно для любого представителя рода человеческого. Никто не мог так чувствовать боль и мучения других, страдать от нравственного зла, как Иисус. Искушения также составляли часть страданий Христа, и очень значительную часть. И только проникнув в самую гущу испытаний и страданий человека, Иисус смог стать истинным Первосвященником, «способным оказать помощь тем, кого искушают» (Матф. 4:1 —11; Лук. 22:28; Иоан. 12:27; Евр. 2:18; 4:15; 5:7—9). Конечно, очень трудно понять, почему Иисус, который был безгрешен, мог быть искушаем. Тем не менее мы должны понимать, что, хотя Иисус и был искушаем, эти искушения никогда не приводили Его

к греху.

1. Смерть Христа. Когда мы говорим о смерти Христа, мы имеем в виду Его физическую смерть. Христос не умер в результате несчастного случая, Он не умер от руки убийцы, Он умер по решению суда. И очень важно, что Его должны были судить вместе с преступниками. Более того, очень важно, что Его судил и вынес Ему приговор римский судья, который осуществлял, милостью Бога, высшую судебную власть. Особое значение имеет и то, что Его не обезглавили, не закидали до смерти камнями, а распяли. Тем самым Его приравняли к наиболее гнусным преступникам и заставили претерпеть самые жесткие требования закона. Принимая наказание, Он страдал и проклинал смерть и, таким образом, как бы подтверждал, что был проклят из-за нас (Втор. 21:23; Гал. 3:13).

2. Погребение Христа. Может показаться, что смерть Христа была последней стадией Его смирения, особенно ввиду Его последних слов на кресте: «Свершилось!». Но эти слова, по всей вероятности, относятся к Его активным страданиям. Совершенно ясно, что акция погребения также была составной частью Его смирения: возврат человека в прах есть часть наказания за грех (Быт. 3:19). Более того, несколько мест в Писании отчетливо указывают, что акт помещения Спасителя в могилу был и акцией Его смирения (Пс. 15:10; Деян. 2:27, 31; 13:34,35). Вместе с Христом происходит погребение грешника, последний шаг ветхого человека на пути превращения в тлен (Рим. 6:1—6). Из этого видно, что акция погребения была безусловной для Христа составной частью Его смирения и должна была помочь тем, кто осознал свой грех, устранить ужас перед могилой.

5. Сошествие Христа в преисподнюю. После обсуждения страданий и смерти спасителя апостолическая конфессия добавляет: «Он сошел в преисподнюю». Эти слова интерпретируются по-разному. Римская католическая церковь считает, что Христос после смерти спустился в чистилище (ЫтЬих Ра(гит), где в оковах находились святые Ветхого Завета,чтобы освободить их и отправить на небеса. Лютеране рассматривают сошествие в ад в качестве первой стадии возвышения Христа — как Его триумфальное шествие между смертью и воскресением, знаменующее праздник победы над силами тьмы. Англиканская церковь считает, что, пока тело Христа было в могиле, Его душа отправилась в ту часть преисподней, которая называется раем, местонахождение праведных душ, где Он проповедал им о благодати. И наконец, реформатская церковь видит во фразе «Он сошел в преисподнюю» аллегорический смысл: выражение адских терзаний как в Гефсимании, так и на кресте. Видимо, целесообразно особо выделить два положения: (а) адские страдания Христа в саду и на кресте; и

(б) Его величайшее смирение в состоянии смерти. Доктрина сошествия Христа в преисподнюю основывается на следующих местах Писания: Пс.15:8—10; Ефес. 4:9; I Петр. 3:18,19; 4:6.

Б. Статус возвышения. Христос достиг статуса возвышения, выполнив все, предначертанное Ему в завете, сполна заплатив за грех и заслужив праведность и вечную жизнь

для грешника. Как Посредник, Он вошел в благорасположение Господа и был «коронован» с соответствующей честью и славой. В Его состоянии проявилось также то, что наказание за грех было отменено и Его возвышение стало неотделимо от Его прославления. Римская католическая церковь и лютеране считают, что возвышение Христа началось с сошествия в ад. Реформатская церковь, однако, придерживается мнения, что возвышение . — Христа началось с момента Его воскресения, и в нем можно выделить четыре этапа:

1. Воскресение Христа. Воскресение Христа было одним из важнейших моментов в изменении статуса Христа.

Природа воскресения. Воскресение Христа заключалось не только в возвращении к жизни, в том, что тело и душа Его были заново воссоединены. Если бы все ограничилось только перечисленным, Его нельзя было бы назвать ни «первенец из умерших» (I Кор. 15:20), ни «первенец из мертвых» (Кол. 1:18; Откр. 1:5). Более естественно полагать, что воскресение заключалось в том, что в нем человеческая сущность (как тело, так и душа) была восстановлена в своей первозданной чистоте, силе и совершенстве, была поднята на более высокий уровень, а тело и душа были вновь объединены в живущий организм. После воскресения стало совершенно очевидно, что его тело претерпело замечательные изменения. Оставаясь прежним, оно настолько изменилось, что его трудно было узнать. Хотя тело и осталось материальным, оно превратилось во вместилище духа, способное внезапно исчезать и появляться (Лук. 24:31,36,39; Иоан. 20:19;21:7; I Кор. 15:20). Очевидно, произошли изменения и в духовной жизни Христа. Это вовсе не значит, что Он изменился в религиозном или этическом плане. Напротив, Его душа обогатилась новыми качествами, и в совершенстве подготовилась к Его будущему небесному бытию. Через воскресение Он стал жизнедающим Духом

(I Кор. 15:45). Значение воскресения. Воскресение Христа имеет тройной смысл:

(а) олицетворяет выполнение Христом всех требований закона в соответствии с Его обязательствами перед Отцом; (б) символизирует будущее верующих в их духовном возрождении и воскресении (Рим. 6:4,5,9; 8:11; I Кор. 6:14; 15:20—22; II Кор. 4:10,11,14; Кол. 2:12; I Фес. 4:14) и (в) является основой нашей праведности, возрождения и воскресения (Рим. 4:25; 5:10; Ефес. 1:20; Филип. 3:10; I Петр. 1:3).

Отрицание воскресения. Воскресение Иисуса Христа есть чудо, которое стоит выше всевозможных естественных объяснений. И в этом заключается причина, по которой многие в настоящее время отрицают факт воскресения Христа, апеллируя к физической невозможности такого явления, так как материальные частицы со временем распределяются по многим телам и никогда не могут восстановиться в теле, частью которого они когда-то были. Но те, кто отрицает воскресение, должны конечно же объяснить тот неопровержимый факт, что вера в воскресение Христа была повсеместной в первом веке христианской эры. Теми, кто отрицает воскресение Христа, был выдвинут целый ряд теорий, утверждающих, (а) что апостолы сознательно обманывали доверчивых людей; (б) что в действительности Иисус не умер, а просто потерял сознание, а апостолы приняли это за настоящую смерть; (в) что смерть Иисуса была галлюцинацией возбужденной психики апостолов и экзальтированных женщин ; (г) что история о воскресении Христа заимствована из восточных религий и языческих мифов. Однако эти теории не способны объяснить изложенные в Библии факты воскресения Христа.

2. Вознесение Христа. Вознесение Христа не описано в Библии настолько же четко, как Его воскресение. Воскресение было главным поворотным моментом в жизни Иисуса, тогда как вознесение было лишь необходимым дополнением к нему и его завершением. Это вовсе не значит, что вознесение не имеет своего, специального смысла. И в Писании это доказывается достаточно четко. Иисус периодически говорил о вознесении перед своей смертью

(Иоан. 6:62; 14:2,12; 16:5,10,17,28; 17:5; 20:17). Лука также дважды говорит об этом (Лук. 24:50—53; Деян. 1:6—11). Апостол Павел пишет об этом несколько раз (Ефес. 1:20;4:8—10; I Тим. 3:16), и в послании к Евреям привлекается внимание к его значимости (Евр. 1:3,4; 4:14; 9:24).

Природа вознесения. Вознесение может быть представлено, как восхождение Посредника в соответствии с Его человеческой природой с земли на небеса, т.е. переход с одного места на другое. Под этим понимается, что небеса такое же место жительства, как и земля. Но вознесение Иисуса было не просто переходом с одного места на другое, так как оно включало изменение в человеческой сущности Христа. После вознесения человеческая сущность Христа перешла в сияющую небесную славу и была полностью приспособлена к жизни на небесах. Некоторые христианские теологи считают, что в Библии под небесами подразумевается состояние, а не место, и поэтому не воспринимают вознесение как локальное перемещение. Однако Библия представляет небеса именно как место; место, где проживают сотворенные Богом ангелы и святые (Матф. 18:10; II Кор. 5:1). Это также подтверждается тем,что в Библии небеса очень часто упоминаются вместе с землей, которая является местом обитания человека (I Пар. 16:31; Екк. 5:1; Ис. 66:1). Более того, Библия направляет наши мысли вверх к небесам и вниз к аду (Втор. 30:12; Иис. Нав. 2:11; Пс. 138:8; Рим. 10:6,7).

Лютеранская концепция вознесения. Лютеранская точка зрения на вознесение отличается от точки зрения реформатской церкви. Согласно лютеранской точке зрения, вознесение не является локальным переходом, а представляет собой переход человеческой сущности Христа в божественное совершенство, которое было заложено в Него в момент воплощения в человеческую плоть и, таким образом, стало вездесущим.

Значимость вознесения. В акте вознесения мы рассматриваем Христа как нашего великого первосвященника, входящего в святилище, чтобы представить принесенную Им жертву Отцу. Вознесение является пророческим для всех верующих, которые находятся сейчас вместе с Христом не небесах (Ефес. 2:6) и заслужили право быть с Ним всегда (Иоан. 17:24). И наконец, вознесение является также надеждой всех верующих на место на небесах: Господь Сам указывает на необходимость идти к Отцу, чтобы приготовить место для Своих учеников (Иоан. 14:2,3).

3. Христос на небесах. После вознесения на небеса Христос занял Свое место по правую руку от Отца, как Он это и предсказывал раньше (Матф. 26:64). Об этом упоминает Петр в своих проповедях (Деян. 2:33—36; 5:31),

147 говорится в посланиях (Ефес. 1:20—22. Евр. 10:12; I Петр. 3:22) и Откр. 3:21; 22:1. Естественно, выражение «по правую руку от Отца» не должно восприниматься буквально: оно означает, что Ему доверены бразды правления церковью и вселенной, что Он разделяет силу и власть Бога, что состоялась инаугурация Богочеловека. Находясь по правую руку от Бога, Христос управляет церковью и опекает ее, властвует над миром во имя народа Своего, представляет принесенную Им жертву Отцу, делая ее действенной и эффективной, и, опираясь на нее, осуществляет постоянное заступничество за всех верующих, продолжая учить людей Своих с помощью Духа Святого и Своих служителей.

4. Физическое возвращение Христа. Однако высшая степень возвышения Христа еще не достигнута и не будет достигнута до тех пор, пока Он не вернется на Землю как судия. Он Сам говорит об этой Своей прерогативе (Иоан. 5:22,27); об этом же говорят апостолы (Деян. 10:42; 17:31). О Его деятельности в роли судьи говорится и в следующих местах: Матф. 19:28; 25:31—34; Лук. 3:17; Рим.2:16; 14:9; II Кор. 5:10; II Тим. 4:1; Иак. 5:9. Некоторые считают, что Его обещание возвратиться уже состоялось, когда Он вернулся и сошел в виде Святого Духа на апостолов. Однако надо иметь в виду, что это был духовный и невидимый возврат, тогда как Библия говорит о физическом и видимом возвращении Христа (Деян. 1:11). Даже после Его сошествия в день Пятидесятницы, мы должны, как нас учит Библия, ждать пришествия Христа (I Кор. 1:7; 4:5; 11:26; Филип. 3:20; Кол. 3:4; I Фес. 4:15—17; II Фес. 1:7—10; Тит. 2:13; Откр. 1:7). Во второе Свое пришествие Иисус Христос будет судить мир, довершая дело спасения Своего народа, что будет знаком полной победы Его искупительной деятельности.

Вопросы для самопроверки

Что понимается под статусом Посредника? Что такое статус смирения? Из чего состояло воплощение? Каким образом Христос принял человеческую сущность? Что говорится в Библии о непорочном зачатии? Что предпринял Святой Дух в связи с рождением Христа? Являлось ли воплощение частью смирения Христа? Были ли страдания Христа ограничены последними моментами жизни? Какова природа страданий Христа? Какое значение имеет смерть Христа по решению суда? Какое значение имеет смерть Христа на кресте? Какое значение имеет погребение Христа? Какие существуют точки зрения на посещение преисподней Христом (укажите правильную точку зрения)? Что такое состояние возвышения? Какова сущность воскресения Христа? В каком смысле изменилось тело Христа после воскресения? Какие изменения произошли с телом Христа после воскресения? Каково значение воскресения? На каком основании факт воскресения иногда отрицается? Какие существуют подходы для объяснения воскресения Христа? Как вознесение Христа связано с Его возвышением? Как доказывается в Библии, что вознесение связано с изменением места пребывания? Как лютеране толкуют воскресение? Какое значение имеет вознесение? Что выражается словами о нахождении Христа по правую руку Бога? Какую работу выполняет Христос на небесах? Возвращался ли Христос в виде Святого Духа? Является ли это возвращение вторым пришествием Христа? Какова цель второго пришествия Христа?

СЛУЖЕНИЕ ХРИСТА

Миссии ХРИСТА

*

Со времен Кальвина принято говорить о трех миссиях Посредника. Сотворив человека, Бог предназначил ему быть пророком, священником и царем, наделил его знанием, пониманием, праведностью, святостью, властью над низшими существами. Однако первородный грех сделал невозможным выполнение этих миссий, так как человек стал подвержен ошибкам и обману, неправедности и нравственной нечистоплотности, несчастьям и смерти. Христос пришел в мир, чтобы восстановить человека в его первозданном статусе, и, выступая как идеальный представитель рода человеческого, действовал как пророк, священник и царь. Некоторые теологи, однако, признают только одну из миссий Христа. Рационалисты, например, признают только пророческую миссию Христа, мистики — Его роль как священника, а представители хилиазма — только царственную миссию. Современные либеральные теологи вообще отрицают перечисленные миссии Христа. Они настолько переполнены любовью к Христу как к идеальному человеку, что просто не могут думать о Нем в каком-либо ином качестве.

А. Пророческая миссия Христа. Ветхий Завет предсказывает приход Христа как пророка во Втор. 18:15, а также в местах, посвященных Христу (Деян. 3:22,23). В Лук.

13:33 Христос говорит о себе как о пророке. Более того, Он обещает передать послание Отца (Иоан. 8:26—28; 12:49,50; 14:10,24; 15:15; 17:8,20); предсказывает будущее (Матф. 24:3—35; Лук. 19:41—44) и делает это все с уверенностью в своей правоте (Матф. 7:29). Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди воспринимали Его как пророка (Матф. 21:11,46; Лук. 7:16; 24:19; Иоан. 3:2; 4:19; 6:14; 7:40; 9:17).

1. Библия о пророческой миссии Христа. В Библии выделяются две стороны в деятельности пророка (Ис. 7:3; Втор. 18:18) — получающая и отдающая: пророк получает божественные откровения во сне, в видениях, устных сообщениях и передает все это людям устно или визуально, посредством пророческих действий (Чис. 12:6—8; Ис. 6; Иер. 1:4—10; Иез. 3:1—4,17). Получающая сторона деятельности более важна и определяет дающую сторону. Без получения пророк не может ничего отдавать и отдавать он не может больше, чем получает. Тем не менее отдающая сторона в деятельности пророка также весьма важна. Не всякий получающий откровение может быть пророком, обязанностью пророка является раскрывать людям волю Бога, растолковывать законы в их нравственном и духовном аспектах, протестовать против формализма и греха, призывать людей на путь истины и долга, направлять их внимание на будущее, обещанное Богом.

2. Методы служения Христа как пророка. Пророческая деятельность Христа не ограничивается временем Его земной жизни и общественного служения. Он выполнял пророческую миссию в ветхозаветный период как Ангел Господень, а также через других пророков (I Петр. 1:11; 3:18—20). Он делал это на земле через Его учение и через специальные символы. Его проповедническая работа не прекратилась и тогда, когда Он был вознесен на небеса. Он продолжал ее посредством Духа Святого и через учение апостолов (Иоан. 14:26; 16:12 — 14; Деян. 1:1—2) и продолжает ее в служении словом и духовном просвещении верующих. И даже находясь по правую руку Отца, Он остается для нас великим Пророком.

3. Современное понимание пророческой деятельности Христа. В современной либеральной теологии особое внимание уделяется пророческой деятельности Христа. Христос воспринимается прежде всего как великий учитель человечества. Верить в Христа — значит принимать Его учение и следовать Его наставлениям. Посредством Своего слова и примера Он ведет последователей к наивысшему уровню нравственной и духовной жизни.

Б. Миссия священника. Ветхий Завет предсказывает и описывает приходящего Искупителя в Его служении священника. На это имеются четкие указания в Пс. 109:4 и Зах. 6:13. В Ис. 53 мы видим Слугу Божия главным образом в качестве священника. Более того, священники и особенно первосвященник в Ветхом Завете очень ясно говорили о священнических деяниях Мессии. В Новом Завете имеется только одна книга, в которой Христос называется священником, а именно послание к Евреям, однако повторяется это неоднократно (Евр. 3:1; 4:14; 5:5; 6:20; 7:26; 8:1). Тем не менее в других книгах Нового Завета также говорится

о Его священнической миссии (Марк. 10:45; Иоан. 1:29; Рим. 3:24, 25; I Кор. 5:7; Ефес. 5:2; I Иоан. 2:2; 4:10; І Петр. 2:24; 3:18).

1. Библия о священнической миссии. Библия делает очень четкое разграничение между деятельностью пророка и священника. Пророк является представителем Бога среди людей, их религиозным учителем, священник же является представителем людей перед Богом. Он имеет специальную привилегию приближаться к Богу и выступать в защиту людей. И хотя священники Ветхого Завета также были и учителями, но их проповеди отличались от проповедей пророков. Если пророки подчеркивали нравственные и духовные обязанности, чувство ответственности, то священники, в первую очередь, подчеркивают ритуальный характер веры, как необходимый элемент для приближения к Богу. Функции священника довольно полно определены в Евр. 5:1. Там говорится: (а) священник берется из людей, чтобы быть их представителем; (б) назначается Богом; (в) проявляет активность во всех вопросах, касающихся религии; (г) приносит дары и жертвы за грехи. Кроме того, он является заступником людей перед Богом.

2. Жертвенная миссия Христа.

Характер жертвенной миссии Христа. Миссия Христа заключалась, в первую очередь, в том, чтобы принести жертву за грех человеческий. Особенность миссии Христа состояла в том, что священник, приносящий жертву, был сам этой жертвой. Другими словами, жертвоприношение Христа было самопожертвованием, в котором Он положил Свою жизнь за грешников. Более того, жертвоприношение Христа сочетало в себе все возможные виды жертвоприношений, представленные в Ветхом Завете. Это было жертвоприношение за грех и преступление, чтобы совершить очищение; это было всесожжение ради искреннего и полного посвящения себя Богу; это была жертва во имя мира, в результате которой грешник входит в благословенное единение с Богом. Именно поэтому можно говорить о многостороннем характере жертвы Христа.

Предсказание Ветхого Завета о жертвенном служении Христа. Жертвоприношения, описанные в Ветхом Завете, имели духовное и символическое значение. Они были пророческими и предсказывали жертву Христа. Пасхальный агнец считается символом Христа. Отдаленное упоминание об этом имеется в Иоан. 1:29. Более того, Христос в I Кор. 5:7 называется «нашим пасхальным агнцем». Это четко описано в Кол. 2:17; Евр. 9:23,24; 10:1; 13:11,12. Кроме того, из II Кор. 5:21; Гал. 3:13; I Иоан. 1:7 следует, что Христос совершил для грешников именно то, что предсказывалось в Ветхом Завете, и совершил это очень сходным образом.

Библейские доказательства жертвенного служения Христа. Священническая миссия Христа наиболее отчетливо представлена в послании к Евреям, где Посредник описан как единственный и подлинный назначеный Богом первосвященник, который Своим самопожертвованием обретает подлинное и совершеннейшее искупление (Евр. 5:1 —

10; 7:1—28; 9:11 — 15, 24—28; 10:11—14,19,22; 12:24). Хотя это послание является единственным, в котором Христа называют священником, Его священническая миссия также представлена в посланиях Павла (Рим. 3:24,25; 5:6—8; I Кор. 5,7; Ефес. 5:2), а также в Евангелии от Иоанна (Иоан. 1:29; 3:14,15; I Иоан. 2:2; 4:10) и в первом послании Петра (I Пет. 2:24; 3:18).

3. Заступническая миссия Христа. Священническая

153 миссия Христа не ограничена лишь принесением жертвы; Он также является заступником Своих людей перед Богом. Его также называют нашим Параклетом (кратко в Иоан. 14:16 и очень подробно в I Иоан. 2:2). Слово «параклет» означает «тот, кто призван помочь; защитник, призванный защитить другого». Христос выступает перед Отцом как защитник верующих против сатаны (Зах. 3:5; Евр. 7:25; I Иоан. 2:1; Откр. 12:10).

Характер заступничества Христа. Заступническая миссия Христа базируется на его искупительной жертве, является продолжением Его служения священником и будет таковой до ее завершения. Характер этой миссии описан в Рим. 8:24; Евр.7:25; 9:24 и не ограничивается молитвой об искуплении, как ошибочно иногда думают, но включает гораздо больше. Христос постоянно представляет Свою жертву Богу, как основу для ниспослания благодати на Его людей, постоянно испрашивает благословение для тех, кто в нем нуждается, отвечает на обвинения, которые выдвигаются против них сатаной, законом и совестью, добивается прощения выдвинутых обвинений. Он представляет Богу их поклонение и служение, осеняя их Своей праведностью.

Степень и действенность заступничества Христа.

Христос защищает всех тех, ради которых Он совершил искупление, и только их. Это следует из ограниченного характера искупления, а также из Рим. 8:9 (сравни Рим. 8:33,34 и Евр. 7:25) и очень обширно констатируется в Иоан. 17:9. Следует , однако, отметить, что Христос является заступником не только верующих, Он является заступником всех избранных, будь они верующими или все еще неверующими (но которые обязательно уверуют!)

(Иоан. 17:20). Не следует также забывать, что Христос выступает перед Богом как полномочный ходатай, который может подавать только законные требования. То, что Он просит от Отца, является правильным, и поэтому Его молитвы никогда не бывают напрасными. Они основываются на Его искупительном служении, и Он заслужил все, о чем просит.

В. Царская миссия. Христос как Сын Бога естественно разделяет власть Отца над Его творениями. Эта власть основывается на божественной природе Христа и является Его естественным правом. В этой связи мы коснемся Его царской власти, которую Он имел в качестве Посредника. Мы будем различать два аспекта царской власти Христа как Посредника: Его духовную власть над церковью и Его власть над вселенной.

1. Духовная власть Христа. О духовной власти Христа Библия говорит во многих местах: Пс. 2:6; 44:7,8 (сравни Евр. 1:8,9); 131:11; Ис. 9:6,7; Мих. 5:2; Зах. 6:13; Лук. 1:33; 19:37,38; Иоан. 18:36,37; Деян. 2:30—36.

Природа духовной власти Христа. Духовное царствование Христа подразумевает Его духовную власть над верующими или церковью. Эта власть является духовной, потому что она относится к духовному началу человека и ее корни лежат в сердцах верующих. Ее целью является спасение грешников, спасение через Слово и Дух, что реализуется через строительство, руководство, совершенствование и сохранение церкви. Руководителем церкви, ее главой является Христос (I Кор. 11:3; Ефес. 1:20—22; 5:23). И именно поэтому Он может управлять ею соответственно воле Бога.

Сфера духовной власти Христа. Духовное царствование Христа идентично тому, что в Новом Завете называется Божиим Царством или Царствием Небесным. Это царствие, в первую очередь, царствие Божие во Христе, которое укрепилось в сердцах людей благодаря работе по возрождению. Кроме того, это царствие Духа Божия, царствие, населенное теми, кто живет во имя Духа. И наконец, это новое состояние вещей, которое возникло в результате реализации принципов Царства Божия и которое распространяется далеко за пределы этого царства в самом строгом смысле этого слова. Гражданство в этом царстве эквивалентно членству в невидимой церкви. Однако значение этого гражданства намного шире, чем церкви, так как подразумевает все аспекты жизни. Видимая же церковь является наиболее важной и единственной божественной организацией этого царства, существующей в миру. Выражение «Царство Божие» иногда употребляется в смысле, который делает это царствие практически эквивалентным видимой церкви (Матф. 8:12; 13:24—30,47-50). Духовное царствие Христа — это царствие настоящего и будущего. С одной стороны, это постоянно развивающаяся духовная реальность в сердцах и жизни людей, как таковая она оказывает на нас повседневное влияние (Матф. 12:28; Лук. 17:21; Кол. 1:13). С другой стороны, это наша надежда на будущее, которая реализуется с приходом Христа. Аспект будущего царствия Христа является наиболее ярко выраженным в Библии (Матф. 7:21; 19:23; Лук. 22:29; I Кор. 6:9; 15:50; Гал. 5:21; Ефес. 5:5; II Тим. 4:18; II Петр. 1:11). Будущее царствие, как и царствие настоящее, будет основано на руководстве Божием сердцами людей. Но после славного пришествия Иисуса Христа будущее царствие будет доведено до верха совершенства, раскроются его скрытые возможности и духовное управление Христа найдет свое воплощение в видимом и торжественном правлении.

Продолжительность духовного царствия Христа. Со-цинианцы утверждают, что Христос не стал царем до времени Его вознесения, а премилленаристы утверждают, что Он не будет помещен на трон как Посредник, пока не установится тысячелетнее царство Христа при втором пришествии. Однако Христос был назначен царем в предвечности (Прит. 8:23; Пс. 2:6) и начал царствовать сразу после падения человека, хотя Он официально и публично не занял положенный Ему трон до момента Своего возвышения по правую руку Бога. Некоторые утверждают, что царствие Христа закончится при Его возвращении, однако, согласно Библии, это не так (Пс. 44:7; 71:17; 88: 37,38; Ис. 9:7; Дан. 2:44; II Цар. 7:13,16; Лук. 1:33; II Петр. 1:11).

2. Царствие Христа над вселенной. Перед вознесением Христос сказал Своим ученикам: « Дана мне всякая власть на небе и на земле» (Матф. 28:18). То же самое говорится в Ефес. 1:20—22; I Кор. 15:27.

Природа царствия Христа над вселенной. Это царствие не следует путать с первоначальным царствием Христа как Сына Божия, хотя оно простирается в той же самой реалии. Это царствие вручено Посреднику во имя церкви. Как Царь вселенной, Он управляет судьбами людей, отдельных групп людей и наций, чтобы способствовать росту и постепенному очищению и совершенствованию людей, искупление которых Он совершил кровью Своей. Царствие позволяет Ему защищать Его людей от опасностей, которым они подвергаются в миру, отстаивать Свою праведность уничтожением врагов.

б. Продолжительность царствия Христа над вселенной. Христос был вознагражден царствием над вселенной, когда Он был вознесен по правую руку Бога. Это была обещанная награда за Его труд (Пс. 2:8,9; Матф. 28:18; Ефес. 1:20—22; Филип. 2:9—11), который не дал Ему никакой дополнительной силы или власти, которой бы Он не обладал как Сын Божий, а также не увеличил размер Его царствия. Эта власть была дана Христу как Богочеловеку, так что Его человеческая сущность получила возможность разделять славу Его царственного величия. Это правление служит интересам церкви Иисуса Христа и будет продолжаться до полной победы над ее врагами (I Кор. 15:24—28). И лишь только после такой победы это царствие возвратится Отцу.

Вопросы для самопроверки Почему мы говорим о тройственной миссии Христа? Какие доказательства из Писания Вы можете привести о пророческой миссии Христа? Что такое пророк? Какие две стороны деятельности пророка Вы можете назвать? Каковы обязанности пророка? В чем проявляет Себя Христос как пророк? В чем видит современная либеральная теология пророческую деятельность Христа? Предсказывалась ли деятельность Христа как священника? Какие доказательства священнической миссии Христа имеются в Библии? Чем священник отличается от пророка? Чем отличалась у израильтян проповедническая деятельность священника от деятельности пророка? Каковы основные характеристики священника? Какова природа жертвенного служения Христа? Как это предсказывалось в Ветхом Завете? Какие доказательства из Писания Вы знаете по поводу этого служения? Что такое «параклет»? В чем состоит работа Христа как заступника? Как далеко простирается заступничество Христа и почему оно всегда действенно? Что такое духовное царствие Христа? Как далеко простирается духовное Царствие Христа? Что обозначает термин «Царство Божие» в Евангелиях? Идентичны ли Царство Божие и Церковь? Как настоящее Царство Божие связано с Царствием Божиим будущего? Когда Христос стал царем? Как долго будет продолжаться духовное царствие Христа? Какова сущность и цель Царствия Христа во вселенной? Как долго будет длиться Царствие Христа во вселённой?

ИСКУПЛЕНИЕ ВО ХРИСТЕ

А. Побудительные причины и неизбежность искупления.

1. Побудительные причины искупления. Иногда в качестве побудительной причины искупления называют сочувственную любовь Христа к грешникам, что может создать впечатление, будто грозный Бог стремится уничтожить грешников, а любящий Христос становится между Ним и согрешившим человеком и ценой своей жизни спасает преступивших закон, в результате чего Христос получает славу, а Бог забвение. Однако Библия считает, что движущей силой самопожертвования Христа является добрая воля Бога спасти грешников через замещающее искупление (Ис. 53:10; Лук. 2:14; Кол. 1:19,20). Благоволение Бога не следует рассматривать как каприз. В соответствии с Писанием добрая воля спасти грешников через замещающее искупление лежит своими корнями в любви и справедливости Бога. Именно любовь Бога открыла для грешников путь к спасению (Иоан. 3:16), и это была не просто любовь Бога, но и проявление Его святости и справедливости, которое требовало, чтобы все положения закона были выполнены: «да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:26; ср. с Рим. 3:24,25).

2. Необходимость искупления. Рад теологов, таких, как Дунс Скот, Социн, а также представители современной либеральной теологии отрицают необходимость искупления. Они не допускают, что Бог мог хотеть удовлетворения для Себя, чтобы простить грешников. Однако совершенно очевидно, что искупление было необходимо Богу с точки зрения справедливости. Справедливость была нарушена человеком, который преступил закон, и, естественно, требовала удовлетворения. Праведность и святость Бога не позволяют Ему притерпеться к греху и согласиться с открытым вызовом и неповиновением Его бесконечному величию. Бог отвергает грех с божественной непримиримостью, и все Его существо выступает против него (Быт. 18:25; Ис. 20:5; 23:7; Пс. 5:6,7; Наум. 1:2; Рим. 1:18,32). Более того, справедливость Бога требовала возмездия за грех (Иез. 18:4; Рим. 6:23).

Б. Природа искупления.

1. Искупление как возмещение Богу. Искупление часто представлялось и теперь часто рассматривается как нечто, предназначенное воздействовать на грешника, пробудить в нем раскаяние и, таким образом, вернуть обратно к Богу. Но это ошибочная концепция. Если человек совершает зло и в то же время предлагает возмещение, то возмещение направлено на того, кому это зло было причинено, а не на того, кто его причинил. В случае грешника искупление направлено на то, чтобы умилостивить Бога и вернуть Его доброе расположение, сделав возмещение за совершенный грех. Это значит, что первой целью искупления было примирение Бога с грешником. Однако под этим не понимается примирение грешника с Богом. Об этом неоднократно говорится в Библии (Рим. 5:10; II Кор. 5:19,20). Примирение грешника с Богом можно рассматривать как вторичную цель искупления. Бог, простив грешника, воздействует на его сердце с помощью Святого Духа с тем, чтобы тот, отбросив свои низменные побуждения и отчуждение от Бога, мог пожать плоды своего искупления во Христе.

2. Искупление чужой вины (заместительное). Имеется определенное различие в искуплении своей и чужой вины. Отпав от Бога, человек становится должником Бога, он обязан дать Ему возмещение. Но искупление заключалось в вечном страдании за грех. И, строго судя грешника, Бог должен был бы этого требовать, если бы Он не был смягчен любовью и состраданием к нему. И поэтому вместо того, чтобы настаивать на личном искуплении вины, Бог предложил Иисусу Христу занять место человека. И Иисус, ответив за грехи человека, получил для него вечное искупление. Отметим, что в этом случае Бог, как пострадавшая сторона, определил и правила искупления. Если личное искупление исключает любую форму милости, то замещающее искупление представляет ее высшую форму. Личное искупление продолжалось бы всю жизнь и никогда не дало бы результата заместительного, ведущего к воссоединению с Богом. Заместительное искупление, выполненное Христом, было предсказано в виде жертвоприношения животных в Ветхом Завете. В Библии многократно повторяется, что такие жертвоприношения приносились во искупление грехов и прощение согрешившего (Лев. 1:4; 4:20,31,35; 5:10,16; 6:7; 17:11). В нескольких местах Библии отмечается, что наши грехи были «переложены» на Христа и Он взял на Себя и понес наши грехи и преступления (Ис. 53:6; Иоан. 1:29; II Кор.5:21; Гал. 3:13; Евр. 9:28; I Петр. 2:24). В ряде других мест говорится, что Христос взял грех на Себя и умер за грех или грешника (Марк. 10:45; Рим. 8:3; Гал. 1:4; I Петр. 3:18; I Иоан. 2:2).

3. Искупление как проявление активности и покорности. Общепринято различать активное повиновение Христа и Его покорность. Его активное повиновение проявляется во всем, что Он сделал ради грешников, ради получения ими вечной жизни, а Его покорное послушание выражается в страдании , через которое Он прошел, оплачивая наказание за грех и отдавая долги за Его народ. И поэтому, хотя мы и различаем эти две формы послушания, следует понимать, что они неотделимы друг от друга. Каждая из этих форм послушания неотторжимо присуща Спасителю на всем Его пути. Частью активного повиновения была добровольная отдача Себя на страдание и смерть (Иоан. 10:18). С другой стороны, актом пассивного повиновения была его жизнь в соответствии с законом и существование в виде слуги. В целом можно отметить, что, понеся наказание за грех, Христос снял проклятие с рода человеческого (Ис. 53:6; Рим. 4:25; I Петр. 3:18; I Иоан. 2:2) и через активное послушание заслужил вечную жизнь* для грешника, приведя его к той цели, которой Адам так и не смог достигнуть (Рим. 8:4; 10:3, 4; II Кор. 5:21; Гал. 4:4,5,7).

В. Охват искуплением. Считается, что искупления Христа достаточно для спасения всех людей, хотя они его и не всегда достигают. Однако имеются различные мнения относительно вопроса, страдал ли Христос ради спасения всех людей или только избранных.

1. Ограниченный контингент искупления. Римско-католическая церковь, лютеране и арминианцы разных направлений утверждают, что искупления, полученного Христом, достаточно для всех людей. Однако из этого не следует, что все люди будут спасены. Достаточность искупления лишь указывает на намерения Отца и Его Сына во время искупительной деятельности спасти всех людей без каких-либо исключений. В отличие от католической церкви, лютеран и арминианцев, реформатская церковь верит в ограниченный охват искуплением. По мнению реформатской церкви, намерением как Отца, так и Сына было спасти только избранных, и эта цель была реализована. Защитники всеобщего искупления утверждают, что Христос сделал спасение возможным для всех людей, а реализация возможности искупления зависит от собственного выбора этих людей. Защитники искупления для ограниченного контингента считают, что Христос полностью спасает всех тех, за кого Он положил Свою жизнь. Все, за кого Христос заплатил Своей жизнью, получат спасение. Библия ясно показывает, что результат служения Христа заключается не только в том , чтобы сделать искупление возможным, но и в том, чтобы примирить людей с Богом и сделать вечное спасение возможным (Лук. 19:10; Рим. 5:10; II Кор. 5:21; Гал. 1:4; Ефес. 1:7). Однако Библия в разных вариантах указывает, что Христос положил жизнь не за всех, а только за Своих людей (Матф. 1:21), за Свою паству

(Иоан. 10:11, 15), за Свою Церковь (Деян. 20:28; Ефес. 5:25—27), или за избранных (Рим. 8:32—35). Более того, если бы истинным замыслом Божиим было спасти всех людей, мы должны были бы прийти к заключению, что божественный замысел был разрушен людьми, а это абсолютно невозможно.

2. Возражения относительно ограниченного контингента искупления. Доктрина ограниченного контингента искупления вызывает определенные возражения, из которых наиболее существенными являются следующие:

•В ряде мест Библии говорится, что Христос отдал Свою жизнь за мир (Иоан. 1:29; 3:16; I Иоан. 2:2; 4:14), и на этом основании выдвигается возражение относительно ог-раниченного контингента. Это возражение зиждется на утверждении, что слово «мир» в указанных местах включает всех людей, составляющих человечество. Однако слово «мир» далеко не всегда имеет такой смысл. Например, в Лук. 2:1; 12:19 это слово употребляется в более ограниченном смысле. В указанных местах оно означает, что Христос умер не только за евреев, но за людей разных национальностей в мире.

•В Библии имеются места, где говорится, что Христос умер за всех людей (Рим. 5:18; I Кор. 15:22; II Кор. 5:14; I Тим. 2:4,6; Тит. 2:11; Евр. 2:9; II Петр. 3:9). Но слово «все» в Библии иногда также употребляется в ограниченном смысле, обозначая всех в заведомо выделенной группе людей (I Кор. 15:22; Евр. 1:23) или ряд выделенных групп людей (Тит. 2:11). Если бы слово «все» всегда использовалось в абсолютном смысле, то это значило бы, что все люди фактически спасены. Однако с таким тезисом не согласятся даже те, кто хотел бы трактовать слово «все» в абсолютном смысле.

•Иногда делается утверждение, что проповедь о всеобщем спасении предполагает всеобщее искупление. Если бы Христос не умер за всех людей, спасение не могло бы быть распространено на всех, кто верит. Но идея всеобщего спасения не включает утверждения, что Христос совершил искупление для каждого человека. Более того, искупление может быть достигнуто только верой и раскаянием через сердце благодаря Святому Духу. И только избранные могут соответствовать перечисленным требованиям и, таким образом, получить благодать и спасение.

Г. Искупление в современной теологии. В современной теологии достаточно широко распространены идеи, отрицающие искупление в очерченном смысле этого слова, а либеральные теологи вообще отрицают искупление в любом смысле. В современной теологии многие рассматривают грех просто как слабость или как несовершенство, которые человек пока не преодолел, но преодолеет в процессе эволюции; как такое несовершенство, за которое человек пока не несет ответственности, которое не составляет вины человека и, таким образом, не требует искупления. Даже

163

многие современные евангельские церкви защищают такую точку зрения на искупление, которая по существу эквивалентна его отрицанию. Они не учитывают, что искупительное служение Христа имело целью умиротворение гнева Господня против греха и достижения его благосклонности к грешникам. Они считают, что искупление не изменило отношения Бога к грешникам, а изменило лишь отношение грешника к Богу. То, что они называют искуплением, на самом деле является примирением. Христос страдал и умер, чтобы открыть грешникам великую любовь Бога и, таким образом пробудив в их сердцах ответную любовь, вернуть их , как блудных сынов, к Богу в раскаянии. Такое понимание искупления не соответствует толкованию Библии о служении Христа, оно игнорирует справедливость Бога, Его требование искупления и не может быть адекватным смерти Христа.

Вопросы для самопроверки

Что является побудительным мотивом искупления? Почему искупление было необходимо? Какие ошибочные концепции искупления Вы знаете? Какова истинная цель искупления? В чем различие между личным и замещающим искуплением? Как замещающее искупление было предсказано в Ветхом Завете? Какие доказательства из Писания по этому поводу Вы можете привести? В чем состоит различие между активным и пассивным послушанием Христа? Отделимы ли друг от друга активное и пассивное послушание и чему служит каждое из них? Что является предметом спора в связи с охватом контингента для искупления? Что такое всеобщее искупление и кто проповедует его? Каков ограниченный контингент для искупления и какие доказательства этого имеются в Писании? Какие возражения вызывает доктрина ограниченного контингента искупления и как на них можно ответить? Какова доминирующая точка зрения на искупление в современной теологии?