Почему четыре Евангелия: Марк

Мария, мать Марка, жила в Иерусалиме. К ней направился Петр, когда он чудесным образом освободился из тюрьмы. “И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились” (Деян.12:12). Очевидно, между Марком и Петром были тесные отношения. Петр называет Марка “сын мой” (1Пет.5:13), и в течение второго века Евангелие от Марка называлось “Воспоминания Петра”. В Ев. от Марка вы можете заметить порывистость Петра. Он быстро реагировал, ему была свойственна эмоциональность высказываний.

Бог соделал особо дружественными отношения между Марком и Петром для того, чтобы передать могучую силу Евангелия. Сила в Ев. от Марка является одной из главных его характеристик.

МАРК, ПАВЕЛ И ПЕТР

Подобно Луке, упоминавшем в своем Евангелии многое из того, что он слышал от Павла, Марк, как можно предположить с наибольшей вероятностью, для написания своего Евангелия использовал слова Петра. Марк в качестве помощника сопровождал Павла и Варнаву в их миссионерском путешествии (Деян.12:25).

К сожалению, в отношениях между Павлом и Марком произошел конфликт. “Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы” (Деян.15:37,38). Очевидно, Марк против воли Павла вернулся в Иерусалим (Деян.13:13). Этот конфликт между апостолами разрастался. “Отсюда произошло огорчение, так-что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр” (Деян.15:39).

Некоторые люди любят указывать на недостатки и ошибки в церкви, используя это как предлог для отвержения христианства. Библия не прячет ошибки христиан. Она не ходит, так сказать, вокруг да около. Христиане, несмотря на то, что живут со Христом, остаются несовершенными людьми. Поэтому они и нуждаются в Спасителе. Христос учит их сражаться с грехом и жить в гармонии друг с другом. Подобным образом завершилось и здесь: разногласие между Марком и Павлом было устранено. Правильное отношение восстановилось, и позже Павел напишет: “Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения” (2Тим.4:11). Во время первого заключения Павла Марк находился с ним и был весьма ему полезен (Кол.4:10,11). Все же, несмотря на встречи с Павлом, Марк находился под воздействием Петра. Автор текста 130 года от Р.Х. упоминает, что Марк записывал проповеди Петра очень тщательно. Наиболее вероятно, что Ев. от Марка есть сжатое первое христианское наставление, данное в Иерусалиме, – посредством проповедей и других средств.

Лексика, используемая в Ев. от Марка, показывает, что Марк был городским жителем. В Иерусалиме разговаривали на греческом и сирийском. Поэтому Марк дает греческий перевод типичных арамейских слов. Например, “талифа куми”, что означает “девица, тебе говорю, встань” (Мк.5:41), и “еффафа”, то есть “отверзись” (Мк.7:34).

КРАТКАЯ КНИГА

Евангелие от Марка короче всех других Евангелий. Оно имеет дело с кратким периодом Иисуса на земле. Марк не упоминает о Его рождении, но начинает Евангелие с публичного появления Иисуса, – Того, Кто есть исполнение Ветхого Завета, Кто пришел спасти потерянный мир (Ис.40:3; Мал.3:3).

Его провозвестник, Иоанн Креститель, завершил свое служение. Теперь начинается выполнение всех Божиих обетований во Христе, это и есть Благая Весть, которую Марк собирается поведать. Марк заканчивает Евангелие тем же лаконичным стилем, как и начал. Это весьма удивительно. В последней главе Марк рассказывает, как испуганные женщины бежали от пустой гробницы Иисуса, никому не сказав о том, что она пуста. Воскресение Иисуса так удивительно, так противоположно человеческому ожиданию, что поначалу они не могли воспринять его. Когда мы сравниваем Евангелие от Марка с другими Евангелиями, данными нам Богом, видно, что женщины стали говорить, лишь преодолев первоначальный страх. Все евангелисты отмечают шок, который они испытали вследствие воскресения Иисуса, но только Марк описывает это столь драматическим стилем. Заметим, что воскресение часто отрицалось. Всегда были люди, пожимавшие плечами, подобно афинским философам: “Услышавши о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время” (Деян.17:32).

Наиболее вероятно, что Марк писал свое Евангелие для обучения молодых христианских церквей. Эти церкви должны были знать, что весть о воскресении была настолько потрясающа, что привела в шок даже немногочисленных последователей Иисуса. Прежде эти люди не принимали слова Иисуса всерьез, когда Он говорил им о воскресении, но теперь радость этого события наполнила их жизнь. Марк хочет, чтобы эта радость наполнила и вновь образовавшиеся церкви (Мк.8:31; 9:31-32; 10:34).

Краткое описание бегства женщин в конце Евангелия часто смущает христиан. Но оно показывает, что у нас нет оснований испытывать превосходство над другими, – теми, кто не хочет или не может принять воскресение Христа. Если бы Иисус не взял дело спасения в Свои руки, не было бы христианской Церкви (Мк.16:9,11,13,14).

Комментарии к переводу указывают, что стихи 9-20 главы 16 пропущены в главных манускриптах. Есть мнения, что это окончание было написано не Марком, но прибавлено кем-то другим в более позднее время. Впрочем, этот отрывок соответствует другим Евангелиям. Вот почему церковь приняла эту конечную часть Евангелия от Марка как “каноническую”, то есть как авторитетное Слово Божие.

ЦАРСТВО БОЖИЕ ИМЕЕТ БУДУЩЕЕ

Евангелие от Марка возможно наиболее раннее по сравнению с другими. Оно также называется “базовым Евангелием”. Исключая восемьдесят стихов, его сюжет может быть также найден в Евангелиях от Матфея и Луки. Замечательно, как целенаправленно и точно описывает Марк различные события.

Мф.4:22 Лк.5:11 Мк.1:20

Мф.8:4 Лк.5:14 Мк.1:43,44

Мф.8:23 Лк.8:22 Мк.4:35,36

Нелегко выбрать главную тему в Евангелии от Марка. Одни говорят, что это Евангелие описывает Иисуса в Его человеческой природе и силе. Другие думают, что Евангелие от Марка преимущественно имеет дело с тайным Царством Божиим, которое через Иисуса прокладывает себе путь в этом мире.

С одной стороны, Марк показывает силу Иисуса: “и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?” (Мк.6:2). С другой стороны, нельзя не заметить, как часто Марк упоминает повеление Иисуса не говорить другим о Его чудесах. “И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем” (Мк.8:30).

Иисус не хотел, чтобы люди воспринимали Его как чудотворца или сверхчеловека. Он не хотел быть “сверхчеловеком”, почитаемым героем. Он хотел, чтобы Его признали Сыном Божиим. Он пришел на землю в уничижении. Пришел установить Царство Божие, которое возрастает неприметно, как семя, упавшее в землю. Царство Божие подобно горчичному зерну, которое “когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так-что под тенью его могут укрываться птицы небесные” (Мк.4:32).

Только Царство Божие имеет будущее – поразительное будущее. Чудеса, совершенные Царем этого Царства указывают, что век этого Царства пришел и движется к своему полному осуществлению. Вы готовы к нему?

ВОПРОСЫ:

1. Кто, согласно Марку, были первыми учениками Иисуса? (Мк.1:16-20)

2. Какова была реакция учеников, когда Иисус сказал им о Своем страдании, смерти и воскресении? (Мк.8:31; 9:31; 10:32,34)

3. Можете ли вы кратко изложить, какова была задача Иоанна Крестителя? (Ср. Мк.1:1-8 и Мф.3:1-14; Лк.3:1-20, Ин.1:19-34).