Книги Ветхого Завета

На предыдущих занятиях Библия цитировалась множество раз. Те, кто воспринимает уроки серьезным образом, уже прочитали все Слово Божие, или по крайней мере ознакомились с ним. С помощью этого и следующего уроков мы продолжим рассмотрение того, как Библия соединена воедино, также сделаем обзор Книг, из которых она состоит. Это поможет вам увидеть Библию единым целым.

ЕДИНСТВО ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Библия состоит из 66 Книг: 39 в Ветхом Завете и 27 в Новом. Книги Ветхого Завета весьма различны по своему характеру. На первый взгляд это придает Ветхому Завету непоследовательный вид. Кажется, что все составлено в беспорядке. Но это лишь на первый взгляд. Книги Ветхого Завета образуют тесное единство. Иисус объясняет Своим ученикам и нам, что Ветхий Завет обращен к Нему, Его пришествию и Его деяниям (Лк.24:44-47). Ветхий Завет говорит о Боге, но его содержание может быть выражено одним словом: Христос. Часто говорят об “Откровении Бога во Христе”.

Чтобы увидеть откровение во всех этих Книгах, – с такими разнообразными событиями, пророчествами и песнями, – вы должны тщательно изучить Ветхий Завет. И еще: чтобы увидеть и понять послание Ветхого Завета, вам следует попросить Бога о том, чтобы Святой Дух показал вам его.

ОСНОВНОЕ ДЕЛЕНИЕ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Деление Ветхого Завета на части указано в Новом Завете. Книги Ветхого Завета часто цитируются в Новом. По этим цитатам и сопутствующим словам можно определить, что Ветхий Завет подразделяется на три основные части: Закон, Псалмы, и Пророки. “Закон” включает первые пять Книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. “Псалмы” не только включают Книгу псалмов, но также остальные поэтические Книги. “Пророки” – это все пророческие Книги. Эта часть подразделяется на ранних и поздних пророков.

КНИГИ МОИСЕЕВЫ

Ветхий Завет начинается с пяти Книг Моисеевых, иногда называемых “Пятикнижием”.

БЫТИЕ (Происхождение)

Чтобы понять Библию, вы должны прочитать Книгу Бытие. В этой Книге Бог показывает, что Он есть Творец сущего. Поэтому Ему отвратительно поклонение человеку, животным или природным явлениям. Все, что мы видим вокруг, включая человека, есть творение Божие, сотворенное к Его славе. Поэтому мы должны служить только Ему. Но человек стал неверным и непослушным. В Кн. Бытие Бог показывает Свое величие и милость, но также Свою праведность. Когда человек грешит, Бог наказывает его. Вместе с тем Он обещает Искупителя, показывает Свою милость и любовь, давая обетование (Быт.3:15). Это обетование возвещает продолжительную борьбу между “семенем змея” и “семенем жены”, между теми, кто последует сатане, и теми, кто будет служить Богу. Но это обетование не представляется столь обнадеживающим, пока мы не узнаем, что Мессия, Иисус, придет и победит сатану в этой битве. Наряду с обетованием Бытие приуготовляет место для Евангелия спасения.

Однако, это обетование было бы бесполезным, если бы Бог не исполнял Свои обещания. К счастью для нас, Он их исполняет. Бытие содержит множество тому примеров. Он спас Ноя, смешал языки при Вавилоне, обеспечил рождение Исаака и Иакова, и это все для того, чтобы исполнить Свои обетования.

ИСХОД

Великий народ Израиля выжил, несмотря на усилия египетских властей уничтожить его. Бог вызволил Свой народ из Египта и ввел его в завет у горы Синай. Богослужение в скинии и жертвы животных были знаками избавления, которое в конце концов будет принесено Иисусом.

ЛЕВИТ (По имени Левия)

Левий был одним из двенадцати сыновей Иакова. Служение его потомков состояло в попечении о скинии и богослужении Израиля. Они были отделены для служения Богу. Позднее они служили в храме и должны были учить народ, как служить Богу. Именно в Книге Левит мы находим тщательные наставления, как Бог хочет, чтобы Его народ служил Ему.

ЧИСЛА

В этой Книге описываются две переписи Израиля. Нам также говорится о том, как Бог чудесным образом питал и поддерживал Свой непослушный народ в течение их странствования по пустыне. Книга заканчивается описанием народа, готовым войти в землю обетованную.

ВТОРОЗАКОНИЕ (Повторение Закона)

Книга содержит великую прощальную речь Моисея. В этой речи Моисей повторяет законы Божии и объясняет их народу. Книга преисполнена Божиим могуществом и верностью. Эта Книга – одно из величайших свидетельств любви Божией к Своему народу завета. Во Второзаконии Моисей в последний раз призывает народ быть верным Богу.

ИИСУС НАВИН, КНИГА СУДЕЙ

В Книге Иисус Навин Божие обетование исполняется. Народ Израиля побеждает, или скорее, получает землю Ханаана (Пс.43:3,4). Позднее, во времена Судей, всякий делал то, что ему казалось правильным. Тем не менее, Бог хранил Свои обетования, несмотря на неверность Своего народа. Вновь и вновь судьи избавляли народ от врагов. Им постоянно приходилось возвращать народ к Богу.

РУФЬ

Эта прекрасная Книга невелика по размеру, но и она говорит о Боге, приуготовляющем путь для Христа. Бог направляет юную моавитянку по имени Руфь в Израиль. Руфь – одна из предшественниц по материнской линии царя Давида и, таким образом, одна из материнских предшественниц великого Сына Давидова – Иисуса (Мф.1:1-17).

КНИГИ ЦАРСТВ, КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН

Эти Книги показывают историю Израиля во времена правления царей. Первый царь, Саул, был помазан последним судьей Самуилом (1Цар.8,9,10). Саул, тем не менее, отвергается Богом по причине непослушания. Бог помазал вместо него на царство Давида (1Цар.16:1-13). После Давида его сын Соломон становится царем Израиля, в последующих столетиях продолжается линия его наследников.

После Соломона народ Израиля разделяется надвое. Два колена Иуда и Вениамин следуют потомкам Давидовым. Другие десять колен имеют сонм царей из других родов. В обоих царствах: Иудея (2 колена) и Израиль (10) можно было встретить верных и послушных царей.

Тем не менее, цари, невзирая на то, сколь они были верными Богу, не могли спасти народ. Каждый раз после обращения к Богу народ вновь впадал в безверие. Бог наказал их, уведя царство десяти колен в Ассирийский плен. В большой степени эта часть Израиля исчезла среди людей востока. Сто пятьдесят лет спустя царство двух колен, Иуды и Вениамина, также было уведено в плен, в Вавилон. 70 лет спустя пленники вернулись в землю Ханаанскую (3Цар.12; 4Цар.24:11; 36:21-23). Эти колена не заслуживали помилования, но Бог обетовал, что из Иуды произойдет Спаситель, а Бог всегда держит Свои обетования.

Книги Паралипоменон отражают ту же самую историю, что и Книги Царств. Тем не менее, эти две Книги ограничиваются историей двух колен. В этих Книгах можно увидеть влияние, которое цари имели на образ жизни народа, на его служение Богу. Вы можете также увидеть верность Бога, Который не оставляет Свой труд. Он – истинный Царь Израиля.

ЕЗДРА, НЕЕМИЯ, ЕСФИРЬ

Эти Книги описывают историю Иуды и Вениамина во время и после вавилонского плена. Дело Божие продолжается; Бог – Творец истории. Вновь и вновь Он спасает Свой народ от исчезновения. Вопль о Спасителе становится все громче и громче.

ПОЭТИЧЕСКИЕ КНИГИ

ИОВ

В Книге Иова используется еврейская поэтика; в Книге показано, что сатана неспособен причинить вред никому из детей Божиих, если Сам Бог не попустит этого. Благочестие Иова вовсе не является основанием для восстановления его прежнего положения. Бог поддерживает Своих детей в печали, в сомнениях, и заботится о них даже тогда, когда они восстают против Него.

ПСАЛМЫ

Псалмы – это песни, повествующие о том, как Божий народ живет в завете с Богом. Они описывают его радость, сомнения, восхваления, утешение, силу и благословение в Господе.

ПРИТЧИ, ЕККЛЕСИАСТ

“Книги мудрости” имеют дело с мудростью, которая превыше всего, мудростью Святого Духа. Они ярко высвечивают глупость человека, глупость, которая может быть преодолена только мудростью Бога. Следует заметить, что когда Притчи используют слово “мудрость”, это обычно относится ко Христу.

ПЕСНИ ПЕСНЕЙ

Песни Соломона – это поэтическая поэма о чистой любви мужчины и женщины, невесты и жениха, любви как даре Божиего спасения. Эта любовь часто рассматривается символически: любовь Христа к Его народу (Еф.5:31, 32; Отк.21:2).

ПЛАЧ (ИЕРЕМИИ)

Собрание пяти песен содержит повествование о разрушении Иерусалима, страдании и уповании пророка, который исполняет свое призвание среди неверного и наказанного народа.

ПРОРОЧЕСКИЕ КНИГИ

Главной задачей пророческих книг было поведать о пришествии Мессии. Пророки увещевают народ Израиля во имя Божие отказаться от грехов неверия и нелюбви. По повелению Божиему пророки побуждали народ слушать, что говорит Бог. Пророки объявляли, как именно народ будет наказан, если отвернется от Слов Божиих, если откажется покаяться. Также пророки объявляли о пришествии Спасителя. Они пророчествовали о страдающем рабе Господнем, об обетованном Царе, Который навечно воссядет на престоле Давидовом, – пророчествовали задолго до того, как Иисус пришел на землю (Ис.53). Последние три пророка, Аггей, Захария и Малахия, пророчествовали после вавилонского плена. После них пророчества умолкли на несколько сотен лет. Затем пришел Иоанн Креститель, указавший на Спасителя и возвестивший в Новом Завете Его приход (Ин.1:29). Иоанн Креститель – это провозвестник, предшествующий Христу, но сам он находится как бы в тени. Всякий, читающий или слышащий слова Иисуса Христа, принявший их и благовествующий, больше Иоанна (Мф.11:10-15).

ВОПРОСЫ:

1. Есть пророки, которые не написали книг. Вы можете их назвать?

2. Откуда вы знаете, что пророки Аггей и Захария пророчествовали после плена? (Агг.1:1; Зах.1:1; Езд.5:1).

3. Несколько мудрых людей написали Книги Притч. Кто они были и кто соединил написанное? (Пр.1,10, 25, 30 и 31).