Утомительна ли Библия?

Слышали ли вы когда-либо о скачущих холмах? (Пс.67:17; 113:4) Или о том, как долины восклицают и поют? (Пс.64:14) О том, что Бог укрепил землю на столпах (и что наш мир, таким образом, подобен нефтяной вышке на море)? (Пс.74:4) А разве возможно, чтобы вода призывала? (Пс.41:8)

Как видите, в Библии предостаточно необычных выражений. Можно спросить: для чего они даны и что нам с ними делать? Чтение Библии потребует изрядного размышления, если вы захотите охватить все, сказанное ее авторами. Все же, это вовсе не безнадежно и не так трудно, как может показаться. В Библии Бог говорит нам. Делая это, Он, разумеется, не забывает, кто мы. Все, что Он приуготовил для нашего познания, открыто нам посредством разговорной речи. Бог хочет, чтобы мы понимали, Кто Он, что Он нам обещает и что Он требует от нас.

БОГ РАЗГОВАРИВАЕТ С НАМИ НА НАШЕМ ЯЗЫКЕ

Чтобы рассказать нам, Кто Он, Бог использует различных людей. Все эти люди имели свой индивидуальный стиль и словарный запас. Иногда Бог говорит повествовательно, иногда посредством стихов, песен и гимнов. Библия использует фигуральную, или метафорическую, речь, как это часто делают поэты и сегодня. Бог приспосабливает Свой язык к нашей возможности понимания. Это очень разнообразит библейский язык.

Вместе с тем, Библию довольно легко читать. Даже малообразованные люди способны читать ее и слышать голос Божий. Библия, вместе с тем, содержит отрывки, требующие более тщательного изучения, и все же эти пассажи не написаны только для высокообразованных и талантливых людей. Бог требует, чтобы мы, слушая Его, являли наше усердие и любовь. Тогда мы сможем понять Его.

КАК БОГ ГОВОРИТ НАМ

Бог разговаривает с нами, используя разных людей, поэтому различные стили библейского языка могут быть объяснены через изучение авторов, привлеченных Богом. Он призывал к написанию людей различного положения и происхождения. Например, Он призывал поэта Давида, врача Луку, пастуха Амоса.

Бог также разговаривает с нами посредством исторических хроник. Библейские исторические повествования рассказывают о многих событиях в истории Израиля. При этом они не ограничиваются лишь историей. Когда мы сравниваем события истории Израиля, упомянутые в Библии, с общеизвестной нам древней историей, становится очевидным, что Библия пропускает целые эпизоды в истории страны. Некоторые важные события не упоминаются вовсе, в то время как другие эпизоды описаны детально. Давая нам историю, Библия не представляет нам полного, всеохватывающего описания древнего Израиля.

Библейские исторические хроники показывают, что Бог, несмотря ни на что, хранит все обетования. Хотя народ Израиля надолго впадал в прискорбные грехи, Бог оставался верным. Даже когда цари и священники не относились к Нему с должным уважением, Бог был верен Своим обетованиям.

Библия не смущается показывать истину. Люди не представлены в ней лишь в наиболее благоприятном свете. Поражает то, что Библия не молчит о тяжких грехах, совершенных патриархами и царями. Можно привести один из многих примеров – это поступок Иуды, когда он по ошибке принимает свою невестку за публичную женщину и совокупляется с ней, и она рождает ему ребенка (Быт.38). Другой пример – это случай с царем Давидом, который совершает прелюбодеяние с Вирсавией (2Цар.11,12).

Библия показывает все в истинном свете. Тем не менее, библейская история учит нас, что Бог остается верен Своим обетованиям. Причем исполнению их часто предшествуют какие-либо удивительные события, и даже постыдные поступки. “Публичная женщина” Фамарь и блудница Вирсавия, согласно родословию Иисуса Христа, являются Его “прародительницами”. Подобным образом грешники Иуда и Давид являются праотцами Иисуса Христа (Мф.1:3-6). Что за уничижение Он испытал, родившись человеком!

Это показывает нам, что главы Библии с описанием родословий (семейным древом) имеют значение. Тем не менее, чтобы нам понять это, Бог заставляет нас потрудиться, Он требует, чтобы мы потратили какое-то время на их изучение. Когда вы познакомитесь с Библией и станете способны связывать все воедино, вы будете вознаграждены за труд, даже за труд изучения скучных, кажущихся неинтересными родословий.

МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ЯЗЫК

Библия часто применяет метафоры. Они не только находятся в Псалмах, но также в Пророках. Например, мы читаем: “В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние” (Ам.9:11). Давид был могущественным царем Израиля, который жил в прекрасном дворце. Между тем, Амос упоминает о жалких развалинах, готовых окончательно обрушиться. Это метафорический язык. В приведенном примере имеется в виду, что царский дом Давида стал подобен жалкой развалине. Шалаш, покрытый ветвями, – обычное жилище сторожей, охранявших виноградник в пору созревания винограда. Такой шалаш не мог долго простоять. Фигуральный язык употреблен в этом тексте для показа того, что царский дом Давида стал как одна из таких лачуг, что он готов обрушиться. Таким образом пророк Амос ясно показывает, что дом Давида утратил свою славу и великолепие. В то же время он провозвещает славное восстановление этого царского дома. Это восстановление будет исполнено с приходом великого царского сына Давида: Иисуса Христа.

Это лишь один из примеров употребления метафорического языка. Такой язык наиболее часто встречается в поэтических книгах Библии. Например, Псалмы полны метафор. Книга Иова богата метафорическим языком. Книгу Иова называют одной из наиболее трудных Книг Библии, в то же время она названа одним из наиболее великих поэтических достижений мировой литературы.

За описанием бедствий, пришедших к Иову (Иов.1,2), следует в главе 3 величественная, полная метафор поэма, которая говорит о мятущемся Иове, его трудном разговоре с друзьями, его доверии Богу, и о том, что Бог говорит Иову. В последних главах Иов окончательно сознает свою ничтожность перед величием Бога. Это величие воспевается в прекрасной заключительной поэме, полной выражений, связанных с природой (Иов.38-41).

УРОКИ ЖИЗНИ

Поэмы о природе подобно той, что содержится в Кн. Иова, можно видеть в Псалмах. Возьмите в качестве примера Пс.103. Здесь подобная же поэма, она может рассматриваться как назидание. Псалом и построен в назидательной форме. Иным образом учат Притчи. Мы читаем: “Не отвечай глупому по глупости его” (Пр.26:4) и в ст.5: “Но отвечай глупому по глупости его”. Как мы можем примирить эти два противоречивых высказывания? Посмотрите Притчи и найдите ответ. Размышляйте над сказанным. Ищите смысл. Приобретайте мудрость.

Притчи, которые можно найти в Новом Завете, образуют иную грань Слова Божиего. Их рассказал Иисус во время пребывания на земле. Тот, кто их читает, размышляет о них и понимает их, научается Божией воле о правильном поведении и правильном выборе (Мф.13).

И Ветхий, и Новый Завет содержат значительное число речей и проповедей. Книга Второзаконие, например, содержит ряд обращений Моисея к народу Израиля. В Новом Завете мы можем найти многочисленные речи Самого Иисуса. Возьмите, например, широко известную Нагорную проповедь (Мф.5,6,7).

БОГ ТАКЖЕ ГОВОРИТ ЧЕРЕЗ ЗАКОНЫ

Бог также открывает Себя нам посредством законов. Мы можем найти их в Книгах Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Посредством Своего закона Бог учил народ Израиля, какое служение Ему угодно. В то время народ Израиля был, образно говоря, в младенческом состоянии. И поскольку израильтяне получили законы по причине своего духовного младенчества, мы иногда склонны считать законы чем-то несущественным. В Кн. Числа Бог дает указание о “ковчеге завета”. Он предписывает в деталях, как нести ковчег. Никому не позволено видеть ковчег или касаться его. Таким образом, Бог наставлял народ Израиля о величии Своей святости (1Цар.6:19).

Бог хочет, чтобы мы подчинялись Ему безусловно. Он также хочет, чтобы мы полностью доверяли Ему. Однако, по Книгам лишь Ветхого Завета мы этому не научимся. Новый Завет провозглашает то же самое послание. Павел наставляет своего ученика Тимофея, как члены общины Божией, Церкви, должны себя вести (1Тим.3:1-15; Рим.12,13). Павел постоянно наставляет читателей своих Посланий, что есть закон Божий. В Послании Иуды ясное предупреждение дано живущим во грехе: они будут судимы Законодателем в соответствии с Его законом. Удивительно, что тот же самый закон Божий есть закон свободы. Послания Нового Завета являются, таким образом, формой обучения праведной и чистой жизни, то есть свободе. Они сосредотачивают наше внимание на верном служению Богу и на сопротивлении искушениям.

Для наилучшего научения Бог использует в Библии различные виды речи. Вся Библия говорит нам о Творце всех вещей, который открыл Себя “как Отец, Который учит Свой народ”. Он хочет учить нас о Себе, о Своей воле и обетованиях. Разве Библия утомительна? Только бесчувственный человек может так сказать. Она полна жизни, разнообразна, дает наставления.

ВОПРОСЫ:

1. Данное занятие показывает, что Библия применяет различные виды наставлений путем использования языковых, стилистических средств. Назовите несколько видов и попытайтесь привести соответствующие примеры.

2. В Еккл.12:7 вы найдете прекрасный ряд аллегорических образов о возрасте. Как вы думаете, что означают образы в стихах 3-6: стерегущие дом, мелющие, дщери пения, миндаль?

3. Попытайтесь рассказать своими словами, что Иисус имеет в виду в притче о блудном сыне? (Лк.15:11-32)