2. Авраам

В Новом Завете не один раз упоминается Авраам[2], как пример для верующих в Иисуса Христа. В Рим. 4:11-12,16 апостол Павел представляет Авраама как отца всех христиан. Авраам не ослабел в вере, подчеркивает Павел в данном контексте, осознавая, что он и его супруга Сарра слишком стары, чтобы зачать обещанного им Богом сына (4:19). «Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу» (Рим.4:20)[3]. Схожим образом в Евр. 11 Авраам назван одним из свидетелей, которые могут вдохновить новозаветных верующих жить по вере. Авраама можно считать самым выдающимся среди них, если учесть, что в этой главе ему посвящается больше стихов, чем любому другому «свидетелю» Ветхого Завета. В таком случае, кажется вполне оправданным исследование истории Авраама, изложенной в книге Бытия, дабы лучше понять, как именно он может служить нам в качестве библейской модели духовности. В чем именно выражались его отношения с Богом? Читатель, прочитав начало повествования об Аврааме, поражается тому, как патриарх беспрекословно подчинился повелению Бога оставить свою страну, свой народ, и отправиться в Ханаан (Быт. 12:4). С таким же послушанием он выполнил Божье повеление, сделав обрезание каждому мужчине в своем доме (17:23) и отпустив Агарь и Измаила (21:12-14). Послушание Авраама достигло своего пика, когда он подчинился Божьему приказу принести Исаака в жертву всесожжения (см. особенно Быт. 22:16,18). Добравшись до Ханаана, и пройдя по этой земле до Сихема, Авраам встречается с явившимся ему Господом, Который пообещал даровать эту землю его потомкам. В ответ Авраам построил жертвенник Господу (12:7). Кроме жертвенника, в повествовании о жертвоприношении Исаака (22:9), Авраам также соорудил жертвенники между Вефилем и Гаем (12:8), и в Хевроне (13:18). Далее Бытие повествует, что у жертвенника между Вефилем и Гаем Авраам призвал имя Господне (12:8; 13:4). Таким же образом патриарх поступил в Вирсавии, где он не построил жертвенник, но посадил тамариск (21:33; ср. 26:25). Книга Бытия не объясняет, с какой именно целью Авраам строил жертвенники и призывал имя Господа. Тем не менее, на основании описания действий патриарха, мы можем исследовать некоторые стороны его духовности. Возведение жертвенника – видимый знак, призвание имени Господа – слышимый знак. Своими поступками Авраам открыто исповедал Яхве своим Богом, выразил готовность служить Ему, и показал, что ожидает от Него помощи. Похожее публичное исповедание Авраама выражалось в том, что он отдал десятину из трофеев, захваченных у Кедорлаомера и его союзников, Мелхиседеку, который ранее благословил его именем Бога Всевышнего (14:18-20). Кроме текстов, где упоминается о призвании имени Господня Авраамом, в книге Бытия записаны лишь две молитвы патриарха, а именно в Быт. 18:23-32; 20:17. Это заступнические молитвы прошения за людей. Последняя молитва, вознесенная за царя Авимелеха Герарского, его жену и рабынь, Самим Богом отнесена к положению Авраама как пророка (20:7). Первая молитва – прошение за праведников Содома, показывает прямоту Авраама в заступничестве. Он напомнил Господу, что для Него как Судьи всей земли, будет несправедливым уничтожить праведников вместе с нечестивцами (18:25). Хотя Авраам и признавал себя лишь «прахом и пеплом» (18:27), тем не менее, он осмелился настойчиво упрашивать Бога, пока Он не дал обещание не разрушать город, если в нем найдется хотя бы десять праведников (18:32). Таким образом, Авраам, с одной стороны, подчинялся повелениям Бога, а с другой стороны, знал силу молитвы. Тем не менее, в Бытии нигде не говорится, что он советовался с Богом в молитве, принимая решения. Конечно, вполне возможно, что он призывал имя Господне до войны с Кедорлаомером (Быт. 14), до заключения союза с Авимелехом, царем Герарским (21:22-31), до покупки пещеры Махпелы (Быт. 23) или до женитьбы на Кеттуре (25:1), однако, Бытие об этом не говорит. Как мне кажется, Бытие показывает, что все эти действия он совершал по собственной инициативе. Очевидно, что Авраам действовал по собственному усмотрению, отправившись в Египет из-за голода в Ханаане (12:10). Несмотря на Божье обещание защищать его (12:3), Авраам поступил по-своему, сказав Сарре представиться его сестрой. Этот поступок патриарха был обусловлен не страхом за свою жизнь, а надеждой, что ему окажут достойный прием (יטב Qal) ради Сарры (12:13). Бытие 12:16 отмечает, что ожидания Авраама оправдались. Фараон отнесся к нему благосклонно (יטב Hiphil) ради Сарры, одарив его овцами, крупным рогатым скотом, слугами и верблюдами. Патриарх получил такое огромное количество скота и слуг, что, возвратившись в Ханаан, он и Лот не могли уже жить вместе. Читая эту историю, мы поражаемся тому, что Бог не призвал Авраама к ответу за то, что он пожертвовал честью жены ради собственной безопасности и благополучия. Повествование ясно указывает на более низкий нравственный уровень Авраама по сравнению с фараоном, так как вполне очевидно, что ему нечего было сказать в ответ на укоры фараона (12:18-19). Тем не менее, Господь поразил тяжелыми болезнями только фараона и его дом (12:17). Книга Бытия ничего не говорит о принятии Богом каких-либо корректирующих мер в отношении Авраама в то время. Возможно, данное обстоятельство объясняет тот поразительный факт, что несколько лет спустя Авраам повторил свой поступок, находясь в земле Авимелеха, царя Герарского (Быт. 20). Кстати, если данное предположение верно, тогда нет необходимости рассматривать Быт. 20 в качестве повторения Быт. 12:10-20, как обычно считают представители историко-критического подхода. В Гераре Авраам был так же успешен, как и в Египте, так как Авимелех также подарил ему множество скота, овец и слуг (20:14). Как и в Быт. 12, Бог не призывает Авраама к ответу. Бог наказывает только Авимелеха (20:3-7). Кроме того, Быт. 20 также наводит на мысль о более низком нравственном уровне Авраама по сравнению с Авимелехом. В данном случае Авраам отвечает на острые вопросы царя, однако его доводы откровенно слабы и неубедительны. Совершенно ясно, что Авимелех, вопреки предположениям Авраама, боялся Бога, так что у патриарха не было причин опасаться за свою жизнь (20:9-13). Оба повествования (Быт. 12:10-20 и 20) делают акцент на том, как Бог благоволит и защищает Авраама (ср. также Пс. 104:12-15). Эти тексты ясно показывают, что когда отец всех верующих поступал по-своему, его поведение не соответствовало представлениям обычного христианина о том, каким должен быть «святой». Тем не менее, несмотря на недостатки, у Авраама была крепкая вера. Но разве он никогда не сомневался в Божьих обетованиях? Честно говоря, Быт. 15-17 описывает нам другого Авраама. В Быт. 15:1 Бог обещает Аврааму великую награду. Авраам отвечает, что он не может понять Господа, так как Он не дал ему детей, и в результате ему придется отдать свое имущество своему домочадцу (15:2-3). Очевидно, Авраам больше не верит, что Господь исполнит обетование, даровав ему сына. Тем не менее, Бог уверяет Авраама, что наследником патриарха будет именно его сын, а потомство будет так же многочисленно как звезды небесные (15:4-5). Этими словами Господь переубедил Авраама, так как текст говорит следующее: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6)[4]. Однако же, когда в следующем стихе Господь напомнил Аврааму о Своем обетовании, о наследовании земли Ханаанской, он, несмотря на свою веру, задал следующий вопрос: «Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?» (Быт.15:8). В Быт. 17:16 Бог говорит Аврааму, что Он даст ему сына от Сарры, которая станет матерью народов. Авраам в ответ пал ниц, засмеялся и задал несколько вопросов (17:17-18). Пав ниц, как и в Быт. 17:3, Авраам явственно показал, что он смиряется пред Богом и подчиняется Ему[5]. Что касается его смеха, то он перекликается со смехом Сарры в Быт. 18. Услышав Божье обетование о том, что в следующем году она родит сына (18:10), Сарра начинает смеяться, как и Авраам в Быт. 17:17, сомневаясь, что слова Господа могут исполниться (18:12) . В Быт. 18 Господь укоряет Сарру, напоминая ей, что для Бога нет ничего невозможного. Сарра попыталась отрицать, что она смеялась, тем самым ясно показывая свою неправоту (18:13-15). Данная параллель указывает на то, что смех Авраама и его вопросы в Быт. 17:17 также свидетельствует о его сомнениях в Божьем обетовании. Это предположение в дальнейшем подтверждается в Быт. 17:18, где Авраам предлагает Господу альтернативное решение проблемы – благословить Измаила. Это предложение показывает, что Авраам не принял во внимание положительный ответ Господа на его вопросы в стихе 17: «Неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?» (Быт.17:17). Бог, отвечая Аврааму, подтверждает, что Он непременно благословит Измаила, но отвергает предложение патриарха благословить Измаила вместо того, чтобы дать сына Сарре. Бог прямо говорит им, неоднократно повторяя, что Сарра родит сына, которого они должны будут назвать Исааком (17:19-21). Затем Бог оставляет Авраама (17:22). Повествование завершается рассказом о том, как Авраам повиновался Божьему повелению, совершив обрезание всех мужчин своего дома (17:23-27). Текст прямо не говорит, что Авраам принял Божьи обетования верою, однако в свете того, как Авраам с готовностью исполнял Его повеления, у нас нет оснований в этом сомневаться[6]. После Быт. 17 тема упования Авраама на Господа рассматривается еще в Быт. 22:8 и 24:7. В первом тексте Авраам, отвечая на вопрос Исаака «Где же агнец для всесожжения?» (Быт.22:7), говорит, что Господь усмотрит жертву. Этот ответ звучит несколько уклончиво. Однако, с другой стороны, он может свидетельствовать о вере Авраама, который надеялся, что Господь так или иначе предложит выход из безнадежного положения, к которому привело Его повеление принести в жертву Исаака (ср. Евр. 11:19). Во втором тексте, Быт. 24:7, Авраам выражает уверенность, что Бог пошлет перед его слугой ангела, который поможет ему найти жену для Исаака в Месопотамии, в городе Нахора. Оба текста повествуют о позднем периоде жизни Авраама. Это значит, что к тому времени он возрос в вере и уповании на Господа. Осуществление Божьего обетования в рождении Исаака (Быт. 21:1-7), по всей видимости, способствовало укреплению его веры.

На основании изложенного выше, можно сделать следующие выводы:

1. Получив повеление от Господа, Авраам всегда с готовностью его выполнял.

2. Если у Авраама возникали сомнения относительно Божьих намерений или сказанного Им, он честно в этом признавался.

3. Бог не осуждал Авраама за то, что он выражал свои сомнения, позволяя ему возрастать в вере и надежде.

4. Очевидно, этих свидетельств было достаточно, чтобы Павел и автор Послания к Евреям могли утверждать, что Авраам был непоколебим в вере (в противном случае, вам придется утверждать, что эти новозаветные авторы неправильно поняли книгу Бытия, что было бы весьма странным для евангельского христианина).