4. Иов

В Новом Завете Иов упоминается только один раз – в Иак. 5:11. В данном тексте Иаков говорит о стойкости Иова и о благоприятных изменениях, которые внес Господь в его жизнь после долгого периода страданий. Апостол призывает читателей следовать примеру Иова и уповать на Божье сострадание и милосердие. Поскольку стойкость в вере может рассматриваться как составляющая духовности, Иаков представляет Иова как модель духовности. Для многих христиан Иов стал моделью духовности, особенно благодаря его словам в Иов. 1:21: «Господь дал, Господь взял. Да будет имя Господне благословенно». В Иов. 1:1 говорится, что Иов был праведен и непорочен. Он боялся Бога и удалялся от зла. Эти общие термины мы находим в Иов. 1:5, они открывают читателю конкретный элемент духовности Иова. Иов неукоснительно придерживался обычая принесения жертвы всесожжения за каждого из своих сыновей (и дочерей?) после окончания праздничных дней. Иов это делал из опасения, что его дети могли согрешить и похулить Бога в сердце своем[17]. По мнению некоторых толкователей, этот обычай, которому неукоснительно следовал Иов, свидетельствует о его излишнем беспокойстве и перфекционизме[18]. Невозможно сказать, разделял автор книги Иова этот взгляд или, наоборот, призывал читателя подражать такому поведению Иова. По замыслу сатаны, после утраты здоровья и всех богатств Иов должен был совершить основной грех – проклясть Бога (1:11;2:5). В Иова 2:9 написано, что жена Иова также призывала Иова похулить Бога, считая это единственным разумным решением в создавшемся положении. Более того, ее слова показывают, что хула на Бога – очень серьезный грех, так как он ведет к смерти (ср. также 3 Цар. 21:10,13). Контекст Иов. 1:5 ясно показывает, до какой степени Иову был противен грех, к которому его подталкивали сатана и его жена. Таким образом, данный отрывок свидетельствует о праведности и богобоязненности Иова, о которых упоминается в Иова 1:1. В 1:21 говорится, что Иов потерял всех своих детей и все богатства. Несмотря на случившееся, он все равно прославил Бога: «Господь дал, Господь взял, да будет Имя Господне благословенно». Свои слова он объясняет тем, что он родился нагим, и умрет также нагим. В этом утверждении Иов признает, что у него, по сути, не было прав на то, чем он обладал. У Бога есть полное право забрать все его богатства. Эллен ван Вольде высказала предположение, что в 1:21 Иов использовал устойчивое выражение для выражения веры, которое может указывать на то, что он все еще не осознавал всю глубину своего горя[19]. Последующее повествование, начиная с 3:1 и далее, показывает, что Вольде совершенно права, отмечая, что в 1:21 Иов находился в самом начале своих страданий. Более того, выражение «да будет имя Господне благословенно» могло быть общепринятой литургической формулировкой. Такой вывод можно сделать на основании неожиданного употребления имени Яхве не израильтянином из параллельного текста – Пс. 112:2[20]. Тем не менее, в целом, реакцию Иова нельзя назвать обычной или традиционной для верующего. Подобное восприятие проблемы уникально для Ветхого Завета. Книга Псалмов показывает, что если и существовала стандартная реакция на серьезные проблемы, то она проявлялась не в прославлении, а в плаче. В подобных обстоятельствах псалмопевец обычно не прославлял Бога, а спрашивал, почему Он так непонятно поступает[21]. Иов ссылается только на Бога как на источник всех бедствий, случившихся с ним. Он не упоминает ни савеян, ни халдеев (ср. 1:15,17). Он также ничего не говорит о сатане. Кроме того, Иов совершенно ничего не знает о происходящем на небесах, согласно 1:6-12, и позже ему никто об этом не рассказал. Тем не менее, следует отметить комментарий автора: «Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге» (Иов.1:22). Принимая во внимание контекст Иова и уровень его осведомленности о причинах происходящего, он был совершенно прав, указывая на Бога, как на источник всех событий. После второй волны бедствий жена посоветовала Иову похулить Бога и умереть (2:9). Иов отвечает: «Ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов.2:10). Мы можем воспринимать эти слова как выражение фаталистической позиции, однако при внимательном рассмотрении оказывается, что это не так. Часть предложения «неужели доброе мы будем принимать от Бога» не следует рассматривать как вопрос. На самом деле, это предпосылка, на которой основан настоящий вопрос. Данное предложение можно перефразировать так: «Принимая во внимание тот факт, что мы привыкли всегда принимать от Бога блага, разве мы не должны принимать от Него и несчастья?». Следует отметить, что используя множественное число первого лица «мы», Иов включает в сказанное и свою жену. Таким образом, он взывает к ее совести. Он напоминает жене о том, что они постоянно делали вместе, а именно принимали блага от Бога. Иов пытается показать, что благодаря всем этим проявлениям Божьей благости, они знают какой Он на самом деле. Так как они знают, как Бог относился к ним на протяжении длительного времени, совершенно неразумно, по мнению Иова, восставать против Него тогда, когда Он совершает непонятное для них, как бы серьезно это ни было. В ответе Иова жене выражается скорее доверие Богу, нежели фатализм[22]. Однако, в этот раз Иов больше не прославляет Бога, в отличие от 1:21б. Создается впечатление, что он уже не в состоянии этого сделать. Тем не менее, это не поставлено ему в вину, так как автор добавляет: «Во всем этом не согрешил Иов устами своими»[23]. Друзья же Иова в беседах с ним (Иов. 3-37) постоянно связывают страдания Иова с его грехами[24]. Иов не соглашается с тем, что несчастья, которые Бог послал ему, обусловлены его грехами, поэтому он отстаивает свою невиновность[25]. Иов говорит, что Бог забрал (הםיר) его право (םשפטי (27:2; ср. NRSV)). Эти слова могут указывать на то, что Иов обвиняет Бога в несправедливости[26]. В то же время, Иов обращается к этому же Богу с просьбой вмешаться и оправдать его (19:23-27; 23:3-9). Иов завершает речь в свою защиту словами, что если он согрешил, тогда пусть его постигнет проклятие. Иов перечисляет в связи с этим несколько видов несправедливости и грехов, отрицая, что он когда-либо их совершал. Он так уверен в своей правоте, что готов носить защиту своей невиновности на плечах, и возлагать ее как венец, приближаясь к всемогущему Богу как князь (Иов.31:36). Отвечая из бури (Иов. 38-41), Бог призывает Иова к ответу за сказанные им слова. Вполне очевидно, что Бог настроен критически. Тем не менее, в отличие от представлений многих кальвинистов или даже евангельских христиан, Бог никогда не утверждал, что страдания Иова обусловлены его грехами или его греховной природой. Конечно, Бог критически отнесся к Иову, однако это не значит, что Он соглашается с утверждениями друзей Иова! На самом деле, внимательный читатель книги Иова не удивится, услышав такое утверждение, ведь если бы Бог согласился с друзьями Иова, Он бы противоречил собственному положительному отзыву об этом человеке в 1:8 и 2:3. Но если Бог не соглашается с товарищами Иова, тогда в чем суть Его критики Иова? Ответ на этот вопрос дан в начале сороковой главы, где Бог объясняет Свои претензии к Иову намного подробней, чем в остальных главах. Основной аргумент заключался в том, что Иов пытался оправдать себя, бросив тень на Божью справедливость. «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?» (Иов.40:3). Другими словами, у Иова было право отстаивать свою невиновность, однако, он был неправ, делая вывод, будто его невиновность подтверждает несправедливость Бога. Так как это основной аспект Божьей критики Иова, мы можем прийти к заключению, что выражение Иовом сожаления в 40:3-5 и 42:1-6 относится именно к нему. Это выражение сожаления не следует воспринимать как общее утверждение, в котором Иов соглашается со своими друзьями, считавшими, что его несчастья напрямую связаны с его грехами. Совершенно нелогично предположить, что Иов стремился сделать подобное заявление, так как Бог вовсе не призывал его к этому. В Иова 42:7-8 Бог говорит Елифазу и его друзьям: «… горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов.42:7). После критики Иова, произнесенной Богом в главах 38-41, нам удивительно слышать подобные слова. Как Бог может говорить, что Иов говорил о Нем справедливо? Если мы не желаем придерживаться взгляда, согласно которому книга Иова состоит из двух или более противоречащих друг другу источников (здравое согласование которых не представляется возможным), тогда нам следует согласиться с тем, что в этих словах Бога есть нечто парадоксальное. Вполне очевидно, что Бог желает подчеркнуть данный факт, несмотря на все недостатки, имеющиеся в речи Иова. То есть Бог, несомненно, отдает предпочтение речи Иова, а не речам его друзей. Однако почему Бог предпочитает именно слова Иова? Друзья Иова были уверены, что у них достаточно знания о Божьей стратегии управления этим миром. Они думали, что способны объяснить происходящее с Иовом с точки зрения собственных богословских представлений. Они отказались признать, что реальность жизни Иова противоречила их взглядам, хотя не смогли доказать собственную точку зрения. Они держались за собственную богословскую систему, пренебрегая фактами. Иов отказался оправдывать Бога, жертвуя фактами своей жизни ради богословских убеждений, какими бы значимыми они не выглядели. Он честно задавал острые вопросы как друзьям, так и Богу. Тем не менее, в 42:7-8 Бог ясно показывает, что Он предпочитает открытое, проницательное и критическое отношение Иова оправданию Его божественного поведения посредством богословской системы, существование которой возможно, если не принимать во внимание факты. Более того, с точки зрения данной системы, Иов, вместо того чтобы получить помощь, должен страдать еще больше.

Наиболее важные характеристики духовности Иова можно выразить следующим образом:

1. Иов мог прославлять Бога, даже потеряв все, что у него было, потому что он связывал свое благосостояние с Богом. Он научился прославлять Бога в то время, когда все в его жизни было замечательно[27].

2. Когда Иов в определенное время не смог прославить Бога, Господь не осудил его за это, но дал время осмыслить то, что с ним произошло.

3. Иову не следовало обвинять Бога в несправедливом к нему отношении. Тем не менее, он вел себя лучше своих друзей, задавая критические вопросы честно, вместо того, чтобы объяснять действия Бога с точки зрения строгой богословской системы, которая, несмотря на всю свою ортодоксальность, не была способна дать правильную оценку происходящему в его жизни.