6. Заключение

У Авраама, Давида, Иова и Петра были разные характеры. Кроме того, эти люди жили в разное время и в разных обстоятельствах. Соответственно, исследуя их духовность, мы находим разные характеристики, о чем свидетельствуют выводы в конце каждого раздела. Тем не менее, в процессе исследования мы заметили элементы, характерные для большинства рассмотренных персонажей, которые их объединяют. Во-первых, неотъемлемой составляющей евангельской духовности является молитва. В таком случае, мы можем быть несколько разочарованы тем фактом, что за исключением Давида в Святом Писании мало говорится о молитвах моделей духовности, которые рассматривались в этой статье. Тем не менее, следует отметить один важный аспект, а именно искренность (честность), которая проявляется в молитвах некоторых (особенно Авраама и Иова) мужей. Божий ответ Иову показывает, что человек не может высказывать Богу все, что возникает в его сердце. Тем не менее, другие тексты абсолютно ясно показывают, что Бог разрешает Своим людям высказывать многие вопросы, которые их беспокоят. Другими словами, Бог представлен как настоящий Отец, Которому нравится общаться со Своими детьми. Во-вторых, именно смирение отличает Давида от Саула. Так же и Петр призывает всех христиан к смирению. Иов был вынужден признать, что, будучи лишь человеком, он не способен вынести верное суждение о Божьем владычестве над его жизнью и всем мирозданием. Авраам признал, что он «прах и пепел». Совершенно ясно, что смирение должно быть отличительной чертой любой духовности, которую можно назвать «евангельской». В-третьих, у всех упомянутых моделей духовности есть недостатки и слабости. В большинстве случаев Бог не винит их за это. Он дает им достаточно времени, чтобы они поняли суть жизни с Богом и духовно возрастали. Это, в первую очередь, относится к Давиду и Петру, затем и к Аврааму, и к Иову. Они смогли стать моделями духовности только благодаря длительному процессу преткновения, падения и восстановления на основании Божьей благодати и прощения. Нет нужды упоминать, что при выборе других моделей из Святого Писания, выводы могли бы быть иными. Однако можно с уверенностью утверждать, что упомянутые характеристики, свойственные исследованным ранее моделям духовности, должны стать неотъемлемой частью настоящей евангельской духовности.

[1]

[1] Cр. A. L. Th. de Bruijne “Ethiek en spiritualiteit,” in Gereformeerde theologie vandaag:

Oriëntatie en verantwoording (ed. A. L. Th. de Bruijne; TU-Bezinningsreeks 4; Barneveld: De

Vuurbaak, 2004), 103-06.

[2]

[2] В этой статье я использую вместо имени «Аврам» (которое носил патриарх до того как Бог изменил его, согласно Быт. 17:5), привычное для нас имя «Авраам».

[3]

[3] Как правило, цитаты в английском переводе взяты из NIV. (Цитаты в русском переводе взяты из Русского синодального перевода).

[4]

[4] Oтносительно текста 15:1-6, см.: G. Kwakkel, De gerechtigheid van 5 Abram: Exegese van Genesis 15:6 (Kamper Bijdragen 35; Barneveld: De Vuurbaak, 1996).

[5]

[5] Cр., например, Лев. 9:24; Числа 16:22; Нав. 7:6; Суд 13:20; 1 Цар. 25:23; Иез. 1:28; 1 Пар. 21:16.

[6]

[6] Против точки зрения Клауса Вестермана: Claus Westermann, Genesis (3 vols.; BKAT 1/1-3; Neukirchen-Vluyn: Neukirchener Verlag, 1974-1982), 2:323. Вестерман верно подчеркивает, что послушание занимает более важное место в Быт. 17, чем вера. Однако мы не вполне уверены, стоит ли эту главу (которую Вестерман традиционно относит к Р) противопоставлять описанию Авраама как отца веры в Быт. 15:1-6, как это делает Вестерман.

[7]

[7] См.: Mф. 22:43; Деян. 1:16; 2:30; 4:25; Евр. 4:7.

[8]

[8] Обратите внимание, что история о прелюбодеянии Давида с Вирсавией и убийстве Урии не упоминается в 1 Паралипоменон.

[9]

[9] См.: 1 Цар. 23:2-5,9-13; 30:7-8; 2 Цар. 2:1-2; 5:17-25; cр. также 1 Цар. 22:5-6.

[10]

[10] См.: 1 Цар. 23:24-29; 27; 2 Цар. 1:15; 4:12; 6:1-2; 8:1-14; 10:7,17; 11:1; 15:14; 20:1-6.

[11]

[11] Cр. со страхом Давида в 1 Цар. 27:1 с 24:20; 25:29; 26:24.

[12]

[12] Oбзор жизни Давида, в котором больше критичного отношения к данному персонажу, чем в упомянутых работах, можно найти в недавних исследованиях, таких как: Steven L. McKenzie, King David: A Biography (Oxford: Oxford University Press, 2000), Baruch Halpern , David’s Secret Demons: Messiah, Murderer,Traitor, King (Grand Rapids, Mich.: Eerdmans, 2001). В отличие от данной статьи, эти биографии не преследуют цель отобразить библейский взгляд на Давида. Вместо этого, они предпочитают истолковывать библейское повествование, пренебрегая замыслом автора (McKenzie, 45), или представляют события «с политической и идеологической позиции, не свойственной тексту» (Halpern, xv). Тем не менее, они могут быть полезны тем, кто хочет исследовать жизнь Давида на основании книг Царств. Во-первых, они обязывают нас внимательно читать текст и избегать ошибки игнорирования некоторых отрицательных аспектов поведения Давида, или истолковывать его действия слишком положительно. Во-вторых, они показывают, насколько неустойчивым было положение Давида, когда обстоятельства повернулись против него (см., напр., 1 Цар. 22:2; 2 Цар. 3:13-14; 16:8; 21:8-9).

[13]

[13] Обратите внимание, что один и тот же глагол חרח используется для описания как реакции Бога в 2 Цар. 6:7, так и реакции Давида в 6:8 (хотя есть незначительные отличия в том, что אף в 6:7 не упоминается в 6:8).

[14]

[14] Решение Давида не брать с собой ковчег, когда он убегал от Авессалома (2 Цар. 15:25-26), также показывает, что Давид научился правильно относиться к ковчегу.

[15]

[15] Cр. также 1 Цар. 10:8. O связи между 10:8 и 13:1-15, см.: V. Philips Long, The Art of Biblical History (Foundations of Contemporary Interpretation 5; Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1994), 205-18.

[16]

[16] О смирении Давида, см. также 2 Цар. 7:18; 22:28.

[17]

[17] Слово на иврите: ברך Piel «благословить» представляет собой эвфемизм для слова «проклясть», как в 3 Цар. 21:10,13; Пс.10:3; Иов. 1:11; 2:5,9; cр., HAL, 153б.

[18]

[18] David J. A. Clines, Job 1–20 (WBC 17; Dallas, Tex.: Word Books, 1989), 15; Ellen van

Wolde, “A Text-Semantic Study of the Hebrew Bible, Illustrated with Noah and Job,” JBL 113

(1994): 31-32.

[19]

[19] Ellen van Wolde, Meneer en Mevrouw Job: Job in gesprek met zijn vrouw, zijn vrienden

en God (Baarn: Ten Have, 1991), 24-26.

[20]

[20] Cр. Clines Job 1–20, 39.

[21]

[21] См., напр., Пс. 10:1; 22:2; 42:10; 44:24-25; 88:15.

[22]

[22] Cр.: Clines, Job 1–20, 54: «скорее некое проявление веры в то, что Бог знает, что Он делает».

[23]

[23] Опровержение взгляда, согласно которому выражение: «Иов не согрешил своими устами», подразумевает, что он не согрешил в сердце своем, см.: Clines, Job 1–20, 55.

[24]

[24] См., напр., Иова 4:7-8; 11:6,13-15; 22:5-11; 34:10-11; 36:6-7.

[25]

[25] См., 7:20-21; 9:21-22; 10:7; 23:10-12; 27:5-6.

[26]

[26] Cм. также 9; 19:6-7; 30:20.

[27]

[27] Аналогичная идея прослеживается в Эккл. 12:1.

[28]

[28] Имперфект ανεβανον в 3:1 может быть истолкован в этом смысле; например, Simon J.

Kistemaker, Exposition of the Acts of the Apostles (New Testament Commentary; Grand

Rapids, Mich.: Baker, 1990), 120. Однако, вполне вероятно, что оно описывает Петра и Иоанна, идущих в храм, когда на пути им встречается хромой человек (ст. 3).

[29]

[29] Kistemaker Expositions, 376, на основании Пс. 54:18 (EV 55:17) и Дан. 6:11 (EV 6:10), утверждает, что утро, полдень и вечер были временами частной молитвы в Израиле. Однако, его аргумент не обоснован; cр. также с: F. F. Bruce, The Acts of the Apostles: The Greek Text with Introduction and Commentary (3rd ed.; Grand Rapids, Mich.: Eerdmans: 1990), 254.

[30]

[30] Возможно, Петр ссылается на слова Иисуса в 2 Петр. 1:14; cр.: P. H. R. van Houwelingen,

2 Petrus en Judas: Testament in tweevoud (Commentaar op het Nieuwe Testament; Kampen: Kok, 1993), 43-44.