5. Вывод

Универсализм привлекает к себе многих из-за современных взглядов на любовь и справедливость, которые не разделяли библейские авторы. Философские и теологические основы универсализма рушатся после их внимательного рассмотрения в свете библейского эсхатологического свидетельства, решительно их опровергающего. Но не просто шаткие теологические и библейские основы универсализма должны побуждать церковь отвергать этот взгляд. Он также представляет собой чрезвычайную опасность.

Сейчас церковь сталкивается с агрессивным и доминирующим атеизмом, который ведет борьбу как с христианской антропологией, так и с открытым теизмом. Новый атеизм заявляет о том, что религия является чем-то второстепенным для человека, возможно, даже чем-то чуждым и, следовательно, личным делом, которое должно оставаться в стороне от общественных сфер деятельности. Следовательно, требования совести, в особенности те, которые выдвигают верующие люди, не важны для государственной политики, которая регулирует общественные и личные вопросы.

Многие евангельские верующие, не говоря уже о римских папах Иоанне Павле II и Бенедикте XVI, всегда учили тому, что наилучшей реакцией церкви на этот новый атеизм является сильная благовестническая реакция – новая евангелизация, проводимая посредством публичных заявлений церкви, включающая в себя как обетование спасения людям, так и противоречащее культуре свидетельство о жизни и свободе во Христе.

Но новая евангелизация для обращения мира потерпит неудачу, если христиане будут верить в то, что нет необходимости в обращении. Такое уже случалось раньше. Когда универсализм захватил богословские высоты либерального протестантизма в середине двадцатого века, немногие люди удивились, когда в 1973 году Всемирный Совет церквей объявил мораторий на миссионерскую деятельность. Вместо того чтобы церкви обращали мир в евангельскую веру, мир навязал церкви свое понимание полового и гендерного раскрепощения. Новая самоуспокоенность овладела основными протестантскими деноминациями, заменяя собой осознание безотлагательности миссионерского движения, характерного для девятнадцатого века, и вызвавшего стремительное распространение христианства в Южном полушарии. В данное время, похоже, это актуально. Если в конечном счете все люди спасутся, зачем рисковать жизнью и репутацией, чтобы спасти их прямо сейчас? И если духовное спасение не является безотлагательным делом, почему бы не сосредоточить внимание на социальном освобождении от бедности и гнета?

Подобная апатия придет в христианские церкви, если одержит победу новый универсализм. Несмотря на то, что исторически христианские догматы всегда утверждали, что вечное спасение и справедливое мироустройство неразрывно связаны друг с другом, христиане могут сосредоточить свое внимание исключительно на этом справедливом мироустройстве, как только будет отвергнута идея необходимости обращения. Многие христиане уже пришли к такому выводу. Результатом станет утраченная возможность. Как раз тогда, когда ортодоксия обрела новую силу в Южном полушарии и частично в Северном, движущая сила медленно поменяет свое направление. Будет бессвязно говорить новая евангелизация, а для ортодоксии наступят новые Темные века.

Геральд Р. МакДермот преподает религиоведение в колледже города Роанок, является почетным старшим научным сотрудником Бэйлорского института религиоведения при Бэйлорском университете, а также членом-корреспондентом африканского научного исследовательского центра Джонатана Эдвардса при университете «Свободное государство» в Южно-Африканской Республике. Соавтор книги «Богословие Джонатана Эдвардса» (Oxford University Press, 2012), которая в 2103 году получила высшую награду журнала «Христианство сегодня» (Christianity Today) за раскрытие вопросов богословия и этики.

[i]

[i] Наиболее всесторонний обзор этой истории представлен в книге Лоренса Малькольма Бланшарда «Универсализм: его историческое развитие и современное выражение в западном богословии» (диссертация на получение степени доктора философии, Фуллеровская богословская семинария, 2007). Большая часть библиографии и размышлений на страницах этой статьи об универсализме возможны благодаря частичному заимствованию материала из аналитической истории универсализма, составленной Майклом Дж. Макклимондом, рабочее название: «Дьявольское искупление: толкование христианских дебатов об универсализме» (The Devil’s Redemption: An Interpretation of the Christian Debate Over Universalism) (Grand Rapids: Baker, 2014).

[ii]

[ii] См. Фредерик У. Норрис «Всеобщее спасение у Оригена и Максимуса» в книге «Универсализм и доктрина ада» (ред. Нигель М. Де С. Камерон; Grand Rapids: Baker, 1992), 35–72.

[iii]

[iii] Ричард Баукхам «Универсализм: исторический обзор», Them 4 (1978): 47–54; Кардинал Эвери Даллес «Население ада» First Things (май, 2003): 36–41.

[iv]

[iv] Августин О граде Божьем, книга XXI; относительно анафематизмов, провозглашенных на Пятом Соборе (Константинополь II), см. Семь Вселенских Соборов неразделенной Церкви (ред. Генри Персивал; 14 томов; Никейские и пост-никейские Отцы Церкви [вторая серия] 14; Grand Rapids: Eerdmans, 1991), 320. Некоторые богословы заявляют, что это проклятие было применимо только по отношению к доктрине, связанной с предсуществованием душ (как предлагают другие анафематизмы), но язык этого анафематизма подрывает подобное заявление. Другие богословы относятся скептически к анафематизмам, потому что они были добавлены к тексту процедуры совета позже, но Бланшард («Универсализм», 68-69) замечает, что кафолическая Церковь, тем не менее, из этих анафематизмов сделала вывод, что учение о всеобщем спасении было официально осуждено.

[v]

[v] Баукхам «Универсализм», 47 н.2.

[vi]

[vi] Фридрих Шлейермахер Христианская вера (Филадельфия: Fortress, 1976), 548-51, 720-22.

[vii]

[vii] Джордж Макдональд Несказанные проповеди: серии I, II и III в одном томе (1867, 1885, 1889; воспр., Whitethorn, CA: Johannesen, 1997): см. «Пожирающий огонь» (18–33), «Это не будет прощено» (45–66), «Последний грош» (259–74), «Справедливость» (501–40), «Праведность» (577–92), «Окончательное разоблачение» (593–606), и «Наследие» (607–19). Относительно второстепенных источников см. Дэвид М. Келли «Отношение к универсализму в англиканской богословской мысли от Джорджа Макдональда (1824–1905) до Клайва Льюиса (1898–1963)» (диссертация на получение степени доктора философии. Университет Оттавы, 1989). В книге К. Льюиса Великий развод (Нью-Йорк: Macmillan, 1946) повествуется, что рассказчик, обнаружив Макдональда на небесах, напоминает ему, что тот был универсалистом при жизни на земле, на что Макдональд отвечает, что он поменял свое мнение. По словам Макдональда, представленного Льюисом, проблема универсализма состоит в том, что он удаляет «свободу, которая из двух истин является более глубокой». Вторая истина – предопределение, «которое показывает (довольно истинно), что поверхностная реальность ожидает будущего, в котором она станет реальной» (124-25). «Глубокая истина» для Льюиса, похоже, означает то, что всегда будут существовать некоторые люди, которые не захотят иметь ничего общего с Богом, призывающим их исповедать свои грехи, служить другим людям, а не себе, и поклоняться Кому-то другому, а не себе. Как говорит Джон Мильтон: «Выбор каждой погибшей души можно выразить следующими словами: «Лучше править в аду, чем служить в небесах» (Потерянный рай, строка 263; цитируется в книге Льюиса Великий развод, 69).

[viii]

[viii] Бертрант Рассел Почему я не христианин (Нью-Йорк: Simon & Schuster, 1957), 195.

[ix]

[ix] Барт Церковная догматика IV/2 (Эдинбург: T&T Clark, 1958), 520; Джордж Хансингер Как читать Карла Барта: Форма его богословия (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1991), 134; Барт Церковная догматика II/2 (Эдинбург: T&T Clark, 1958), 417–18.

[x]

[x] Джон А. Т. Робинсон В конце Бог: Изменение христианской доктрины о последнем времени (Лондон: Clarke, 1950); Жак Эллюль Во что я верю (Grand Rapids: Eerdmans, 1989); Эберхард Юнгель «Последний суд как действие благодати», Учение Лювена 15 (1990): 389–405; Жак Бонда Единственная цель Бога: Ответ на доктрину о вечном наказании (пер. Р. Бруинсма; Grand Rapids: Eerdmans, 1998); Юрген Мольтман Пришествие Божье: Христианская эсхатология (пер. M. Коль; Миннеаполис: Fortress, 1996), особенно 235–55.

[xi]

[xi] См. Джон Хик Смерть и вечная жизнь (Нью-Йорк: Harper & Row, 1976) и он же, Зло и Бог любви (2-е изд.; Сан-Франциско: Harper & Row, 1977).

[xii]

[xii] Даллес «Население ада», 38-39.

[xiii]

[xiii] «Dominus Iesus», para. nos. 21–22: http://www.vatican.va/roman_curia/congregations/cfaith/documents/rc_con_cfaith_doc_20000806_dominus-iesus_en.html.

[xiv]

[xiv] Катехизис католической церкви (Liguori, MO: Liguori, 1994), раздел № 1035.

[xv]

[xv] Даллес «Население ада», 40.

[xvi]

[xvi] Каллист Уэр Внутреннее Царство (Нью-Йорк: St. Vladimir’s Seminary Press, 2000), 193–215; иеромонах Илларион Алфеев Христос – победитель ада: Православная точка зрения на сошествие в ад (Нью-Йорк: St. Vladimir’s Seminary Press, 2009).

[xvii]

[xvii] Робин А. Перри и Кристофер Г. Партридж, ред. Всеобщее спасение? Современные дебаты (Grand Rapids: Eerdmans, 2003), xv–xxvii. Также см. Грегори Макдональд (псевдоним Робина Перри), Евангельский универсалист (Eugene: Cascade, 2006).

[xviii]

[xviii] Грегори Макдональд, ред. «Всем будет хорошо»: Исследование вопроса всеобщего спасения и христианского богословия от Оригена до Мольтмана (Eugene, OR: Cascade, 2011). Книга также включает в себя сочинения о некоторых сторонниках универсализма, таких как, например, Джордж Макдональд, чьи взгляды находятся ближе к евангельскому мировосприятию.

[xix]

[xix] Томас Талботт Неизбежная Божья любовь (им. слов.: Вселенский, 1999). Талботт также написал первые три главы книги Всеобщее спасение? Современные дебаты (ред. Робин Перри и Кристофер Г. Партридж).

[xx]

[xx] Роб Белл Любовь побеждает: Книга о небесах, аде и судьбе каждого когда-либо жившего человека (Нью-Йорк: HarperOne, 2012). Ср. Кевин Де Юнг «Бог все еще свят и то, чему вы научились в воскресной школе, все еще правда: обзор книги Любовь побеждает» 14 марта, 2011, http://thegospelcoalition.org/blogs/kevindeyoung/2011/03/14/rob-bell-love-wins-review/; Майкл Е. Уиттмер Только Христос: Евангельский отклик на книгу Роба Белла «Любовь побеждает» (Grand Rapids: Edenridge, 2011).

[xxi]

[xxi] Например, см. Ориген: О первых принципах (перев. Г. У. Баттервот; Нью-Йорк: Harper & Row, 1966), 145.

[xxii]

[xxii] Карл Ранер «Ад» в книге Энциклопедия богословия: Недолговременное таинство мира (ред. Карл Ранер; Нью-Йорк: Continuum, 1975), 603; Эмиль Бруннер Христианская доктрина о церкви, вере и конце времен, том. 3 книги Догматика (перев. Дэвид Кеймс; Филадельфия: Westminster, 1960), 421–24.

[xxiii]

[xxiii] Шлейермахер Христианская вера, 720.

[xxiv]

[xxiv] См. §1 выше.

[xxv]

[xxv] Пауль Альтхаус Последнее время (10-е изд.; Gütersloh: Mohn, 1970); Эмиль Бруннер Христианская доктрина церкви, 423; Джон А. Т. Робинсон В конце Бог: Изучение христианской доктрины о последнем времени (Лондон: Clarke, 1950). Как мы видели в §1 выше, Бруннер разрешает эту несовместимость при помощи метафорического понимания.

[xxvi]

[xxvi] Всеобщее спасение? (ред. Перри и Партридж), гл. 1–3.

[xxvii]

[xxvii] Там же, xxiv.

[xxviii]

[xxviii] Робин Перри «Евангельский универсализм: Оксюморон?» в журнале Evangelical Quarterly 84.1 (2012): 9.

[xxix]

[xxix] Если не упомянуто, цитаты из Библии (в англ. версии статьи – прим. переводчика) приводятся из The Holy Bible, English Standard Version ®, копирайт © 2011 by Crossway Bibles, издательское служение «Good News Publishers». Используется с разрешения. Все права защищены.

[xxx]

[xxx] Другие тексты Писания в поддержку этого утверждения: Деян. 3:21; Рим. 5:18; 11:32: 1 Кор. 15:22-28.

[xxxi]

[xxxi] Они также указывают на 2 Кор. 5:19; Тит. 2:11; 1 Ин. 2:2.

[xxxii]

[xxxii] Современному началу пересмотра таких понятий как гнев и суд пойдет на пользу повторное рассмотрение трудов Джонатана Эдвардса, который превосходно писал об этой теме, но был чрезмерно увлечен Божьей красотой (см. Майкл Макклимонд и Геральд Макдермот «Эсхатология», в книге Богословие Джонатана Эдвардса [Нью-Йорк: Oxford University Press, 2012], 566-79) и Клайв Льюис, чья аллегория Великий развод довольно конструктивна. Также полезны следующие книги: Р. В. Г. Такер Библейская доктрина о гневе Божьем (Лондон: Tyndale, 1951); Леон Моррис Библейская доктрина о суде (Лондон: Tyndale, 1960); Мариус Райзер Иисус и суд (Миннеаполис: Fortress, 1997); Д. А. Карсон «Гнев Божий» в книге Рассматривая доктрину о Боге: Современный протестантский взгляд (ред. Брюс Л. Маккормак; Grand Rapids: Baker, 2008), 37–63; Кристофер У. Морган, Джонатан Эдвардс и ад (Фим, Шотландия: Mentor, 2004); Кристофер У. Морган и Роберт А. Петерсон, ред. Ад под обстрелом: Современный научный мир заново изобретает доктрину о вечном наказании (Grand Rapids: Zondervan, 2004); idem, Faith Comes by Hearing: A Response to Inclusivism (Downers Grove: IVP, 2008); он же, Страдание и благость Божья (Theology in Community; Wheaton: Crossway, 2008); Кристофер У. Морган и Роберт А. Петерсон Что такое ад? (Серия «Основы веры»; Филлисбург, Нью-Джерси: Presbyterian & Reformed, 2010).

[xxxiii]

[xxxiii] Например, см. Ричард Свинбурн «Богооправдание рая и ада» в книге Существование и природа Бога (ред. Альфред. Дж. Фреддосо; Нотр-Дам: University of Notre Dame Press, 1983), 49.

[xxxiv]

[xxxiv] Джерри Л. Уолс Ад: Логика проклятия (Нотр-Дам: University of Notre Dame Press, 1992), 138.

[xxxv]

[xxxv] См. Также Даниэль Стрэндж «Кальвинистский отклик на универсализм Талботта» в книге Перри и Партриджа Всеобщее спасение?145–68.

[xxxvi]

[xxxvi] Например, см. Д. А. Карсон «Как мы можем совместить любовь и трансцендентный суверенитет Бога?» в книге Бог под обстрелом: Современный научный мир заново изобретает доктрину о Боге (ред. Дуглас С. Хаффман и Эрик Л. Джонсон; Grand Rapids: Zondervan, 2002), 279–312.

[xxxvii]

[xxxvii] Барт Церковная догматика II/2, 418; IV/3, 355–56 (выделение добавлено).

[xxxviii]

[xxxviii] Пророчество Наума предполагает, что суд в конечном счете сошел в определенное время на Ниневию.

[xxxix]

[xxxix] Израильтяне вернулись к Богу и в Обетованную землю после вавилонского пленения. После их раннего завоевания Ассирией, некоторые израильтяне были депортированы и, похоже, никогда не вернулись домой.

[xl]

[xl] Иеремия пишет об Еламе: «Но в последние дни возвращу плен Елама, говорит Господь» (Иер. 49:39). Очень похожее также написано о Моаве (Иер. 48:47). О Египте и Ассирии см. Ис. 19:24-25.

[xli]

[xli] Иеремия сравнивает разрушение Восора – столицы идумеев с разрушением Содома и Гоморры (Иер. 49:18). О Вавилоне см. Откр. 17-18.

[xlii]

[xlii] Баукхам «Универсализм: Исторический обзор», 52 (выделение в первоисточнике).

[xliii]

[xliii] . Говард Маршалл «Новый Завет не учит о всеобщем спасении» в книге Всеобщее спасение? Современные дебаты (ред. Робин А. Перри и Кристофер Г. Партридж; Grand Rapids: Eerdmans, 2003), 55–76.

[xliv]

[xliv] О вопросах толкования переводов слова «ад» см. Д. А. Карсон, Затыкание рта Богу: Христианство противостоит плюрализму (Grand Rapids: Zondervan, 1996), 515-36.

[xlv]

[xlv] Моисей Стюарт Экзегетическое исследование некоторых слов, относящихся к будущему наказанию (Андовер: Codman, 1830), 62.

[xlvi]

[xlvi] Скот МакНайт Новое понимание Израиля: Учения Иисуса в национальном контексте (Grand Rapids: Eerdmans, 1999), 38.

[xlvii]

[xlvii] Фрэнсис Чан и Престон Спринкл Удаляя ад: что Бог сказал о вечности и вещи, которые мы сами придумали (Колорадо Спрингс, Колорадо: David C. Cook, 2011), 98. Относительно употребления слов «смерть» и «умирать» в посланиях апостола Павла см. Рим. 1:32; 5:12, 14, 15, 17, 21; 6:16, 21, 23; 7:5, 9, 10, 11,13; 8:2, 6, 13; 1-е Кор. 15:21, 22; 2-е Кор. 2:16; 3:6, 7; 7:10; Еф. 2:1. Относительно слов «погибать», «уничтожать» и «уничтожение» см. Рим. 2:12; 9:22;14:15, 20; 1 Кор. 1:18; 15:18; 2 Кор. 2:15; 4:3; Гал. 6:8; Флп. 1:28; 3:19; 1 Фес. 5:3; 2 Фес. 1:9; 2:10; 1 Тим. 6:9. Относительно слова «гнев» см. Рим. 1:18; 2:5, 8; 3:5; 5:9; 9:22; Еф. 2:3; 5:6; Кол. 3:6; 1 Фес. 1:10; 2:16; 5:9. Относительно слов «проклинать», «проклятие» или «осуждать» см. Рим 2, 3, 5, 12; 3:7, 8; 5:16, 18; 8:1; 1 Кор. 11:32; 2 Кор. 3:9; 2 Фес. 2:12; 1 Тим. 5:24. Относительно употребления слов «проклятие» или «проклятый» см. Рим. 9:3; 1 Кор. 12:3;16:22; Гал. 1:8, 9; 3:10, 13. Относительно употребления слова «наказывать» см. 1 Фес. 4:6; 2 Фес. 1:8–9. Ссылки взяты из статьи Дугласа Дж. Муу «Павел об аде» в книге Ад под обстрелом: Современный научный мир заново изобретает доктрину о вечном наказании (ред. Кристофер У. Морган и Роберт А Петерсон; Grand Rapids: Zondervan, 2004), 92–93.

[xlviii]

[xlviii] По этому отрывку см. Н. Т. Райт Комментарии на Послание к Римлянам, том 10 в Новой толковой Библии (ред. Линдер Кек; Нашвилл: Abingdon, 2002), 529-30.

[xlix]

[xlix] Как пишет Ричард Баукхам: «Указание на отрывок Исаии 45:10-11… единогласно признается всеми, хотя его полная значимость отнюдь не всеми оценивается по достоинству» (Распятый Бог: Монотеизм и христология в Новом Завете [Grand Rapids: Eerdmans, 1998], 58).

[l]

[l] Речь Бога длится на протяжении трех глав и имеет одну и ту же повторяющуюся тему: идолы Вавилона не могут спасти, а идолопоклонники столкнутся с наказанием.

[li]

[li] Макдональд Евангельский универсалист, 151-55.

[lii]

[lii] Из черновика МакКлимонда (см. №1 выше).