3. Возрождение

Мы обнаружили, что применение искупления начинается с результативного призыва, которым Бог Отец вводит людей в общение Сына Своего. Результативный призыв, однако, подразумевает должный отклик со стороны призываемого. Бог призывает, но не Бог отвечает на призыв; а тот, кому призыв адресован. И этот отклик должен вмещать изъявление воли, желания сердца и ума человека. В данный момент мы обязаны задать вопрос: как человек, мертвый во грехах, враждебно настроенный к Богу, не способный делать Ему угодного, может откликнуться на призыв к общению со Христом? Общение никогда не бывает односторонным; оно всегда взаимное. Следовательно, общение со Христом должно включать принятие Христа с любовью и верой. А как может человек, сердце которого пусто и ум которого враждебен Богу принять Того, Кто есть высшее проявление славы Божьей? На этот вопрос ответ один: отклик веры и любви, которого требует призыв — морально и духовно невозможен для того, кто мертв во грехах. “Те же, кто во плоти, Богу угодить не могут”(Рим.8:8). И наш Спаситель Сам без обиняков выражает эту невозможность в словах: “Никто не может придти ко Мне, если Отец, пославший Меня, не привлечет его”; “никто не может прийти ко Мне, если не будет дано ему от Отца” (Иоанна 6:44, 65). Факт в том, что существует полнейшая несовместимость между славой и благом, к которым призваны грешники, с одной стороны, и их нравственным и духовным состоянием с другой. Как разрешить это противоречие и преодолеть препятствие?

Слава Евангелия благодати Божьей превозмогает эту несовместимость. Призыв Божий, поскольку он результативен, несет с собой действенную благодать, посредством которой призванный получает способность ответить на призыв и принять Иисуса Христа как ему придлагает Евангелие. Благодать Божья достигает предельных глубин наших нужд и отвечает наиболее острым потребностям критического нравственного и духовного положения, неотъемлемым от нашей греховности и недееспособности. И благодать эта — есть благодать возрождения. Именно принимая во внимание возрождающую силу и благодать Бога, мы разрешаем противоречие между призывом Божьим и греховным состоянием призываемого. “И дам вам сердце новое и дух новый дам вам”(Иезек.36:26). Бог производит радикальные и всепроникающие изменения, изменения, необъяснимые с точки зрения какого-либо сочетания, преобразования или накопления человеческих ресурсов, перемены, которые есть ни что иное как новое творение Того, Кто призывает все к обновлению, Кто сказал и явилось, Кто повелел и стало так. Вот что такое возрождение одним словом.

В Писании нет более уместного отрывка чем слова Самого Господа нашего к Никодиму. Они знакомы нам, но как часто их самое очевидное значение искажается или остается незамеченным. Способ возрождения действительно таинственен и на это указывает Иисус, говоря: “Дух, где хочет, веет, и голос его слышишь и не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так — каждый рожденный от Духа” (Иоанна 3:8).

Когда наш Господь говорит, что упомянутое сверъестественное рождение совершенно необходимо, чтобы увидеть Царствие Божие и войти в него, под “видением” Он, безусловно, имеет в виду духовное суждение, о котором Павел пишет в 1 Кор.2:14 и под “вхождением” Он подразумевает, что мы становимся действительными членами Царствия Божьего и, следовательно, причастниками благословений, которые это за собой влечет. Мы можем сосредоточить внимание на стихе 5 : “Если кто не будет рожден от воды и Духа, не может войти в Царство Божие.”

Большая часть разногласий возникает по вопросу: что Иисус подразумевал под словом “вода” в этом отрывке? Некоторые думают, что Иисус ссылался на Христианское крещение как средство духовного возрождения, и те, кто верит в возрождение крещением, любят обращаться к этому тексту в поддержку своего учения.

Вначале следует обратить внимание, что Иисус не говорит крещение; Он говорит “вода.” Мы не должны принимать как само собой разумеющееся, что Он подразумевает крещение, если у нас нет убедительных причин думать, что используя слово “вода”, Он имел в виду водное крещение. Но в этом тексте нет нужды рассматривать слово “вода” как относящееся к водному крещению, и есть достаточные основания считать, что оно имеет другое значение и смысл. Нам следует принимать во внимание ситуацию, в которой Иисус произносил эти слова. Он был вовлечен в диалог с Никодимом по остро религиозному вопросу. В отношении этого вопроса нет ничего разумнее и естественнее предположения, что Иисус хотел передать Никодиму важную по религиозному значению мысль, непосредственно связанную с предметом разговора. Итак, какой религиозныый смысл, можно ожидать, будет передан Никодиму словом “вода”? Конечно же, связанный с религиозным использованием воды в традициях и практике, составлявшей саму жизнь и работу Никодима. И все это говорит о религиозном значении воды в Ветхом Завете, в ритуалах Иудаизма и современной практике. Когда мы говорим об этом есть только один ответ. Религиозное использование воды, т.е. религиозно-символическое значение воды, указывает в одном направлении, и это направление — есть очищение. Все уместные предположения благоприятствуют такому пониманию. Это значение сфокусировалось бы в уме Никодима одной центральной мыслью о неотвратимой необходимости очищения для вхождения в Царство Божье.

Христу, когда Он учил, было свойственно непосредственно указываеть на конкретный грех и нужды тех, с кем Он беседовал. Характерными грехами фарисеев были самодовольство и самоуспокоенность. Им нужно было убедиться в собственной оскверненности и необходимости коренного очищения. Вот этот урок выражение “рожденный от воды” передавало наиболее эффективно. Вхождение в Царствие Божье может быть обеспечено только очищением от осквернения грехом. Вода очищения как лоно, из которого должна возникнуть новая жизнь, дающая право вступления в Царствие Божье и гражданства в нем. Это очистительный аспект возрождения. Возрождение должно отрицать прошлое и изменять будущее. Оно должно очищать от греха и творить праведность.

В том, что “рожденный от Духа” относится к рождению от Святого Духа не может быть сомнений (см. стих 8 и Иоанна 1:13; 1 Иоанна 2:29; 3:9; 5:1; 4, 18). Следовательно, это рождение божественного и сверъестественного характера. И таковым оно является потому что источником и исполнителем его есть Святой Дух.

Особо нужно отметить, что подразумевается в этом знакомом выражении “рожденный от Духа”. Нет полной уверенности в конкретном значении слова, переданного как “рожденный” — породивший или родивший. В соответствии с Новым Заветом возможны оба варианта. Если это первый, то мысль следует образу отца в человеческом произведении потомства — мужчина порождает. Если же последний, то мысль следует образу матери — женщина рождает, ребенок рождается от женщины. Мы не можем быть уверены, которое из этих более конкретных значений здесь имеется ввиду. Но это не меняет высказаной здесь истины. Думаем ли мы о порождении Духом или рождении Духом, в одном можно быть уверенным — наш Господь указывает нам, что во вступлении в Царствие Божье мы полностью зависим от действия Святого Духа, действия Святого Духа, сравнимого с действием родителей, благодаря которому мы приходим в этот мир. Мы также зависим от Святого Духа, как мы зависим от родителей в естественном рождении. Мы порождены отцом не потому, что мы так решили. И мы родились от матери не по своему решению. Мы просто родились. Это простая, но часто остающаяся незамеченной истина, которой нас здесь учит наш Господь. У нас нет духовного восприятия Царствия Божьего, и мы не вступаем в него по своему желанию или решению. Если мы получаем такую привилегию, то только по воле Духа Святого и все в этом зависит от решения и действия Святого Духа. Он порождает или рождает где и когда Ему угодно. Не этот ли смысл заложен в стихе 8? Иисус здесь сравнивает действие Духа с действием ветра. Ветер веет — это служит иллюстрацией реальности, верности и действенности влияния Святого Духа. Ветер веет, где хочет — этим подчеркивается независимость действия Духа. Ветер не на побегушках у нас; также и возрождающее воздействие Святого Духа от нас не зависит. “И не знаешь, откуда приходит и куда уходит,”- таинственна работа Святого Духа.Все указывает на независимомть, действенности и непостижимость возрождающего труда Святого Духа.

Именно Святой Дух производит эти перемены. Он совершает их, потому что Он их источник. Он выполняет ее по способу возрождения. И поскольку Он осуществляет ее таким образом, Он единственный автор и действующее лицо.

Часто повторялось, что мы играем пассиную роль в возрождении. Это верное и уместное утверждение. Поскольку это просто суть того, чему Господь нас здесь научил. Нам это может не нравиться. Мы можем отворачиваться от этого. Это может не соответствовать нашему способу мышления и не согласоваться с затертыми временем выражениями — расхожей монетой наших проповедей. Но отвергая это утверждение, нам полезно помнить, что этим мы отворачиваемся от Христа. И что мы ответим, когда предстанем перед Тем, Чью истину мы отвергли и Чье благовестие мы исказили? Да будет благословен Бог, что благовестие Христово — благовестие возрождения независимого, действенного и неотвратимого. Если бы мы не были в своем возрождении пассивными объектами действия, производимого только Богом, благовестия вообще не существовало бы. Поскольку, если бы Бог высшей, действенной благодатью не обратил нашу враждебность в любовь и наше неверии в веру, мы никогда не откликнулись бы на Его призыв верой и любовью.

Иоанна 3:5 излагает два аспекта, в которых необходимо рассматривать новое рождение — оно очищает от скверны наши сердца и создает в них новую жизнь. Два элемента этого текста — “рожденный от воды” и “рожденный от Духа” — соответствуют двум элементам его Ветхозаветного двойника: “И окроплю вас чистою водою, — и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вас сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце камнное, и дам вам сердце плотяное” (Иезек. 36:25, 26). Этот отрывок уместно рассматривать как ветхозаветную аналогию Иоанна 3:5 и у нас нет причины и права толковать “рожденный от воды” иначе чем в Иезек. 36:25 : “И окроплю вас чистою водою, — и вы очиститесь.” Эти элементы — очистительный и обновляющий не должны рассматриваться как отдельные события. Это просто аспекты, составляющие полную перемену, посредством которой призванные Божьи переходят от смерти в жизнь и от царства Сатаны в Царствие Божие; перемену, покрывающую все грехи нашего прошлого и требования новой жизни во Христе, перемену, уничтожающую противоречие греха и соответствующую общению с Сыном Божьим.

Это Апостол Иоанн записал для нас беседу Господа нашего с Никодимом. Иоанн хорошо понял этот урок, и в особенности то, что возрождение — деяние Божье и только Божье, что человек рождается вновь “не от крови, и не от хотения плоти, и не от хотения мужа, но от Бога” (Иоанна 1:13). Он неизгладимо начертал это учение и на своем первом послании. Ясное упоминание о возрождении появляется в этом послании в нескольких местах (1 Иоанна 2:29; 3:9; 4:7; 5:1, 4, 18). Основное ударение в этих отрывках делается на том факте, что между возрождением и другими плодами благодати существует неизменное согласование или сочетание. В 2:29 это сочетание рождения от Бога и “исполнения правды”; в 3:9 — рождения от Бога, с одной стороны и прекращения греха, неспособности к нему, с другой; в 4:7 рождения от Бога и любви; в 5:1 — рождения от Бога и веры в то, что Иисус есть Христос; в 5:4- рождения от Бога и победы над миром; в 5: 18 — рождения от Бога и отсутствия греха, неприкосновенности для лукавого. И как мы далее увидим — это очень важный момент, предупреждающий нас против любого отделяющего его от других элементов применения искупления взгляда на возрождение,.

В большинстве этих отрывков выразительно утверждается истина неизменного сочетания возрождения и остальных благословений благодати. Но в 3:9 нам подчеркнуто сообщают еще нечто, а именно, каково отношение между возрождением и другими благословениями, упомянутыми в тексте. “Всякий, рожденный о Бога не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем, и он не может грешить, потому что от Бога рожден.” Здесь не только утверждается, что рожденный вновь не делает греха, но нам сообщают и о причине, по которой он не грешит. Он не грешит, поскольку семя Божье пребывает в нем. Вот это пребывающее семя явно соотносится с тем, что дано было Богом при рождении от Него. Именно рождение от Бога с пребывающим его следствием и является причиной иммунитета ко греху. Поскольку возрождение логически и причинно предшествует этому иммунитету. И снова, Иоанн повторяет нам, что “он не может грешить, потому что от Бога рожден,” определенное утверждение, что возрождение — есть причина, по которой этот человек не может грешить. Итак причина, по которой человек не может грешить — в том, что он возрожден — порядок не может быть обратным. Однако, из этого стиха мы узнаем, что возрождение является источником и объяснением разрыва с грехом, свойственного каждому возрожденного человека.

Таким образом, в 1 Иоанна 3:9 мы обнаружили принцип, который необходимо применять к другим отрывкам из этого послания, хотя он и не упомянут в них в точности. Вывод подтверждается, когда мы сравниваем 3:9 с 5:18. Последнее гласит: “Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога не грешит, но Тот, Кто был рожден от Бога, хранит его, и лукавый не прикасается к нему.” Эта мысль очень сходна с 3:9. Фактически, они частично тождественны, с некоторыми различиями в выражениях. Если то, что истинно для 3:9, применимо к 5:18, значит причина того, что человек не грешит — в его рождении от Бога и причина того, что лукавый не прикасается к нему — в его рождении от Бога. Возрождение — логическое и причинное объяснение воздержания от греха и свободы от влияния лукавого.

Конечно, сейчас мы не ставим целью определить, что в точности означает эта свобода от греха, неспособность грешить и неприкосновенность для лукавого. Все, что нас интересует сейчас — это просто установить отношение возрождения к этим характеристикам возрожденного человека.

Поэтому, на основании 3:9 и 5:8 мы приходим к заключению, что установленное в этих двух текстах соотношение применимо также и к другим отрывкам. По 2:29, мы должны сделать вывод, что причина, по которой человек “исполняет правду”, это его рождение от Бога. Равнозначно и в других стихах. В 4:7 возрождение должно рассматриваться как причина любви, в 5:1 — причина веры в Иисуса как Христа, в 5:4 — причина победы над миром. Следовательно, у есть есть целый список добродетелей — вера что Иисус есть Христос, победа над миром, воздержание от греха, самообладание, неспособность ко греху, свобода от прикосновения лукавого, праведность, любовь к Богу и к ближнему. И все это плоды возрождения. Следует отметить, насколько общирный и представительный этот список. Он охватывает широкий круг добродетелей, требуемых высшим призванием Бога во Христе Иисусе. В приведенном списке (как выразил это Бенгель в другой связи) вера начинает, а любовь замыкает ряд.

Следует особо отметить, что даже вера в Иисуса как Христа — это следствие возрождения. Это ясно подразумевается в Иоанна 3:3-8. Но апостол Иоанн прилагает особые усилия к объяснению этого. Возрождение — начало спасительной благодати в нас и вся спасительная благодать, действующая в нас и через нас, изливается от фонтана благодати. Мы не рождаемся вновь верой или раскаянием или обращением; мы раскаиваемся и верим, потому что мы возрождены. Никто не может воистину сказать, что Иисус есть Христос, крому как посредством возрождения Святым Духом и это один из путей, которым Дух Святой прославляет Христа. Принятие Христа верой — первое свидетельство возрождения, и только таким образом мы можем узнать, что мы возрождены.

Первичность возрождения способна создать впечатление, что человек может быть возрожден, но, однако, не обращен. Эти отрывки из 1 послания Иоанна исправят любое подобное недоразумение. Нам нужно помнить, что ведущая мысль в них- это неизменное совмещение возрождения и остальных упомянутых добродетелей. “Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем, и он не может грешить, потому что от Бога рожден” (3:9). “потому что все, рожденное от Бога, побеждает мир; и это есть победа, победившая мир, вера наша” (5:4). “Мы знаем, что всякий рожденный от Бога не грешит, но Тот, Кто был рожден от Бога, хранит его, и лукавый не прикасается к нему” (5:18). Вместе эти отрывки выразительно заявляют, что каждый возрожденный человек избавлен от власти греха, побеждает мир верой в Христа и проявляет самообладание, благодаря которому он более не является рабом греха и лукавого. В самых простых выражениях это значит, что возрожденный человек обращается и проявляет веру и раскаяние. Мы не должны думать об возрождении как о том, что может быть отделено от спасительных его результатов. Следовательно, нам придется заключить, что упомянутые в других отрывках (2:29; 4:7; 5:1) плоды возрождения — праведность в поступках, любовь и познание Бога, вера в Иисуса как Христа — настолько же обязательно сопутствуютему, как и те, что упомянуты в 3:9; 5:4, 18. Это просто означает, что все добродетели, названные в этих отрывках — есть следствия возрождения. И не только следствия возрождения, раньше или позже идущие за ним, но неотъемлемые его плоды. Поэтому совет и предупреждение для нас: хотя возрождение от Бога и только от Бога, мы не должны воспринимать его отдельно от действий спасительной благодати, необходимых и обязательных результатов, которыми Божья благодать проявляется в нас и через нас. То, чему учит в этом послании апостол Иоанн — другими словами в точности то, чему Иисус учил в беседе с Никодимом. Если верно, что никто не входит в Царствие Божие без возрождения (Иоанна 3:3, 5), также верно, что каждый, заново рожденный, вошел в Царствие Божие. Если возрождение — входная дверь, тогда возрожденные — уже вошли, и , войдя, они видят Царствие Божие и являются его гражданами. Это вновь, выделенный Иисусом урок в Иоанна 3:6: “рожденое от Духа есть Дух,” т.е. человек, рожденный от Духа Святого, пребывает с Духом Святым и направляется Им. Возрожденный человек не может жить во грехе и быть необращенным. Не может он жить и в нейтральной отвлеченности. Он немедленно становится членом Царствия Божия, он — дух, его действия и поведение должны согласоваться с этим новым гражданством. Языком апостола Павла: “Если кто во Христе, тот новая тварь: древнее прошло, вот наступило новое” (2 Кор. 5:17. Множество других извлеченных из Писания положений, подтверждают великую истину о том, что возрождение — это кардинальная, глубокая и действенная перемена, немедленно сказывающаяся на сознательной деятельности человека в проявлении веры, раскаяния и нового послушания. Слишком часто понятие обращения рассматривается так поверхностно и обедненно, что полностью не принимается во внимание одномоментное изменение, плодом которого и является обращение. И все понятие того, в чем состоит применение искупления истощается настолько, что почти полностью теряет сходство с учением Евангелия. Возрождение — это основа всех изменений в сердце и жизни. Это перемена изумительная, поскольку это возрождающее деяние Бога. Дешевый и безвкусный евангелизм склонен лишать провозглашаемое им евангелие той непобедимой силы, которая и является славой евангелия всевышней благодати. Да мыслит и живет церковь вновь евангелием, которое есть сила Божия ко спасению.