7. Освящение

Предположения

Освящение — аспект применения искупления. В применении искупления существует порядок, и это порядок развития до момента достижения им кульминации в свободе славы детей Божьих (Рим. 8:21, 30). Освящение — не первый шаг в применении искупления; оно предполагает другие этапы: такие как действенное призвание, возрождение, оправдание и усыновление. Все это непосредственно относится к освящению. Два особенно связанные с освящением предшествующие аспекта или шага — это призвание и возрождение. Освящение — это труд Бога внутри нас; призвание и возрождение — действия Бога, результаты которых в нас проявляются. Призвание обращено к нашему сознанию и вызывает отклик в нем. Возрождение есть обновление, которое фиксируется в нашем сознании исполнением веры и раскаяния, любви и послушания. Есть и другие положения, показывающие особую связь призвания и возрождения с процессом освящения. Соединясь с Христом призванием, народ Божий освящается действенностью и силой. Дух Святой наполняет людей Божьих посредством возрождения, свершенного Им (Иоанна 3:3, 5, 6, 8); и они становятся в терминах Нового Завета “духовными.” Освящение — особая деятельность пребывающего в нас и направляющего Святого Духа.

Самое важное положение, выводимое из приоритета призыва и возрождения, в том, что в каждом действенно призванном и возрожденном человеке перестает царствовать грех. Призвание объединяет с Христом (1 Кор.1:9), и соединясь с Ним, силой Его смерти и властью Его воскресения, человек мертв для греха, ветхий человек распят, тело греха упразднено, грех не царствует (Рим. 6:2-6, 14). В Римлянам 6:14 Павел не просто увещевает. Он делает неопровержимое заявление, что грех не властвует над человеком, находящимся под благодатью. В контексте Павел говорит об увещевании очень сходным языком, но здесь он еще и выразительно отрицает власть греха: “Грех не будет над вами господствовать.” Если рассматривать вопрос с точки зрения возрождения, мы придем к такому же выводу. Святой Дух контролирует и направляет каждого возрожденного человека. Следовательно, руководящим предрасположением, фундаментальным принципом, преобладающим качеством каждого возрожденного человека является святость — он “духовный” и услаждается законом Господа во внутреннем человеке (1 Кор.2:14, 15; Рим. 7:22). Вот в этом смысле мы должны понимать сказанное Иоанном о том, что возрожденный человек не грешит и не может грешить (1 Иоанна 3:9, 5:8). Но он не безгрешен (см. 1 Иоанна 1:8; 2:1). Иоанн подчеркивает тот факт, что возрожденный человек не может совершить грех к смерти (1 Иоанна 5:160); он не может отрицать, что Иисус есть Сын Божий, пришедший во плоти (1 Иоанна 4:1-4); он не может вновь предаться нечестию; он хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Тот, Кто пребывает в верующем, выше того, кто в мире (1 Иоанна 4:4).

Мы должны по достоинству ценить это учение Писания. Каждый действенно призванный Богом и возрожденный Святым Духом достиг победы согласно Римлянам 6:14; 1 Иоанна 3:9; 5:4, 18. Эта победа реальна, либо она ничтот. Говорить о ней как просто о возможной или позиционной — значит отступать от всеобъемлющего свидетельства Нового Завета. Она действительна и реальна так же, как действительно и реально все, составляющее применение искупления.

Уважая эту свободу от владычества греха, эту победу над властью греха, нужно также признать, что достигается она не процессом и не нашим стремлением трудиться в этом направлении. Она достигается раз и навсегда нашим единением с Христом и возрождающей благодатью Святого Духа. Перфекционисты правы, настаивая на том, что победа достигается не нами и не нашими трудами, стремлениями или работой; они правы, утверждая, что это моментальное действие, выполняемое верой. Но они также совершают три кардинальные ошибки — ошибки, которые искажают всю их структуру освящения.

1. Они не осознают, что результатами этой победы обладает каждый, заново рожденный и действенно призванный. 2. Они толкуют победу как благословение, отделенное от состояния оправдания. 3. Они представляют ее как нечто весьма отличное от того, она представлена в Писании — они изображают ее как свободу от греха или свободу от сознательного греха. Неверно использовать эти тексты для поддержки иного взгляда на унаследованную нами победу кроме того, которому учит Писание, а именно, это непременно характерный для каждого соединившегося со Христом радикальный разрыв со властью греха и привязанностью к нему. Союз со Христом — это союз с Ним в действенности его смерти и силе Его воскресения: тот, кто умер и воскрес со Христом, освобожден от греха, и грех не царствует в нем.

ДЕЛО ОСВЯЩЕНИЯ.

Освобождение от власти греха, полученное единением с Христом, и спасение от запятнанности грехом, полученное возрождением, не уничтожает грех из сердца и жизни верующего. В нем по-прежнему есть грех (см. Рим. 6:20; 7:14-25; 1 Иоанна 1:8; 2:1). Верующий еще не настолько соответствует образу Христа, чтобы быть святым, невинным и незапятнанным грехом, изолированным от грешников. Освящение занимается именно этим фактом и нацелено на устранение греха и полное соответствие единородному Сыну Божию: быть святыми, как Господь свят. Если мы серьезно подходим к понятию полного освящения, у нас нет другого выхода кроме как признать, что оно не осуществится, пока тело уничижения нашего не преобразится по образу тела славы Его, когда тленное облечется в нетление и смертное облечется в бессмертие (Филип. 3:21; 1 Кор. 15:54)

Мы должны по достоинству оценить серьезность того, чем занимается освящение. Его следует рассмотреть в нескольких аспектах.

1. Всякий грех, пребывающий в верующем, противоречит Божией святости. Грех не изменяет своего качества из-за того, что совершивший его или тот, в ком он пребывает, — верующий. Действительно, верующий состоит в новых отношениях с Богом. На нем нет судебного обвинения, и законный гнев Божий не пребывает на нем (Рим. 8:1). Бог — его Отец, и он — сын Божий. Дух Святой живет в нем и является его защитником. Христос — Защитник верующего пред Отцом. Но грех, находящийся в верующем и совершаемый им, по своему качеству заслуживает гнева Божия и вызывает Божие Отцовское негодование. Поэтому оставшийся пребывающий в верующем грех противоречит всему в нем как в Божием сыне и возрожденном человеке. Это противоречит Самому Богу, по образу которого верующий был вновь сотворен. Мы чувствуем трепет и волнение апостола, когда он говорит : “Дети мои, сие пишу вам, чтобы вы не грешили” (1 Иоанна 2:1). Чтобы не возникло тенденции принимать грех как само собой разумеющееся, быть довольным status quo, поощрять грех или превратить благодать Божью во вседозволенность, Иоанн ревностно призывает верующих помнить, что каждый имеющий надежду в Господе “очищает себя, подобно тому, как Он чист” (1 Иоанна 3:3), и что все, что в мире — “похоть плоти, похоть очей и гордость житейская — не от Отца, но от мира” (1 Иоанна2:16).

2. Присутствие греха в верующем влечет за собой конфликт в его сердце и жизни. Если в нем остается и живет грех, должен быть и описанный Павлом в Римлянах 7:14 и других отрывках конфликт. Бесполезно спорить, что конфликт не нормален. Если в том, в ком пребывает Святой Дух, присутствует в любой степени грех, в сердце этого человека неотвратимо напряжение, противостояние. Действительно, чем более освящен человек, чем ближе он к образу своего Спасителя, тем более он испытывает отвращение к любому несоответствию Божьей святости. Чем глубже постижение величия Бога, тем сильнее любовь к Богу, более настойчиво стремление получить награду высшего призвания Божия во Христе Иисусе, тем сильнее он будет осознавать серьезность остающегося греха и острее испытывать неприязнь к нему. Чем ближе он подходит к самому святому, тем больше он постигает свою греховность, и поэтому должен воскликнуть: “Несчастный я человек” (Рим. 7:24). Не так ли было со всеми людьми Божьими по мере их приближения к откровению святости Бога: “Горе мне! Погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа” (Иса. 6:5); “Я слышал о Тебе слухом уха, теперь же мои глаза видят Тебя. Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь и прахе и пепле” (Иов 42:5, 6). Истинно библейское освящение не имеет ничего общего с самодовольством, игнорирующим или не принимающим во внимание греховность любого несоответствия образу Того, Кто свят, невинен и непорочен: “Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный” (Матф. 5:48).

3. Должно быть постоянное и всевозрастающее понимание, что, хотя грех еще присутствует, он не господствует. Между царствующим и уцелевшим грехом существует кардинальная разница: возрожденный человек в конфликте с грехом и невозрожденный человек, довольный грехом. Одно, когда грех живет в нас; другое, когда мы живем во грехе. Одно, когда враг занимает столицу; другое, когда его побежденные войска беспокоят гарнизоны царства. Для христианина в интересах его освящения первостепенная забота — знать, что грех не имеет власти над ним, что силы искупительной, возрождающей и освящающей благодати пребывают с ним в том, что главное для его нравственного и духовного бытия, что он — жилище Бога чрез Духа и Христос создал в нем надежду славы. Равнозначно он должен считать себя действительно мертвым для греха, но живым для Бога чрез Иисуса Христа Господа его. Вера в этот факт дает основание и мотив для следования увещеванию: “Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы слушаться вам похотей его; и не предавайте членов ваших греху, в орудия неправды, но предавайте себя Богу, как живых из мертвых, и члены ваши — в орудия праведности Богу” (Рим. 6:12, 13). В данном случае, указание лежит в основе приказа, и наша вера в факт неотъемлема от исполнения долга. Вера в то, что грех не имеет власти, — действующая сила в служении праведности и Богу для получения плода к святости и, наконец, к вечной жизни (Рим. 6:17, 22). Это дело освящения — чтобы грех все более был умерщвляем, а святость — порождалась и культивировалась.

ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО ОСВЯЩЕНИЯ.

Необходимо напомнить, что мы не освящаем себя, как показал последний анализ. Освящает Бог (1 Фесс. 5:23). Главным действующим лицом освящения является Святой Дух. В этой связи требуется произвести определенные наблюдения.

1. Способ воздействия Духа в освящении окружен тайной. Мы не знаем способа, которым Святой Дух пребывает в нас или способа Его результативного труда в сердцах, умах и воле людей Божьих, которым они поступательно очищаются от скверны греха и все более преображаются по образу Христа. Хотя не следует предвзято относиться к тому факту, что труд Духа в наших сердцах отражается в нашем восприятии и сознании; хотя освящение не следует относить к сфере бессознательного, закрывая глаза на то, что оно втягивает в свою орбиту все поле нашей сознательной деятельности, однако мы должны также по достоинству оценивать, что сила Святого Духа далеко превосходит наши попытки анализа или исследования. Воздействие этой постоянной и непрерывной силы ощущается в рамках нашего понимания, чувств и воли. Но мы не должны полагать, что мера нашего понимания или опыта — есть мера работы Духа. В каждом отдельном определенном движении верующего на пути святости присутствует живительная деятельность Святого Духа, и пытаясь обнаружить способ этого проявления Его благодати и силы, мы понимаем, как далеки мы от способности определить тайны воздействия Святого Духа.

2. Мы обязательно должны сознавать свою полную зависимость от Святого Духа. Мы не должны забывать, конечно, что наша деятельность наиболее полно задействована в процессе освящения. Но не следует полагаться на свою силу, решительность и целеустремленность. Мы сильны тогда, когда слабы. Благодатью мы спасаемы, также как благодатью мы спасены. Если мы остро не чувствуем своей собственной беспомощности, то мы можем воспользоваться средствами освящения как орудием самодовольства и гордыни и таким образом нарушить цели освящения. Мы должны полагаться не на средства освящения, а на Бога всей благодати. Самоуверенный моралист стимулирует гордыню, а освящение поощряет смирение и кротость.

3. Святой Дух освящает как Дух Христов и Дух Того, Кто воскресил Христа из мертвых. Мы не имеем права думать, что Дух действует в нас независимо от воскресшего и прославленного Христа. Процесс освящения зависит от смерти и воскресения Христа не только в начале; он зависим от смерти и воскресения Христа также и в своем дальнейшем развитии. Освящение продолжается действенностью и силой, исходящей от вознесенного Господа; и эта сила принадлежит вознесенному Господу через его смерть и воскресение. Возможно, наиболее значительным в этой связи является отрывок 2 Кор. 3:17, 18, в котором Павел говорит, что Господь есть Дух, и затем указывает, что процесс преобразования в образ Господа движим “Духом Господа”, или ,более точно: “Господь, Который есть Дух”. Как бы мы ни толковали выражение в конце стиха 18, очевидно, что освящающий труд Духа состоит не только в постепенном приближении к образу Христа, но также зависит от деятельности вознесенного Господа (см. 1 Кор. 15:45). Особое полномочие и функция Святого Духа состоят в следующем: “Он Меня прославит, оттого что от Моего возьмет и возвестит вам” (Иоанна 16:14, 16; 2 Кор. 3:17, 18). Делает Он это как пребывающий с нами Дух и защитник верующих (Иоанна 14:16, 17)

СРЕДСТВА ОСВЯЩЕНИЯ.

Хотя мы постоянно зависим от сверхъестественной силы Святого Духа, мы также должны принимать во внимание тот факт, что процесс освящения втягивает в свою орбиту сознательную жизнь верующего. Освящаемые не пассивны и не бездейственны в этом процессе. Ничто так ясно не показывает этого, как увещевание апостола “совершайте свое спасение со страхом и трепетом, ибо это Бог действует в вас, производя и хотение и действие по Своему благоволению” (Филип. 2:12, 13). Спасение, упомянутое здесь, — не уже имеющееся спасение, но эсхатологическое спасение (см. Фесс. 5:8, 9; 1 Пет. 1:5, 9; 2:2). И ни один текст не излагает более сжато и ясно отношение действия Бога к нашему действию. Действие Бога в нас не приостанавливается, когда мы трудимся, и наше действие не приостанавливается, когда действует Бог. Это соотношение не является и кооперацией — Бог выполняет свою часть работы, а мы — свою, чтобы сочетание или согласование обоих привело к требуемому результату. Бог работает в нас, и мы также трудимся. Но отношение в том, что мы работаем потому, что Бог работает. Все совершение своего спасения с нашей стороны есть результат Божьего труда в нас — не желания, исключающего действие, и не действия, исключающего желание, а одновременно хотения и действия. И цель этого труда Божия — дать нам возможность желать и делать угодное Ему. Здесь не только объяснение всей приемлемой для Него деятельности с нашей стороны, но также и мотив наших желаний и поступков. Апостол настаивает на необходимости свершения нашего спасения и в качестве ободрения убеждает в том, что Сам Бог действует в нас. Чем более активны мы в деле, тем более уверенными мы можем быть в том, что вся живительная благодать и сила — от Бога.

Увещевания действовать, которыми пропитано Писание, напоминают нам о том, что все наше существо усиленно участвует в этом процессе, имеющем своей целью предопределенное Богом подобие образу Его Сына (Рим. 8:29). Павел вновь повторяет в послании Филиппийцам: ”И о том я молюсь, чтобы любовь ваша все больше и больше преизобиловала в познании и всякой рассудительности, чтобы вы испытывали, что лучше для того, чтобы вы были чисты и непорочны в день Христов, исполнены плода праведности, который чрез Иисуса Христа, во славу и похвалу Божию” (Филип. 1:9-11). Петр также призывает: “По тому самому и вы, приложив всякое старание, проявите в вере вашей добродетель, в добродетели — знание, в знании — обладание собой, в обладании собой — терпение, в терпении — благочестие, в благочестии — братолюбие, в братолюбии — любовь. Ибо это, если оно у вас есть и умножается, не оставит вас праздными и бесплодными в познании Господа нашего Иисуса Христа” (2 Пет.1:5-8). Нет необходимости приводить еще цитаты. Новый Завет усыпан ими: см. Рим. 12:1-3, 9-21; 13:7-14; 2 Кор.7:1; Гал. 5:13-16, 25, 26; Еф. 4:17-32; Филип. 3:10-17; 4:4-9; Кол. 3:1-25; 1 Фесс. 5:8-22; Евр. 12:14-16; 13:1-9; Иак. 1:19-27; 2:14-26; 3:13-18; 1 Пет.1:13-25; 2:11-13, 17; 2 Пет. 3:14-18; 1 Иоан.2:3-11; 3:17-24. Освящение направляет мысли, интересы сердца, ум, волю и цели к награде высокого призвания Божия в Иисусе Христе и сосредоточивает все наше существо на тех средствах, которые Бог учредил для достижения этой цели. Освящение — есть освящение личностей, а личности- не автоматы; это освящение личностей, обновленных по образу Бога в познании, праведности и святости. Предлагаемая перспектива его — знать, как мы узнаны, и быть святы, как Бог свят. “И всякий, имеющий эту надежду на Него, очищает себя, подобно тому, как Он чист” (1 Иоан. 3:3).