9. Единение с Христом

В этой книге мы исследуем применение искупления. Образованые читатели, возможно, задумывались, почему до сих пор не рассматривался союз со Христом. Очевидно, что это важный аспект применения искупления и, если мы не примем его во внимание, то не только наше изложение вопроса о применении искупления будет ущербным, но и наш взгляд на христианскую жизнь — серьезно искажен. Нет ничего важнее чем единение и общение со Христом.

Однако, существует достаточная причина, по которой вопрос о единении со Христом не следует сочетать с другими фазами применения искупления, которые мы разбирали. Причина в том, что само по себе единение со Христом — очень обширный и содержательный предмет. Это не просто шаг в применении искупления; если рассматривать его в соответствии с учением Писания, в своем широком аспекте оно лежит в основе каждого этапа применения искупления. Единение со Христом действительно центральное положение всей доктрины спасения не только в применении, но и в завершенности ее посредством единожды исполненного труда Христова. В самом деле, источник всего процесса спасения — в одном этапе единения со Христом и спасение имеет в виду реализацию остальных этапов единения со Христом. Это легко понять, если вспомнить краткое выражение, очень распространенное в Новом Завете, а именно, “во Христе.” Что мы и подразумеваем, говоря о “единении со Христом.” Совершенно ясно, что Писание использует выражение “во Христе” не только по отношению к применению искупления. Верно, определенный аспект единения со Христом касается строго применения искупления. Это мы разберем позже. Но мы не сможем должным образом рассмотреть вопрос единения со Христом, не изложив прежде его более широкое значение. Мы не сможем по достоинству оценить все, что составляет применение искупления, если мы не соотнесем это с тем, что имеет более обширно.

Широта понятия единения с Христом видна из обзора учения Писания, помогающего нам осознать его глубину и обширность.

Сам источник спасения в вечном избрании в Отце — “во Христе.” Павел говорит: “Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас всяким благословением духовным на небесах во Христе, как и избрал Он нас в Нем прежде основания мира” (Еф. 1:3, 4). Отец избрал их от вечности, но Он избрал их во Христе. Мы не способны понять все, что здесь подразумевается, но факт достаточно очевиден — вне Христа избрания у Отца не было от вечности. А это значит, что для тех, кто будут спасены, Отец даже не предполагал спасения вне союза со Христом — Он в изначальном плане Своей предопределяющей любви избрал их во Христе. Прослеживая спасение, насколько это возможно, до его источника, мы находим “единение с Христом”; это не привнесенное нечто; это пребывает изначально.

Также, поскольку люди Божьи были во Христе, когда Он отдал Свою жизнь во искупление кровью, им было дано спасение; они представлены как соединенные со Христом в его смерти, воскресении и вознесении на небеса (Рим. 6:2-11; Еф. 2:4-6; Кол. 3:3, 4). “В Возлюбленном,-говорит Павел, — мы имеем искупление кровью Его”(Еф. 1:7). Следовательно, мы не смеем думать о труде искупления, совершенном Христом раз и навсегда, вне единения с Ним Его народа, достигнутого в избрании Отцом до сотворения мира. Другими словами, нельзя думать об искуплении отдельно от непостижимых предустановлений Божьей любви, мудрости и благодати, которыми Христос был соединен со Своим народом и Его народ был соединен с Ним, когда Он умер на проклятом древе и вновь воскрес из мертвых. Это просто иной способ сказать, что Церковь есть тело Христово, “ибо мы его творение, будучи созданы во Христе Иисусе на добрые дела”(Еф. 2:10). Здесь Павел утверждает великую истину, что благодатью, не делами, мы спасены. Спасение имеет свое начало в Божией благодати, и это удостоверяется тем фактом, что мы спасены новым творением во Христе. Не стоит удивляться, что начало спасения в действительном обладании должно быть в единении со Христом, поскольку мы уже знаем, что именно в Нем спасение имело свое начало в вечном избрании Отца и именно во Христе оно было получено раз и навсегда Его искупительной кровью. Мы не можем думать о таком союзе как временно прекращенном, тогда как народ Божий стал общником спасения — они новое творение в Иисусе.

Но новая жизнь не только имеет свое начало во Христе; она продолжается благодаря отношениям с Ним же. Во Христе — руководство христианской жизнью и поведением (Рим. 6:4; 1 Кор.1:4, 5; см.1 Кор. 6:15-17). Новая жизнь верующих — это жизнь в воскресении Христа; во всем они обогащаются в Нем всяким знанием и словом.

Во Христе верующие умирают. Они- усопшие во Христе, мертвы во Христе (1 Фесс. 4:14, 16). Может ли что-либо яснее показать нерушимость этого союза со Христом, чем факт, что он не разрывен даже в смерти? Смерть, конечно, реальна — дух и тело расстаются. Но разделенные части личности все же едины со Христом: “Дорога в очах Господних — смерть святых его!” (Пс. 115:6).

И наконец, воскреснут и будут прославлены люди Божии во Христе. Во Христе они будут оживотворены, когда прозвучит последняя труба и мертвые восстанут нетленными (1 Кор.15:22). Со Христом они будут прославлены (Рим. 8:17).

Таким образом, мы видим, что источник единения с Христом — в избрании Богом-Отцом до основания мира, и результат его — в прославлении сынов Божьих. Перспективы народа Божьего не узки — они обширны. Они не ограничены пространством и временем. Они имеют протяженность вечности. В ее орбите два фокуса: один — избирающая любовь Бога- Отца в вечном плане, другой — прославление со Христом в проявлении Его славы. Первое не имеет начала, последенее — конца. Прославление со Христом в Его пришествии станет только началом кульминации, которая охватит века веков: “И так всегда с Господом будем” (1 Фесс. 4:17). Это перспектива с прошлым и будущим, но ни прошлое, ни будущее не ограничено тем, что известно нам как история во времени. И поскольку в эту перстпективу временная история включена, она имеет значение и надежду. Что связывает пршлое, настоящее и будущее вместе в жизни веры и уповании славы? Почему верующий с такой радостью лелеет мысли об установленном плане Божием? Почему может он хранить терпение среди трудностей и несчастий настоящего времени? Почему он обладает прочной уверенностью в будущем и может радоваться в надежде на славу Божию? Потому, что он не может думать о прошлом, настоящем или будущем вне единения с Христом. Именно единство со Христом в силе Его смерти и власти Его воскресения удостоверяет для него реальность избрания во Христе прежде основания мира — он благословлен Отцом всяким духовным благословением на небесах во Христе, также как он был избран во Христе от века (см. Еф. 1:3, 4). И на нем — печать вечного наследия, поскольку во Христе он запечатлен обещанным Духом Святым как залогом наследия для искупления достояния (Еф. 1:13, 14). Вне единения со Христом мы можем рассматривать прошлое, настоящее или будущее не иначе как с отчаянием и ужасом. Единением со Христом сам аспект времени и вечности меняется, и народ Божий может ликовать в радости неизреченной и полноте славы.

Единение с Христом — очень обширный предмет. Он захватывает широкий пласт спасения от начального источника в вечном избрании Божием до его окончательного осуществления в прославлении избранных. Это не просто фаза применения искупления — оно лежит в основе каждого аспекта искупления как в его свершении, так и в его применении. Единение с Христом связывает все воедино и подтверждает, что все, кого Христос искупил, получают от Него одно и то же.

Но единение с Христом — важная часть применения искупления. Мы не становимся действительными общниками Христа, пока искупление не применено действенно. В послании к верующим Ефеса Павел напоминал не только о том, что они были избраны во Христе до основания мира, но и о временах, когда они “были без Христа, отчуждены от общества Израиля и чужды завета обещания, не имели надежды и были безбожниками в мире” (Еф. 2:12), что они были “по природе детьми гнева, как и прочие” (Еф. 2:3). Хотя они были избраны во Христе до вечности, однако, они были без Христа до того, как были действенно призваны в общение Божьего Сына (1 Кор.1:19). Следовательно, посредством эффективного призвания Бога-Отца люди становятся общниками Христа и входят в радость благословения искупления. Только тогда они узнают общение со Христом.

Какова природа этого союза с Христом, осуществляемого призванием Божьим? Отвечая на этот вопрос, нужно отметить несколько моментов.

1. Это союз духовный. Немногие слова в Новом Завете подвергались большему искажению, чем слово “Духовный”. Часто оно используется для обозначения не более чем неопределенной сентиментальности. “Духовный” в Новом Завете соотносится с принадлежащим Святому Духу. Духовный человек — это тот, в ком пребывает и кем руководит Святой Дух, а духовное состояние мыслей — производится и поддерживается Святым Духом. Следовательно, говоря, что единение со Христом — есть союз духовный, мы прежде всего подразумеваем, что скрепляет его Сам Святой Дух: “Ибо и все мы в одном Духе были крещены в одно тело; будь то Иудеи, будь то Еллины, будь то рабы, будь то свободные, и все одним Духом были напоены” (1 Кор.12:13; 1 Кор.6:17, 19; Рим. 8:9-11; 1 Иоанна 3:24; 4:13). Нам следует больше внимания уделять тесной взаимосвязи Христа и Святого Духа в деяниях спасительной благодати. Святой Дух есть Дух Христа; Дух есть Дух Господень; Христос есть Господь Духа (см. Рим.8:9; 2 Кор. 3:18; 1 Пет. 1:11). Христос пребывает в нас, если Дух Его пребывает в нас, и Он пребывает в нас Духом. Единение со Христом — великая тайна. Та истина, что скреплен этот союз Святым Духом, не умаляет тайны, но ярко высвечивает ее, а также оберегает тайну от чувственных идей с одной стороны, и чистой сентиментальности — с другой.

Это заставляет нас еще раз отметить, что союз с Христом — Духовный, поскольку мы рассматриваем духовные отношения. Этот союз отличен от единства, присутствующего в Божестве — три личности одного Бога. Эти отношения отличны от единства, присутствующего в личности Христа — две сущности в одной личности. Этот союз отличен от союза, существующего в человеке — тело и душа составляют человеческое существо. Это не просто единство чувств, привязанностей, понимания, ума, сердца, воли и цели. Здесь — единство носит ярко выраженный духовный характер, гармонирующий с природой и трудом Святого Духа действительно непостижимым для нашего мышления образом: Христос пребывает в Своем народе, и Его народ пребывает в Нем.

2. Это Тайна. Используя слово “тайна” в этой связи, полезно начать изучения его употребления в Писании. Мы склонны использовать это слово для обозначения чего-то совершенно непонятного. Не в этом смысле оно употребляется в Писании. Апостол в Римлянам 16:25, 26 устанавливает вехи для понимания этого термина. Павел говорит здесь об “откровении тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая была явлена теперь, и чрез писания пророческие по повелению вечного Бога была объявлена всем народам к послушанию веры.” В этой тайне нужно отметить четыре момента.

1) О ней было умолчано от вечных времен — это было нечто, скрытое в плане Бога.

2) Она не осталась скрытой — была явлена и объявлена в соответствии с волей и повелением Бога.

3) Это откровение Божие было передано чрез Писания и помещено в них, открыто всем народам и более не является тайной.

4) Это откровение нацелено на то, чтобы все народы пришли к послушанию веры. Тайна, следовательно, — это не видимое глазом, не слыханное ухом, не познанное человеческим сердцем, но открытое нам Богом посредством Святого Духа и чрез это откровение и веру познаваемое и принимаемое людьми.

Несомненно, что единение с Христом — такая тайна. Говоря о союзе с Христом и сравнив его с единением, существующим между мужем и женой, Павел высказывается так: “ Тайна сия велика, говорю же я применительно ко Христу и к Церкви” (Еф. 5:32). И вновь напоминает: “Богатство славы среди язычников в тайне этой, которая есть Христос в вас, надежда славы”(Кол. 1:26, 27). Единство с Христом — это тайна. И факт таинственности подчеркивает бесценность и близость отношенией, которые это единство влечет за собой.

Широта спектра сравнений, использованных в Писании для иллюстрации единения со Христом, поразительна. На высшем уровне оно сравнивается с единством, существующим между личностями Троицы в Божесте. Это потрясающе, но так (Иоанна 14:23; 17:21-23). На низшем уровне оно сравнивается с отношением, существующим между камнями постройки и краеугольным камнем (Еф. 2:19-22; 1 Пет. 2:4, 5). Между этими двумя крайностями расположено множество сравнений, взятых из разных уровней существования и отношений. Оно сравнивается с единением, существующим между мужем и женой (Еф. 5:22-23; см. Иоанна 3:29). Оно сравнивается с единством, существующим между головой и другими членами человеческого тела (Еф. 4:15, 16). Оно сравнивается с отношением лозы и ветвей (Иоанна 15). Следовательно, есть аналогии, происходящие от различных уровней существования, восходящие от сферы неживого до самой жизни личностий Божества.

Из этого нам следует научиться великому закону. Несомненно, не следует сводить природу и способ единения со Христом ни к степени и типу единства, существующего между краеугольным камнем и другими камнями сооружения, ни к степени единства, существующего между лозой и ветвями или головой и другими членами тела, или даже мужем и женой. Способ, сущность и качество единения отличаются в разных примерах. Это сравнения, а не отождествления. Но также, как мы не имеем права сводить единение Христа с Его народом до уровня, существующего в других сферах бытия, так же мы не имеем права поднимать его до уровня единства, существующего внутри Божества. Сходство и здесь не означает тождества. Единение со Христом не означает, что мы включаемся в жизнь Божества. Это одно из искажений, которым подвергалась великая истина. Но процесс мышления, приведший к подобному взгляду, оставляет без внимания одно из простейших правил, которое всегда должно руководить нашим мышлением, а именно: аналогия не означает идентичности. Сравнивая, мы не ставим знак равенства. Величайшая тайна бытия — это тайна Троицы : три личности в одном Боге. Великая тайна божественности — это тайна воплощения: Сын Божий стал человеком и был явлен во плоти (1 Тим.3:16). Но величайшая тайна в отношениях творения есть единение народа Божия со Христом. И тайна эта удостоверяется ни чем иным, как сравнением с согласием, существующим между Отцом и Сыном в единстве Божества.

Обычно слово “таинственный” использовалось для обозначения мистицизма, проникающего в проявление веры. Нам необходимо признать, что в жизни веры присутствует разумный мистицизм. Верующие призваны к общению со Христом, а общение означает причастность. Жизнь веры — это живой союз и общение с пребывающим вечно Искупителем. Вера направлена не только на Искупителя, пришедшего и раз и навсегда исполнившего труд искупления. Она направлена на Него не просто как на умершего, но как на воскресшего и вечно живущего нашего Первосвященника и Защитника. И поскольку вера обращена к Нему как живому Спасителю и Господу, она достигает своего пика, проявляясь в общении. Между людьми не существует ничего подобного общению со Христом — Он общается со Своим народом, и Его народ общается с Ним в сознательной обоюдной любви. “…Которого вы, не видев, любите, в Которого вы, хотя теперь еще не видя Его, веруете, и ликуете радостью неизреченной и прославленной”, — писал Апостол Петр (1 Пет. 1:8). Жизнь веры — есть жизнь любви, а жизнь любви жизнь общения, или таинственной причастности к Тому, Кто вечно живет, ходатайствуя за Свой народ и сочувтвует нашим немощам. Это общение с Тем, Кто располагает неистощимым запасом сострадания к искушениям, несчастьям и немощам Своего народа, поскольку Он был искушаем во всех отношениях, однако безгрешен. Жизнь истинной веры не может иметь холодного металлического оттенка. В ней должны присутствовать страсть и тепло любви и общения, поскольку общение с Богом — вершина и венец истинной религии: “А наше общение есть общение с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом” (1 Иоан. 1:3).

Единение со Христом — центральная истина всего учения о спасении. Все, к чему народ Божий был предопределен в вечном избрании Божьем, все, что было приобретено для них раз и навсегда совершенным искуплением, все, чему в применении искупления они стали действительными причастниками, и все, чем благодатью Божией они станут в состоянии воплощенного блаженства заключено в единении и общении с Христом. Как мы обнаружили ранее, именно принятие в семью Божью предоставляет народу Божьему наивысшее благословение и привилегии. Но мы не можем представить усыновление вне единения с Христом. Важно отметить, что избрание во Христе до основания мира — это избрание к усыновлению. Когда Павел говорит, что Отец избрал людей во Христе до основания мира, чтобы быть им святыми, и добавляет, что в любви Он предопределил их к усыновлению чрез Иисуса Христа (Еф. 1:4, 5), очевидно, что избрание к праведности соответствует предопределению к усыновлению — это два способа выражения одной и той же великой истины. Они открывают нам различные грани избрания Отцом. Следовательно, единение со Христом и усыновление — дополняющие друг друга аспекты этой изумительной благодати. Единение со Христом достигает своего пика в усыновлении, а усыновление вращается вокруг единения с Христом. Народ Божий — “наследники Божии, сонаследники Христовы” (Рим. 8:17). Всё — их, жизнь или смерть, настоящее или будущее, всё их, а они — Христовы, а Христос Божий (1 Кор. 3:22, 23). Они соединены с Тем, в Ком все сокровища мудрости и знания, они преисполнены в Нем, Который есть глава всякого начала и власти.

От безграничной полноты благодати и истины, мудрости и силы, благости и любви, праведности и верности, пребывающей в Нем, черпают Божьи люди крепость для всех своих нужд в этой жизни и для надежды жизни грядущей. Поэтому нет истины, которая придавала бы больше уверенности и силы, покоя и радости в Господе, чем единение с Христом. Она также способствует освящению не только потому, что вся освящающая благодать получена от Христа как распятого и вознесшегося Искупителя, но также потому, что признание великой чести общения с Христом вызывает благодарность, послушание и поклонение. Единение означает также и общение, а общение приводит к кроткой почтительной полной любви жизни с Тем, Кто умер и воскрес, чтобы быть Господом нашим: “А кто соблюдает слово Его, в том воистину любовь Божия совершенна. Из этого мы узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен и сам поступать так, как Он поступал” (1Иоанна 2:5, 6); “Пребудьте во Мне, и Я — в вас. Как ветвь не может приносить плода сама , если не пребывает на лозе, так не можете и вы, если во Мне не пребываете” (Иоан. 15:4).

Есть еще один аспект единства с Христом, которым нельзя пренебречь. Если его опустить, возникнут серьезные ошибки в понимании и оценке смысла этого союза. Это дополнительный смысл, проистекающий из отношений Христа к другим личностям Троицы, а также из наших отношений к личностям Троицы благодаря единению с Христом. Сам Иисус сказал: “Я и Отец — одно” (Иоан. 10:30). Следоваетельно, мы можем ожидать, что союз с Христом приведет нас к таким же отношениям с Отцом. Именно так говорит нам Сам Господь: “Если кто любит Меня, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему Мы придем и обитель Себе у него сотворим” (Иоан. 14:23). Мысль ошеломляющая, но безошибочная — Отец, как и Христос, приходит и поселяется с верующим. Возможно, еще более поразительны другие слова Иисуса: “И не о них только молю, но и о верующих в Меня по слову их, чтобы все едино были, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, чтобы и они в нас были, чтобы веровал мир, что Ты Меня послал. И славу, которую Ты даровал Мне, Я даровал им, да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне, да будут они совершенны воедино, чтобы знал мир, что Ты Меня послал и возлюбил их, как Меня возлюбил” (Иоан. 17:20-23). И не только Отец един с верующими и пребывает в них. Иисус также говорит нам о пребывании в нас Святого Духа: “И я умолю Отца, и другого Утешителя даст вам, чтобы был с вами вовек, Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает; вы же знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет” (Иоан. 14:16, 17). Следовательно, единение со Христом влечет за собой единение с Отцом и Сыном и Святым Духом. Вот свидетельство Самого Иисуса, повторенное апостолами, устами самого Иоанна: “А наше общение есть общение с Отцом и с Сыном Его, Иисусом Христом” (1 Иоан. 1:3). Павел же предупреждает: “Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его” (Рим. 8:9). Думать, что только один Христос близок к народу Божьему, — слишком ограниченное и поэтому искаженное представление о единении с Ним.

Это, действительно, тайна наивысшего порядка. Не таинственность смутного невнятного чувства или восторга. Это тайна общения с единым истинным живым Богом. Общение с единым истинным живым Богом потому и только потому, что это — общение с тремя отдельными личностями Божества в отчетливой особенности каждой личности в великой структуре отношений спасения. Верующие знают Отца и общаются с Ним в качестве и действии, свойственных Ему как Отцу. Они знают Сына и общаются с Ним в Его характерном качестве и действии как Сына, Спасителя, Искупителя и вознесенного Господа. Они знают и общаются со Святым Духом в Его определенном качестве и действии Духа , Защитника, Утешителя, Освятителя. Это не расплывчатая путаница экзальтированного восторга. Это вера, прочно основанная на откровении, заложенном для нас в Писании; это вера, активно принимающая это откровение посредством внутреннего свидетельства Святого Духа. Но это вера, затрагивающая и глубочайшие источники чувства в восхищении святой любви и радости. Верующие вступают в святая святых общения с триединым Богом, и они способны на это, поскольку воскрешены и посажены на небесах во Христе Иисусе (Еф. 2:6). Их жизнь сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3:3). Они приближаются с полной уверенностью веры, с сердцами, окропленными и очищенными от злых помыслов, и телами, омытыми чистой водой, потому что Христос вошел не в рукотворное святилище, но в самое небо, чтобы предстать за нас пред лицом Божиим (Евр.9:24).