Библиотека soteria.ru
Слова Бога
Джеймс Пакер
Дата публикации: 26.06.14 Просмотров: 6553 Все тексты автора Джеймс Пакер
10. Вера
О вере постоянно спорят со времен основания церкви. Уже апостол Павел доказывал, что между христианством и иудаизмом (человеческой религией) есть непреодолимые различия: христианство — это религия оправдания по вере, иудаизм — религия оправдания по делам. Он писал: «…мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28). Апостол посвятил два самых великих своих послания, к римлянам и к галатам, развитию и защите своей позиции. В Послании к Римлянам содержится самое величественное в Новом Завете изложение этой позиции, а в Послании к Галатам — самая горячая полемика по этому вопросу.
Через пятнадцать веков Лютер поднял тот же самый вопрос, кстати, опираясь на тот же отрывок. Он оказался основанием христианского Евангелия и поэтому стал яблоком раздора между реформаторами и римо-католиками. Статья 11 Вероисповедания англиканской церкви, хоть и не твердо, но все же поддерживает Лютера: «…то, что мы оправдываемся Верою только, — самое здравое Учение, полное утешения…» Sola fide — верою только — это великий лозунг Реформации: без преувеличения можно сказать, что слово «только» стало скалой, налетев на которую в те бурные дни западная церковь раскололась надвое. Евангельские христиане с того времени постоянно подчеркивают, иногда даже в воинственном тоне, что оправдание происходит только по вере, настаивая, что без этого принципа Евангелие будет потеряно.
Но современные христиане не всегда понимают, почему это так важно, почему этому уделяется так много внимания. А нужно ли, говорят они, ломать копья из-за одного лишь слова «только»? Так ли уж это важно? Может, это просто споры неистовых богословов, потерявших чувство меры? Нужно ли это нам, служителям Христа, свидетельствующим о Нем в нынешнем мире?
На все эти вопросы нам поможет ответить краткий обзор того, что Библия говорит по этому поводу.
Природа веры
Во-первых, что такое вера? Давайте начнем с основания. Сегодня распространено представление, что вера — это что-то вроде упрямого оптимизма: человек надеется, что, несмотря на полную проблем жизнь, вселенная в целом дружелюбно относится к нему, и все в будущем изменится к лучшему. «Ты главное верь», — говорит миссис А миссис Б. Этим она хочет сказать: не вешай нос. Но это только форма веры — у нее нет содержания. Доверие неизвестно чему — это не вера в библейском смысле этого слова.
Согласно представлениям Римско-католической церкви, вера — это просто вера в церковные установления и послушание им. Вера — это верование во все то, чему учит церковь. Рим различает «явную» веру (веру в понятое) и «неявную» веру (согласие со всем, чему учит католическая церковь, даже без знания того, чему она учит) и заявляет, что только последняя, «неявная» вера (которая, по сути, является выражением доверия к учению церкви и может сосуществовать с полным незнанием христианства) требуется от мирян для спасения! Очевидно, что вера, как ее представляет себе католическая церковь, обладает содержанием, но не имеет формы. Знание, глубокое или не очень, без соответствующего доверия — это не вера в библейском смысле. К сожалению, в католическом понимании понятия веры отсутствует именно элемент доверия. С точки зрения Рима, вера — это доверие церкви как наставнице; с точки зрения Библии, вера — это доверие Христу как Спасителю, а это совсем разные вещи.
В Библии вера, или верование, (существительное «пистис», глагол «пистео») включает и веру в учение, и посвящение. Ее объект описывается по-разному: Бог (Рим. 4:24; 1 Пет. 1:21), Христос (Рим. 3:22, 26), Божьи обещания (Рим. 4:20), Иисус Мессия и Спаситель (1 Ин. 5:1), реальность воскресения (Рим. 10:9), Евангелие (Мр. 1:15), свидетельство апостолов (2 Фес. 1:10).
Но природа веры всегда одна и та же. Вера — это принятие Бога и Его спасающей истины; признание того, что Христос и Его жизнь — это Божье решение безнадежной, с человеческой точки зрения, проблемы грешного человека; понимание того, что в Евангелии Сам Бог лично обращается к человеку и Христос лично приглашает его прийти к Нему; доверчивое устремление души к живому Богу и Его живому Сыну. Вера понимается именно так, потому что в Новом Завете чаще всего с глаголом «пистео» используются предлоги «эйс-» и «эпи-», и с существительным в винительном падеже этот глагол означает «верить в». Такая грамматическая конструкция практически не встречается в Ветхом Завете, переведенном на греческий язык, и совсем не встречается в классической греческой литературе. Она является новой языковой формой, созданной авторами Нового Завета для того, чтобы выразить идею доверия, направленного на объект веры, и упования на этот объект.
Такова христианская концепция веры. Реформаторы подчеркивали такое понимание веры, утверждая, что она есть не просто fides (вера), а скорее fiducia (крепкое доверие). Епископ Дж.Ч.Райл сказал так:
«Спасающая вера — это рука души. Грешник похож на человека, который вот-вот утонет. Он видит, как Господь Иисус Христос протягивает ему спасательный круг. Он хватается за него, и он спасен. Это и есть вера (Евр. 6:18).
Спасающая вера — это очи души. Грешник похож на израильтянина, который вот-вот должен умереть в пустыне от укуса ядовитой змеи. Господь Иисус Христос — это медный змей, взглянув на которого можно исцелиться. Грешник смотрит — и он спасен. Это и есть вера (Ин. 3:14-16).
Спасающая вера — это уста души. Грешник умирает без пищи, он тяжело болен. Господь Иисус Христос — это хлеб жизни и лекарство от всех болезней. Грешник принимает его, к нему возвращаются силы и он выздоравливает. Это и есть вера (Ин. 6:35).
Спасающая вера — это ноги души. За грешником гонится враг, он угрожает ему смертью, он вот-вот схватит грешника. Господь Иисус Христос возникает на его пути как крепость, потаенное место, убежище. Грешник бежит к этому убежищу, и он в безопасности. Это и есть вера (Пр. 18:10)».
И действительно именно так представляет веру Новый Завет. Однако есть несколько исключений:
1. Иногда под верой подразумевается свод истин веры (Иуд. 3; 1 Тим. 4:1, 6 и т.д.).
2. Иногда понятие веры используется в более узком смысле и обозначает доверие, которым совершаются чудеса (Мтф. 17:20, 1 Кор. 13:2). Но даже в новозаветные времена спасающая вера не всегда сопровождалась чудотворной верой (ср. 1 Кор. 12:9); и наоборот, чудотворная вера могла быть у человека, у которого не было спасающей веры (ср. Мтф. 7:22-23).
3. Апостол Иаков в своем послании (2:14-26) под верой понимает только интеллектуальное принятие истины, которое не сопровождается доверием и послушанием. Похоже, Иаков иронизирует, когда говорит о вере тех людей, которых он хочет наставить на истину (ср. стих 14). Это совсем не означает, что он всегда использовал понятие веры в таком узком смысле (например, очевидно, что в 5:15 он имеет в виду настоящую веру).
Источник веры
Библия рассматривает убеждения, принимаемые верой, как непреложные факты и приравнивает их к знанию. Слова веры таковы: «Мы знаем…». Но на чем же основаны убеждения, принимаемые верой? Не на доказательствах и не на экспериментах. Положения веры нельзя ни подтвердить доводами рассудка, ни проверить экспериментально; человек не может провести «независимое» исследование того, что ему говорят о Боге. Вера также не основывается на уверенности в непогрешимости церковного учения, как об этом заявляет католическая церковь, потому что церковь на земле часто ошибается и согрешает. Убежденность, которую дает вера, не основывается также и на неком эзотерическом, мистическом опыте или на откровении, данном одному человеку. Нет, убеждения, принимаемые верой, непосредственно вытекают из полного доверия Слову Бога, который «неизменный в слове» (Тит. 1:2) и которому поэтому можно полностью доверять. Вера вторит признанию Давида: «Итак, Господи мой, Господи! Ты Бог, и слова Твои непреложны» (2 Цар. 7:28).
Но где находятся слова Божьи? В Писании, где записано свидетельство пророков и апостолов об Отце и Сыне. Слова Христа и тех, кто писал Библию, были богодухновенными, другими словами, все они являются Божьим Словом, откровением Бога о Самом Себе. Принять свидетельство Христа значило и значит удостовериться, что Бог есть истина (Ин. 3:33). Отвергнуть Евангелие апостолов значило и значит назвать Бога лжецом (1 Ин. 5:10). Ибо слова Спасителя и апостолов были и остаются словами Бога. «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, — пишет Павел фессалоникийцам, — что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине» (1 Фес. 2:13). Вера начинается там, где человек слышит или читает проповеданное апостолами Евангелие, главное послание Библии, и понимает, что это и есть истина Божья.
Но грех и сатана так ослепили падшего человека, что он не может понять, что свидетельство Христа и апостолов — это истина Божья, не может «увидеть» духовную реальность (ср. Ин. 3:3; 1 Кор. 2:14), не может «прийти» ко Христу в самоуничижении и нищете духа (Ин. 6:44, 65), пока Дух Святой не просветит и не обновит его (2 Кор. 4:4-6; Ин. 3:3-8). Только те, кто Богом «научены» и «привлечены», приходят ко Христу и пребывают в Нем (Ин. 6:44-45). И поэтому спасающая вера — это дар Божий (ср. Еф. 2:8; Фил. 1:29). Мы имеем веру только потому, что Бог по Своей милости открыл наши глаза. А если мы хотим, чтобы и другие приходили к вере, нам нужно молиться, чтобы Бог открыл и их глаза: они не смогут уверовать никак иначе, как не могли уверовать иначе и мы.
Вера и спасение
Теперь, когда мы знаем, что такое вера, мы можем понять, почему прародители евангельского христианства так категорично настаивали, что спасение дается только по вере. У них на то были две причины, которые актуальны и сегодня.
1. Нужно было подчеркнуть это, чтобы защитить славу Христа как Спасителя.
Вера есть обращение ко Христу; верой человек предает себя в Его руки. И поэтому вера соединяет человека со Христом — он становится человеком во Христе. А во Христе, через Христа, по причине всего того, что Христос есть и что Христос сделал, верующие имеют полное спасение. В восьмой главе Послания к Римлянам Павел рассматривает благословения, которыми обладают те, «которые во Христе Иисусе» (ст. 1). Уже никто не осуждает верующих, никто не может отлучить их от любви Божьей (ст. 1, 35); все они сыновья и наследники (ст. 14-15); все имеют твердую надежду на воскресение и славу (ст. 11, 23, 30); всем им дает силы и утешение Святой Дух (ст. 15-16, 23, 26-27); они могут быть уверены в своей вечной безопасности и в победе с помощью Божьей всемогущей любви (ст. 28-39). Никто не может дать человеку больше того, что даром ему дано во Христе, а вера, соединяя нас со Христом, делает нас обладателями всего этого богатства. Поэтому если кто-то говорит, что одной веры недостаточно для спасения, значит, он отвергает, что Христос сделал достаточно, чтобы быть нашим Спасителем. Если сделанного Христом достаточно для спасения, значит, и одной веры достаточно. «Что мне сделать, чтобы спастись?» — спрашивает темничный страж. «Верь в Господа Иисуса Христа и спасешься», — отвечает ему апостол Павел. Апостол подчеркивает, что это был и есть полный ответ на поставленный вопрос.
2. Нужно было подчеркнуть, что одной веры достаточно, чтобы защитить подлинность самой веры.
Истинная вера — это доверие только Богу, причем доверие от всего сердца, которое рождает полную уверенность в Божьей милости. Истинная вера исходит от разочарования в себе, человек понимает, что ни своими поступками, ни религиозными действами заслужить похвалу от Бога не может. «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность», — пишет апостол Павел (Рим. 4:5). Верующему в Него, ни в кого больше. А если кто-то заявляет, что Бог принимает человека, только если вера дополняется делами, значит, он считает, что заслуга Христа лишь дополняет человеческие достижения, а это уже не истинная вера — с такой верой Бог не примет человека. «Если Христос не спасает от всего, значит, Он ни от чего не спасает, — резко писал Джон Берридж. — Если вы воображаете, что несете Служение Богу, тем самым показывая Ему, какой вы хороший, вы этим доказываете, что Христос вам не нужен. Будь вы сколь угодно праведны, справедливы и преданны, вы все равно находитесь под Проклятьем Божьим… если по-прежнему надеетесь на свои Дела и думаете, что кое-что сделаете сами, а остальное доделает Христос». Прекратите полагаться на свою религию, на молитвы, на чтение Библии — все эти мелочи никогда не спасут вас. До тех пор пока вы уповаете на них, Христос не спасет вас, потому что вы по-настоящему не верите в Него.
В руках я своих ничего не несу,
А просто иду ко Христову кресту,
Раздетый — одежду Твою обретать,
Беспомощный — верить в Твою благодать.
Так говорит истинная вера. Вера лишает человека надежды на свои силы, заставляет его оставить позади все свои дела и прийти ко Христу с пустыми руками, уповая лишь на Его милость. Только такая вера спасает.
Вера и дела
Но значит ли это, что спасающая вера возводит безделье в ранг святых занятий и что Евангелие оправдания по вере только враждебно относится к морали? Совсем нет. «Вера — это что-то живое, — писал Мартин Лютер, — могущественное в действии, храброе и сильное, всегда действующее, всегда приносящее плод; поэтому невозможно, чтобы обладающий ею не совершал постоянно добрых дел: такова его природа». Спасает одна только вера, но вера, которая спасает, не одинока: ей всегда сопутствует любовь (Гал. 5:6), которая становится в жизни верующего двигателем, не имеющим себе равного по силе. Настоящий верующий всегда совершает дела любви, и в этом доказательство истинности его веры. Как это происходит? Человек чувствует себя должником Христа, он понимает, как сильно он должен быть благодарен Богу. Как мы уже говорили ранее, учение христианина — благодать, а поведение христианина — благодарность. Верующий совершает добрые дела не для того, чтобы оправдаться ими, а потому что ему хочется бесконечно благодарить за полученное оправдание.
Парадоксально, но факт, что самое лучшее «учение о святости» в Библии — это учение об оправдании одной верой, потому что оно сильнее всего и полнее всего преобразовывает жизнь человека. Во времена больного и немощного христианства размышлять об этом особенно важно.
Жизнь веры
В богословии вера в основном рассматривается в связи с оправданием. Это, безусловно, правильно. Но Писание все же вкладывает в понятие «вера» более широкий смысл, предполагая, что вера управляет всей христианской жизнью. Как вы себе представляете христианскую жизнь? Новый Завет говорит о ней как о поступках (Еф. 4:1, 17; 5:2, 15), а значит, и как о борьбе, потому что мир, плоть и дьявол постоянно противостоят нам и желают вновь одержать над нами победу. И в этой борьбе именно вера должна замечать врага и противостоять ему. Она берет силы у Бога, в молитве просит Его научить верности и послушанию, научить упорно, несмотря на все препятствия, со всей своей силой гнать прочь гнетущие растерянность и разочарование. Жизнь веры нелегка, она проходит на поле битвы.
Послание к Евреям — это классическое новозаветное описание принципа веры. Он заключается в противостоянии любым натискам зла силой надежды. Это противостояние рождает героизм — словами мира, смелое принятие неприемлемого ради благородной цели. Эта идея блестяще изложена в одиннадцатой главе Послания к Евреям, где описывается целая плеяда ветхозаветных героев. А в двенадцатой главе автор послания мастерски раскрывает ее практическую ценность для своих читателей, попавших в нелегкую ситуацию. (Неудивительно, что А.В.Пинк посвятил треть своего 1300-страничного комментария на Послание к Евреям этим двум главам!) Послание к Евреям говорит о вере следующее:
1. «Вера же есть… уверенность в невидимом» (11:1). Как и всегда в Писании здесь говорится о реальности предмета нашей веры, а не о том, насколько сильно чувство нашей уверенности в нем.
2. Вера почитает Бога и угождает Ему тем, что верит Ему на слово (о творении, 11:3; о награде, 11:6; о верности Бога Своим обещаниям, 11:11; о том, что эта жизнь — путь домой, 1:13-16; о том, что в послушании всегда есть смысл, даже если оно кажется абсурдом, 11:17-19, и т.д.).
3. Вера с дерзновением приближается к Богу через Иисуса Христа (4:16; 10:19-22) и просит помочь ей одержать и нравственную победу, и духовную победу, и победу над обстоятельствами (11:32-38; 4:16); дать силу перетерпеть враждебность, исходящую как извне (10:32-34; 12:3), так и изнутри (12:1-4).
4. Вера принимает трудности в жизни как наказание от Отца (12:5-11) и поэтому не только не боится их, но даже радуется, размышляя о них, поскольку они доказывают, что Бог действительно усыновил их и готовит к грядущему миру и блаженству.
5. Вера ободряется, когда смотрит на пример жизни по вере, который оставило для нас целое «облако свидетелей» (12:1; 13:7), когда думает об их нынешнем блаженстве (12:23) и когда вспоминает, что поклоняясь Богу на земле, мы присоединяемся к поклонению и общению на небесах, которые тоже когда-то станут нашим домом (12:22-24). Другими словами, вера ценит общение святых.
6. Вера сражается с искушениями: с неверием, равнодушием и непокорностью — противопоставляя этим порокам упорство, или, как написано в послании, терпение (греч. «хипомоне»; 6:11-12; 10:36; 12:1). Вера в Бога ведет к верности Богу.
Одиннадцатая глава учит, что нужно воспринимать все жизнеописания в Библии как примеры веры и неверия, замечая, что вера проявляется в верности и послушании, а неверие — в неверности и непокорности, обращая при этом внимание на реакцию Бога в обоих случаях. Можно изучать эту тему всю жизнь, но так и не изучить, к тому же у нас нет возможности говорить об этом дольше.
«Иногда мне кажется, — сказал один семинарист, — что моя вера не прочнее промокашки, которую я могу проткнуть пальцем». Он лаконично выразил чувства многих христиан. Как же сделать свою слабую веру сильной, а маленькую — большой? Мы ничего не добьемся, если будем только анализировать свою веру. Пытаться укреплять веру, анализируя ее, — это все равно что помогать расти вырванному из земли для исследования корня деревцу. Укрепить веру может только пристальный взгляд на объекты веры — на обещания Бога, данные в Писании, на невидимую, но реальную Его жизнь, на славу, которую вы ожидаете в надежде, на живого Христа, вознесшегося со креста на вечный престол. «…если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется… когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:16, 18).
Вспомните, как Бог помог вам в прошлом, и вы получите силы для жизни по вере в настоящем. «Вспомните прежние дни ваши…», — говорит автор Послания к Евреям (10:32). «Душа моя отказывается от утешения… Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних» (Пс. 76:3, 12). «Унывает во мне душа моя; посему я воспоминаю о Тебе…» (Пс. 41:7). «Господь же предстал мне и укрепил меня… я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь… и сохранит…» (2 Тим. 4:17, 18).
Самый лучший совет по укреплению слабой веры дан в двенадцатой главе Послания к Евреям:
«...свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса (т.е. Того, Кто дает нам силы жить по вере), Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем… укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени… Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего…» (12:1-3, 12, 25).
Воспользуйтесь этими мыслями как лекарством. Принимайте его столько раз в день, сколько потребуется: этого лекарства слишком много не бывает. Принимайте, и успех гарантирован. Воспользуйтесь глаголами, выделенными курсивом, как рабочим планом. Передо мной лежит экземпляр знаменитой книги под названием «План физических упражнений канадских королевских военно-воздушных сил» (12 минут ежедневно для женщин, 11 минут — для мужчин). Если тратить ежедневно столько же времени для того, чтобы убедиться, что мы следуем советам автора Послания к Евреям, то можно добиться просто удивительных результатов по укреплению своей веры. Попробуйте и увидите.