11. Оправдание

Глагол «оправдывать» встречается в Новом Завете тридцать девять раз, из них двадцать девять раз его употребляет апостол Павел в своих посланиях или в своих высказываниях, записанных в книге Деяний. Существительное «оправдание» встречается только дважды (и это не должно удивлять нас, потому что в греческом языке глаголы употребляются чаще существительных), и опять же употребляет его апостол Павел (Рим. 4:25; 5:18). Эти несложные подсчеты показывают, что Павел уделял особое внимание учению об оправдании. Апостол таким образом определяет евангельскую весть, суть которой в том, что благодаря смерти Христа виновные грешники, которые раньше справедливо находились под гневом Божьим, вступают в новые взаимоотношения с Богом и начинают жить под благодатью, как возлюбленные дети Божьи. Новый Завет по-разному описывает эту мысль, но самое полное и точное выражение она нашла в учении апостола Павла об оправдании. С точки зрения Павла, оправдание — это деяние Божие, посредством которого Он прощает грехи и вменяет праведность нечестивым грешникам даром, по благодати, через веру во Христа, не на основании их дел, а на основании того, что Христос представил их пред Богом праведными Своей праведностью и, пролив Свою кровь, принес искупительную, умилостивительную и заместительную жертву за них. (Это определение построено на отрывках из Послания к Римлянам 3:23-26; 4:5-8; 5:18-19.) Павел считает, что это сердце христианства.

Мартин Лютер говорил, что, когда церковь держится этого учения, она стоит, а когда отвергает — падает. Павел полностью согласился бы с этим утверждением. Без сомнения, учение об оправдании — основополагающее. В этой главе мы постараемся разобраться, как же его понимал апостол Павел.

Что значит оправдание

В Библии «оправдать» — значит объявить праведным, то есть объявить на суде, что подсудимый не подлежит наказанию и может пользоваться всеми правами, которые есть у тех, кто живет по закону. Оправдание — этой действие судьи, когда он выносит решение противоположное осуждению — оправдательный вердикт. Его постановление определяет отношения человека и закона. Так происходит и тогда, когда судья — человек (ср. Втор. 25:1; Прит. 17:15), и тогда (как в нашем случае), когда судья — Бог (ср. Рим. 8:33). Католическая церковь всегда утверждала, что Бог, оправдывая человека, делает его праведным, обновляет его внутреннюю духовную сущность. Но такая точка зрения не основывается ни на Библии, ни на лингвистических исследованиях, хотя она появилась, еще у Августина. Павел в качестве синонимов к слову «оправдать» использует выражения «вмененная праведность», «простить (отпустить) грехи», «не вменить греха» (см. Рим. 4:5-8) — все эти выражения не указывают на изменение природы человека, а описывают положение человека перед законом. Они говорят о том, что человек уже не несет ответственности по закону. Оправдание — это постановление суда, объявленное человеку, а не изменение, произошедшее внутри его: Бог изменяет положение человека и дает возможность общаться с Собой, а не дарит новое сердце. Конечно, Бог возрождает тех, кого оправдывает, но все же возрождение и оправдание — это разные вещи.

Оправдание — это величайшее благословение Божье: оно спасает от прошлого и гарантирует безопасность в будущем. С одной стороны, оправдание — это прощение грехов, конец вражды с Богом, конец гневу Божьему и примирение с Ним (Деян. 13:39; Рим. 4:6-7; 5:9-10). С другой стороны, оправдание — это еще и дар называться праведником и пользоваться всеми теми благословениями, которые Бог обещает праведным. Эту мысль апостол Павел развивает, связывая оправдание и усыновление Богом верующих, которые становятся Его детьми и наследниками (Гал. 4:4-5; Рим. 8:14-16). Об этих двух составляющих оправдания говорится в Послании к Римлянам 5:1-2, где Павел объясняет, что оправдание приносит мир с Богом (потому что грехи прощаются) и надежду славы Божьей (потому что верующий получает права праведника). Надежда эта равносильна уверенности, потому что оправдательный приговор — это постановление божественного суда, которое будет принято в последний день, но которое мы знаем уже сегодня: это окончательное решение — оно обжалованию не подлежит. «Кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30). Заметьте, что Павел употребляет глагол «прославить» в прошедшем времени: то, что Бог намерен сделать, можно считать уже сделанным! Поэтому оправданный человек может быть уверен в том, что ничто не отлучит его от любви его Спасителя и его Бога (Рим. 8:35). Может быть, на судилище Христовом (см. Рим. 14:10-12; 2 Кор. 5:10) он не получит все те награды, которые мог бы иметь, прояви он побольше верности (1 Кор. 3:15), но он никогда не перестанет быть оправданным. Его оправдание находится в полной безопасности.

Основание для оправдания

Учение об оправдании, как его представляет Павел, кажется парадоксальным и даже абсурдным, потому что суть его в том, что Бог, святой Судья, который праведно гневается «на всякое нечестие и неправду человеков» (Рим. 1:18), сейчас вменяет праведность неправедным и оправдывает нечестивых (Рим. 3:23-24; 4:5). Это, конечно, приятно слышать, но может ли совершенный Судья поступать подобным образом? Павел отвечает на этот вопрос ясно: Бог оправдывает грешников «для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:25-26). Эта фраза содержит важную и неожиданную мысль, что, по замыслу Павла, должно было привлечь к ней особое внимание. Апостол утверждает, что Евангелие, которое, на первый взгляд, говорит, что Бог поступает против Своей справедливости, на самом деле является откровением Его справедливости. Оно не создает проблему справедливости действий Бога, а наоборот, решает ее, потому что открывает (в отличие от Ветхого Завета), что Бог мог, не нарушая справедливости, простить и принять верующих как до прихода Христа, так и после. Евангелие показывает, как справедливый Бог может справедливо оправдать верующих грешников.

Оправданию дано объяснение

Как же это можно сделать? Только если полностью удовлетворить требования Божьего закона к грешникам, то есть на основании настоящей праведности, потому что праведность — это не что иное, как соответствие требованиям Божьего закона. Оправдание может быть справедливым только в том случае, когда требования закона к оправдываемым будут удовлетворены. Закон предъявляет к грешникам следующие требования: с одной стороны, они — творение Божье и поэтому должны полностью повиноваться его указаниям, с другой стороны, они — преступники и поэтому должны сполна заплатить за нарушение закона. Как же грешники могли исполнить все это? Иисус Христос, действовавший от их имени, выполнил все требования закона. Вечный Сын Божий «подчинился закону» (Гал. 4:4), чтобы исполнить все требования закона вместо Своего народа. Слова Павла хорошо показывают, что Иисус подчинился и одним требованиям, и другим, «быв послушным даже до смерти» (Фил. 2:8). Кульминационный момент Его праведной жизни — это смерть, которой умирали неправедные, во исполнение воли Божьей. Он понес на себе проклятие закона вместо людей (Гал. 3:13), чтобы стать умилостивлением за их грехи (Рим. 3:25).

Поэтому «правдою одного» — жизнью и смертью безгрешного Иисуса Христа — «всем человекам оправдание к жизни» (Рим. 5:18). На основании праведности Христа «праведность Божия» (то есть праведность от Бога; см. Фил. 3:9) дается верующему в дар (Рим. 1:17; 3:21-22; 5:17; ср. 9:30; 10:3-11). Другими словами, они получают от Бога обещание, что Он будет относиться к ним не как к грешникам, а как к праведникам. Так они становятся «праведными Божьими» в Том и через Того, который сам «не знал греха», но который, как их представитель, стал «жертвой за грех» (с Ним поступили так, как будто Он был грешником, и наказали как грешника; 2 Кор. 5:21).

Эта мысль содержится в устоявшейся фразе «вменение праведности Христа», которая означает, что верующие становятся праведными (Рим. 5:19), обладают праведностью (Фил. 3:9) в глазах Бога (Рим. 4:11) не потому, что они праведны сами по себе, а потому что Христос, их Глава, был праведным перед Богом, а поскольку они соединились с Ним, то Бог принимает их так же, как Христа. Его праведность стала их праведностью, то есть Бог принимает и вознаграждает их так же, как и Его за Его праведность, за Его полное послушание Отцу. Праведность Христа, которая вменяется грешникам в этом смысле, — это не юридическая фикция или произвол, как некоторые иногда утверждают, а действие, основанное на реальном союзе между Ним и ими. Они оправданы «во Христе» (Гал. 2:17). Бог считает их праведными и возвещает, что они праведны, не потому, что они сами лично исполнили закон (если бы Он вынес такое решение, оно было бы неверным), а потому, что они объединены по вере со своим Представителем, который исполнил закон (такое решение верно). Поэтому грешники справедливо оправданы на основании того, что Иисус Христос в послушании соблюл закон и пролил Свою кровь. Они могут быть уверены, что спасены сейчас и останутся спасенными в будущем.

Дана надежда мне одна —

На кровь и праведность Христа.

Среди пылающих миров

Хвалу я Богу петь готов,

Ведь кровь и праведность Христа –

Моя защита в день суда.

Средства оправдания

По словам апостола Павла, вера в Христа — это средство, с помощью которого можно принять праведность и получить оправдание. Грешники оправдываются «по» вере или «через» веру (по-гречески «диа» и «ек пистеос» или «пистеи»). Вера не есть основание для оправдания. Если бы это было так, вера бы стала достойным награды делом, а Павел не смог бы назвать верующего «не делающим» (Рим. 4:5). Вера скорее похожа на протянутую руку, которая принимает праведность, принимая Христа.

Павел вспоминает об Аврааме («поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность»), чтобы доказать, что человек оправдывается, когда полагается на обещание Божье (Гал. 3:6; Рим. 4:3-4; цитата из Быт. 15:6). Контекст четвертой главы Послания к Римлянам свидетельствуют нам, что, когда Павел цитирует этот стих, показывая, что вера вменилась в праведность Аврааму (Рим. 4:5, 9, 22), он хочет тем самым дать нам понять, что вера, т.е. полное доверие божественным обещаниям (ст. 18-21), — это обстоятельство и средство вменения праведности. Павел не имеет в виду, что вера, воспринимаемая или как праведность, или как заменитель праведности, является основанием оправдания. В четвертой главе Послания к Римлянам вообще не идет речь об основании оправдания — там говорится о средствах его получения. Мы уже приводили отрывки из 3-й и 5-й глав Послания к Римлянам, в которых обсуждается основание оправдания, и говорили, что, с точки зрения Павла, основанием оправдания является праведность Христа, а не наша вера.

Чтобы прояснить, что имеется в виду в четвертой главе Послания к Римлянам, я постараюсь кратко объяснить, как Павел использует слова. Послания апостола показывают, что он умел ясно и четко мыслить, знал, что хочет сказать, и мог упорядоченно и убедительно излагать свои мысли. Но поскольку его не интересовало красноречие как таковое (ср. 1 Кор. 2:1-4; 2 Кор. 10:10) и поскольку он обращался к простым людям, он не использовал определений и терминов и не стремился к красоте языка, но имел привычку, возможно, неосознанную (вы даже не подозреваете, как все мы часто это делаем) повторять слова, которые для него особенно много значили, и вкладывать в них разный смысл.

Например, во фразе «рожденный прежде всякой твари» в Послании к Колоссянам 1:15 «рожденный прежде» означает «существовавший до», а в фразе «первенец из мертвых» в восемнадцатом стихе той же главы, где Павел использует то же греческое слово, имеется в виду, что Иисус был первым воскресшим из мертвых. Свидетели Иеговы, которые по своим убеждениям являются арианами, утверждают, что слова «первенец» и «рожденный прежде» (в греческом языке это одно и то же слово) надо понимать в обоих случаях одинаково, поэтому в 1:15 оно означает, что Сын был сотворен прежде всего. Однако, Павел, скорее всего, понимал двусмысленность своих слов и поэтому в 16-м стихе четко написал: «…Им создано все». Нужно признать, что недоразумение возникло из-за того, что Павел вложил в одно и то же слово разные смыслы.

Павел пишет очень сжато, лаконичнее всех остальных авторов Нового Завета. Часто он приводит только скелет своих логических рассуждений, предоставляя читателю делать выводы и докапываться до сути самостоятельно. При этом Павла всегда можно понять: тому, кто следит за логикой его рассуждений, несмотря на несколько странную манеру апостола выражаться, сделать это будет нетрудно.

И в Послании к Римлянам Павел не изменяет себе: он немногословен, и основные слова у него имеют свой особый, хотя понятный смысл. Например, в небольшом отрывке из семи стихов слово «закон» использовано в нескольких значениях: в значении божественного повеления (7:22, 25; 8:3); в значении непрерывного действия силы греха (7:23, 25; 8:2) и стремления к святости («закон ума моего», 7:23), а также действия Духа (8:2, если только «закон Духа» не означает, как некоторые полагают, евангельскую весть) и в значении реальности жизни (7:21). Слово «праведность» также употребляется в нескольких значениях. Бог проявляет праведность, когда наказывает грех (3:25; ср. 2:5, 3:5-6) и справедливо оправдывает неправедных (3:26). Праведность — это дар верующим от Бога ради Христа (5:17), когда, несмотря на свои грехи, верующие становятся «правы» перед Богом. Ответное послушание человека Богу — это тоже праведность (6:13, 16, 18, 20; 14:17).

Скорее всего, Павел, говоря о «вмененной праведности», имеет в виду, что праведность — это Божий дар верующим, который Авраам, как и мы с вами, получил через веру (ст. 11, 23-25). Выходит, что это словосочетание значит то же, что и глагол «оправдать», который Павел употребил четыре раза в стихах с 3:24 по 3:31. В некоторых английских переводах (RSV, NIV, NEB) выражение «вера вменилась в праведность» передается как «вера засчиталась как праведность». Это не совсем верно, потому что при использовании союза «как» создается впечатление, что вера и праведность — это одно и то же, как если бы слово «праведность» здесь означало ответное послушание человека Богу. В греческом языке в этом случае использовался предлог «эйс», имеющий в зависимости от контекста значения «по направлению к» или «с целью». В этом отношении ближе к истинному смыслу другие английские переводы (AV, RV), в которых это выражение звучит как «для праведности». (Таким образом, стих из Послания к Римлянам 4:9 лучше перевести так: «…Аврааму вера учитывалась для праведности». Другими словами, для Бога наличие веры — условие вменения праведности Христа.) Павел говорит здесь не о том, что вера является нашей праведностью, а о том, что верой мы оправдываемся. Совершенно ясно, что обстоятельством и средством нашего оправдания является вера, а послушание Христа (5:19), то есть Его праведность (ст. 18), Его жертва умилостивления за наши грехи (3:25) — его основанием.

Павел и Иаков

Некоторые думают, что Иаков, который в своем послании (Иак. 2:21-25) учит, что Бог принимает людей и на основании дел, и на основании веры, противоречит Павлу. Однако подробное изучение этих стихов в их контексте приводит к мысли о том, что Иаков говорит совсем не об этом. Мы должны помнить, что только Павел в Новом Завете использует слово «оправдать», когда хочет показать, что Бог принимает человека. Когда же Иаков говорит «будучи оправданы», он вкладывает в эти слова более общее значение: оправданный — это тот, кто доказал правоту своих заявлений, подтвердил мнение о себе. (В похожем смысле это слово использовано в Евангелии от Матфея 11:19.) Когда Иаков говорит об оправдании, он не имеет в виду, что Бог принимает человека на основании его праведности. Скорее, он говорит о проявлении признаков того, что человек является истинно верующим. В понимании Иакова человек тогда является оправданным, когда в его жизни есть свидетельства живой, действенной веры, на основании которой Бог и принимает его. Иаков цитирует Бытие 15:6 с той же целью, с какой это делает Павел: он хочет показать, что именно благодаря своей вере Авраам был принят Богом на правах праведника (2:23). Но затем он говорит, что эти слова Писания «исполнились» (оказались истинными, подтвердились последующими событиями) спустя примерно тридцать лет, когда Авраам «оправдался делами… возложив на жертвенник Исаака, сына своего» (2:21). Поступок Авраама в той ситуации доказал истинность его веры, а значит, и то, что Бог принял его. Всем этим отрывком (2:14-26) Иаков хочет сказать, что пустое исповедание веры, не подкрепленное добрыми делами, которые рождает истинная вера, не дает основания считать человека спасенным. И с этим апостол Павел непременно бы согласился.

Важность оправдания

Учение об оправдании занимает ключевое место в евангельской вести, потому что, поскольку мы разумные существа, Бог для нас — Законодатель и Судья, поэтому все наше хождение перед Ним неизменно определяется Его святым законом. Отсюда главная задача грешника — соответствовать Божьему закону, потому что до тех пор пока он будет находиться в конфликте с законом, он будет находиться и в конфликте с Богом, установившим этот закон. Пока закон обвиняет человека, об истинном поклонении Богу и общении с Ним не может быть и речи. Но Евангелие оправдания решает эту проблему, показывая, что через веру в Христа обвиняющий грешника голос закона может навек умолкнуть, дав возможность человеку безбоязненно приблизиться к своему Творцу и прославить Его.

Должник лишь одной благодати,

О новом завете я песню пою.

Нет страха, в прощения платье

Тебе себя в жертву хвалы приношу.

Ни меч справедливый закона не страшен,

Ни ада удушливый зной –

Спасителя кровь и Его послушанье

Весь грех заслоняют собой.

Итак, понимание оправдания является основанием истинного христианства. Так было и так будет. Проблема не в том, может ли человек сформулировать учение об оправдании, которое бы во всем соответствовало Библии (в этом деле, как мы уже убедились, нужно быть предельно внимательным), а в том, знает ли он, что такое оправдание, на личном опыте? Настоящая вера начнется только тогда, когда перед человеком встанет вопрос: «Как мне избавиться от моих грехов?» По-настоящему верят только те, которые могут сказать: «Не буду выискивать, что я могу сделать сам для себя, но положусь только на Христа и на Его подвиг ради меня».