15. Умерщвлять

Я помню свой первый ужин в богословском колледже. Мы, студенты, были незнакомы друг с другом и поэтому разговаривали на случайные темы, пытаясь лучше узнать друг друга. Я рассказал сидевшему напротив меня парню, невысокому улыбающемуся валийцу, что без ума от пуритан. Он спросил, почему. Я сказал, что они принесли мне много пользы, потому что писали о серьезных духовных проблемах и особенно хорошо — об умерщвлении греха. «Умерщвлении греха! — воскликнул он. — Давай поговорим об этом подробнее».

Тем вечером мы гуляли вдоль Оксфордской набережной около двух часов. Я рассказал ему, как помог мне шестидесятистраничный труд Джона Оуэна об умерщвлении греха, когда популярное учение о святости сводило меня сума. Валиец же рассказал мне о своих мучениях в христианской группе, где отношения были накалены до предела. Там все верили, что они достигли совершенства и поэтому нравственные стандарты отвергались, а на слово «умерщвление» было наложено табу. Именно в такой атмосфере Бог научил его, что грех не искореняется из верующего полностью и не теряет своей силы ни на одном этапе земной жизни. Он понял, что очень важно быть бдительным по отношению к себе. Необходимо молитвенно исследовать свое сердце и поступки, чтобы не впасть в искушение. В конце концов он ощутил необходимость покинуть эту общину (за что его очернили), но за время его пребывания там он испытал некое духовное обновление. И тогда, и позже в своей жизни он был очень чувствителен к духовной реальности, как это обычно и бывает с христианами, пережившими духовное пробуждение. После окончания семинарии он успешно нес пасторское служение на протяжении более двадцати лет в двух трудных приходах, и через него Бог изменил жизнь многих людей. Он был открытым и жизнерадостным человеком. Всю свою жизнь он говорил об умерщвлении греха, чего не делал ни один из знакомых мне пасторов евангельских церквей. Он считал этот предмет очень важным. Так же считаю и я, поэтому и пишу эту главу.

Удел христианина — на протяжении всей своей жизни вести войну с этим миром, плотью и дьяволом. Умерщвление — это оружие верующего против плоти. Слова Павла показывают, что это важный компонент христианской жизни: «…умертвите земные члены ваши» (Кол. 3:5), «…если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:13). Греческое слово, переведенное как «умертвить», буквально значит «предать смерти». Глагол «умерщвляете» во втором отрывке стоит в настоящем времени и таким образом показывает, что умерщвление плоти — это процесс, продолжающееся действие. Глагол в первом отрывке употребляется в аористе, а это означает, что умерщвление греха, однажды начатое, обязательно будет доведено до конца.

Из первой цитаты видно, что свобода христианина делает умерщвление греха его обязанностью. Павел доказывает это так: «Если вы воскресли со Христом, если ваше гражданство и помышления на небесах, если вы уже не дети гнева, а дети Божьи и наследники славы, то вы должны вести себя соответственно вашему статусу. Вы должны быть теми, кто вы есть сейчас, а не теми, кем вы были раньше. Поэтому вы должны умерщвлять грех». Вторая цитата говорит нам, что умерщвление греха — необходимое средство для достижения конечной цели. Оно — путь к «жизни», духовному благополучию в этом мире и славе со Христом в мире грядущем. Оно не дает нам жизни само по себе (Христос уже дал нам ее), но оно является одним из «дел веры» (1 Фес. 1:3), которым мы удерживаем безвозмездный дар Христа (ср. 1 Тим. 6:12; Фил. 3:12-14). Оно — одно из тех «дел», без которых «вера», т.е. исповедание веры, «мертва» (Иак. 2:26). Доводы Павла можно представить так: «Если вы хотите сделать ваше призвание и избрание твердым, доказав, что ваша вера истинна, если вы хотите бежать так, чтобы получить награду, если вы хотите путешествовать так, чтобы достичь места назначения, то вы должны умерщвлять грех». «Кто на своем пути не убивает грех, — заметил мрачно Оуэн, — тот ни на шаг не приближается к цели своего путешествия».

Печально и странно, что христиане пренебрежительно относятся к этому важному вопросу. Отчасти так происходит потому, что протестанты, выражая свое несогласие с традиционным католическим пониманием умерщвления греха и плоти (власяницы, многочасовое стояние в холодной воде и т.п.), которое делает объектом святого насилия физическое тело, а не живущий в душе грех, и которое осуждается в Послании к Колоссянам 2:23, впадают в другую крайность. Но самая глубокая причина такого пренебрежения заключается в том, что современные христиане обладают неглубоким знанием Бога и столь же поверхностным духовным опытом. Поскольку мы едва знаем Бога и из-за этого едва знаем себя, и поскольку большинство из нас считают, что испытывать себя — значит быть старомодными проявлять нездоровые симптомы, то, следовательно, мы вряд ли можем знать о живущем в нас грехе.

В одном старом комедийном фильме есть сцена, где сбежавший лев укладывается возле кресла на место мохнатого пса, а хозяин сначала нежно гладит его несколько минут, а потом вдруг замечает, что находятся в опасности. Точно в такой же ситуации оказываемся и мы со своими греховными привычками, обращаясь с ними как с друзьями, а не как с убийцами. Мы даже не подозреваем, что грех, если потакать ему, может лишить нас жизненной силы и радости. Боюсь, что так происходит потому, что мы никогда не знали, что значит иметь живые отношения с Богом. В таком положении мы становимся похожими на детей, которые, будучи рожденными хромыми, не знают, что значит бегать. Это возмездие за наше небрежение к умерщвлению греха.

Практически никто из современных христианских авторов глубоко не рассматривал эту тему. Поэтому нам придется обратиться за помощью в понимании библейского учения об умерщвлении греха к великим пуританам семнадцатого века («эпохи, — писал епископ Райл, — когда, вынужден это признать, религиозный опыт изучался глубже и понимался лучше, чем теперь»). Самую действенную помощь в этом нам окажут труды Джона Оуэна, названного Спердженом «королем богословов», и в частности его книга «Природа, коварство, сила и господство остатков греха, живущего в верующих», а также глава в книге «Рассуждение о Святом Духе», посвященная умерщвлению греха. Я должен признаться, что обязан этим «грозным» трактатам не только большей частью материала этой главы, но и всем своим пониманием этой темы.

Умерщвление греха — это война, и для успешного ведения войны нам нужно следовать четырем правилам.

Наш враг

Мы должны знать своего врага. Начало умерщвления плоти — это осознание того, что мы боремся не просто с грехами, а с грехом. Как мы уже заметили раньше, Библия учит нас, что грех — это «принцип разрушения, живущий в человеке, которого первоначально в нем не было» (А. М. Хантер), иначе говоря, наследованное и глубоко укорененное в нашей природе врожденное побуждение, которое постоянно толкает нас на слепое противостояние Богу. Все вызванные грехом мысли «суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7). Грех — это страстное желание самоутвердиться за счет открытого неповиновения Богу; даже мысль об осознанной зависимости от Творца, благодарном поклонении Ему и послушании для греха отвратительна. Грех как побуждение — это причина всех соделанных грехов, он роднит человека с дьяволом (ср. Ин. 8:44, 1 Ин. 3:8-12). Христос перечисляет плоды, по которым мы можем узнать грех (Мр. 7:21-22), Павел делает это дважды (Гал. 5:19-21; Кол. 3:5, 8). Грех — это внутренняя энергия, которая приводит к противостоянию Богу.

Грех полностью порабощает неверующего (ср. Рим. 6:16-23). Неверующий живет в мире с грехом, потому что грех завоевал его сердце. Но обращенный человек делает Христа хозяином и образцом своей жизни, твердо решая, что не будет самоутверждаться за счет Бога, как то было раньше. В нем произошла «перемена сознания» (именно это означает греческое слово «метаноия» — «раскаяние»). Человек откладывает «прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» и облекается в новый (Еф. 4:22-24). Он свергает грех и хочет умертвить его в себе окончательно, и этим своим желанием он «распинает плоть» с ее похотями (Гал. 5:24).

Но грех не умирает мгновенно. Напротив, он живет своей жизнью, и христианин обнаруживает ее проявления в себе в качестве второго «я», своей тени, которая противостоит, сопротивляется и в большей или меньше степени мешает его попыткам исполнять Божью волю. «Грех, — писал Оуэн, — можно сравнить с человеком (мы называем его «ветхий»), который обладает определенными способностями и качествами: разумом, мудростью, ловкостью, хитростью и силой».

Таким образом, христианин находится в конфликте с самим собой. «…ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти… так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17). Верующий хочет быть совершенным, но никогда им не станет, и на каждом этапе своей жизни он вынужден говорить вместе с Павлом: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:19-20). Грех постоянно восстает против закона, записанного у христианина в сердце (Рим. 7:23, ср. 25). «Сложно передать словами, — писал Оуэн, — с какой напористостью и изворотливостью грех добивается этого. Иногда он отвлекает внимание, иногда вызывает усталость, иногда придумывает трудности, иногда возбуждает противоречивые желания, иногда рождает предрассудки — он так или иначе загоняет душу в ловушку, и она не может позволить благодати возыметь полный и окончательный успех ни в одном деле». Грех уже ведет с нами войну (Рим. 7:23; 1 Пет. 2:11) и желает погубить нас; единственный способ устоять — ответить ему тем же и умертвить его.

Наша цель

Мы должны четко определить свою цель. Второе правило успеха в войне — четко поставить цель. Не зная врага, человек воюет как слепой, не видя ясной цели, он воюет впустую, бессмысленно сотрясая воздух. Кто ни во что не целится, никуда не попадает. Поэтому мы должны хорошо себе представлять, чего хотим добиться.

Оба слова, переведенные словом «умерщвлять», с которых мы начали эту главу, имеют значение «предать смерти». Это и есть наша цель — истощить грех, лишить его жизни, чтобы он не смог напасть снова. Бог не обещал, что мы достигнем этой цели в жизни, но заповедал стремиться к ней, избавляясь от греховных склонностей и привычек. Мы не просто должны отбиваться от атак греха. Мы должны взятьинициативу в свои руки. Оуэн сказал: «Мало лишь разочаровывать грех, не давая ему вырваться наружу… надо стремиться к победе над ним и преследовать его до полного поражения». Мало противодействовать — надо уничтожать. Уничтожать грех, насколько это возможно, — вот наша цель.

Умерщвление греха — это дело всей жизни. Грех, по словам Оуэна, «иначе не умрет, если его постоянно не истощать. Пощадите его, и он, залечив свои раны, обретет прежнюю силу». Библия и история церкви содержат многочисленные примеры того, к каким ужасным последствиям приводит преждевременное окончание войны с грехом, когда тот еще не умер. А в этом мире он не умрет, каким бы ослабевшим он ни казался.

Более того, умерщвление греха — это болезненная процедура. Греховные привычки настолько срослись с нами, что пытаться удалить их — все равно, что отрезать собственную руку или вырвать глаз (ср. Мтф. 5:29-30). «Плотское я», которому, естественно, хочется жить, будет делать все, что в его силах, чтобы мы не убили его.

Но тем не менее эта процедура действенна. Христианин должен радоваться от постоянно растущей свободы от греха, поскольку он умерщвляет грех, и тот все больше ослабевает. И мало что так утешает и вдохновляет христианина, как воспоминания о грехе, который когда-то им правил, но который сейчас побежден силой Духа Божия.

Наше превосходство

Мы должны знать о своем превосходстве. Это третье правило. Никто не сможет храбро сражаться, если не будет уверен в своей победе. Ожидать поражения — значит приближать его. Если я буду думать, что, стараясь изо всех сил, я все равно проиграю, то я и не буду стараться изо всех сил. Но христианину запрещено впадать в такой отчаянный пессимизм. Бог обязывает верующего ожидать успеха в борьбе с грехом. Ибо Писание говорит, что во время обращения Дух соединил человека с живым Христом. После возрожденияхристианин стал «новой тварью» (2 Кор. 5:17), поэтому он может быть уверенным, что обладает превосходством в этой войне.

1. Дух вселяет новый принцип жизни. Возрождение — это непосредственный результат союза с воскресшим и живым Христом, возрожденный — это человек «оживотворенный» и «воскресший» со Христом (Еф. 2:5; Кол. 2:12-13; 3:1). С возрождения начинается духовная жизнь в человеке, возрожденный — это «рожденный свыше» и «рожденный от Бога» (Иак. 1:18; 1 Пет. 1:3; 1 Ин. 5:18). Таким образом, движущая сила, поселенная в человеке, — это «новое сердце» и «новый дух», обещанные пророком Иезекиилем (36:26). Это «новый человек», в которого мы облеклись при обращении (Еф. 4:24), это «семя» Бога в сердцах Его детей (1 Ин. 3:9). Это движущая сила находит свое выражение в новом отношении к Богу и в новых взаимоотношениях с Ним, примером которых была земная жизнь Иисуса Христа. Новое отношение характеризуется искренним стремлением к Богу и любовью к Нему, Его слову, Его народу. Для новой природы человека нечестие столь же противно, как для греха — благочестие. Вера, любовь и противление греху — ее естественные плоды и верные признаки ее присутствия (Гал. 5:16, 17). Новая природа христианина, его истинное «я», «внутренний человек» радуются в Божьем законе (Рим. 7:22). Эта сила занимает место греха: она свергает его господство и вместо него начинает определять направление жизни. Грешить становится для человека неестественно. Согрешая, он поступает против своей сути; он уже не может грешить всем сердцем.

2. Дух нанес греху смертельную рану. Это должно быть ясно из того, что мы только что сказали. Бог оправдывает и возрождает нас, «чтобы упразднено [обращено в ничто] было тело греховное [наше греховное естество], дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6:6). В результате возрождающего единения со Христом и появления в нас новой жизни грех получает удар, от которого он уже не может оправиться. Его власть сломлена, его окончательное уничтожение предрешено. Поэтому Бог и говорит Своим людям, что «грех не должен над вами господствовать» (Рим. 6:14). Господство греха в них прекратилось, и теперь они должны, умерщвляя его, приблизить кончину свергнутого и обреченного врага. Бог уверяет, что каким бы грозным и упорным ни оказался грех, как бы крепко он ни закрепился в плохих привычках и слабостях характера, христианин в состоянии, приложив усилия, искоренить его и избавиться от него.

3. Дух поселился в сердце. Дух теперь обитает в верующем (Рим. 8:9-11; 1 Кор. 6:19), чтобы ежесекундно питать его жизнью от Христа (Кол. 2:19), тем самым заставляя «семя», посаженное в сердце верующего, расти и приносить плоды Духа (Гал. 5:22). Дух присутствует в человеке, чтобы противостать живущему в том греху. Святой Дух учит христианина понимать Божьи истины и применять их в своей жизни, побуждает верующего быть послушным им и дает ему для этого силы. «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:13). Грех можно умерщвлять только Духом, потому что только Он дает людям желание избавиться от греха и делает их способными к этому. А где Дух устанавливает свою абсолютную власть, неудача невозможна.

Поэтому когда христианин сражается с грехом, он черпает силу в Святом Духе Божьем. Его превосходство бесспорно, поэтому он может смело вступать в битву: победа будет за ним.

Наши ресурсы

Мы должны знать, как использовать свои ресурсы. Это четвертое правило. Мы не можем умерщвлять грех собственными ничем не подкрепленными усилиями, но с другой стороны, Дух Святой не станет умерщвлять грех без нашего сотрудничества. Он будет благоприятствовать нашим усилиям, но Он не станет благословлять нашу праздность. Поэтому мы сами должны нападать на грех, и результат битвы будет зависеть от того, насколько мудро мы сражаемся и как распоряжаемся доступной нам силой. Вот три основных правила для успеха в этой борьбе:

1. Надо возрастать. «Рост, процветание и развитие святости в целом, — писал Оуэн, — это превосходный способ умерщвления греха… Чем больше мы исполнены плодами Духа, тем меньше нас будут беспокоить дела плоти… Именно это разрушает грех, все же остальные средства бесполезны». Мы обязаны питать свою новую природу божественными истинами и постоянно упражнять ее в молитве, поклонении, свидетельстве и полном послушании. Мы должны проявлять и развивать качества, которые прямо противоположны грехам: щедрость в противовес жадности, мужество в противовес жалости к себе, долготерпение в противовес вспыльчивости, режим в противовес лени и т.д. Активное служение Богу предупредит попытки греха вновь захватить власть над нашим сердцем. Слабые, беспечные христиане с двоящимися чувствами и мыслями не способны умертвить грех.

2. Надо бодрствовать. Мы должны как можно дальше держаться от искушения. Ожидать, что Бог Своей всемогущей силой умертвит в нас похоть, в то время как мы читаем книги, водимся с плохой компанией или подвергаемся дурному влиянию, зная, что так сила похоти еще больше возрастает, — это самонадеянность, а не вера. Так мы навлечем на свою голову проклятие, а не благословение. Кто-то правильно сказал, что невозможно запретить птицам летать у нас над головой, но мы можем не позволить им устроить гнездо на ней. Мы должны безжалостно морить грех голодом. Иначе умертвить его невозможно.

3. Надо молиться. Только через молитву можно получить помощь от Бога. Обещания, о которых не напоминают, обычно не выполняются: «Не имеете, потому что не просите» (Иак. 4:2). Дух помогает умертвить грех, когда мы настойчиво и с верой молимся, полагаясь на обещание, что грех не будет править нами, и когда мы вновь и вновь обращаемся к Господу, который пришел на землю, умер, воскрес и сегодня жив, чтобы спасать нас от греха, за «благодатью дляблаговременной помощи» (Евр. 4:16). Если мы просим с надеждой, то не будем разочарованы. Оуэн говорит: «Обратите свою веру на Христа, чтобы умертвить грех… и вы умрете победителем. Да, благодаря благому провидению Божию, вы доживете до того дня, когда увидите ваши похоти мертвыми у себя под ногами».

Наше здоровье

Здесь я хочу объяснить, какое отношение выше сказанное имеет ко мне и к вам.

Некоторых из нас нужно исправить. Мы дети века, в котором удовлетворение своих желаний ценится выше воздержания, полнота чувств — выше нравственного совершенства. Наслаждения часто становятся важнее, чем верность, честность, человеколюбие и служение. Мы больше думаем об отдыхе, чем об упражнении в праведности. Не удивительно, что христиане заражаются этим вирусом и в церкови желают испытывать потоки восторга, полет чувств, новизну ощущений, исцеляющее действие видений, волнующую близость общения, влияние эмоционального проповедника и зажигательных песен. Христиане с легкостью забывают, что для Бога важнее характер, чем удовольствия. Господь хочет привести нас к святости, которая, в свою очередь, приведет к счастью — довольству жизнью. Но люди стремятся к ощущениям, а тяга к постоянному возбуждению — это проявление духовного нездоровья. Прежде всего, нужно искать святость во Христе. Каждодневное распинание плоти (Гал. 5:24) и бодрствование в молитве, чтобы очистить жизнь от «плотских похотей, восстающих на душу» (1 Пет. 2:11), — все это и приведет к святости. Все большее уподобление Христу — единственно верный признак духовного роста, а уподобляться Христу, не умерщвляя грех, невозможно. В жизни с Богом мы должны научиться ставить умерщвление греха на первое место.

А некоторых из нас нужно направить. Мы знаем, что святость — это главное, мы стремимся упрочить свое покаяниеежедневным посвящением, мы хотим проводить дни своей жизни достойно нашего призвания. Но мы обнаруживаем в себе зависть, ревность, жадность, нетерпимость, равнодушие, похоть (гетеросексуальная и гомосексуальная), эгоизм, лень, надменность, небрежность и т.п. Что нам делать со всем этим? Без всякого сомнения, от таких чувств и привычек следует избавляться, чтобы все больше уподобляться образу Христа. Но как это сделать?

Нет магической формулы, произнеся которую, мы сразу же сможем измениться к лучшему. Радостное переживание Божьего присутствия и Его любви в сочетании с ненавистью к себе, может усилить наше внутреннее побуждение прилепиться к Богу (ср. Рим. 12:1) и подавить мгновенный приступ похоти (желание выпить, уколоться, покурить, поиграть в азартные игры). Это переживание любви иногда ошибочно считают ощущением освящения, но переживание проходит, а необходимость стремиться к изменению характера остается, и помочь здесь могут только самопознание, дисциплина, наблюдение за собой и молитва, вызванная недоверием к себе перед лицом искушений и желаний вернуться к греховным привычкам. Одаренные и энергичные люди с нравственными недостатками обречены на неудачу, поэтому с них не стоит брать пример. Если вы ощущаете в себе некоторую одаренность, у вас обязательно возникнет искушение подумать, что ваши способности перевесят ваши нравственные недостатки, но так не бывает. Чтобы поддерживать физическую форму, нужно регулярно заниматься физкультурой. Точно так же, чтобы поддерживать духовное здоровье, надо регулярно упражняться: побеждать в сражении за христианский характер, уподобляясь Христу и умерщвляя грех. Павел так ясно говорит об этом, что, пренебрегая его словами, мы только увеличиваем свою вину.

«…вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание…А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его… все и во всем Христос» (Кол. 3:3-11).