5. Грех

Узнать о грехе — это самое главное в жизни. Может быть, это звучит несколько странно, но, в известном смысле, это истинная правда. Если вы не знаете ничего о грехе, значит, вы не понимаете ни себя, ни своих коллег, ни мира, в котором живете, ни христианства. Вы не сможете разобраться в Библии, потому что она повествует только о том, как Бог отвечает на проблему человеческого греха, а поскольку этой проблемы вы не видите, вы не услышите, что же Божья книга говорит по этому поводу. Кроме первых двух глав Бытия, которые, по сути, являются прологом человеческой истории, все остальные ее главы посвящены рассказу о том, что Бог делает с нашими грехами. Выпустите из виду эту тему, и вы сразу же заблудитесь в Библии. Тогда любовь Божья, значение спасения, Евангелие станут для вас закрытыми темами. Конечно, вы все еще сможете говорить об этом, но не будете понимать, о чем говорите. Поэтому у нас должно быть, как говорили раньше, ясное представление о грехе.

Но это вовсе не легко, по крайней мере, по трем причинам.

Во-первых, библейской учение о грехе не льстит нашему самолюбию. Естественно, такое учение нам не по вкусу. Наш инстинкт самооправдания, уже сам по себе являющийся результатом греха (см. Быт. 3:12-13), очень силен. А отсюда появляется искушение смягчить учение о грехе. Благочестивые люди со времен возникновения церкви поддаются этому искушению. Необходима благодать и духовное просвещение, чтобы поверить, что Библия не обманывает, когда говорит, что Бог серьезно воспринимает наш грех. Поэтому к изучению этой темы нужно подходить с молитвой о том, чтобы Бог дал смирение и сердце, готовое к тому, чтобы учиться.

Во-вторых, библейской учение о грехе вытекает из библейского представления о Божьей святости. К сожалению, это представление в сегодняшнем мире практически потеряно. Грех можно правильно понять только изнутри, то есть изучая себя. Но, подобно Исаии, мы начинаем видеть грех в себе лишь тогда, когда встречаемся со святым Богом (ср. Ис. 6:3-5). Однако в современном христианстве, хотя и много говорится о том, что Бог доброжелательно относится к человеку и сочувствует ему, часто упускается из виду, что Бог свят и чист. Увы, закваска либерального христианства, доставшаяся нам в наследство, в сочетании с пренебрежением к нравственности, широко распространенным в нашей культуре, и отсутствием интереса к духовному, подавляет всякие размышления об этих качествах Бога. Все корифеи в описании греха: Исаия, Амос, Осия, Иеремия, Иезекииль, Павел, Иоанн, Августин, Мартин Лютер, Жан Кальвин, Джон Оуэн, Томас Гудвин, Джонатан Эдвардс — передавали ощущение Божьей святости так реально, что к ней можно было почти прикоснуться. А поскольку они ощущали ее, то могли о ней и рассказывать. Но большинство из нас мало знает о грехе, потому что мало кто на опыте пережил такое соприкосновение с Богом.

В-третьих, сегодня мир оказывает очень большое влияние на библейское учение о грехе. Люди все еще говорят о грехе, но вкладывают в это понятие совсем небиблейский смысл. Это слово уже не означает преступление против Бога: грех воспринимается только как нарушение принятых норм приличия, и чаще всего в сфере половых отношений. Но когда Библия говорит о грехе, она имеет в виду именно преступление против Бога. Хотя грех совершается человеком и часто направлен против общества, его нельзя правильно определить только с точки зрения человека или общества. Мы никогда не узнаем, что такое грех, пока не научимся думать о нем с точки зрения взаимоотношений с Богом.

Природа греха

Слова, которые в Ветхом и Новом Заветах переводятся как «грех», в обеих частях Библии значат одно и то же: «непопадание в цель», «несоответствие эталону или неподчинение власти». Эталон, цель, закон, путь, власть — Божьи. Бог и Его воля являются мерой греха. Грех — это отказ от заповеданного пути (Исх. 32:8) и следование по запрещенному, нашему собственному (Ис. 53:6). Грех всегда направлен против Бога, он уводит от Него и заставляет отворачиваться от Господа, пренебрегать Им и игнорировать Его.

В чем же сущность греха? Грех — это игра в Бога, то есть признание Создателя Богом лишь в той мере, насколько это нам выгодно. Жить не для Него, а для себя, любить, служить и угождать себе, как будто Творца даже и не существует; пытаться быть как можно более независимым от Него, вырываться из Его рук, держаться от Него подальше; распоряжаться своей жизнью самостоятельно, действовать так, как будто я и мои желания — главная цель существования вселенной, к которой должны стремиться все, включая Бога, — вот что делает грех. Он превозносит человека над Творцом, отказываясь воздать Ему должное, делает человека кузнецом своего счастья в то время, как им должен быть Бог. Августин представлял грех как гордость (superbia), безумное желание быть выше всех, включая Бога, как такое состояние человека, когда он полностью забывает о Боге и сосредотачивается только на себе (homo incurvatus in se). Итак, грех — это образ дьявола, который раньше нас возгордился и превознес себя (1 Тим. 3:6). Все это в зачаточном состоянии содержалось в первом грехе человека, который поддался искушению быть «как Бог» (Быт. 3:5). Павел говорит, что грех появился тогда, когда люди, «познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили» Его (Рим. 1:21). Апостол очень точно раскрывает суть греха такими словами: «…плотские помышления (разум и сердце невозрожденного грешника) суть вражда против Бога» (Рим. 8:7), то есть пренебрежение Его властью, отказ выполнять Его требования, враждебность к Его слову. Все это выражается в неуклонном стремлении к независимости от Создателя.

От такого самообожествления проистекает и неукротимое желание отвоевать свои права у Бога и окружающих, что выражается в безбожных делах в первом случае и в бесчеловечных во втором. Тот, кто не обращает никакого внимания на первую заповедь: «Возлюби Бога всей силой своей», вряд ли заинтересуется второй: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Поэтому греховность, разрушившая отношения человека и его Творца, также разрушила и человеческое общество. Павел три раза говорит о том, как могут выглядеть эти разрушительные действия (Рим. 1:26-31; Гал. 5:19-21; 2 Тим. 3:2-4).

Состояние греховного человека

Библия недвусмысленно говорит, что абсолютно вся вселенная пребывает в состоянии греха. Для каждого человека грешить — естественно и неизбежно. «…нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8:46). «…как Иудеи, так и Еллины, все под грехом… нет праведного ни одного… нет делающего добро, нет ни одного… все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:9-12, 23). «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8). Библия объясняет эту всеобщую греховность тем, что все человечество находится в союзе с Адамом (ср. 1 Кор. 15:22; Рим. 5:12). Адам, согрешив, стал грешником по природе, потомки Адама рождены грешниками и поэтому грешат по природе. Врожденную нерасположенность к Богу и Его закону, которую мы наследовали от Адама, называют первородным грехом. Этого названия вы не найдете в Писании, но оно достаточно хорошо показывает и то, что это состояние мы приобрели от первого человека, и то, что возникает оно в момент нашего рождения, и то, что это состояние рождает все грехи в нашей жизни. Библия называет эту нерасположенность «плотью» или «плотскими помышлениями» (Рим. 8:7), или просто «живущим во мне грехом» (Рим. 7:17, изучите ст. 8-13). Греховность контролирует и определяет поведение каждого человека, кроме тех, кто во Христе. Там, где правит не Христос, правит грех.

Библейское описание состояния греха включает следующие составляющие:

1. Это состояние осуждения. Оно указывает на отношение к грешнику Бога Судьи, на требования закона о наказании: «Душа согрешающая, она умрет» (Иез. 18:20). «…нет… никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе…» (Рим. 8:1), но без Иисуса Христа всех людей ожидает неизбежная смерть и за их собственные прегрешения (ср. Рим. 1:32; 2:8) и за то, что они находятся в союзе с Адамом. Как верующие оправданы ради Христа, потому что им вменилась Его праведность, так и люди без Христа осуждены из-за Адама, потому что им вменилось его преступление. Это не значит, что мы, так сказать, лично совершили этот грех. Это значит, что Адам согрешил как глава человечества и что все остальные люди подвергаются наказанию за его деяние. Ответственность за преступление, которая лежит на нас из-за нашей связи с Адамом, называется первородной виной и является составной частью определения первородного греха. Павел раскрывает идею первородной вины в Послании к Римлянам 5:12; 15-19: один согрешил, «все согрешили» и «стали грешниками».

2. Это состояние нечистоты. Оно показывает нам отношение грешника к Святому Богу. В ветхозаветные времена Бог постарался с помощью различных запретов и обрядов очищения, касающихся пищи и гигиены, научить людей, что в отношениях людей и Бога что-то не так, и это что-то, поскольку делает человека нечистым, — грязное, и поэтому оскорбительно и неприемлемо для Бога. Наш Господь отменил все символические ритуалы и провозгласил, что человека оскверняет совсем не пища, а грех. «Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?.. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство…» (Мр. 7:18-22). Исаия этот урок усвоил еще задолго до этого. Услышав, как серафим в храме возвещает о святости Бога, он воскликнул: «Горе мне!.. ибо я человек с нечистыми устами». Пророк осознал, что он не может общаться с Богом, он «потерян», «осужден» и что Бог не приемлет его нечистоты (Ис. 6:3-5).

3. Это состояние испорченности. Оно указывает на различие между нынешним состоянием грешника и состоянием, когда образ Божий в нем еще не был испорчен грехом. Образ этот заключался в непорочности (Еккл. 7:29): человек, таким, каким его создал Бог, имел разум, способный познавать Его волю, и сердце, способное с радостью исполнять и любить ее. По своему естеству человек стремился быть таким же святым, как и Бог, чтобы познавать Его волю и получать удовольствие от этого, то есть любить заниматься этим. Человек по природе должен был быть свят, как Бог свят. Но сейчас все изменилось. Разум человека затемнен: человек не видит духовного мира, его воля противоречит Божьей, его совесть не слышит Божьего голоса (ср. Еф. 4:18). Человек стал в Божьих глазах не просто слабым, а плохим; он действительно испорчен и нечестив (Рим. 5:6). И с моральной точки зрения, и с духовной его характер носит образ сатаны, а не Бога (именно это имеет в виду в Писание, когда говорит о людях как о детях дьявола (Ин. 8:44; Мтф. 13:38; Деян. 13:10; 1 Ин. 3:8)).

Эта испорченность Божьего образа обычно называется полной: не в том смысле, что человек так плох, как мог бы быть, а в том, что нет в нем ничего, что было бы таким, каким должно было быть. Ничто из того, что делает человек, не является абсолютным добром в глазах Бога. Даже тогда, когда высоконравственные люди «по природе законное делают» (это встречается довольно часто; см. Рим. 2:14; ср. Мтф. 7:11), они все делают с неверными мотивами. Каждое действие человека в какой-то степени проистекает из порочного себялюбия, так как движущая сила грешника всегда больше (и поэтому меньше), нежели чистая любовь к Богу и чистое желание исполнить Его волю и достичь Его славы. Всегда есть нечто плохое в каждом человеческом поступке. Бог, который читает в сердце, видит все, даже если сам человек этого не видит. «…не живет во мне, то есть во плоти моей, доброе» (Рим. 7:18).

4. Это состояние неспособности. Оно указывает на отношение грешника к Богу Законодателю и к предписаниям Его закона. Бог не изменил Своего святого закона после грехопадения (разве Он мог?). Он все еще требует от нас святой любви к Себе и к нашему ближнему. Его право повелевать и правомочность повелений остались неизменными. Изменилось то, что мы потеряли способность повиноваться Его заповедям. Адам до падения был способен слушаться Бога, а мы уже неспособны. Как мы можем любить Бога, если в глубине сердца мы питаем неприязнь к Нему? Мы не можем, «…потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:7-8). И когда Бог повелевает плотским людям покаяться (Деян. 17:31) и поверить в Его Сына (Ин. 6:28-29), они не могут сделать этого, пока их сердце не обновится (ср. Ин. 3:5; 6:44; 1 Кор. 2:14).

Итак, свободна ли наша воля? Проще всего ответить так: наша воля свободна, но мы, люди, несвободны. Наша воля свободна в том смысле, что мы можем делать нравственный выбор и поступать так, как мы хотим, но в то же время мы, как потомки Адама, рабы греха (Ин. 8:34; Рим. 3:9; 6:16-23), что, в общем-то, означает, что мы никогда всей силой своего сердца не будем желать исполнять Божью волю. Поэтому человек в состоянии греха никогда не сможет угодить Богу. Трагедия человека в том, что воля его свободна, у него есть власть делать то, что он хочет. Человек может выбирать, но то, что он хочет и выбирает, всегда продиктовано желанием достичь своей славы и поэтому греховно и нечестиво, а это значит, что все поступки человека еще больше увеличивают его осуждение.

5. Это состояние, вызывающее гнев Божий. Это слово описывает отношение к грешнику Бога Царя, а значит, Судьи (в библейские времена цари были судьями, так же, как до монархии израильские судьи были, по сути, царями). В Ветхом Завете Бог Царь — воин, ведущий войну против Своих врагов, изливающий Свой гнев на них, уничтожающий. В Новом Завете грешники — Его враги (Рим. 5:10), на них Он гневается (Рим. 1:18-19). Господь всего, Судья всего мира (Быт. 18:25) сейчас выступает против них, и если они против Него, тогда все против них. Он управляет миром, но не для их блага (см. Рим. 1:18-2:16; 1 Фес. 2:14-16; Откр. 6:15-17).

6. Это состояние смерти. В Писании жизнь и смерть — это не просто физиологические понятия, в них вкладывается духовный и богословский смысл. Жизнь означает общение с Богом в познании Его любви; смерть — отсутствие всего этого. Грешники находятся в состоянии смерти (Еф. 2:1),

у них нет никакого будущего, кроме продолжения настоящего (Рим. 6:23).

Познание греха

Глубочайшее разделение между людьми в этом мире заключается в следующем: некоторые обладают познанием греха, а некоторые нет. Это деление существует не только между церковью и миром, оно есть и в церкви. Под познанием греха я не имею в виду способность видеть грехи других и праведно негодовать по этому поводу. Мы все иногда поступаем подобно фарисею из притчи Христа, который благодарил Бога за то, что он не такой, как мытарь, стоявший рядом (Лк. 18:11-12). Под познанием греха я понимаю осознание своей собственной вины, испорченности, нечистоты, недостатка нравственности и духовной силы, осознание того, какими Бог нас видит. Это осознание не зависит от нашего образа жизни. Неважно, живем ли мы нравственно или нет с точки зрения общепризнанных норм поведения, ведем ли мы степенный или распутный образ жизни. Об образе жизни можно сказать только то, что если вы не принадлежите к числу тех, кто «втискивает» свою жизнь в условные рамки приличий, чтобы кто не подумал чего плохого, то, возможно, вы лучше знаете себя и понимаете, что Библия ставит диагноз именно вам. Во времена Иисуса к таким принадлежали мытари и другие люди с сомнительной репутацией («грешники»), а фарисеи составляли противоположную им группу. Такое разделение в обществе существует и поныне. Питер Селлерс, знаменитый актер, откровенно признался, что он не знает, кто он или что он, когда он не играет роли, а критики говорили о нем, что он носит маску на маске. Точно так же религия может стать «ролью», повергнув наш разум в состояние испорченности. «…он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его» (Пс. 35:3).

Что значит познать грех в себе? Это что-то большее, нежели знать, что иногда вы поступаете плохо, хотя некоторые и этого не могут сделать. Это значит замечать, что эгоизм движет вами и что все ваши поступки проистекают из самоутверждения, самомнения и из желания оправдать себя и превознести. Это значит видеть, что эти мотивы являются вашей истинной сущностью, потому что идут они из вашего «сердца» — не из органа, качающего кровь, а из сокровенного вашего человека, откуда, по словам Иисуса, исходят «злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство…» (Мр. 7:21-22). «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено, — говорит Бог через Иеремию (17:9), — кто узнает его?» Познание греха — это осознание того, что мы не можем всем своим сердцем стремиться к самоотречению и смирению себя, к желанию нести крест и положить жизнь свою за других, как того требует Бог. Конечно, некоторые испытывают особое удовольствие, участвуя в религиозных действах. И на Востоке, и на Западе полно тех, кто таким образом пытается возвеличить себя в своих глазах, но ни один падший человек по природе не любит трудностей и лишений, которые влекут за собой самоотречение ради живого Бога, которому Тереза Авильская однажды смело сказала: «Господи, Ты так обращаешься со Своими друзьями, не удивительно, что у Тебя их так мало!» И наконец, познание греха означает знание того, что вы нуждаетесь в прощении, без которого у вас нет надежды на общение с Богом.

Как же происходит познание греха? По словам Павла, через Божий закон, который отражает Божий характер и выражает Его волю для нашей жизни. Части этого закона записаны в совести каждого человека (ср. Рим. 2:14); полностью этот закон был дан на горе Синай, после чего Бог возвещал его через пророков, апостолов и самого Иисуса. «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим. 3:19-20). Очевидно, что, когда Павел говорит «закон», он имеет в виду нормы того, как поклоняться Богу и жить для него; как служить другим людям; нормы добра и зла; требование постоянного совершенства (ср. Иак. 2:10), а не кратковременных усилий для его достижения. Апостол обещает, что будет суд, на котором все нарушители закона будут наказаны. Рассказывая о грехе, Павел объясняет, что закон указывает нам на него следующим образом.

1. Он дает определение греху и изображает его.

2. Он провоцирует непослушание. Грех — словно аллергическая реакция моральной и духовной систем организма падшего человека на закон Божий: несознательно, из чувства противоречия, нам так и хочется нарушить божественные заповеди. «Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание» (Рим. 7:7-8). Каждый, кто пытался исполнить закон Божий и действовать с правильными мотивами, заставляя себя желать только того, что желает Бог, знает, о чем идет речь. И поэтому каждый из нас может убедиться в полной своей испорченности, если до этого у него возникали какие-то сомнения на этот счет.

3. Он осуждает непослушание, которое провоцирует, и мы видим себя в истинном свете — виновными перед Богом, обреченными на смерть. «…когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер… потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня [прорвав оборону в одном месте, когда я отражал атаки в другом] и умертвил ею [то есть сделал меня живым трупом в ежесекундном осознании того, что я потерян]» (Рим. 7:9, 11).

Таким образом, закон, лишая нас надежды на свои силы, учит нас забыть о себе и своих воображаемых моральных достижениях и, осознавав свой грех, прийти к Иисусу Христу за прощением. Это событие — часть Божьего плана милости. Лютер однажды объяснил: «Когда же (люди) не знают греха, то нет места исцелению и нет на это надежды, потому что люди не думают о руке исцелителя, так как им кажется, что они здоровы и врач им не нужен. Потому и необходим закон, который дает осознание греха, дабы, поняв свою низость и огромность греха, гордый человек, который казался себе здоровым, смирился и стал мучиться и вздыхать о благодати, обещанной ему во Христе». По словам Павла, «…закон был для нас детоводителем [«педагогос», рабом-наставником] ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3:24).

Необходимо добавить, что Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божьего, можно описать не только как воплотившуюся благодать, но и как воплотившийся закон. Его жизнь и учение указывают на святость, которая одновременно и назидает нас, и осуждает. Многим христианам размышление над словами и делами Иисуса лучше всего помогло осознать грех. Глубже всего мы понимаем, что такое грех, когда убеждаемся, что нравственно и духовно мы находимся в таком состоянии, в котором Иисус никогда не был. Ранее мы говорили, что познание греха происходит через познание Бога, сейчас мы хотим добавить, что в первую очередь оно происходит через познание воплотившегося Бога.

Грех-обманщик

Сегодня, в наш век размытых ценностей, закону Божьему и примеру нравственной жизни Христа придается ничтожно малое значение. Было бы неплохо, если бы об этом говорилось больше. А еще лучше было бы, если бы людям помогали осознавать греховность своей жизни, а не просто указывали на нормы высоконравственной жизни. Павел называет грех обманщиком и убийцей. К сожалению, мы не можем рассуждать здраво о грехе, потому что наш испорченный разум находится под влиянием греха, который, используя наше воображение, фантазии, иллюзии, привычку всему находить оправдание, рассеянность и множество других обезболивающих его, грех, средств, не дает нам возможности ощутить его присутствие в нас. Грех преследует двоякую цель — разрушать человека изнутри (развращать его тело и разум) и всячески мешать покаянию (не сожалению о проступке, а настоящему раскаянию, которое сопровождается желанием избавиться от этого греха впредь). Грех не только увлекает нас неправедными делами, но и успокаивает, внушая, что с нашей духовностью все в порядке. Грех обманывает. Павел говорит об обольстительных похотях, от которых надо отказаться (Еф. 4:22). Он напоминает своим читателям, что наши грешные желания кажутся нам самыми чистыми, грех уверяет нас, что так и надо делать, что можно себе доставить удовольствие, и все будет хорошо. В Послании к Евреям 3:13 содержится предупреждение о том, что нельзя ожесточаться, «обольстившись [обманувшись] грехом», потому что грех пытается затуманить наш разум, когда речь заходит о вечности. Так, верующих из евреев одолевало искушение забыть о необходимости сохранять веру, чтобы достигнуть в конце славы.

Грех может обманывать по-разному. Искушение воздействует как на слабые, так и на сильные стороны нашего характера (как говорится, «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть», 1 Кор.10:12). Грех может воспользоваться дьявольской «ситуативной этикой» и внушить нам, что обстоятельствами можно оправдать любое поведение, даже если оно противоречит этическим нормам, принятым в обществе. А еще он может парализовать наш разум, так очаровав прекрасными перспективами содеянного, что никакие доводы и никакая совесть не смогут ничего изменить. (Потом мы спохватимся, но будет уже поздно.) Одурманенный грехом разум постоянно стремится наживаться на других людях, манипулировать ими, уходить от ответственности, отказывать другим в своем расположении и таить злобу. Такие грехи, как прелюбодеяние, жадность, насилие, обычно временно отключают разум, в чем алкоголь, наркотики и физическое истощение — первые помощники. Диагноз, который ставит Иаков, применим ко всем этим случаям: «…каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:14-15).

Ожесточение (Евр. 3:13; ср. Еф. 4:18, 1 Тим. 4:2) — это процесс, в результате которого человек перестает слышать свою совесть, вопиющую против зла, которое он совершает, кричащую против гордости, нечестия, отсутствия любви, жестокости, ненависти, презрения и всего того, что с удовольствием позволяет себе такой человек. Привычка приводит к ожесточению, а ожесточение, поскольку оно разрушает ощущение греха, лишает человека возможности раскаяться.

Мы должны понять, что грех непрестанно действует в нас, постоянно оказывая свое ужасное влияние на нашу жизнь. И только божественная благодать может победить его. Псалмопевцы молились о познании своего греха через действие благодати, чтобы избавиться от греха с ее помощью. «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23, ср. Пс. 18:13-15; 118:29). И мы правильно сделаем, если будем возносить Богу ту же молитву.