Библиотека soteria.ru
Доктрины Библии в простом разъяснении
Б. А. Рамсботтом
Дата публикации: 26.06.14 Просмотров: 4113 Все тексты автора Б. А. Рамсботтом
Глава 12. Промысел Божий
Библия ничего не знает о случайности, о судьбе или счастливом случае. Она нам говорит о промысле (или провидении) Божьем. Павел пишет (Фил. 1: 12): «Обстоятельства мои послужили к большему успеху благове-ствования». Они не произошли просто так. Они «послужили» к исполнению определенного промысла Божьего, случилось так, как Он запланировал.
Промыслом Своим Бог руководит всем, что случается, но Он не является ответственным за грех. Все, что Бог запланировал от вечности (это Его замысел), Он приводит в действие из века в век (это Его промысл).
Промысл Божий касается даже самых малых деталей в жизни людей и всего творения. Самая лучшая проповедь насчет промысла Божьего была дана Иисусом Христом: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10: 29-30).
Даже маленький воробышек не упадет на землю без воли Бога (хотя люди считают воробьев совсем незначительными).
Если вы по дороге из школы домой потеряли 10 копеек, то непременно скажете это своей маме, но вы конечно же промолчите о потере одного волоска. Признаться, вы и не знаете потеряли волосок или нет. Но Бог знает число волос на нашей голове и видит, когда один падает.
Для Божьих людей промысл Его всегда способствует чему-то доброму. И вы, наверно, знаете стих из Римл.8: 28: «Знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу».
Особенно ярко промысл Божий, содействующий ко благу, выражен в повествованиях книги Есфирь. Может быть и вы заметили, что Божье имя не упоминается во всей этой книге, но зато рука Его видна на каждой странице.
Давайте проследим за ходом действий. Аман завтра утром собирается идти к царю просить разрешения на уничтожение всех евреев. В особенности он хочет освободиться от доброго Мардохея. Но в эту ночь царь не может спать. Почему именно в эту? Постель его, наверняка, была одной из самых лучших и удобных. Царь посылает за памятной книгой, куда записывались случаи, происшедшие во время его царствования. Почему он выбрал чтение книги? Почему не что-нибудь другое? Почему ему захотелось читать как раз эту книгу? И тут он читает о том, как Мардохей спас его жизнь. Почему книга была открыта как раз на этой странице? К своему удивлению царь находит, что Мардохей, за такую большую услугу, не получил никакой награды. Почему он до сих пор не был вознагражден? И почему царь решил сделать это именно сейчас? И действительно, «сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Пр. 21: 1).
Таким образом, когда злой Аман следующим утром заходит к царю за разрешением распоряжаться жизнью евреев, он неожиданно находит царя в совершенно другом, незнакомом ему, расположении духа. «Что сделать тому человеку, которого царь хочет отличить почестью?» — спрашивает царь Амана. И вопреки всем ожиданиям Амана, не он, а Мардохей был провезен по городу на царском коне и в царской одежде! Есть чудесная песня, воспевающая промысл Божий:
Господь таинственным путем здесь чудеса творит, В тумане действует морском и в буре к нам спешит. В неизмеримой глубине хранит Он блага нам, Своим дает Он и во сне, творит, что хочет Сам.
Другим примером является жизнь Иосифа. Все казалось было испорчено, но в действительности все шло по правильному руслу. Отец посылает его навестить братьев, которые ненавидят его. Иосиф не может найти их и уже собирается идти обратно, но тут один незнакомец спрашивает его, что он ищет. Почему ему надо было спрашивать? И случилось же, что как раз этот незнакомец слышал планы братьев о переводе стад в Дафан. Почему ему довелось это слышать? И почему он запомнил это? Почему вообще, состоялась встреча этого незнакомца с Иосифом? О том, что случилось дальше, вы знаете. Иосифа бросают в яму, продают измаильтянам, он становится рабом Потифара, зло обвиняется его женой, его бросают в тюрьму, про него совсем забывают… до тех пор, пока Бог, как раз в правильное время, не выводит его и ставит перед фараоном объяснять его сны. Фараон объявляет изгнанного юношу вторым человеком в Египте. Позже Иосиф спасает жизнь отца и братьев и от сердца может сказать им: «Вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро» (Быт. 50: 20). Вот это и есть промысл Божий.
Не сетуй: Кто прежде времен существует,
Кто правит с премудростью тьмами планет,
Кто вихрям и морю предел указует,
Тот путь безопасный и нам обретет.
С любовью предвидит премудрая воля:
В чем благо для сердца, что вред принесет.
И каждому послана Господом доля,
Но верных Своих Он к блаженству ведет.
Один служитель, из-за своих убеждений преследуемый головорезами, спрятался на сеновале. Там совершенно нечего было есть, но он не смел выходить. Но каждый день курочка приходила на сеновал и клала для него яйцо!
Я уже упоминал Джона Ньютона. Он никогда никуда не опаздывал. Но однажды, спеша на корабль, он опоздал. Корабль ушел. Немного погодя на нем произошел взрыв, и судно потонуло.
Святой Августин постоянно шел домой одной и той же дорогой. Но однажды, по необъяснимым причинам, он выбрал другую. По обычному пути в тот день его дожидались разбойники, искавшие убить его.
Английский пастор, мистер Дод, не мог спать однажды ночью. Он чувствовал побуждение навестить одного человека из своей церкви. Жена предлагала ему не брать этого в голову или хотя бы подождать до утра. Но он не смог и пошел. Он подошел к дому того человека как раз в момент, когда тот хотел совершить самоубийство.
Во времена реформации Бернард Гилпин был приговорен к смерти за свои убеждения. Он постоянно говорил, что «любящим Бога все содействует ко благу». Враги смеялись над ним, когда на пути к казни, он сломал себе ногу. «Ну как же это может быть ко благу?» — говорили они. Но это было ко благу. Пока его нога зажила, хотя бы до той степени, чтобы можно было дойти к месту казни, царица Мэри, приговорившая верующего к смерти, умерла. На трон села царица Елизавета, которая выпустила его на свободу.
На одном из административных зданий в Лондоне в качестве эмблемы изображен огромный кузнечик. Будучи младенцем, сэр Томас Грешам, строитель этого здания, был выброшен в поле на произвол судьбы. Недалеко от него проходил маленький мальчик, который услыхав стрекотанье кузнечика, пошел искать его, но нашел младенца, которого потом вскормила и вырастила его мать.
В Варфоломеевскую ночь в Париже, преследуемый служитель спрятался в большой печке. Тут же паук покрыл паутиной дверцу. Это послужило тому, что мучители не заглянули туда.
Сотни других историй могут рассказать о тайне Божьего промысла, руководящего происходящим.
Советую прочитать:
Историю Иосифа — Бытие 37-50. Книгу Есфирь, особенно первые семь глав.