Библиотека soteria.ru
Познание Бога
Джеймс Пакер
Дата публикации: 26.06.14 Просмотров: 7964 Все тексты автора Джеймс Пакер
9. Единый премудрый Бог
I
Что имеет в виду Библия, называя Бога премудрым? В Писании мудрость является как интеллектуальным, так и нравственным качеством; это не просто сообразительность или знания; это нечто большее, чем обычное здравомыслие или сметливость. Для того чтобы стать поистине, в библейском смысле, мудрым, надо, чтобы и сообразительность, и смекалка были направлены в нужное русло. Мудрость – это способность видеть и стремление избирать наивысшую и наилучшую цель, а также самые надежные средства для ее достижения.
Мудрость — это практическая сторона нравственного благочестия. В наивысшей своей полноте она присуща только Богу. Только Он один — бесконечно и неизменно мудр по самому Своему естеству. «Не дремлет Божья мудрость», — поется в одном гимне, и это правда. Бог мудр всегда во всем. Мудрость, по словам богословов древности, есть сама Божья сущность, так же, как и сила, истина, благость является Его сущностью, естеством — внутренне присущими Ему свойствами.
Мудрость человеческая может оказаться невостребованной из-за различных обстоятельств. Ахитофел, помощник Давида, предавший его, дал Авессалому «умный» совет: покончить с Давидом без промедления, пока тот не оправился от потрясения из-за сыновнего бунта. Но Авессалом по глупости поступил иначе, и Ахитофел, самолюбиво негодуя и, несомненно, предвидя, что переворот Авессалома теперь уже точно провалится, не смог простить себе, что сглупил, присоединившись к повстанцам, в отчаянии отправился домой и покончил жизнь самоубийством (2Цар.17).
Но Божью мудрость нельзя отвергнуть, как был отвергнут «лучший совет» (ст.12) Ахитофела, поскольку Его мудрость неразрывно соединена со всемогуществом. Сила также присуща Богу, как и мудрость. Всеведение, управляющее всемогуществом, беспредельная власть, послушная беспредельной мудрости, — вот основное библейское определение Божьего характера. «Он «премудр сердцем и могущ силою» (Иов.9:4); «у Него премудрость и сила» (12:13). «…Великая сила у Него… разум Его неисследим» (Ис.40:26,28). «У Него мудрость и сила» (Дан.2:20). То же самое сочетание мы обнаруживаем и в Новом Завете: «…Могущему же утвердить вас по благовествованию… Единому премудрому Богу…» (Рим.14:24, 26). На бессильную мудрость было бы жалко смотреть, она была бы похожа на надломленную трость. Сила же без мудрости была бы просто страшной. Нов Боге соединены бесконечная мудрость и беспредельная сила, и именно поэтому Он достоин нашего полнейшего доверия.
Всемогущая премудрость Божья всегда в действии и никогда не ошибается. Об этом свидетельствуют все Его дела творения, провидения и благодати, и пока мы не видим в Его делах мудрости, наше видение остается искаженным. Но невозможно признать мудрость Бога, не понимая, каковы Его цели. Здесь претыкаются очень многие. Неправильно толкуя утверждение Библии, что Бог есть любовь (см. 1Ин.4:8-10), некоторые полагают, что Бог должен убирать все беды и заботы из жизни каждого человека, независимо от его нравственного и духовного состояния. Такие люди приходят к печальному выводу: все болезненные и неприятные переживания (несчастные случаи, болезни, травмы, потеря работы, страдания любимого человека) означают, что либо подвела Божья мудрость, Божья сила, или обе они вместе, либо Бога вообще не существует. Но такой взгляд говорит о полном непонимании Божьих предначертаний. Божья мудрость никогда не намеревалась и не намеревается сделать падший мир счастливым, а нечестивых — утопающими в блаженстве. И христианам Бог никогда не обещал безоблачной жизни; пожалуй, Он приготовил для них как раз противоположное. Его планы для всех, живущих в этом мире, предполагают совсем не легкое, беззаботное существование, а нечто совершенно иное.
Чего же Бог хочет от человека? Чего ждет? Бог сотворил человека, чтобы тот любил, чтил и славил Его за удивительную гармонию и многообразие мира и жил в этом мире согласно воле Божьей, радуясь миру и Богу. Бог не оставил Своего первоначального замысла и после грехопадения человека. Он стремится привести к Себе великое человеческое воинство, которое будет любить и чтить Его. Его конечная цель — сделать людей такими, чтобы они во всем следовали Его воле и славили Его так, как Он этого заслуживает; чтобы Он стал для них всем во всём, чтобы они вместе с Ним постоянно радовались любви друг к другу — чтобы люди радовались спасительной любви Божьей, данной им изначально, а Бог радовался ответной человеческой любви, рожденной в них благодатью через Благую весть.
В этом будет Божья «слава» и «слава» человеческая во всей полноте этого слова. Но до конца это осуществится только в мире грядущем, когда преобразится все творение. Однако и теперь Бог постепенно, неуклонно идет к Своей цели. Он приводит к Себе отдельных мужчин и женщин, вовлекает их во взаимоотношения веры, надежды и любви с Самим Собой, освобождает их от греха и проявляет в их жизни силу Своей благодати, защищает Свой народ от злых сил и по всему миру провозглашает Благую весть, через которую Он дарует спасение. В исполнении этого замысла центральное место занимает Господь Иисус Христос, ибо Бог послал Его в мир как Спасителя от греха, Которому нужно поверить, и как Господа Церкви, Которому должно повиноваться. Мы уже поняли, как Божья мудрость была явлена в Христовом воплощении и кресте. Остается добавить, что мы сможем увидеть мудрость Бога в жизни каждого из нас только в свете всего Его замысла.
II
Здесь нам на помощь приходят жизнеописания библейских персонажей. Здесь ярко показано, как мудрость Божья управляет жизнью человека. Возьмем, к примеру, жизнь Авраама. Не один раз Авраам прибегал к обману и уловкам, которые ставили под угрозу целомудрие его жены (Быт.12:10-13; 20). Конечно, тогда нравственной стойкости в нем было маловато и он слишком уж дорожил своей собственной безопасностью (Быт.12:12-13; 20:11). Под чьим-нибудь напором он быстро сдавался: по настоянию жены он вошел к ее служанке Агари, и та зачала от него ребенка; а когда Сарра, уязвленная высокомерием забеременевшей Агари, начала осыпать ее обвинениями и оскорблениями, Авраам позволил жене выгнать служанку из дома (16:6). Да, по натуре Авраам не был человеком принципиальным, и его чувство ответственности несколько хромало. Но Бог в Своей мудрости так провел через жизнь этого далеко не героического мужа, что тот преданно исполнил предназначенную ему миссию в истории Церкви — первым вошел в Ханаан, первым получил Божий завет (17:2-14) и стал отцом чудом рожденного Исаака. Кроме всего этого Авраам стал другим человеком.
Прежде всего Аврааму нужно было научиться постоянно жить в присутствии Бога, научиться видеть свою жизнь в Божьем свете, обращаться к Нему, и только к Нему, как к Военачальнику, Защитнику и Вознаграждающему. Именно этому учил Авраама Бог в Своей мудрости. «Не бойся, Авраам; Я твой щит; награда твоя будет весьма велика (15:1). «Я Бог всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (17:1). Снова и снова Бог представал пред Авраамом и вел его по жизни, пока сердце его вместе с псалмопевцем смогло воскликнуть: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле… Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек» (Пс.72:25-26). И, по мере того как разворачивается повествование, мы видим, как в жизни Авраама появляются плоды учения Бога. Иногда проскальзывают прежние слабости, но наряду с ними появляются невиданные раньше благородство и независимость — результат развившейся у Авраама привычки идти с Богом, покоиться в Его воле, полностью полагаться на Него, ожидать Его, надеяться на Его провидение и повиноваться Ему, даже если Он требует чего-то странного и непонятного. Из мирского человека Авраам превратился в мужа Божьего.
Итак, он, послушный Божьему зову, покидает свой дом и отправляется в тот край, который будет принадлежать его потомкам (12:7), — заметьте, не ему самому; Аврааму досталась в Ханаане только гробница (гл.23). Мы замечаем в нем новую кротость, когда он отказывается воспользоваться своим преимуществом перед племянником Лотом (13:8-9), и новую смелость, когда он в сопровождении только трехсот мужей идет отбивать Лота от воинства четырех царей (14:14-16). Мы видим в нем новое достоинство, когда он отвергает захваченное имущество, чтобы никто не смог сказать, что царь Содомский, а не Бог всевышний обогатил Авраама (14:22-23), и новое терпение, когда он целую четверть столетия, с семидесяти пяти до ста лет ждет рождения обещанного наследника (12:4; 21:5). Мы наблюдаем, как он превращается в мужа молитвы, в настойчивого ходатая, который чувствует свою ответственность пред Богом за других людей (18:23-33). И, наконец, он настолько покорен воле Божьей, настолько уверен в Божьей мудрости, что по требованию Бога готов принести в жертву собственного сына, которого так долго ждал (22). Как мудро Господь преподал Аврааму урок! И как твердо Авраам его усвоил!
С Иаковом, внуком Авраама, нужно было обращаться иначе: Иаков был своевольным маменькиным сынком, которому в качестве благословения (или проклятия) достались все инстинкты оппортуниста и деловая, стремительная жесткость, далекая от нравственности. Бог в Своей мудрости сделал так, что Иаков, хотя и был младшим сыном, получил право и благословение первородства, а посему унаследовал обетования завета (см. 28:13-15). Бог также предусмотрел, что Иаков женится на своих двоюродных сестрах Лии и Рахили и станет отцом двенадцати патриархов, к которым в свою очередь и перейдет обетование (см. 48,49).
Но Бог в Своей мудрости решил воспитать и в самом Иакове истинное благочестие. Отношение Иакова к жизни было далеко не благочестивым, и это необходимо было изменить. Иакова надо было отучить надеяться на собственную сообразительность и научить во всем полагаться на Бога. В нем нужно было воспитать отвращение к бессовестным двурушническим сделкам, которые, казалось, были его второй натурой. Следовательно, Иакову надо было дать почувствовать его собственную слабость и глупость и вызвать в нем такое полное недоверие к самому себе, чтобы он не пытался больше жить за счет других. Иакову необходимо было избавиться от надежды на самого себя, избавиться раз и навсегда. В Своей терпеливой мудрости (а Бог всегда дожидается нужного момента) Бог подвел Иакова к такому моменту, когда Сам решительно, неизгладимо запечатлел в его душе необходимое чувство бессилия и беспомощности. Полезно будет шаг за шагом проследить, как Он это сделал.
Во-первых, почти двадцать лет Бог беспрепятственно позволял Иакову плести сложную сеть обмана с неизбежными последствиями — взаимным недоверием, превращением дружбы во вражду и одиночеством обманщика. Последствия хитростей Иакова сами по себе превращались в Божье проклятие на эту хитрость. Когда Иаков украл у Исава право первородства и отцовское благословение (25:29-33; 27), Исав вознегодовал (естественно!), и Иакову пришлось поспешно убраться из дома. Он отправился к своему дяде Лавану, который, как оказалось, по изворотливости не уступал самому Иакову. Дядя воспользовался зависимым положением племянника, и в результате Иаков взял в жены не только его младшую красавицу-дочь, которую любил, но и старшую, некрасивую и слабую глазами, для которой Лавану трудно было бы иначе найти подходящего супруга (29:15-30).
Взаимоотношения с Лаваном поставили Иакова в непривычное положение: Бог показал ему на деле, каково самому быть жертвой обмана — Иакову необходимо было это узнать, чтобы возненавидеть свой прежний образ жизни. Но Иаков еще не вполне исцелился. Он тут же решил отомстить обидчику; он так ловко проделал свою хитрую махинацию с овцами Лавана, с такой прибылью для себя и с таким уроном для дяди, что тот разъярился, и Иаков понял, что лучше будет убраться со всей семьей в Ханаан, и поскорей — до того, как дядя примет решительные меры (30:25 — гл. 31). И Бог, доселе безмолвно сносивший нечестность Иакова, теперь повелел ему отправиться в путь (31:11-16; 32:1-2,9-12), ибо знал, что ожидало Иакова по дороге. Лаван пустился в погоню за Иаковом и ясно дал тому понять, что отнюдь не желает его возвращения (гл.31).
Когда караван Иакова добрался до пределов Исавовых, младший брат послал старшему вежливое послание, чтобы сообщить о своем прибытии. Но вскоре до него дошла весть о том, что Исав, как будто, ведет против него свое войско, чтобы отомстить за украденное двадцать лет назад благословение. Иаков был в полном отчаянии. И вот тут-то настало время Бога. В ту ночь, когда Иаков в одиночестве стоял на берегу Иавока, Бог встретился с ним (32:24-29). Часами продолжалась отчаянная, мучительная борьба, — борьба духовная, и, как казалось Иакову, физическая. Иаков вцепился в Бога, ему нужно было благословение, уверенность в Божьей милости и защита в беде, но ему не удавалось добиться желаемого. Он все больше убеждался, что сам он бессилен и — без Бога — абсолютно беспомощен. Он понял всю бессовестность и циничность своих прежних поступков, упав в ту яму, которую сам себе вырыт. До сих пор он полагался на самого себя, считал себя способным преодолеть все на своем пути, но теперь почувствовал свою полную неспособность справиться с обстоятельствами и четко, с ослепительной ясностью осознал, что больше никогда не посмеет надеяться на свои силы и сам придумывать себе судьбу. Никогда больше не посмеет он жить своим умом.
Чтобы яснее дать Иакову все это понять, Бог во время борьбы сделал его хромым (ст. 25), повредив ему сустав бедра, чтобы это увечье служило Иакову постоянным напоминанием во плоти о его духовной слабости и необходимости всегда опираться на Бога — точно так же, как всю оставшуюся жизнь ему пришлось ходить, опираясь на палку. Иаков стал противен самому себе; впервые он почувствовал, что всем сердцем ненавидит, именно ненавидит всю свою изощренную хитрость и сообразительность. Эта хитрость восстановила против него Исава (и справедливо!), не говоря уж о Лаване, а теперь даже Бог, по всей видимости, не желает больше его, Иакова, благословлять. «Отпусти Меня», — сказал Тот, с Кем он боролся; казалось, Бог хочет покинуть Иакова. Но тот держал крепко: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (ст.26). И тут Бог произнес слово благословения, ибо теперь Иаков мог воспринять его: он оказался в немощи и отчаянии, теперь он был смиренным и во всем полагался на Бога. «Изнурил Он на пути силы мои», — сказал псалмопевец (Пс.101:24); именно так поступил Бог с Иаковом. К тому времени, когда Бог отошел от Иакова, в том не осталось и капли самоуверенности. Иаков «одолел» в борьбе с Богом (ст.28) только в том смысле, что держался за Него, когда Бог ослабил его и вложил в него дух повиновения Господу и недоверия самому себе. Иакову так необходимо было Божье благословение, что он цеплялся за Бога во время этого болезненного смирения до тех пор, пока не унизился до такого состояния, из которого Бог мог поднять его, успокоить и уверить в том, что ему не нужно больше бояться Исава. Конечно, за одну ночь Иаков не превратился в святого; на следующий же день он не слишком искренне разговаривал с Исавом (33:14-17). Но в принципе Бог выиграл Свою битву с Иаковом, и выиграл ее раз и навсегда. Иаков не возвращался больше к прежним делам. Хромающий Иаков крепко запомнил свой урок. Мудрость Божья сделала свое дело.
И другой пример из Книги Бытия: из жизни Иосифа. Братья продали подростка Иосифа в рабство в Египет; там, оклеветанный злобной женой Потифара, он попал в тюрьму, а впоследствии поднялся до очень высокого положения. С какой целью Бог, в Своей мудрости, все это задумал? Что касается Иосифа, ответ мы найдем в Псалме 104:19: «Слово Господне испытало его». Иосиф был испытан, проверен и возмужал. Во время испытаний, в рабстве, в заключении, он учился полагаться на Бога, оставаться доброжелательным и милостивым в самых отчаянных обстоятельствах и терпеливо уповать на Господа. Бог частенько использует длительную полосу бедствий с подобными целями. Что касается жизни Божьего народа, то сам Иосиф отвечает нам на этот вопрос, когда открывает ничего не подозревающим братьям, кто он такой на самом деле. «Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вас великим избавлением. Итак, не вы послали меня сюда, но Бог…» (47:5-6). Богословие Иосифа было настолько же здравым, насколько глубокой была его милость. И опять перед нами предстает мудрость Божья, она управляет событиями человеческой жизни с двойной целью: для личного освящения человека и для исполнения назначенного ему служения в жизни народа Божьего. И в жизни Иосифа — как и в жизни Иакова и Авраама, мы видим исполнение этого двойного предназначения.
Все эти библейские истории написаны для того, чтобы мы с вами учились. Ибо та же мудрость, что управляла путями Божьих святых в библейские времена, управляет жизнью христиан и сегодня. Поэтому нам не следует слишком уж сетовать на неожиданные неприятности и разочарования. Что они значат? Да просто Бог в Своей мудрости хочет вложить в нас что-то такое, чего мы еще не достигли, и применяет для этого соответствующие средства.
Может быть, Он хочет укрепить в нас терпение, добродушие, сострадание, смирение или кротость и поэтому заставляет нас проявлять эти добродетели в особо трудных обстоятельствах. Ему хочется научить нас самоотречению и недоверию к самим себе. Возможно, Он хочет сломить в нас самодовольство, или притворство, или скрытую гордыню и самоуверенность. А может быть, Он просто желает привлечь нас ближе к Себе, к сознательному общению с Ним. Ибо, как известно всем святым, часто случается, что общение с Отцом и Сыном оказывается более близким и желанным, а радость во Христе переливается через край именно тогда, когда крест всего тяжелее (вспомните Самьюэла Резерфорда!). А может, Бог подготавливает нас к такому служению, о котором мы сейчас и не подозреваем.
Одну из причин своих страданий Павел видел в том, что Бог утешает нас «во всякой скорби нашей, чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих» (2Кор.1:4). Даже Господь Иисус «страданиями навык послушанию и «совершился» для Своей Первосвященнической миссии сострадания и помощи Своим ученикам (Евр.5:8). Это значит, что Господь всегда поддержит нас и поможет преодолеть все несчастия и беды, но мы не должны удивляться, когда Он позовет нас следовать за Ним; надо быть готовыми служить другим, терпя довольно болезненные и часто незаслуженные страдания. «Он знает, куда идет», даже если сейчас мы этого не знаем. Возможно, мы в полном замешательстве оглядываемся на все, что с нами происходит, но Бог прекрасно знает, что и зачем Он делает с нашей жизнью. Он мудр всегда и во всем — и мы это постигнем в жизни грядущей, даже если ничего не понимали здесь, на земле (На небесах Иов точно знает, почему его поразили все те бедствия, хотя во время земной жизни он так ничего и не понял). Итак, давайте не будем сомневаться в Его мудрости, даже если Он ничего нам не объясняет.
Но как же пройти через все сложные и запутанные обстоятельства, если понять кроющийся в них Божий замысел пока невозможно? Во-первых, надо принять от Бога все происходящее и задать себе вопрос: как вести себя в таких обстоятельствах, согласно Божьему Евангелию? Во-вторых, надо взыскать лица Божьего и конкретно спросить Его об этом. Если мы это сделаем, то Бог никогда не оставит нас в полном неведении относительно Своих планов. Нам удастся разглядеть по крайней мере столько, сколько смог увидеть Павел в своем «жале в плоти» (чем бы оно ни было). По его словам, это «жало» явилось к нему как «ангел сатаны», искушая его на неправедные мысли о Боге. Он сопротивлялся искушению и трижды взыскивал Господа, прося забрать его. Единственным ответом ему было: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя свершается в немощи». Поразмыслив, Павел понял причину своего страдания: оно было дано ему для смирения, «чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений». Того, что открылось Павлу в словах Христа, было ему достаточно. Он не стремился узнать обо всем подробнее. Вот его окончательное решение: «Потому Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2Кор.12:7-9).
Эти слова Павла — пример для нас. Значит, не так уж важно, имеют неприятности в жизни христианина какое-то значение для подготовки к будущему служению или нет. Наши страдания имеют то же предназначение, что и «жало в плоти» Павла: они посланы, чтобы помочь нам стать и оставаться смиренными, — и кроме того, они дают еще одну возможность проявить силу Христову в нашей жизни. Неужели нам нужно знать что-то еще? Разве этого недостаточно, чтобы убедить нас в том, что и здесь кроется мудрость Божья? Как только Павел понял, что немощь дана ему, чтобы прославить Христа, он принял ее как назначенную ему Божьей мудростью и возрадовался в ней. Во всех бедах Бог дает нам благодать, чтобы и мы шли и поступали так же.