9. Духовность в нашей жизни

86. Плод Духа

87. Любовь

88. Надежда

89. Молитва

90. Антиномианство

91. Легализм

92. Троякое действие закона

93. Перфекционизм

94. Гражданская власть

95. Брак

96. Развод

86. Плод Духа

Плод Духа Святого — один из тех аспектов библейского учения об освящении, которыми чаще всего пренебрегают. Тому есть несколько причин:

Озабоченность внешними признаками духовности. Хотя студенты частенько ворчат и жалуются, когда их заставляют писать контрольные работы, в сущности, все мы стремимся подвергаться таким испытаниям. Журналы регулярно снабжают нас тестами, с помощью которых мы можем проверить, насколько мы способны, успешны, образованны. Людям нравится оценивать себя. Увенчалось ли мое усердие блестящими результатами или же выясняется, что я — серенькая посредственность?

Христиане в этом отношении ничем не отличаются от всех прочих. Мы точно так же пытаемся определить, насколько далеко продвинулись в освящении, сопоставляя свои достижения с некими внешними критериями. Ругаемся ли мы? Употребляем ли спиртные напитки? Ходим ли в кино? Нередко именно этими стандартами измеряется уровень нашей духовности. Истинного ее мерила — а им служит очевидность плода Духа, — как правило, не замечают или же умаляют его значение. Именно в эту ловушку попадались фарисеи.

Мы отвергаем это истинное мерило, ибо плод Духа представляется нам как нечто смутное и расплывчатое. К тому же он предъявляет к нашей личности гораздо б(льшие требования, чем те поверхностные признаки, о которых говорилось выше. Намного легче воздержаться от злословия, чем воспитать в себе привычку к христианскому терпению.

Озабоченность дарами. Святой Дух, ведущий нас к святости и производящий в нас ее плод, дает верующим духовные дары. Мы же склонны более превозносить дары Духа, нежели Его плод, вопреки учению Библии о том, что человек обретает дары по мере своего духовного возрастания. В посланиях Павла к Коринфянам об этом говорится предельно ясно.

Проблема с «неверующими праведниками». Как глубоко разочаровывают нас собственные успехи на поприще духовного роста, если мы видим, что в далеких от веры людях признаки духовности проявляются порой гораздо ярче, чем в нас, христианах! Каждому из нас знакомы неверующие, доброте или терпению которых могли бы поучиться многие христиане. Если люди могут иметь «плод Духа», не имея при этом Самого Духа, как же, в таком случае, нам определять степень своего духовного возрастания?

Между любовью, радостью, душевным миром, терпением и т.д., порождаемыми в нас Святым Духом, и подобными им добродетелями в неверующих людях существует качественное различие. Неверующий человек, в конечном счете, движим себялюбивыми мотивами. Когда же верующий являет плод Духа, он обнаруживает побуждения, устремленные, в конце концов, к Богу и ближним своим. Жизнь человека, который исполнен Святого Духа, проходит под Его водительством; неверующий же может быть добродетелен лишь в пределах человеческих возможностей.

Павел описывает плод Духа в своем Послании к Галатам: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галатам 5:22-23). Эти добродетели характеризуют жизнь христианина. Если мы исполнены Духа, то будем являть плод Его. Разумеется, для этого потребуется время. Перемены, происходящие под воздействием Духа, — это не какие-то поверхностные внезапные изменения. Они подразумевают глубинную перестройку внутренних убеждений, потребностей сердца; это и есть освящение Духом, которое длится всю жизнь.

Библейские стихи для размышления:

Римлянам 12:1-21

1 Коринфянам 12:1-14:40

Галатам 5:19-26

Ефесянам 4:1-6:20

Заключение:

1. Мы пренебрегаем изучением плода Духа, потому что: 1) чересчур озабочены внешними признаками духовности; 2) слишком заняты своими духовными дарами; 3) признаем, что многие неверующие выказывают признаки б(льшей духовности, чем христиане.

2. О мере духовности легче судить по ее поверхностным признакам, чем по плоду Духа.

3. Мы можем обладать духовными дарами, но при этом оставаться духовно незрелыми людьми.

4. Между духовными добродетелями верующих и неверующих людей есть качественная разница. Добродетельность неверующих — результат их человеческих усилий. Духовный плод в верующих производит Бог-Дух Святой, причем в мере, далеко превышающей человеческие возможности.

87. Любовь

Мы воспринимаем любовь как нечто, происходящее с нами помимо нашей воли. Любовь — состояние, которое не поддается (или почти не поддается) человеческому контролю. «Пришла любовь» — и тут уж ничего не поделаешь. Мы говорим так, потому что, как правило, в нашем представлении слово «любовь» накрепко связано с определенным чувством. Это чувство невозможно вызвать нажатием кнопки или сознательным усилием воли. Нельзя «принять решение» влюбиться в кого-нибудь.

Библия же говорит о любви в терминах гораздо более «действенных». Понятие библейской любви выражается скорее с помощью глагола, чем существительного. Эта любовь — долг, то есть действие, которое мы обязаны выполнить. Бог заповедал нам любить своих ближних, любить супругов, любить даже врагов. Но одно дело — вызывать в воображении чувство любви и доброжелательности к своим врагам; и совсем иное — действовать по отношению к ним в духе такой любви.

Сложное библейское понятие любви выражено в относительно немногих словах. Ветхий Завет преимущественно использует для этого древнееврейское слово aheb. В Новом же Завете мы встречаем два греческих слова, означающих любовь — phileo и agape. Phileo, от которого произошло название города Филадельфия («город братской любви»), подразумевает дружескую привязанность. В противоположность ему, термин eros, вообще не употребляемый в Библии, означает любовь эротическую, плотскую. Именно такую любовь мы часто отождествляем с романтическими отношениями. Оба эти рода любви свойственны каждому человеку и нередко мотивируются чувствами себялюбия, своекорыстия и самосохранения.

Новый Завет описывает и третий вид любви. Любовь-agape противостоит наиболее глубоким человеческим эмоциям. Ее отличительная черта — отсутствие эгоизма. Она исходит от заботливого и неравнодушного к другим сердца. Такую любовь описывает Павел в 13 главе 1 Послания к Коринфянам. Любовь-agape терпелива и милосердна. Она не завидует и не превозносится. Она не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, легко прощает. Она не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Она все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Она никогда не кончается.

Итак, библейская любовь есть нечто гораздо большее, чем обыкновенное чувство. Она деятельна. Первоочередное призвание христианина состоит не в том, чтобы воспитать в себе чувство любви к ближнему. Часто это бывает свыше наших сил. Однако же мы вполне способны контролировать свое поведение и поступки по отношению к тому или иному человеку. Христианин обязан быть любящим; он должен служить отражением бескорыстной любви Божией.

Любовь-agape есть высочайшее выражение плода Духа. Как пишет Павел, «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Коринфянам 13:13).

Поскольку любовь-agape отражает и являет собой природу Божией любви к нам, ее можно назвать любовью непоколебимой, стойкой и преданной. Верность — вот ее определяющее качество, верность, построенная на доверии. Такая любовь чужда непостоянства; она неизбывна и нерушима.

Библейские стихи для размышления:

Второзаконие 6:4-5

Матфея 5:43-48

1 Коринфянам 13:1-13

Ефесянам 5:25-33

1 Иоанна 7-21

Заключение:

1. Библейская любовь деятельна.

2. Библейская любовь есть долг, установленный Богом.

3. Из многочисленных греческих слов, означающих любовь, следует отметить три важнейших:

а) phileo = братская привязанность

б) eros = плотская, или эротическая любовь

в) agape = благочестивая, или духовная любовь

4. Любовь-agape отражает нерушимую любовь Божию и направлена на других.

88. Надежда

В этом мире не счесть вещей, на которые мы «надеемся». Мы надеемся, что в один прекрасный день нам все-таки повысят зарплату. Мы надеемся, что наша любимая команда когда-нибудь станет чемпионом мира. Такого рода надежды отражают наши личные пожелания на будущее. Мы питаем надежду на события, которые, может быть, произойдут, а может быть, и нет. Нам неизвестно, сбудутся ли наши ожидания, но мы очень надеемся, что так оно и будет.

Библейское видение надежды совершенно иное. Надежда, о которой говорит Библия, — это твердое убеждение в том, что обещанное Богом непременно сбудется. Это не просто жажда увидеть в будущем исполнение желаний, но уверенность, что так оно и будет. Эта надежда «для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу» (Евреям 6:19).

Надежда наряду с верой и любовью составляет знаменитую триаду христианских добродетелей, выведенную апостолом Павлом в 1 Послании к Коринфянам 13:13. Надежда есть вера, устремленная в будущее.

В Библии мы встречаем двоякое употребление слова «надежда». Реже оно указывает на цель нашей надежды. Христос есть упование наше на вечную жизнь. Чаще всего слово «надежда» обозначает нашу уверенность в исполнении Божиих обетований. Христианин призван питать надежду, иными словами — быть полностью убежденным в грядущем воскресении людей Божиих и пришествии Царства Божия. Надежда неразрывно связана с эсхатологией (богословской наукой о последних временах, смерти, Судном дне, рае и аде — прим. пер.).

Павел напоминает христианам, что до тех пор, пока Царство не придет во всей полноте, долг верующих — жить твердой уверенностью; они должны «ходить верою, а не в(дением» (2 Коринфянам 5:7). Надежда эта не зыбка и не беспочвенна. Несмотря на то, что жизнь христианина проходит скорее под знаком страданий, нежели побед (2 Коринфянам 4:8-13; 2 Коринфянам 4:7-18), обоснование своих надежд он находит в Самом Божестве.

Прежде всего верующий обращает взор к смерти и воскресению Христа. Смерть Иисуса сокрушила сердца Его учеников. Обетованный Мессия умер, и Царство Его, как им представлялось, ушло в небытие вместе с Ним. Однако Воскресение Христа обратило это отчаяние в надежду. Сколь бы велики ни были страдания, сопутствующие жизни христианина, эта надежда помогает их превозмочь. Порукой тому — верность Божия.

У верующего есть также залог Царства Божия — Дух Святой. Его присутствие убеждает нас в том, что Царство это верным предстоит познать в полной мере. Дух не только знаменует надежду, но и поддерживает ее. Он выполняет роль Утешителя, «препоясывая чресла» верующего силой и надеждой. Именно Духом вдохновляется верующий, обращаясь в молитве к Отцу со словами: «Да приидет Царствие Твое».

Библейские стихи для размышления:

Иов 13:15

Римлянам 5:1-5

Римлянам 8:18-25

Титу 2:11-14

1 Иоанна 3:1-3

Заключение:

1. Библейская надежда есть скорее уверенность, нежели пожелание.

2. Надежда — это не слабость, а добродетель.

3. Вера есть уверенность в том, что уже совершил Бог. Надежда есть уверенность в Божиих обетованиях на будущее.

4. Воскресение Христа вселяет в нас надежду среди страданий.

5. Святой Дух, Утешитель, несет нам надежду. Его присутствие служит залогом грядущего Царства Божия.

89. Молитва

Мы можем беседовать с Богом. Он общается с нами словесно, то есть через Слово Свое, и несловесно, то есть посредством Своего провидения, очевидного для нас. Мы же обращаемся к Нему в молитве. Чарльз Ходж сказал как-то, что «молитва — это разговор души с Богом.» В молитве и через нее мы выражаем свое преклонение перед Богом и изъясняем свою любовь к Нему; мы обнажаем свои души, в сокрушении исповедуясь пред Ним; мы изливаем Ему благодарность своих признательных сердец; мы несем к Нему свои прошения и мольбы.

В молитве мы познаем Бога как Личность — могущественную и всевластную. Он может услышать нас и дать действенный ответ. Писание, наряду с божественным предопределением, учит и действенности молитвы. Эти два обстоятельства отнюдь не противоречат друг другу, поскольку Бог предопределяет как цели, так и средства для их достижения. Молитва является одним из средств, с помощью которых исполняется Его вечная и не зависящая от чего бы то ни было воля.

Молитва должна быть обращена к Богу, и только к Нему — триединому или каждой из Личностей Божества. Молиться твари вместо Творца — значит впадать в идолопоклонство.

Молитва включает ряд требований. Первое: к Богу нужно обращаться со всей искренностью. Пустые, лицемерные фразы — это насмешка над Богом. Подобного рода молитвы не только далеки от истинной религии, но и оскорбительны для Бога.

Второе: к Богу нужно обращаться с благоговением. Молясь, мы всегда обязаны помнить, с кем говорим. Если мы адресуемся к Богу бесцеремонно, небрежно, непочтительно, как если бы мы разговаривали с равным себе, то позволяем себе по отношению к Нему недопустимую фамильярность, то есть неуважение. Подобно тому, как люди, входя к королю, всем своим видом выражают почтение и готовность повиноваться, так и мы обязаны представать пред Богом с полным сознанием Его величия.

Третье требование, которое вытекает из двух предыдущих: к Богу нужно обращаться со смирением. Нам д(лжно помнить не только о том, кто есть Бог, но и о том, кто и что такое мы. Мы — дети, усыновленные Им. Мы также грешные создания. Бог приглашает нас приходить к Нему с дерзновением, но никак не с высокомерием.

Бог учит нас быть искренними и пылкими в своих просьбах. В то же время мы приближаемся к Нему с сознательной покорностью. Произнося слова: «Да будет воля Твоя!», мы не обнаруживаем недостатка веры. Вера, которую мы вкладываем в молитву, предполагает доверие к Богу, который способен услышать наши молитвы и готов ответить на них. И даже если Бог отказывает нам в просьбе, мы с той же верой полагаемся на Его мудрость. Мудрость Божия и Его благожелательность всегда и всюду подразумеваются теми, кто обращает к Нему свои мольбы.

Мы молимся во имя Иисуса, ибо тем самым признаем Его как Посредника. Будучи нашим Первосвященником, Христос ходатайствует за нас, тогда как Дух Святой помогает нам в молитве.

Молитва должна содержать четыре необходимых слагаемых:

1. Поклонение

2. Исповедь

3. Благодарение

4. Прошение

Библейские стихи для размышления:

Псалом 5:1-3

Иоанна 14:13-14

Римлянам 8:26-27

Филиппийцам 4:6-7

1 Иоанна 5:14-15

Заключение:

1. Молитва — это способ общения с Богом.

2. Молитва должна быть обращена к Богу, и только к Богу.

3. Молитва должна быть искренней, почтительной и смиренной.

4. Молитва веры подразумевает доверие к мудрости и благости Божией.

5. Необходимые слагаемые молитвы — поклонение, исповедь, благодарение и прошение.

90. Антиномианство

Есть один старый стишок, который антиномиане вполне могли бы принять в качестве девиза: «О, счастье! О, радость! Закон отменен! Греши сколько влезет, — и будешь прощен.»

Буквальное значение слова антиномианство — «беззаконие, противозаконность». Антиномианство отрицает или умаляет значение закона Божия в жизни верующего. Он является оборотной стороной ереси легализма.

Антиномиане по-разному обнаруживают свою неприязнь к закону. Некоторые из них считают, что не обязаны больше соблюдать нравственный закон, установленный Богом, поскольку Иисус освободил их от него. Они утверждают, что благодатью избавлены не только от проклятия Божьего закона, но и от обязанности повиноваться ему. Благодать, таким образом, становится лицензией на непослушание.

Поразительно то, что люди придерживаются таких взглядов, невзирая на то, что апостол Павел самым решительным образом выступал против них. Павел более, чем кто-либо из авторов Нового Завета, подчеркивал разницу между законом и благодатью. Он гордился, он буквально упивался новым заветом. И все же наиболее ярким в его писаниях является осуждение антиномианства. В Послании к Римлянам 3:31 он пишет: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.»

На Мартина Лютера, провозгласившего оправдание одной только верой, возвели обвинение в антиномианстве. Но ведь Лютер, вслед за Иаковом, утверждал, что «вера без дел мертва.» По этому поводу он вел дебаты со своим учеником Иоганном Агриколой, который полагал, что закон не играет никакой роли в жизни верующего. Он отрицал даже то, что закон подготавливал грешника к восприятию благодати. Ответом Агриколе стал труд Лютера «Против антиномиан», увидевший свет в 1539 году. Позднее Агрикола отрекся от своих антиномианских воззрений, но проблема как была, так и осталась.

Последователи Лютера подтвердили его взгляды в отношении закона. В последнем из классических лютеранских исповеданий веры, датируемом 1577 годом, особо подчеркнуто троякое действие закона: 1) обличение греха; 2) учреждение норм благопристойного поведения в обществе в целом; 3) предоставление жизненных правил для тех, кто был возрожден верою во Христа.

Главная ошибка антиномиан состоит в том, что они путают оправдание с освящением. Мы оправданы единственно верой, независимо от своих дел. Но при этом все верующие возрастают в вере, исполняя святые Божии заповеди. Мы делаем это не для того, чтобы завоевать расположение Бога; нами движет чувство любви и признательности за благодать, уже данную нам благодаря служению Христа.

Те, кто полагает, что Ветхий Завет был заветом закона, а Новый Завет является заветом благодати, впадают в серьезное заблуждение. Ветхий Завет являет собой величайшее свидетельство благодати Бога, даруемой Им Своему народу. В то же время Новый Завет буквально переполнен заповедями. Мы не спасаемы законом; мы лишь выказываем свою любовь ко Христу, следуя Его заповедям. «Если любите Меня, — говорит Иисус, — соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15).

Нам часто приходится слышать: «Христианство — это не нагромождение всяческих «делай то», «не делай этого»; это не свод правил.» В этом утверждении присутствует доля истины, поскольку христианство есть нечто гораздо большее, нежели простой перечень правил. Прежде всего, это — личные взаимоотношения с Самим Христом. Однако христианство нельзя рассматривать как нечто меньшее, чем свод правил. Новый Завет действительно содержит и «делай то», и «не делай этого». Христианство — не та религия, которая допускает, что каждый вправе делать то, что ему представляется правильным. Напротив, христианство никогда и никому не дает «права» совершать прегрешения.

Библейские стихи для размышления:

Иоанна 14:15

Римлянам 3:27-31

Римлянам 6:1-2

1 Иоанна 2:3-6

1 Иоанна 5:1-3

Заключение:

1. Антиномианство — это ересь, согласно которой христиане не обязаны повиноваться законам, установленным Богом.

2. Закон обличает грех, учреждает правила поведения в обществе и является руководством в жизни христианина.

3. Антиномианство смешивает оправдание с освящением.

4. Закон и благодать присутствуют как в Ветхом, так и в Новом Завете.

5. Хотя повиновение закону Божию не служит причиной нашего оправдания, оправданный человек обязан всеми силами стараться соблюдать заповеди, данные Богом.

91. Легализм

Легализм — это оборотная сторона ереси антиномианства. В то время как антиномиане отрицают значимость закона, легалисты, напротив, превозносят его превыше благодати. Во времена Иисуса в роли таких легалистов выступали фарисеи, которых Иисус подвергал самой нещадной критике. Наиболее вопиющим заблуждением легалистов является мысль, что человек может сам проложить себе дорогу в Царство Небесное. Так, фарисеи верили, что, благодаря своему особому статусу — поскольку они были потомками Авраама, — а также скрупулезному соблюдению закона, они воистину дети Божии. Тем самым они, по сути дела, отрицали благую весть.

Неизбежным следствием легализма становится приверженность букве закона, в ущерб его духу. Желая обрести уверенность в том, что они действительно могут исполнять закон, фарисеи прежде всего вынуждены были ограничиться толкованием его в самом узком и закаменелом смысле. Иллюстрацией тому может служить история о богатом молодом правителе. Этот юноша обратился к Иисусу с вопросом, что ему следует сделать, чтобы иметь жизнь вечную. «Соблюди заповеди», — отвечал ему Иисус. Молодой человек, однако, считал, что все заповеди были им соблюдены. Но Иисус со всей очевидностью показал ему «идола», которому юноша поклонялся, вместо того чтобы служить истинному Богу. Идолом этим было богатство. «Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Матфея 19:21). Услыхав эти слова, молодой богач с печалью удалился.

Фарисеи повинны были в другой разновидности легализма. К закону, данному Богом, они добавляли свои собственные законы. Их «традиции» возводились в ранг закона Божия. Фарисеи обкрадывали людей, лишая их свободы и сковывая цепями там, где Бог не положил ограничений. Этот вид легализма не ушел в небытие вместе с фарисеями. Церковь во все века страдала от этой напасти.

Легализм зачастую возникает в противовес антиномианству. Стремясь убедиться в том, что мы ни себе, ни другим не позволяем погрязнуть в нравственной распущенности антиномианства, мы стараемся ужесточить закон, сделать его суровее, чем уже сделал это Сам Бог. Когда такое происходит, следствием легализма становится тирания над Божьим народом.

Точно так же, в ответ на легализм возникают различные формы антиномианства. Как правило, объединяет их лозунг, призывающий к свободе от всякого угнетения. Это — требование моральной свободы, ставшее неуправляемым. Христиане, стоя на страже своей свободы, должны остерегаться, чтобы не принять за свободу обыкновенную разнузданность.

Другой формой легализма является чрезмерное внимание ко второстепенным деталям закона. Иисус укорял фарисеев в том, что они пренебрегали сутью закона, при этом скрупулезно исполняя не столь уж существенные его требования (Матфея 23-24). Такая тенденция постоянно угрожает церкви. Свои добродетели мы склонны превозносить до небес, зато на пороки свои смотрим сквозь пальцы, как на мелочи, недостойные упоминания. Например, я воздерживаюсь от хождения на танцы и считаю это своей великой духовной победой; а то, что я завистлив, не так уж и важно.

Единственное противоядие от легализма, как и от антиномианства, — это серьезное изучение Слова Божия. Только так мы можем по-настоящему узнать, чт( угодно, а чт( неугодно Богу.

Библейские стихи для размышления:

Матфея 15:1-20

Матфея 23:22-29

Деяния 15:1-29

Римлянам 3:19-26

Галатам 3:10-14

Заключение:

1. Легализм искажает Слово Божие в сторону, противоположную антиномианству.

2. Легализм возводит человеческие традиции в ранг данного Богом закона.

3. Легализм связывает людей там, где Бог оставляет их свободными.

4. Легализм преувеличивает значение второстепенных деталей закона и преуменьшает значение ключевых его положений.

92. Троякое действие закона

Каждому христианину приходится сталкиваться с вопросом: каким образом закон Ветхого Завета соотносится с моей жизнью? Является ли ветхозаветный закон абсолютно бесполезным для христиан или мы по-прежнему связаны какими-то его положениями? Поскольку ересь антиномианства отлично прижилась и успешно распространяется в нашей культуре, возникла насущная необходимость как можно скорее дать ответ на эти вопросы.

Почвой для реформатского учения стала благодать, а не закон. При этом деятели Реформации не отвергали значимости закона. К примеру, из-под пера Жана Кальвина вышел труд, известный как «Троякое действие Закона», в котором подчеркивалась важность последнего для жизни христиан [1].

Первое назначение закона — быть зеркалом. С одной стороны, закон Божий отражает и отображает совершенную праведность Бога. С его помощью мы многое узнаем о Боге. С другой стороны, — и, вероятно, это еще важнее, — закон разоблачает человеческую греховность. Августин писал: «Закон повелевает, чтобы, пытаясь исполнить его предписания и потерпев неудачу из-за своего бессилия, мы научились просить помощи у Бога.» [2] Закон делает явной нашу слабость, с тем чтобы мы искали сил во Христе. Здесь закон действует подобно суровому школьному наставнику, который ведет нас ко Христу.

Второе назначение закона — удерживать от зла. Закон сам по себе не способен преобразить человеческое сердце. Однако он может служить той силой, которая не позволяет праведному поступать несправедливо. Кальвин пишет, что цель закона — «ужасными угрозами и страхом наказания отвратить от зла тех, кто способен делать добро только по принуждению.» [3] Закон обеспечивает тот минимум справедливости, какой возможен на этой земле, вплоть до последнего Судного дня.

Третье назначение закона — являть нам угодное Богу. Закон высвечивает для нас, заново рожденных детей Божиих, то, что по душе нашему Отцу, которому мы стремимся служить. Христианин услаждается исполнением закона, точно так же, как находит усладу в законе Бог. Иисус сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15). В этом и состоит высочайшее предназначение закона — быть для Божьих людей средством воздать честь и хвалу Господу.

Изучая закон Божий и размышляя над ним, мы посещаем школу праведности. Мы узнаем о том, что угодно Богу, и о том, что оскорбительно для Него. Нравственный закон, открытый нам Богом в Писании, по-прежнему связывает нас. Искуплением мы освобождены от проклятия Божьего закона, но не от обязанности подчиняться ему. Мы оправданы не оттого, что законопослушны, но для того, чтобы стать послушными закону Божию. Любить Христа — значит соблюдать Его заповеди. Любить Бога — значит повиноваться Его закону.

Библейские стихи для размышления:

Псалом 18:7-11

Псалом 118:9-16

Римлянам 7:7-25

Римлянам 8:3-4

1 Коринфянам 7:19

Галатам 3:24

Заключение:

1. Сегодняшняя церковь заражена ересью антиномианства, отрицающей закон Божий, умаляющей его значимость и извращающей его суть.

2. Закон Божий — это зеркало Божией святости и нашей неправедности. С его помощью нам открывается наша нужда в Спасителе.

3. Закон Божий ограждает нас от греха.

4. Закон Божий являет нам и то, что угодно Богу, и то, что оскорбительно для Него.

5. Христианин должен любить закон Божий и повиноваться нравственному закону, данному Богом.

93. Перфекционизм

Согласно учению перфекционизма, святость или совершенная любовь, даруемая благодатью Божией, может быть достигнута каждым христианином уже в этой жизни; она же освобождает верующих от преднамеренного греха. Эта доктрина выросла из учения Джона Уэсли и развивалась в ходе раннего движения пятидесятников. Такое достижение совершенства рассматривается как дополнительное воздействие благодати, мгновенно происходящее в сердце верующего.

Есть и другой, несколько видоизмененный взгляд, в соответствии с которым, после упомянутого благодатного воздействия верующий все более и более превозмогает свой «преднамеренный грех». Какие бы грехи ни совершал отныне этот человек, он грешит либо случайно, либо по незнанию. Сложность здесь состоит в том, что эта точка зрения, образно говоря, «хромает на обе ноги». Во-первых, она умаляет суровость требований Божьего закона. Уже одно осознание всей широты и глубины этого закона заранее исключает возможность перфекционистской позиции. Во-вторых, эта точка зрения раздувает значимость личных достижений человека на пути духовного возрастания. Поддерживать ее — значит превозносить человеческую праведность.

На протяжении истории подавляющее большинство евангельских церквей, в том числе и Реформатская, находили подобные воззрения отвратительными и недопустимыми. Даже неопятидесятники не так давно отказались от этой доктрины. Мартин Лютер учил, что возрожденные человеческие существа и оправданы и греховны в одно и то же время. Верующие считаются праведными только в глазах Бога благодаря Искуплению, совершенному Христом, и праведности Христа, вмененной нам. Бог считает тех, кто верует, праведными «во Христе». Сами же по себе, вне зависимости от искупительного труда Христова, верующие остаются все теми же грешниками. Хотя в процессе освящения верующий понемногу побеждает в себе греховное начало, процесс этот завершается во всей полноте лишь с его смертью, когда верующий становится прославлен.

Совершенство, без сомнения, является целью христианской жизни. А то, что мы терпим поражение, пытаясь достичь этого совершенства, никак не может служить оправданием нашего греха. Будучи христианами, мы обязаны стремиться вперед, к цели, поставленной нашим высоким призванием во Христе.

Библейские стихи для размышления:

Римлянам 5:8

1 Коринфянам 15:42-57

2 Коринфянам 7:1

Филиппийцам 3:7-14

1 Иоанна 1:5-10

Заключение:

1. Согласно учению перфекционизма, благодать оказывает некое дополнительное воздействие, вследствие чего верующие достигают совершенства и любви в этой жизни.

2. Видоизмененный перфекционизм учит, что христиане могут победить преднамеренный грех.

3. Перфекционизм преуменьшает значимость закона Божия и превозносит достижения людей.

4. Бог оправдывает нас, когда мы еще пребываем в состоянии греховности.

5. Момент оправдания кладет начало процессу освящения, который длится всю жизнь.

6. Христиане делаются совершенными только после смерти, когда они становятся прославлены.

94. Гражданская власть

В Америке много говорят и пишут об отделении церкви от государства. Первоначально эта идея сосредоточивала внимание на двух различных институтах, созданных и облеченных властью Богом и Богу же подотчетных. Каждый из них должен был решать свои собственные задачи, не вмешиваясь в сферу деятельности другого. Дело церкви — проповедовать благую весть, совершать таинства, печься о душах верующих и так далее. Государство этим не занимается. Дело государства — обеспечивать общественный порядок, собирать налоги, содержать армию, охранять жизнь граждан, поддерживать чистоту и так далее. Церковь этим не занимается. Государству дан меч власти; церкви такого меча не дано. Апостол Павел заявляет:

«Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее. Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло» (Римлянам 13:1-4).

Как видим, Павел убежден, что гражданская власть установлена Богом. Облеченный властью гражданский правитель в некотором смысле «рукоположен» на руководящую должность Богом как служитель Его. Его правление не происходит независимо от Бога. Вот как написали об этом вестминстерские богословы:

«Бог, Господь господствующих и Царь царей всего мира, установил над людьми гражданскую власть, которая подчинена Ему, — для Своей славы и общего благоденствия; и с этой целью дал им в руки меч власти, чтобы защищать и поддерживать делающих добро и наказывать преступников… Гражданская власть не может принимать на себя служение Слова и совершение таинств, или власть иметь ключи от Царства Небесного, либо даже в малейшей степени вмешиваться в вопросы веры.» [1]

В наши дни идея отделения церкви от государства неверно перетолковывается как разделение государства и Бога. Гражданское правительство все более стремится отгородиться от Бога. Оно ищет независимой власти и полномочий. Всякая попытка церкви указать на ошибки в действиях правительства воспринимается как вторжение на его территорию. Однако церковь не пытается подменять собой государство. Подвергая критике гражданские власти, подобно тому, как это делали библейские пророки, церковь призывает их стать такими, какими Бог предписал им быть.

В некотором смысле евангелие, бесспорно, является политическим документом: оно провозглашает Иисуса Царем царей и Господом господствующих всего мира. Он восседает на престоле высочайшей власти. Все низшие властители, в конечном счете, ответственны перед Ним за то, как они осуществляют свои полномочия.

Гражданским правителям дан в руки меч власти. Государство правомочно применять силу там, где это необходимо, во имя обеспечения справедливости и ради защиты своих границ. Гражданская власть не просит и не советует. Она правит, опираясь на закон, в свою очередь подкрепляемый законными мерами принуждения. Невзирая на то, что государству дано право употреблять карающую власть, в том числе и выносить смертные приговоры, а также вести справедливые войны, за каждый взмах мечом власти оно неизменно несет ответственность перед Богом.

Библия призывает христиан быть примером гражданского повиновения во всех случаях, когда это возможно. Молясь за тех, кто поставлен править нами, уважая их законы и подчиняясь им, мы воздаем честь Христу. Наш долг — самым тщательным образом исполнять свои гражданские обязанности. Мы должны выказывать повиновение властям, за исключением тех случаев, когда они велят нам поступить вопреки Божиим запретам либо насильно удерживают нас от исполнения того, что предписано Богом. В таких случаях мы не только можем, но даже обязаны воспротивиться властям предержащим.

Библейские стихи для размышления:

2 Паралипоменон 26:16-20

Псалом 2:10-12

Римлянам 13:1-7

1 Тимофею 2:1-4

1 Петра 2:13-17

Заключение:

1. Церковь и государство суть два различных института, учрежденных Богом и подотчетных Ему в своих действиях.

2. Гражданская власть установлена Богом; в руки ей дан меч власти.

3. Ни одно правительство не является независимым. Ни одно правительство не может отгородиться от Бога.

4. Если власти предержащие ищут независимости от Бога, долг церкви — осудить их за это.

5. Повиновение гражданским властям есть священный долг каждого христианина. Гражданский закон является обязательным для христиан, если он не противоречит Слову Божию.

95. Брак

Институт брака был учрежден и освящен Богом уже при сотворении мира. Христос освятил его Своим присутствием на свадебном пиру в Кане Галилейской и наставлениями, данными в Новом Завете устами апостолов. Во многих современных нам брачных церемониях отражено и провозглашается вслух божественное происхождение брака. Правда и то, что в наше время при составлении брачных договоров люди зачастую не замечают или недооценивают то обстоятельство, что отношения в браке регулируются Божьими заповедями. Закон Божий очерчивает цели и обосновывает правомерность брака.

Супружество — это особые отношения между одним мужчиной и одной женщиной; отношения, в результате которых двое становятся «одной плотью», едиными в физическом, эмоциональном, интеллектуальном и духовном смысле. Брак должен заключаться однажды и на всю жизнь. Брачный союз скрепляется нерушимым обетом и обязательствами и находит окончательное выражение в физическом единении супругов. В Писании упомянуты только два случая, дающие законное основание расторгнуть брачные узы: супружеская неверность и намеренное оставление семьи.

Неверность в брачных отношениях недопустима. Бог создал институт брака для того, чтобы мужчины и женщины могли взаимно дополнять друг друга и осуществлять Богом данное им повеление плодиться и размножаться. Плотский союз, необходимый для произведения потомства, имеет и более высокий смысл. Он подчеркивает духовное единство мужа и жены. Павел использует этот образ, описывая характер взаимоотношений между Христом и Его церковью; примечательно, что уже в Ветхом Завете договорные отношения между Богом и Израилем символически изображены как узы брака. Верность, взаимная забота и поддержка — вот что должно лежать в основе брачного союза. Супружеская измена является нарушением договора и дает основание пострадавшей стороне начать бракоразводный процесс.

В 1 Послании к Коринфянам 7:12-16 Павел также говорит о том, что если верующий муж или верующая жена покинуты своими супругами, они более не связаны обязательством сохранять брак. Оставление семьи, равно как и прелюбодеяние, есть грубое нарушение Божьих предписаний относительно брака.

Брак установлен от начала мира. Человек не обязательно должен быть христианином, чтобы принять благодать этого установления, равным образом распространяемую на всех. Несмотря на то, что сочетаться браком имеют право все мужчины и женщины без исключения, христиане призваны вступать в брак только «во Христе». Писание со всей определенностью запрещает христианам связывать себя брачными узами с нехристианами.

В браке муж призван главенствовать над женой. Жена же призвана подчиняться мужу так же, как она подчиняется Господу. Муж должен любить свою жену и жертвовать собой ради жены, как Христос возлюбил Свою невесту, Церковь, и принес Себя в жертву во имя нее.

Библейские стихи для размышления:

Бытие 2:24

Матфея 19:1-9

1 Коринфянам 7

Ефесянам 5:21-33

1 Фессалоникийцам 4:3-8

Евреям 13:4

Заключение:

1. Институт брака был учрежден Богом и Богом же управляется.

2. Брак должен быть моногамным.

3. Физический союз, дозволенный и предписанный в браке, отражает духовное единение между мужем и женой.

4. Образ брачных уз использован в Библии для описания отношений между Христом и Его Церковью.

5. Брак установлен от начала мироздания для всех людей без исключения. Церковь признает гражданский брак, однако христиане призваны сочетаться брачными узами «во Христе».

6. Структура брачных отношений определена Богом. Каждый из супругов обязан исполнять повеления, особо данные ему или ей Богом.

96. Развод

Вопрос о расторжении брака давно сделался наболевшим в обществе, где эпидемия разводов достигла поистине катастрофических масштабов. Учитывая неудержимый рост числа разводов, а также юридические и семейные проблемы, с ними связанные, законодатели приняли решение упростить бракоразводную процедуру, упразднив необходимость наличия виновной стороны. По мере того, как добиться расторжения брака становится все проще и легче, проблема, соответственно, все больше обостряется.

Библия подходит к вопросу о разводе не столь поверхностно. Учение Иисуса по этому поводу излагалось в обстановке ожесточенных споров, которые велись между различными раввинскими школами в І веке. В то время нарастали разногласия между либералами и консерваторами касательно законных оснований для развода. Иисусу также был предложен вопрос подобного рода:

«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, чт( Бог сочетал, того человек да не разлучает.» (Матфея 19:3-6)

Мы видим, что, как только фарисеи приступили к Иисусу с вопросом о том, насколько либеральным должен быть закон о разводе, Он незамедлительно отослал их назад, к Писанию и установленному Богом еще от сотворения мира институту брака. Он с особой настойчивостью подчеркнул, что брак заключается на всю жизнь и супружеские узы, благодаря которым муж и жена становятся одной плотью, не могут быть разорваны по воле человека. Один только Бог вправе определять, насколько законны основания для расторжения брака.

Дискуссия между тем продолжалась:

«Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала было не так. Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.» (Матфея 19:7-9)

Рассмотрев пристальнее ответ Иисуса, мы поймем, что Он опровергает фарисейские понятия о ветхозаветном законе. Моисей не «распорядился», а всего лишь разрешил развод в особо оговоренных случаях (Моисей, конечно же, был глашатаем Божьим, и нет никаких сомнений в том, что именно Бог допустил это отклонение от Своего первоначального замысла, поскольку грех вторгся в супружеские отношения). Иисус напомнил фарисеям, что даже это позволение было дано только по причине греховности человеческой («по жестокосердию вашему») и как таковое не отменяло изначальной значимости брака.

Вслед за этим Иисус высказывает Свое собственное мнение по этому вопросу: разводиться запрещено, за исключением случаев сексуальной распущенности. Его загадочные слова насчет повторного вступления в брак и прелюбодеяния, бесспорно, относятся к разводам необоснованным и незаконным. Если люди разрешают развод там, где его не допускает Бог, то в глазах Божьих муж и жена по-прежнему связаны брачными узами. Отсюда следует, что повторный брак тех, кто был разведен незаконным образом, по сути, равносилен супружеской измене.

Со временем, как уже упоминалось в предыдущей главе, Павел причислил к законным поводам для развода случай, когда верующие муж или жена оставлены неверующими супругами (1 Коринфянам 7:10-15). Итог сказанному подводит Вестминстерское Исповедание Веры. Оно гласит:

«В случае измены после бракосочетания невиновная сторона может законно требовать развода, и после развода вновь вступать в брак, как в случае смерти супруга или супруги. Хотя греховность человека такова, что он готов рассматривать доводы к расторжению брака, не должно разводить тех, кого Бог соединил в браке; поэтому ничто, кроме случая супружеской неверности или такого намеренного оставления семьи, которое уже никоим образом не может быть исправлено ни Церковью, ни гражданской властью, не является достаточным основанием для расторжения брачных уз. Расторжение брака должно проходить гласно и законным образом. Не позволительно оставлять такие случаи на усмотрение и волю самих супругов.» [1]

Библейские стихи для размышления:

Матфея 5:31-32

Матфея 19:3-9

Римлянам 7:1-3

1 Коринфянам 7:10-16

Заключение:

1. Согласно Библии, развод «без виновной стороны» недопустим.

2. Иисус отвергал либеральные взгляды на развод, которых придерживались фарисеи.

3. Моисей не заповедал, а всего лишь позволил разводиться.

4. Иисус дозволяет развод в случае супружеской неверности.

5. В соответствии с учением Иисуса, повторный брак незаконно разведшихся людей есть не что иное, как супружеская измена.

6. Павел добавляет к числу оснований для развода оставление семьи неверующим супругом.