Библиотека soteria.ru
Основные истины христианской веры
Роберт Спроул
Дата публикации: 26.06.14 Просмотров: 7280 Все тексты автора Роберт Спроул
10. Последние времена
97. Антихрист
98. Второе пришествие Христа
99. Царство Божие
100. Рай
101. Видение райского блаженства
102. Ад
97. Антихрист
Портрет Антихриста, очерченный Библией, неизменно вызывает живой интерес не только у христиан, но и в светских культурных кругах, поскольку в изобилии предоставляет пищу буйной фантазии голливудских кинорежиссеров и сценаристов. Антихрист — злодей из злодеев, мрачная фигура, олицетворение всяческого зла.
Новый Завет рисует Антихриста несколько загадочным образом. Множество самых разноречивых и путаных мнений существует о нем; множество споров ведется вокруг его роли и происхождения. Частица «анти-«, входящая в состав слова Антихрист, может означать как «против», так и «вместо». Антихрист — это не только тот, кто противостоит Христу, но и тот, кто стремится занять место, по праву принадлежащее Христу. Он пытается подменить собой Христа. Антихрист, следовательно, есть лже-Христос, в чьи намерения входит обманывать людей, внушая им мысль, что он-то и является истинным Христом.
Из века в век люди задавались и по сей день задаются вопросом: кто такой Антихрист? Кто он — личность, некая сила или же целая организация? Является ли Антихрист фигурой религиозной или политической, а может быть, и тем и другим? Существует ли один Антихрист или же их несколько? В истории человечества были моменты, когда христиане отождествляли с Антихристом ту или иную историческую личность — Нерона, Гитлера или Муссолини… Многие протестанты рассматривали католический институт папства как антихристово установление, тогда как другие считают, что Антихрист — это личность или сила, скрытая от нас до поры до времени.
Иоанн говорит о «многих антихристах» (1 Иоанна 2:18) и о «духе антихриста», который «есть уже в мире» (1 Иоанна 4:3). Отсюда мы вправе заключить, что период между апостольским веком и вторым пришествием Христа будет отмечен многими проявлениями как духа, так и силы антихристовой.
Апостол Павел указывает, что особым образом антихрист проявит себя накануне пришествия Христова, когда, по действию Сатаны, придет «человек греха» и сядет, как Бог, «в храме Божием» (2 Фессалоникийцам 2:1-12). Некоторые считают, что это может произойти только тогда, когда в Израиле снова будет восстановлено храмовое служение; другие толкуют слово «храм» как образ христианской церкви, впервые появившийся в Новом Завете.
Антихристово пришествие ознаменуется величайшим вероотступничеством, какое только знала церковь. Возможно, имеется в виду слияние светского государства и религиозных организаций. Цель Антихриста — война против Божьего народа, свержение Христа и разрушение Царства Его. Библия, однако, убеждает нас в том, что, невзирая на громадную силу и влияние Антихриста, он обречен на поражение и погибель. Последняя битва покажет, что Антихрист не способен быть соперником истинному и живому Христу.
Библейские стихи для размышления:
2 Фессалоникийцам 2:1-12
1 Иоанна 2:188-23
1 Иоанна 4:1-6
2 Иоанна 1:7
Заключение:
1. Антихрист стремится и противостоять Христу, и стать Ему заменой.
2. Антихрист проявлял себя в истории церкви как в отдельных личностях, так и в виде человеческих институтов.
3. Библия предсказывает особые, необычайно мощные проявления силы и духа Антихриста, которые произойдут к
концу времен.
4. Антихрист будет побежден Христом.
98. Второе пришествие Христа
От начала своего существования и поныне церковь неизменно пребывает в радостном ожидании обещанного возвращения Христа. В первое Его пришествие свершилось наше искупление; второе пришествие знаменует собой благословенную надежду церкви на обретение Царства Его во всей полноте.
В Новом Завете на грядущее возвращение Христа чаще всего указывает греческое слово Parousia, которое в переводе означает «явление», «проявление» или «приход» Иисуса во славе к концу времен. Оно отражает упование Церкви на обещанное второе пришествие Христа.
Библия учит, что Христос Сам снизойдет к нам, и возвращение Его будет зримым. И хотя Он явится во всей мощи, это будет нечто большее, чем просто явление Его божественного величия. Он предстанет перед людьми во плоти, таким, как Он есть. Его присутствие не будет тайным или невидимым. Христос явится в сияющем облаке славы, — как это было в миг Его вознесения, — сопровождаемый ликующими звуками небесных фанфар и голосом Ангела, возвещающего пришествие Господне.
В этот день Церковь также познает вознесение, поднявшись ввысь, навстречу Христу. Вознесение это также будет явным и видимым для всех. И произойдет оно не для того, чтобы удалить избранных с лица земли на время, то есть до тех пор, пока не состоится «еще одно» — второе — пришествие. Цель этого вознесения — позволить святым встретить Иисуса в небесной выси и пребывать в Его окружении, когда Он с триумфом сойдет в этот мир. С пришествием Христа настанет всеобщее воскресение из мертвых, последний суд и конец света.
Христиане, к какому бы поколению они ни принадлежали, призваны в любой момент быть готовыми к Parousia, чтобы оно не застигло их врасплох, подобно вору, пробравшемуся в дом среди ночи. Мы должны также напоминать себе о чудесном будущем, которое нас ожидает, с тем чтобы оно воодушевляло наши земные труды.
Никто не знает дня и часа, когда вернется Христос. Многие пытались вычислить время Его второго пришествия, но бывали только постыжены, когда их ученые предсказания не сбывались. Писание призывает нас бодрствовать. Мы должны неустанно искать признаков Его близости. Хотя люди на протяжении многих веков ожидают Христа и надежды многих встретить Его при жизни оказались тщетными, каждый прожитый день приближает нас к Его желанному пришествию.
Библейские стихи для размышления:
Матфея 24:1-25:46
Матфея 26:64
Луки 21:15-36
Деяния 1:4-11
1 Фессалоникийцам 4:13-5:11
Титу 2:11-14
Заключение:
1. Церковь питает твердую уверенность в обещанном возвращении Христа.
2. Пришествие Христа будет зримым для всех.
3. Христос явится в облаке славы, как это было при Его вознесении.
4. Церковь вознесется навстречу Христу, чтобы сопровождать Его в миг триумфального возвращения на землю.
5. Церковь должна бодрствовать в ожидании пришествия Христа, но при этом остерегаться безрассудных предсказаний точного дня и часа Его возвращения.
99. Царство Божие
Мировая история знает различные формы государственного правления. Самыми распространенными являются диктатуры, где правит военная сила; республики, управляемые с помощью закона; демократии, где все вопросы решаются парламентским большинством, а также два типа монархий — конституционные, где власть монарха ограничена, и абсолютная, где слово монарха — закон.
Царство Божие есть абсолютная монархия. Власть Бога не ограничена никакой конституцией. Чтобы править Своими подданными, Ему не нужно спрашивать их согласия. Ни референдумы, ни парламентское большинство не связывают свободы Его действий. Слово Его — закон; право Его — непререкаемо.
Любая монархия требует от подданных почитания и преданности престолу. Но нет такой монархии, где бы эти условия были так насущно важны, как в Царстве Божием. И все-таки первородный грех человечества, по сути, состоял в том, что люди отказались воздать Богу славу, как Ему подобало (Римлянам 1:21), и совершили акт вероломства по отношению к Царю царей.
Тема Царства Божия красной нитью проходит сквозь Ветхий и Новый Заветы, подчеркивая владычество Бога над Своим народом. Ожидаемый Мессия объявлен помазанником Божьим, Царем, Который воссядет на небесном престоле как Царь царей и Господь господствующих.
В Ветхом Завете о Царстве упоминается как о событии грядущем. Новый Завет открывается провозвестием Иоанна Крестителя о том, что «приблизилось Царство Небесное» (Матфея 3:2). Историческая обстановка тех дней описывается в ярких образах: «уже и секира при корне дерев лежит» (Матфея 3:10) и «лопата Его в руке Его» (Матфея 3:12), — и образы эти указывают на непосредственную близость. Благая весть Нового Завета знаменовала переломный момент в истории Царства Божия. Слова Иоанна о «грядущем Царе» означали, что пришел назначенный срок.
И Сам Иисус, проповедуя, особый упор делает на возвещении Царства. Он объявляет, что Царство Божие уже пришло и находится среди народа Его. В час вознесения Иисус заповедал Своим ученикам свидетельствовать о Нем миру. Они должны были возвещать царствование Иисуса — Царя царей. Иисус, восседающий ныне на престоле мирового владычества, невидим для нас. Мир, как и прежде, либо не знает о Его верховном владычестве, либо отрицает его. Вот почему задача Церкви — давать ощутимое свидетельство незримого Царства.
Иисус положил начало Царству Божию. Он воссел на небесном престоле, но мы могли бы сравнить Его с монархом-изгнанником, которому остаются верны лишь немногие подданные. Возвратившись, Он станет царствовать над нами безраздельно.
В Новом Завете сказано, что Царство Божие уже присутствует в мире, но в то же время мы ожидаем его прихода. Оно «уже есть» и одновременно его «еще нет». Христиане должны понимать и ясно осознавать оба эти аспекта. Рассматривать Царство Божие как уже полностью свершившийся факт или только как ожидаемое событие — значит искажать истину, которую несет нам Новый Завет. Мы служим Царю, уже взошедшему на престол. Мы ожидаем Его триумфального возвращения во славе, когда всякое колено преклонится пред Ним.
Библейские стихи для размышления:
Псалом 9:16-18
Псалом 21:27-31
Даниил 2:44
Иоанна 18:36
Евреям 1:8-14
Заключение:
1. Царство Божие есть абсолютное владычество.
2. Тема Царства Божия является связующим звеном между Ветхим и Новым Заветами.
3. Новый Завет возвещает начало Царства Божия с явлением Иисуса и последующим Его воцарением.
4. Царство Божие уже присутствует среди нас, но в полной мере мы познаем его в миг триумфального возвращения Иисуса.
100. Рай
В современной балладе поется: «Рай — это когда мы вместе…» Конечно же, быть рядом с любимым — это счастье и блаженство. Но как не может быть земных бедствий, сравнимых с ужасами ада, так не может быть и земных удовольствий, которые шли бы в сравнение с дивными радостями рая.
В Библии мы находим и зловещий, мрачный образ преисподней, и великолепные, полные чудесных обещаний небесные картины. Они подобны райскому саду, лону Авраамову, блистающему городу, сходящему с небес. Улицы Нового Иерусалима вымощены золотом, стены его сияют, как драгоценные камни; этот небесный город — обиталище непреходящей, вечной радости.
Замечательно и то, чего не будет на небесах, и то, что там будет. Вот чего там не будет: (1) слез, (2) горя, (3) смерти, (4) болезней, (5) тьмы, (6) нечестивых людей, (7) греха, (8) храмов, (9) небесных светил и (10) проклятия Адамова греха (см. Бытие 3:14-19).
А вот что будет на небесах: (1) святые, (2) река, где течет вода жизни, (3) целительные плоды, (4) Агнец Божий, (5) поклонение, (6) брачный пир Агнца и невесты Его, (7) явленный лик Бога и (8) Солнце Правды.
Рай — место, где пребывает Христос. Рай — это непреходящее блаженство общения с Богочеловеком. Джонатан Эдвардс, пытаясь словесно описать ту радость, которая ожидает верующих на небесах, говорит, что святые будут «купаться в океане любви, непрестанно растворяться в бесконечном сиянии ласковых и благостных лучей божественной любви, вечно приобщаться света, будут вечно преисполнены его и вечно окружены им, и сами будут излучать свет, возвращая его к изначальному источнику» [1].
Итак, святые будут наслаждаться общением с Богом своим и Спасителем, и нет никаких оснований предполагать, что они не смогут узнавать святых, которых знали на земле, и общаться с ними. Рай — средоточие всяческих чудес.
Святые на небесах блаженство обретут в разной степени. Павел, говоря об этом, прибегает к метафоре: даже звезды, сверкающие на одном и том же небосклоне, разнятся в яркости. Здесь, как нам кажется, следует дать более подробные пояснения. Прежде всего, сиять будут все звезды без исключения. Иными словами, несчастливых в раю не будет. Блаженство, даруемое на небесах, превзойдет самые смелые наши ожидания. Далее, искупительный труд Христа в равной мере действен для всех святых. И наконец, «дела» верующего, которые «заслуживают» большего или меньшего блаженства, сами по себе не имеют никакой ценности. Только Бог, по Своему высочайшему изволению, может расценивать их как достойные награды. И делает Он это исключительно ради Христа. Тем-то и страшен ад, что страдания, претерпеваемые в нем, будут длиться вечно; а радости рая тем более влекущи, что им не будет конца. Главного нашего врага — смерти — больше не будет. Евангелие от Луки 20:34-38 уверяет верующего, что небесная его награда никогда не прейдет.
Величайшая радость, которая обретается нами на небесах, — это видение райского блаженства, созерцание лика Божия. Это невыразимое счастье даруют нам глаза души. Бог есть дух, и в духе избранный узрит Его. Вот в чем заключается награда, заслуженная и предназначенная Христом для нас, Его детей.
Библейские стихи для размышления:
1 Коринфянам 15:50-57
2 Коринфянам 5:1-8
1 Петра 1:3-9
Откровение 21-22
Заключение:
1. В раю не будет ни боли, ни смерти.
2. В раю не будет ни греха, ни его последствий.
3. В раю верные будут наслаждаться непосредственной близостью Христа.
4. Небеса даруют нам видение райского блаженства: неизъяснимое счастье созерцать лик Божий, что невозможно в этой жизни.
5. В раю святые будут вечно вкушать вознаграждение Божье.
6. Никакое земное знание или опыт не в состоянии отобразить всю полноту радости, которая будет дарована нам на небесах.
101. Видение райского блаженства
Один маленький мальчик безуспешно пытался представить себе Бога, о котором рассказывали ему родители. Больше всего его сбивало с толку то, что Бог невидим. Как можно было поклоняться и служить Богу, которого нельзя увидеть? Поговорка «с глаз долой — из сердца вон» уже была знакома ему. Удрученный этой теологией, он воскликнул: «Я хочу такого Бога, которого можно потрогать!»
Вероятнее всего, именно желание иметь Бога, которого можно потрогать, и приводит людей к идолопоклонству. Хотя каменные и деревянные истуканы слепы, глухи и не способны никому помочь, мы, по крайней мере, можем их увидеть. Они — суррогат, заменитель, с помощью которого мы утоляем жажду наших глаз, стремящихся узреть Божье величие.
Павел обвиняет людей в том, что они «славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку» (Римлянам 1:23), и что «заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки. Аминь.» (Римлянам 1:25).
Даже ученики Христовы выражали желание увидеть лик Бога. Даже они не могли примириться с этой неуловимой незримостью Божьей. Когда Иисус и ученики собрались в горнице для Последней Вечери, Филипп сказал Ему: «Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас» (Иоанна 14:8). Филипп в данном случае говорил от имени всех верующих. Взглянуть хотя бы мельком в открытое лицо Бога, хоть на одно мгновение узреть Господа во всем Его святом величии — этого для нас было бы вполне достаточно. Жажда нашей души была бы утолена, а смятенный дух — успокоен.
Если в ответ на вопросы учеников Иисус когда-нибудь и проявлял признаки раздражения или нетерпения, то это случилось именно в описываемый момент. Он ответил: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»? » (Иоанна 14:9).
На первых порах Своего земного служения, Иисус произнес Нагорную проповедь, в начале которой перечисляются заповеди блаженства. Он провозгласил блаженными тех, кто чист сердцем, потому что они Бога узрят. То, что Бог не является нам во славе Своей, то, что Он остается незримым для наших глаз, тягостно для людей, неспособных увидеть высочайший предмет своего поклонения и любви. С тех пор как Бог преградил людям доступ в Эдем, поставив у врат его ангела с огненным мечом, Им было постановлено, что ни один человек не удостоится лицезреть Его. Даже Моисею, просившему показать ему славу Божию, было сказано: «Лице Мое не будет видимо» (Исход 33:23).
И все же искупленные ждут не дождутся того мига, когда им дозволено будет приподнять завесу и беспрепятственно созерцать святость и величие Бога. Причина, почему нам не дано проницать эту завесу теперь, заключается не в слабости человеческого зрения, а в том, что сердца наши недостаточно чисты для этого. Когда же мы будем прославлены на небесах, а наши сердца очистятся от скверны, тогда мы познаем невыразимое блаженство, увидев Бога во славе Его.
Видение райского блаженства — это обещание, что Бог предстанет перед нами таким, как Он есть; иными словами, это обетование высшего счастья, какое только возможно испытать человеческой душе. Наивысшее благословение, данное Израилю, звучало так: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Числа 6:24-26).
Иоанн обещает нам, что несмотря на то, что наше будущее на небесах во многом окутано тайной, в одном мы можем быть совершенно уверены: мы «будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоанна 3:2).
Это обещание убеждает нас в том, что на небесах Бог откроется нам таким образом, какого люди еще не знали, — иначе, нежели при богоявлении, описанном в Библии (например, зримое явление славы Господней в горящем кусте). Видение райского блаженства далеко превзойдет зрелище и горящего куста, и дымного столба. Нам дано будет увидеть гораздо больше, чем некое видимое или отраженное изображение. Мы узрим Его таким, «как Он есть». Каким-то непостижимым образом мы заглянем в самую глубь Его сущности. Тогда нам больше не нужен будет бог, которого «можно потрогать».
Библейские стихи для размышления:
Исход 32:1-33:23
Числа 6:24-26
Матфея 5:8
Иоанна 14:1-11
Откровение 22:1-5
Заключение:
1. Невозможность увидеть Бога часто становится причиной идолопоклонства.
2. Христос являл Собой совершенный образ Божий; увидеть Его означало увидеть Отца.
3. Узреть Бога будет дано тем, кто чист сердцем.
4. Ни один смертный не увидит Бога, пока на небесах не очистится его сердце.
5. Видение райского блаженства преисполнит наши души счастья.
102. Ад
Нередко приходится слышать сентенции вроде: «Война — это настоящий ад» или: «Я прошел все круги ада». Такие утверждения, конечно, никто не воспринимает в их буквальном значении. Они скорее отражают нашу склонность употреблять слово ад для описания самых страшных ситуаций, какие только знает человеческий опыт. На самом деле никакой человеческий опыт не может быть сравним с адом. Мы можем вообразить себе ужаснейшее из страданий, возможных на этой земле, но фантазия наша окажется бессильной перед чудовищной действительностью ада.
Бездумно употребляемое слово «ад» сделалось тривиальностью, ходячим выражением. Возможно, за этим стоит несмелая попытка человека освоиться с этим понятием, «одомашнить» его и принимать как нечто забавное. Мы пытаемся подшучивать над вещами, которые больше всего ужасают нас, мы тщетно стараемся не замечать их «зубов и когтей», принижая и преуменьшая их пугающую силу.
Нет в Библии картин более зловещих и мрачных, чем картины ада. Они настолько отталкивают нас, что мало кто вообще принимал бы их всерьез, если бы они не вытекали из учения Самого Христа.
Почти все библейское учение об аде исходит из уст Иисуса. Пожалуй, именно эта доктрина скорее, чем какая-либо другая, служит пробным камнем, на котором проверяется верность христианина учению Христову. Современные христиане склонны сводить до минимума значение ада, смягчая и сглаживая острые углы в учении Иисуса или вообще уклоняясь от него в сторону. Библейский ад — это кромешная тьма, это огненное озеро, это место, где стоит плач и скрежет зубовный, где души навсегда лишены благости Божьей, место заточения и нескончаемых мук, где червь точит неустанно и не умирает. Эти выразительные и яркие картины вечного наказания заставляют нас задаться вопросом, следует ли воспринимать библейские описания буквально или это только символы.
Что до меня, то лично я подозреваю в них символы, но от этого мне вовсе не становится легче. Мы не должны видеть в этих картинах всего лишь символические изображения. Очень возможно, что грешник как раз предпочел бы встретить в аду самое настоящее огненное озеро в качестве места своего вечного пребывания, а не ту реальность, которая представлена под видом огненного озера. Если эти образы и в самом деле только символы, мы вынуждены заключить, что действительность гораздо хуже, чем ассоциации, порождаемые этими символами. Задача символического описания — указать на нечто, далеко выходящее за его рамки, на гораздо более драматическое состояние реальности, чем отраженное символом. То, что для описания ада Иисус прибег к таким леденящим душу образам, едва ли может служить утешением для тех, кто склонен видеть в них простую символику.
Обычно раздается радостный вздох облегчения, когда кто-нибудь заявляет: «Ад — это символ отлучения от Бога». Для нераскаянного человека быть навечно отлученным от Бога — это не такая уж страшная угроза. Нечестивым того только и нужно, что быть от Него подальше. Да только все дело в том, что невыносимые страдания им будет причинять не отдаленность Бога, а присутствие Его. В аду Бог предстанет перед ними во всесокрушающей силе божественного гнева. Он сойдет туда, чтобы свершить праведный суд над теми, кто обречен на вечное проклятие. Они познают Бога как всепоглощающий огонь.
Независимо от того, как мы воспринимаем идею ада, чаще всего он представляется нам местом необычайно жестокого покарания. Но если только возможно извлечь из этого понятия хоть какое-то утешение, то таким утешением может служить уверенность, что жестокости в аду не будет. Для Бога быть жестоким невозможно. Жестокость подразумевает более суровое наказание, нежели преступление того заслуживает. В этом смысле жестокость есть несправедливость. Бог не способен карать несправедливо. Судия всей земли, конечно же, поступит правосудно. Ни один не пострадает безвинно от Его руки.
Пожалуй, самое устрашающее в идее ада то, что он будет длиться вечно. Человек может вынести жесточайшую боль, если только знает, что рано или поздно она утихнет. В аду такой надежды нет. Библия однозначно говорит о том, что наказанию не будет конца. Один и тот же эпитет употреблен в Писании: жизнь вечная и вечная смерть. Наказание — значит боль. Простая аннигиляция, или небытие, идею которого отстаивают иные, не грозит нам болью. Джонатан Эдвардс, читая проповедь, основанную на книге Откровения 6:15-16, произнес такие слова: «Нечестивым в загробной жизни страстно захочется обратиться в ничто, исчезнуть навсегда, лишь бы избежать гнева Божия.» [1]
Вечно испытывать на себе праведный, неугасимый гнев Бога, терпеть муки, которым нет конца и от которых нет спасения — вот что такое ад. Осознать это — значит по достоинству оценить подвиг Христов и прийти к проповедованию Его благой вести.
Библейские стихи для размышления:
Матфея 8:11-12
Марка 9:42-48
Луки 16:19-31
Иуда 1:3-13
Откровение 20:11-15
Заключение:
1. Адские муки не сравнимы ни с какими земными страданиями.
2. Идея ада отчетливо видна в учении Иисуса.
3. Если библейское описание ада является только символом, следовательно, действительность будет намного страшнее
символического изображения.
4. Ад — это присутствие Бога в правосудном гневе Его.
5. В аду не существует жестокости. Ад — место, где вершится праведный суд.
6. Ад вечен. Освободиться из него невозможно: ни раскаяния, ни небытия в аду не существует.