Предисловие

Каждый христианин по сути своей — теолог. Вся наша деятельность неизменно связана с изучением Бога. Конечно, не все мы богословы в профессиональном или академическом смысле слова, но богословами мы все же являемся — кто лучше, кто хуже. Лучше или хуже — вопрос немаловажный. Второе Послание Петра предостерегает нас от ересей, богохульных и пагубных для христиан. Ереси обладают разрушительной силой, ибо теология пронизывает всю нашу жизнь.

Библия говорит: как человек мыслит в сердце своем, таков он и есть. Это утверждение может показаться странным. Не заблуждается ли библейский повествователь? Ведь обычно мысль у нас ассоциируется с разумом, а чувство — с сердцем. Так что же это значит: мыслить в сердце своем? Это выражение означает глубокое размышление. Многие мысли лишь ненадолго завладевают нашим вниманием, не проникая в сердце. Однако же мысли эти, затрагивая самые сокровенные пласты нашего «я», в конечном счете определяют характер нашей жизни. Каков наш образ мышления, таковы и мы. Если мысли наши порочны, то вслед за ними и жизнь наша пройдет под знаком порока.

Всем известно, что иные люди способны без запинки отчеканить Символ веры и с блестящими оценками окончить курс богословия, но при этом вести безбожную жизнь. Мы можем исповедовать праведные религиозные идеи и в то же время жить нечестивой жизнью. Праведные идеи — еще не залог благочестия. Однако они являются неотъемлемой его частью. Как можем мы поступать по правде, не уяснив для себя сперва, что есть правда?

Ни один христианин не может обойтись без теологии. Каждый христианин имеет свои религиозные воззрения. Следовательно, вопрос не в том, хотим мы или нет иметь дело с теологией. Это непреложная данность. Вопрос в том, правильны ли наши религиозные убеждения. Исповедуем ли мы верную доктрину или же наше учение ложно?

Настоящая книга — это не учебник формальной теологии. Ее цель — приобщить несведущих к основным доктринам христианства. Для того, чтобы понять библейскую истину, мы должны сначала усвоить идеи, с помощью которых эта истина передана нам. Таким образом, задача этой книги — привести читателя к пониманию ключевых концепций, которые в совокупности составляют библейское послание.

Каждая концепция изложена вкратце, в удобном для восприятия объеме. Ссылки на Библию приведены для более осязаемого воплощения концепций: так остов строения заполняется камнем, давая нам представление о том, каким будет здание. Эта книга одновременно раскрывает и основы, и азы богословия. В мои намерения входило сделать ее простой для понимания, но не упрощенной. Я постарался в пределах нескольких страниц кристаллизовать суть богословских концепций, хотя потребовались бы целые тома, чтобы измерить глубину каждой из них.

Те, кто прочитает и изучит эту книгу, не станут экспертами в области богословия. Но они лучше ознакомятся с ключевыми идеями, которые составляют основу всеобъемлющей теологии. Я надеюсь, что читатели этой книги почувствуют интерес к более глубокому изучению теологии, а такое изучение длится всю жизнь.

Особая благодарность — Уэнделлу Хоули (издательство Тиндейл Хауз), подсказавшему идею создания настоящего труда; Донне Мэк, подготовившей рукопись; Дэвиду Фрилэнду за помощь в графическом оформлении книги, а также моему сыну, Роберту Чарльзу-младшему, за его редакторское мастерство.