4. Иисус Христос

25. Божественность Христа

26. Подчинение Христа

27. Человеческая природа Христа

28. Безгрешность Христа

29. Непорочное зачатие

30. Иисус Христос — Единородный Сын

31. Крещение Христа

32. Слава Христа

33. Вознесение Христа

34. Иисус Христос — посредник

35. Тройное служение Христа

36. Имена и титулы Иисуса

25. Божественность Христа

Чтобы быть христианином, необходимо верить в божественную природу Христа. Это — неотъемлемый элемент новозаветного благовествования о Христе. Церковь во все века вынуждена была иметь дело с людьми, провозглашавшими себя христианами, но при этом отрицавшими либо извращавшими идею божественности Христа.

История церкви насчитывает четыре века, в продолжение которых вопрос о признании божественной природы Христа был предметом жесточайших споров внутри самой церкви. Эти века — четвертый, пятый, девятнадцатый и двадцатый. И, коль скоро мы живем в один из тех веков, когда ересь атакует церковь, необходимо встать на защиту исповедания божественности Христа. В 325 г. от Р.Х. на Никейском Соборе церковь, восстав против ереси арианства, объявила, что Христос был рожден, а не сотворен, и что Его божественная природа — того же свойства (homo ousios), что и природа Отца. Это положение утверждало единосущность второго Лица Троицы и Бога-Отца. Таким образом, «существо» Христа есть существо Бога. Он не просто подобен Божеству, но Сам есть Божество.

Признание божественности Христа вытекает из многообразных свидетельств Нового Завета. Будучи Logos Incarnate (Словом, явленным во плоти), Христос предстает перед нами как существо, не только бывшее прежде сотворения мира, но и вечное. Иоанн говорит, что Слово было в начале с Богом и Слово было Богом (Иоанна 1:1-3). Упоминание о том, что Он был с Богом, подразумевает разделение на личности внутри Божества. Упоминание о том, что Он есть Бог, подразумевает вхождение в состав Божества.

Повсеместно в Новом Завете Иисус описывается с помощью имен, которые явно свидетельствуют о Божестве. Бог дает Ему имя, превознесенное выше всякого имени: Господь (Филиппийцам 2:9-11). Будучи Сыном Человеческим, Иисус есть также господин и субботы (Марка 2:28) и обладает властью прощать грех (Марка 2:1-12). Его называют «Господом славы» (Иакова 2:1), и Он по праву принимает поклонение от Фомы, восклицающего: «Господь мой и Бог мой!» (Иоанна 20:28).

Апостол Павел заявляет о том, что вся полнота Божества обитает во Христе (Колоссянам 1:19) и что Иисус вознесен превыше ангелов — тема, повторяющаяся в Послании к Евреям. Поклоняться ангелу или любому другому творению, независимо от того, сколь высоко его положение, означает нарушать библейскую заповедь, запрещающую идолопоклонство. Многократно повторяемые Иисусом в Евангелии от Иоанна «Я есмь…» также несут свидетельство отождествления Его с Божеством.

В пятом веке Халкидонский Собор (451 г.от Р.Х.) установил, что Христос является истинным человеком и истинным Богом. Две природы Иисуса — человеческая и божественная — не смешиваются и не сливаются воедино, не разделяются и не раздваиваются.

Библейские стихи для размышления:

Марка 2:28

Иоанна 1:1-14

Иоанна 8:58

Иоанна 20:28

Филиппийцам 2:9-11

Колоссянам 1:19

Заключение:

1. Доктрина о божественной природе Христа неотъемлема от христианского вероучения.

2. В IV, V, ХIХ и ХХ вв. церковь пережила кризисы ереси, посягавшей на божественность Христа.

3. В 325 г. от Р.Х. Никейский Собор утвердил положение о божественной природе Христа, заявив о единстве сущности Христа и Отца, а также о несотворенности Христа.

4. Новый Завет ясно и определенно говорит о божественной природе Христа.

5. Халкидонский Собор (451 г. от Р.Х.) заявил о том, что Христос является истинным Богом.

26. Подчинение Христа

Что значит быть подчиненным? Из самой структуры слова ясно, что это означает «находиться под чьим-либо началом». Подчиненный не может быть равен по положению своему начальству. Он не обладает полномочиями того же уровня, что и его начальник.

К такому понятию, как подчинение Христа, следует подходить с величайшей осторожностью. В нашей культуре подчинение отождествляется с неравенством. Однако все личности Троицы равны друг другу в существе Своем, чести и славе. Все они вечны, самосущны и наделены всеми признаками и атрибутами божественности.

И все же, в согласии с Божьим замыслом спасения, Сын добровольно занимает подчиненное положение по отношению к Отцу. Именно Отец посылает Сына в мир. Сын послушно приходит на землю, чтобы исполнить волю Отца. Мы должны непременно отметить при этом, что речь не идет о подневольном послушании. Будучи равными в славе, Отец и Сын едины и в воле Своей. Отец желает людям спасения в той же мере, что и Сын. Сын жаждет исполнить труд искупления столь же страстно, сколь Отец ждет от Него этого труда. Иисус сказал, что ревность по доме Отца снедает Его (Иоанна 2:17) и что пища и питие Его есть творить волю Отца.

Наконец, следует отметить, что подчинение и послушание Христа выразилось не только в Его страдании. Божий план охватывал все грани подвига, совершенного Христом ради нас, и Его последующее прославление. Вестминстерское Исповедание Веры разъясняет взаимосвязь замысла Отца и служения Сына следующим образом:

«Богу было угодно, согласно Его предвечному намерению, избрать и предопределить Господа Иисуса, Своего единородного Сына, быть Посредником между Богом и человеком, пророком, священником, царем, главою и Спасителем Его Церкви, наследником всего сущего, судией мира; Бог от вечности дал Ему народ, который стал семенем Его, чтобы чрез Него же в должное время быть искупленным, призванным, оправданным, освященным и прославленным.» [1]

Подчиняясь совершенной воле Отца Своего, Иисус сделал за нас то, чего мы не желали и не способны были сделать сами. Он подчинился Божьему закону целиком и полностью. Принимая крещение, Христос сказал Иоанну: «Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Матфея 3:15). Вся жизнь и служение Иисуса были воплощением совершенного послушания.

Совершенно подчинившись закону, Иисус исполнил две жизненно важные задачи. С одной стороны, Он стал нашим Искупителем, непорочным Агнцем. Если бы Иисусу случилось согрешить, Он не смог бы искупить даже Своих собственных грехов, не говоря уже о грехах всего человечества. С другой стороны, совершенным Своим послушанием Он заслужил награду, обещанную Богом для всех, кто выполнит Его завет. Заслуженное Им Царство Небесное даровано нам. Подчинением Своим Христос спас людей, неспособных подчиниться закону.

ОТЕЦ = СЫН

Равные сущностью и вечными свойствами

Библейские стихи для размышления:

Иоанна 4:34

Иоанна 5:30

Филиппийцам 2:5-8

Евреям 5:8-10

Евреям 10:5-10

Заключение:

1. Невзирая на то, что по Своей божественной природе Христос равен Отцу, Он подчинен Ему в Своей роли Спасителя.

2. Подчинение не всегда означает низшее положение.

3. Подчинение Христа является добровольным.

4. Совершенное послушание Христа позволило Ему стать Искупителем грехов Своего народа и заслужить небесную награду, обещанную тем, кто спасется.

ОТЕЦ

Сын, занявший подчиненное положение во имя искупления

СЫН

27. Человеческая природа Христа

Воплощение Бога-Сына в человеческом образе есть ключевая доктрина исторического христианства. В 451 г. от Р.Х. Халкидонский Вселенский Собор установил, что Иисус является истинным человеком и истинным Богом и что две природы Христа соединены так, что не смешиваются и не сливаются воедино, не разделяются и не раздваиваются, и каждая природа сохраняет присущие ей свойства.

Утверждение об истинности человеческой природы Иисуса подвергалось нападкам по двум основным направлениям. Ранней церкви приходилось бороться с ересью докетизма, учившего, что Иисус не имел ни реального физического тела, ни истинной человеческой природы, а был своего рода призраком и обладал всего лишь «видимостью плоти». Ополчившись против докетистов, Иоанн провозгласил, что те, кто отрицает пришествие Иисуса во плоти, сами от Антихриста.

Другой серьезной ересью, опровергнутой церковью, было учение монофизитов. Его сторонники утверждали, что Христос обладал не двумя природами, а только одной. Эта Его природа не была ни человеческой, ни божественной, но являлась результатом смешения человеческого и божественного. Монофизиты назвали ее «теантропической» природой. Эта ересь подразумевала как обожествление человеческой природы, так и очеловечивание природы божественной.

Утонченные разновидности монофизитской ереси грозили церкви во все века. Они тяготеют к допущению, будто человеческая природа может быть поглощена божественной таким образом, что Иисус в конечном счете теряет свою человеческую индивидуальность.

Мы обязаны различать две природы Иисуса, не разделяя их. К примеру, когда Иисус испытывает голод, мы видим в этом проявление человеческой, но не божественной природы. То, что говорится о человеческой или о божественной природе, может быть подтверждено свойством личности как единого целого. Пример: Христос, Богочеловек, умер на кресте. Это, однако, не означает, что Бог погиб на кресте. Невзирая на то, что обе природы Христа сохранились и после Его вознесения, нам все же следует различать их, в зависимости от характера Христова присутствия среди нас. С точки зрения Его человеческой природы, Христа больше нет с нами. Но божественная природа Христа позволяет Ему пребывать с нами неизменно.

Человеческая природа Христа ничем не отличалась от нашей. Он воплотился в человека ради нас. Он уподобился нам, чтобы стать нашим Искупителем. Он стал заместительной жертвой, взяв на Себя наши грехи и пострадав за нас на кресте. Он также сделался нашим защитником, исполнив Божий закон вместо нас.

Искупительный подвиг подразумевал своего рода взаимный обмен. Наши грехи были вменены Иисусу. Праведность Его осеняет нас. Он терпит покарание, вызванное несовершенством нашей природы; мы же получаем награду, заслуженную совершенством Его человечности. Будучи человеком, Христос был подвержен всем слабостям, свойственным людям, за исключением одной: Он был безгрешен. В силу Своей человеческой природе, Он не был всеведущ. Его знание, всегда правильное и точное, все же не было безграничным. Существовали вещи, которых Он не знал: например, дня и часа Своего возвращения на землю. Несомненно, что в Своей божественной природе Он всеведущ, и знание Его не имеет пределов.

Как человеческое существо Христос был ограничен временем и пространством. Подобно всем людям, Он не мог пребывать в нескольких местах в одно и то же время. Он обливался потом. Он испытывал голод. Он плакал. Он терпел боль. Он был смертным. Он мог быть казнен. Во всех этих отношениях Он был таким же, как мы.

Библейские стихи для размышления:

Иоанна 1:1-14

Галатам 4:4

Филиппийцам 2:5-11

Евреям 2:14-18

Евреям 4:15

Заключение:

1. Иисус обладал подлинной человеческой природой, совершенным образом сочетавшейся с Его божественной природой.

2. Согласно учению докетизма, Иисус не обладал реальным физическим телом.

3. Монофизитская ересь подразумевает обожествление человеческой природы, в силу чего человеческая сущность Христа поглощается Его божественной сущностью.

4. Человеческая природа Христа есть основа Его отождествления с нами.

5. Иисус взял на Себя наши грехи, а мы разделяем Его праведность.

6. Человеческая природа Христа была подвержена всем слабостям, свойственным человеку, за исключением греховности.

28. Безгрешность Христа

Говоря о безгрешности Христа, мы обыкновенно подразумеваем Его человеческую природу. Нет нужды апеллировать к божественной сущности Христа, которая не способна грешить. Доктрина о безгрешности Христа никогда не являлась предметом каких-либо фундаментальных разногласий. Даже самые закоренелые еретики, каких только знает история, никогда не отрицали этого свойства Христа.

Безгрешность Христа служит не просто примером для нас. Она является основой и неотъемлемым условием нашего спасения. Не будь Христос «непорочным Агнцем», Он не только не смог бы стать залогом чьего-либо спасения, но и Сам нуждался бы в спасителе. Множество грехов, вмененных Иисусу в час распятия на кресте, требовали особого, совершенного жертвоприношения. Во исполнение его жертвой должно было стать существо, не запятнанное ни единым грехом.

Безгрешность Христа имела как пассивную, так и активную стороны. Христос не совершил ни одного греховного поступка. Он не преступил ни единого из Божьих святых законов. Он скрупулезно следовал всем Божьим заповедям. Будучи абсолютно безгрешным, Христос выполнил даже требования иудейского закона, подвергшись обрезанию, приняв крещение и, по всей вероятности, следуя таким обычаям, как жертвоприношение животных. Это — пассивная сторона безгрешности Христа. Активной стороной является то рвение, с каким Христос стремился повиноваться закону; Он связал Себя обязательством исполнить волю Отца. О Христе сказано, что ревность по доме Отца снедала Его (Иоанна 2:17) и что пищей и питием Его было творить волю Отца (Иоанна 4:34).

С определенным затруднением мы сталкиваемся при изучении Послания к Евреям 4:15: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха». Если Христос был искушаем подобно нам, как мог Он остаться безгрешным? Эта проблема становится еще более острой, когда мы читаем в Послании Иакова (1:14-15): «Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.»

Иаков описывает такого рода искушение, которое порождается нечестивыми желаниями внутри нас. Эти желания греховны уже по природе своей. Если Иисус был искушаем подобно нам, не значит ли это, что и Его одолевали греховные желания? Именно на этот вопрос дает нам ответ упомянутая выше формулировка: «без греха», приведенная в Послании к Евреям. Да, Иисус испытывал желания. Но Его желания не были греховными. Когда Он был искушаем Сатаной, атака велась извне. Это было внешнее искушение. Сатана пытался склонить Иисуса к нарушению поста. Конечно же, Иисус испытывал физический голод, конечно же, Ему хотелось есть. В этом желании нет ничего греховного. При прочих равных условиях это желание можно было бы удовлетворить. Но в том-то и дело, что прочие условия не были равны. Иисус обязан был исполнить волю Отца. Он не желал грешить.

Именно полная безгрешность дала Иисусу право быть совершенной жертвой, предназначенной в уплату за наши грехи. Наше спасение требует наличия двух аспектов искупления. Иисусу необходимо было не только стать заместительной жертвой и принять наказание за грехи человечества; Он обязан был совершенным образом выполнить требования Божьего закона, с тем чтобы заслужить награду, обещанную в Божьем завете. Иисус не только умер, будучи существом совершенным и безгрешным, за существ несовершенные и грешные; Он прожил жизнь в совершенном послушании, которое необходимо было для нашего спасения.

Библейские стихи для размышления:

Матфея 3:15

Римлянам 5:18-21

2 Коринфянам 5:21

Евреям 7:26

1 Петра 3:18

Заключение:

1. Безгрешность Христа была необходимым условием нашего спасения.

2. Иисус совершил искупление как непорочный Агнец.

3. Христос не был искушаем греховными желаниями.

4. Своим совершенным послушанием Иисус дал нам праведность — заслугу, необходимую для нашего спасения.

29. Непорочное зачатие

Доктрина о непорочном зачатии Иисуса гласит, что рождение Его было результатом чудесного зачатия: Дева Мария зачала дитя во чреве силою Святого Духа, без участия земного отца. Чудесное рождение Христа говорит нам многое о Его природе. Тот факт, что Он был рожден женщиной, свидетельствует о несомненности Его человеческой природы, о том, что Он стал одним из нас. И все же человеческая природа Христа кое в чем отличалась от нашей. Мы рождаемся отягощенными первородным грехом. Христос же был безгрешен.

Непорочное зачатие также связано с божественностью Христа. Нет сомнения в том, что Божество может сойти в мир иным путем, нежели через непорочное рождение, но чудо рождения Христа указывает на Его божественность. Благовещение архангела Гавриила Марии подчеркивает этот момент. Когда Гавриил возвестил ей о том, что она родит сына, Мария была смущена: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Луки 1:34).

Ответ Гавриила Марии имеет решающее значение для нашего понимания непорочного зачатия: «Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Луки 1:35). И далее ангел добавляет: «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Луки 1:37).

Оставим в стороне такой современный вариант зачатия, как искусственное осеменение, в котором нет ничего чудесного, и подумаем: чтo может быть обычнее и естественнее, чем природный способ зачатия ребенка? Беременность женщины, не имевшей интимных отношений с мужчиной, не только невероятна с точки зрения биологии; она явно противоречит законам природы.

Но дитя Марии было порождено не только ею одной. «Отцом» этого дитяти являлся Святой Дух. Слова о том, что Дух сойдет на Марию и «осенит» ее, перекликаются с описанием деяний Святого Духа при сотворении мира. Они говорят о том, что это дитя будет особым творением, и Отцом Его станет Сам Бог.

Люди, не признающие доктрины о непорочном зачатии, обычно не верят и в то, что Иисус воистину есть Сын Божий. Таким образом, эта доктрина является своего рода водоразделом между ортодоксальными христианами и теми, кто не верит в Воскресение и Искупление.

Библейские стихи для размышления:

Исайя 7:10-16

Матфея 1:23

Римлянам 1:3-4

1 Коринфянам 15:45-49

Галатам 4:4

Заключение:

1. Библия ясно и недвусмысленно говорит о непорочном зачатии.

2. Рождение Иисуса от женщины указывает на Его человеческую природу и явление Его как нового, или последнего Адама.

3. То, что Иисус был рожден без участия земного отца, указывает на Его божественную природу как Сына Божия.

4. Отрицание доктрины о непорочном зачатии обычно связано с отрицанием сверхъестественного или чудесного в Писании.

30. Иисус Христос — Единородный Сын

Упоминание в Библии о Христе как «единородном от Отца» (Иоанна 1:14) являлось предметом крупных разногласий в истории церкви. Поскольку Иисус именуется также «рожденным прежде всякой твари» (Колоссянам 1:15), возникло утверждение о том, что Библия учит, будто Иисус есть не божественное существо, а высшее творение.

Ссылаясь на это утверждение, и Свидетели Иеговы, и мормоны отрицают божественную природу Христа. Именно потому обе эти группы рассматриваются как секты, а не как истинно христианские деноминации.

Божественность Христа стала главным предметом обсуждения в четвертом веке, когда еретик Арий из Александрии заявил о своем непризнании Троицы. Основные аргументы Ария против божественности Христа предвосхитили аргументы современных нам свидетелей Иеговы и мормонов. Арий был объявлен еретиком на Никейском Соборе в 325 г. от Р.Х.

Арий утверждал, что греческое слово, переведенное как «единородный«, означает: «случившийся», «ставший», «начавший быть». Исходя из этого, он делал вывод о том, что существо, определяемое таким образом, должно было иметь начало во времени. Оно, следовательно, должно быть конечным во времени, что, в свою очередь, является признаком сотворенности. Быть «рожденным прежде всякой твари» означает высшую степень сотворенности, превыше ангелов, но в то же время не превышает уровня самого творения. Поклоняться творению — значит совершать идолопоклонство. Ни ангелы, ни любое другое творение не являются достойными поклонения. Приписывание божественности Христу, по мнению Ария, было равносильно кощунственному отвержению библейского монотеизма. Арий считал, что Бог — «один», как в существе, так и в личности.

В Никейском Символе веры отражена отповедь церкви арианской ереси. Оно признает Христа «единородным и несотворенным». В этой простой формуле церковь стремилась предостеречь верующих от идеи толкования слова «единородный» в значении «сотворенный».

Некоторые историки обвиняют Никейский Собор в затевании ненужных прений и лукавых мудрствований вокруг «единородства» Христа вместо того, чтобы просто и ясно объяснить смысла греческого слова «единородный» и фразы «рожденный прежде всякой твари». Но церковь уклонилась от простого объяснения этих слов не по своему произволу. Она имела законные основания определить принятый ею термин «единородный» как «несотворенный».

Прежде всего церковь стремилась истолковать эти термины в полном контексте библейского учения о природе Христа. Будучи убежденной в том, что Новый Завет недвусмысленно свидетельствует о божественности Христа, церковь воспротивилась тому, чтобы одна часть Писания противопоставлялась другой.

Во-вторых, несмотря на то, что Новый Завет был написан по-гречески, большинство выражений и понятий в нем несут смысловую нагрузку, свойственную еврейскому обществу. Новозаветный греческий язык есть всего лишь средство выражения еврейских понятий. Это обстоятельство предостерегает нас от чрезмерного внимания к тончайшим нюансам классического греческого языка. Так, было бы ошибочным нагружать употребленный Иоанном в отношении Иисуса греческий термин «logos» («слово») исключительно идеями, ассоциировавшимися с употреблением этого слова в Греции.

В-третьих, термин «единородный» употребляется в Новом Завете в определяющем смысле. В Евангелии от Иоанна (1:14) об Иисусе говорится как о «единородном». Опять-таки у Иоанна (1:18) Иисус назван «единородным Сыном». В рукописи явно присутствуют указания на то, что в греческом оригинале читалось: «единородный Бог». Будь этот текст принят в изначальном своем варианте, отпала бы необходимость в дебатах. Так или иначе, трактуя эти слова как «единородный Сын», мы по-прежнему имеем дело с определением решающего свойства. Иисус назван «едино-родным» (по-гречески: monogenais). Приставка «mono» в греческом языке звучит сильнее, нежели английское слово «only», выполняющее ту же роль в выражении «only begotten» («единородный»). Иисус уникален в своем рождении. Он рожден неповторимым образом. Никто и ничто больше не рождено в том смысле, в каком рожден Иисус. То, что церковь говорит о вечном происхождении Христа, есть попытка отдать справедливость факту. Сын вечно происходит от Отца, но не как творение, а как вторая Ипостась Троицы.

Послание к Евреям, также упоминающее о Христе как о «рожденном» (Евреям 1:5), приводит, пожалуй, высочайший образец «христологии», встречающейся в Новом Завете. Единственной книгой Нового Завета, способной соперничать в этом отношении с Посланием к Евреям, является Евангелие от Иоанна. Иоанн ясно и недвусмысленно именует Иисуса «Богом». Он же говорит о Христе как о «единородном».

Наконец, фраза «рожденный прежде всякой твари» должна рассматриваться на фоне традиций еврейской культуры первого века. С этой позиции мы можем видеть, что термин «перворожденный» объясняет превознесенный статус Христа как наследника Отца. Подобно тому, как первенец в семье обычно получает наследие своих предков, Иисус, будучи божественным Сыном, получает в наследие царство Отца Своего.

Библейские стихи для размышления:

Иоанна 1:1-18

Колоссянам 1:15-19

Евреям 1:1-14

Заключение:

1. Библейские упоминания об Иисусе как о «единородном от Отца» и «рожденном прежде всякой твари» вызвали в истории церкви разногласия по поводу божественности Христа.

2. Свидетели Иеговы и мормоны используют эти отрывки из Библии для отрицания божественности Христа.

3. Никейский Символ веры однозначно утверждает, что Иисус был «рожденным, не сотворенным». Это точное определение вытекает из новозаветного утверждения о божественности Христа.

4. Иисус назван «единородным» от Отца. Он является единственным в Своем рождении от Отца, но не как творение, а как Вечный Сын Божий, вторая Ипостась Троицы.

5. Термин «перворожденный» должен рассматриваться на фоне еврейских традиций первого века. Иисус рожден прежде всякого творения в том смысле, что Он является наследником всего, что принадлежит Отцу.

31. Крещение Христа

Обряд водного крещения, совершавшийся Иоанном Крестителем, тесно связан с таинством крещения, учрежденным Иисусом как символ нового завета. Хотя между обоими обрядами существует преемственная связь, их не следует рассматривать как идентичные ритуалы.

Крещение Иоанна, если подходить к нему с правильной точки зрения, принадлежит к Ветхому Завету. Несмотря на то, что мы читаем о нем в Новом Завете, сам новый завет начался лишь после служения Иоанна. Он содержал условия, предъявленные Богом к Своему народу — Израилю. Это было подготовительное крещение. Иоанн возвещал о том, что приблизилось Царство Божие. Он был провозвестником Мессии. Близость грядущего Царства Божия усматривалась в ожидаемом пришествии Христа. Царь Мессия должен был вскоре быть возвещен, однако народ Израиля не был готов к Его приходу. Люди были неподготовлены. Они были нечисты.

Крещение Иоанна стало коренным новшеством. Прежде Иоанна язычники, желавшие обратиться в иудейскую веру, обязаны были подвергнуться обряду очищения. С появлением Иоанна Крестителя Бог потребовал от иудеев покаяния и омовения. Иудейское духовенство восприняло требования Иоанна как ересь и оскорбление. Они означали, что Иоанн считал евреев столь же нечистыми, как и язычников.

Иисус сознательно подвергся обряду Иоаннова крещения и даже настоял на нем (вопреки протестам Иоанна), ибо Его роль Мессии предписывала Ему подчинение всем требованиям Божьего закона для Израиля. Отождествив Себя со Своим народом, Иисус был крещен во имя исполнения всякой праведности.

Миг, когда Иисус вошел в реку Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна, стал началом Его земного служения. Тем самым Он не только принял на Себя грехи Своего народа, но и был помазан Святым Духом на служение. В определенном смысле это было посвящение Иисуса. Здесь началось Его служение как Христа.

Слово «Христос» означает «помазанный». Иисус был помазан Святым Духом в Своем крещении и приступил к исполнению роли Мессии, как описал в своем пророчестве Исаия: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим» (Исайя 61:1).

Библейские стихи для размышления:

Исайя 40:3

Матфея 3:13-17

Марка 1:1-5

2 Коринфянам 5:21

Заключение:

1. Крещение Иоанна было подготовкой к приходу Мессии.

2. Крещение Иоанна было оскорбительным для иудейского духовенства, так как означало «нечистоту» иудеев.

3. Иисус крестился не потому, что был грешен, но во имя отождествления Себя с грешниками, которых пришел спасти.

4. Иисус был посвящен, или помазан в Своем крещении.

32. Слава Христа

Слава в нашем представлении обычно связана с некими чрезвычайными достижениями, скажем, в спорте или бизнесе, либо с чьей-то личной известностью. В Библии это слово означает сияние, излучаемое безграничным Божьим величием. В переломные моменты земной жизни Иисуса блистающая божественность прорывалась сквозь Его человеческую оболочку.

Слава Христа, вероятно, никогда не была более очевидной, чем в миг Его преображения. От греческого слова «metamorphoomai» (преображаюсь) мы производим слово «метаморфоза». Оно означает изменение формы, как, например, превращение гусеницы в бабочку. Приставка «пре-» отражает переход одной формы в другую. Преображение есть пересечение некоей границы, преодоление некоего барьера. Мы можем назвать это пересечением пограничной линии между природным и надприродным, между человеческим и божественным. Это — вступление в пределы Божии.

В момент преображения яркий свет осиял Иисуса. Этот свет был видимым свидетельством пересечения границы. Сияние, подобное этому, озаряло лицо Моисея, возвратившегося с горы Синай с Десятью заповедями. Здесь, однако, есть некоторые различия. Лицо Моисея сияло отраженным светом славы. Христос же не только отражал сверкание божественной славы; Его слава сама есть божественное сияние и как таковая неизмеримо превосходит отраженный свет на лице Моисея.

Итак, Христос был не отражением света, но Сам являлся его источником. Его преображение сродни тому, что произойдет с христианами в Новом Иерусалиме. В книге Откровения (21:23) Иоанн говорит, что небесный город не будет иметь нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего. Слава Божия будет освещать его, и светильником его будет Агнец. Иоанн пишет: «И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» (Откровение 22:4-5).

То, что слава Христа воссияла в момент Преображения, не должно удивлять нас. Удивительно то, что Он по Своей воле скрыл славу Свою во имя детей Своих.

Библейские стихи для размышления:

Матфея 17:1-9

Марка 13:24-27

Евреям 1:1-3

Откровение 22:4-5

Заключение:

1. Слава Христа явлена была в момент Его преображения.

2. Преображение Христа было изменением формы, превращением природного в надприродное.

3. Слава Христа есть не только отражение Божьей славы, но сама является истинной Божьей славой.

33. Вознесение Христа

Современная церковь зачастую обходит вниманием значение Вознесения. В память о рождении, смерти и воскресении Христовом учреждены праздники (святые дни) — Рождество, Страстная (Великая) Пятница и Пасха. Многие церкви, однако, не уделяют достаточного внимания Вознесению, хотя это событие имеет глубочайшее значение как искупительный акт. Оно отмечает момент величайшего возвышения Христа, предшествовавшего Его возвращению. В миг Вознесения Христос был осиян славой Своей.

Иисус говорил о Своем уходе из этого мира как о благе, неизмеримо лучшем для нас, нежели Его постоянное присутствие. Когда Он впервые объявил ученикам о Своем уходе, те были опечалены таким известием, однако со временем смысл этого великого события стал понятен им. Вот как описывает Вознесение Лука:

«Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деяния 1:9-11).

Мы видим, что Иисус вознесся на небеса в облаке. Вероятно, речь идет о «Шекхина» — облаке Божьей славы. «Шекхина» превосходит сиянием всякое обычное облако. Это -видимое проявление блистающей славы Божией. Итак, уход Иисуса произошел при необыкновенных обстоятельствах. Это был момент блистательный и великолепный.

«Вознестись» означает «подняться наверх». Применительно к Христу термин «вознесение» приобретает гораздо более глубокий, богатый, особенный смысл. Вознесение Христа уникально. Оно превыше вознесения Еноха, взятого прямо на небеса, и вознесения Илии в огненной колеснице.

Вознесение Иисуса связано с Его восхождением в особое место с особой целью. Он уходит к Отцу, чтобы воссесть одесную Его. Он возносится к престолу мирового владычества. Иисус уходит на небеса, чтобы принять высочайший венец Царя Царей.

Иисус вознесся также для того, чтобы вступить в Святая Святых на небесах и продолжить Свой труд великого Первосвященника. На небесах Иисус правит как Царь и заступается за нас как наш Первосвященник. Облеченный всемирным могуществом, Он изливает на церковь Свой Святой Дух. Жан Кальвин пишет:

«Взятый на небо, Он скрылся от нашего вида в Своем теле, но не лишил ходящих по земле верующих Своего присутствия, дабы править миром посредством силы еще более действенной, чем прежде.» [1]

Вознесшись на небеса, чтобы принять венец Царя Царей, Иисус воссел одесную Бога. Место по правую руку Бога есть престол могущества. Восседая на нем, Иисус правит Своим царством и председательствует как Судия неба и земли.

Находясь по правую руку Отца, Иисус главенствует над телом Своим, то есть церковью. Отсюда власть Его и правящая юрисдикция простирается за пределы Его церкви и охватывает весь мир. Хотя внутри владений Иисуса между церковью и государством могут существовать различия, по сути своей они неразделимы. Власть Его распространяется и на церковь, и на государство. Все земные правители будут держать ответ перед Ним и будут судимы Им как Царем всех царей и Господом всех господствующих.

Всякий сущий на небе и на земле призван Богом чтить величие Иисуса, подчиняться Его правлению, отдавать Ему почести и покоряться Его власти. Всякий неминуемо предстанет перед Ним в день Последнего Суда.

Иисус властен изливать на церковь Свой Святой Дух. Однако Он не сделал этого, пока не воссел одесную Бога. Деяния Духа подчинены велениям Отца и Сына, которые совместно посылают Его к верующим, чтобы прилагать к ним исполненный Христом труд спасения.

Восседая одесную Бога, Иисус исполняет роль не только Царя Царей, но также всемирного судии. Он судит все нации и все народы. Помимо функций судии, на Иисуса возложены Отцом также функции нашего защитника. На Последнем Суде Он станет и нашим обвинителем, и нашим адвокатом. Предвестие будущего заступничества Христа за святых людей мы видим в описании мученичества Стефана:

«Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деяния 7:55-56).

Библейские стихи для размышления:

Луки 24:50-53

Римлянам 8:34

Римлянам 14:9-10

Ефесянам 4:7-8

Евреям 9:23-28

Заключение:

1. Современная церковь не придает достаточного значения Вознесению.

2. Вознесение отмечает момент величайшего возвышения Христа в истории искупления.

3. Христос вознесся в облаке славы.

4. Христос вознесся в особое место с особой целью: быть увенчанным как Царь Царей.

5. В вознесении Своем Христос стал нашим Первосвященником и воссел одесную Бога, на престоле всемирного могущества.

6. Воссев одесную Бога, Иисус повелел излиться Святому Духу в день Пятидесятницы.

7. Обладая безграничным могуществом, Иисус судит все сущее.

8. Иисус выступает также в роли защитника Своего народа.

34. Иисус Христос — посредник

Значение слова «посредник» вытекает из структуры самого слова. Это тот, кто стоит между двумя спорящими или враждующими сторонами и пытается примирить их. В библейском контексте люди описаны как существа, пребывающие в состоянии вражды с Богом. Мы бунтуем, сопротивляемся, отказываемся повиноваться закону Божьему. В результате мы испытываем на себе тяжесть Божьего гнева. Для того, чтобы изменить, исправить это поистине катастрофическое положение, нам необходимо примирение с Богом.

Чтобы осуществить это примирение, Бог-Отец послал Своего Сына, предназначив Ему быть нашим Посредником. Христос несет нам не что иное, как небесное величие Самого Бога, ведь Он — Бог, явленный во плоти. И все же Он принял человеческую природу и добровольно подчинился требованиям Божьего закона.

Осуществление этого примирения не было со стороны Христа попыткой убедить Отца отвратить Свой гнев от людей. Напротив, в лоне вечного Совета Божества Отец и Сын пребывали в полном согласии относительно того, что Сын должен прийти как наш Посредник. Ни один ангел не смог бы надлежащим образом представлять Бога среди нас; только Сам Бог был в состоянии сделать это.

Воплотившись, Сын принял человеческую природу, с тем чтобы совершить искупление падшего семени Адамова. Своим совершенным послушанием Христос удовлетворил всем требованиям Божьего закона и заслужил для нас вечную жизнь. Приняв искупительную смерть на кресте, Он умиротворил гнев Божий, который должен был излиться на нас. И в активном, и в пассивном смысле Христос исполнил все божественные требования, необходимые для примирения. Кровь, пролитая Им, принесла нам новый завет с Богом, и по сей день Иисус заступается за нас, будучи нашим Первосвященником.

Хороший посредник способен добиться примирения между враждующими либо разорвавшими отношения сторонами. Именно эту роль взял на Себя Иисус — наш совершенный Посредник. Павел говорит, что примирительный труд Христа принес нам мир с Богом: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Римлянам 5:1).

Посреднический труд Христа превосходит любое другое посредничество. Моисей был посредником времен Ветхого Завета. Он передал израильтянам закон от Бога. Но Иисус неизмеримо выше Моисея. Автор Послания к Евреям заявляет:

«Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его… И Моисей верен во всем доме Его, как служитель… А Христос — {верен} как Сын в доме Его; дом же Его — мы.» (Евреям 3:3-6)

Библейские стихи для размышления:

Римлянам 8:33-34

1 Тимофею 2:5

Евреям 7:20-25

Евреям 9:11-22

Заключение:

1. Труд посредника направлен на достижение примирения между сторонами, разорвавшими отношения.

2. Христос, будучи Богочеловеком, примиряет нас с Отцом.

3. Между Христом и Отцом существовало извечное согласие о том, что Христос должен стать нашим Посредником.

4. Посреднический труд Христа превосходит посредничество пророков, ангелов и Моисея.

35. Тройное служение Христа

Жан Кальвин внес значительный вклад в христианское понимание труда Христова, раскрыв тройное служение Христа как Пророка, Священника и Царя [1]. Будучи величайшим пророком Божьим, Христос являлся в одно и то же время и объектом, и субъектом пророчества. На личности и труде Его сосредоточено внимание пророков Ветхого Завета; при этом и Сам Он был пророком. В пророческих утверждениях Самого Иисуса главное место отводится Царству Божию и собственной роли Христа в грядущем Царстве. Основной задачей пророка было возвещать Слово Божье. Иисус же не только возвещает Божье Слово — Он воплощает его Собой. Иисус, величайший Божий Пророк, был Словом Божиим, явленным во плоти.

Ветхозаветный пророк представлял собой нечто вроде посредника между Богом и народом Израиля. Он обращался к людям от имени Господа. Священник же обращался к Богу от имени народа. Иисус также выполнял роль великого Первосвященника. Священники Ветхого Завета регулярно совершали жертвоприношения; Иисус же принес жертву непреходящей значимости и сделал это раз и навсегда. В качестве приношения Отцу Он предложил Самого Себя. Он был и жертвователем и жертвой одновременно.

Во времена Ветхого Завета посреднические функции пророка, священника и царя выполнялись каждая отдельным человеком; Иисус же превосходно сочетает в Себе все три функции. В Нем исполнилось мессианское пророчество из Псалма 109. Он является одновременно и потомком Давида, и Господом Его. Он — Священник и в то же время — Царь. Закланный Агнец есть также Лев от колена Иудина. Для полного понимания труда Христова мы не должны рассматривать Его только как пророка, священника или царя. Все три упомянутые служения полностью свершились в Нем.

Библейские стихи для размышления:

Псалом 109

Исайя 42:1-4

Луки 1:26-38

Деяния 3:17-26

Евреям 5:5-6

Заключение:

1. Иисус явился во исполнение пророчеств Ветхого Завета и Сам был пророком.

2. Иисус одновременно был и Священником, и жертвой. Будучи Священником, Он принес Себя в качестве совершенной жертвы за грехи.

3. Иисус есть помазанный Царь всех царей и Господь всех господ.

Тройное посредничество:

36. Имена и титулы Иисуса

Иисусу из Назарета присвоено великое множество имен и титулов — намного больше, чем любому другому историческому лицу. Вот вкратце их перечень:

Христос

Господь

Сын Человеческий

Спаситель

Сын Давидов

Великий Первосвященник

Сын Божий

Альфа и Омега

Владыка

Учитель

Праведность

Пророк

Нарцисс Саронский

Лилия долин

Ходатай

Лев от колена Иудина

Агнец Божий

Последний Адам

Основные титулы Иисуса следующие:

1. Христос. Иисус настолько часто именуется Христом, что люди нередко по ошибке принимают это звание за фамилию. На самом же деле это вовсе не фамилия, а титул, указывающий на положение и труд Иисуса как Мессии. Греческое слово Христос является переводом древнееврейского слова Мессия, и оба означают — «Помазанник».

Ветхозаветное понятие об ожидаемом Мессии, который особым образом должен быть помазан Духом Святым, являло собой весьма сложную и многогранную идею. Не у всех иудеев были одинаковые представления о Мессии.

С одной стороны, Мессия должен был быть царем — помазанным Сыном Давида, Львом от колена Иудина, кому предстояло возродить павшее царство Давидово. (Это обстоятельство особенно радовало иудеев и раздувало в них пламя надежды на появление политического вождя, который освободил бы их от римского ига.)

Однако от Мессии требовалось также быть Слугой Божьим — тем самым страждущим Рабом, о котором говорилось в пророчестве Исайи. Сочетание обоих этих качеств в одной личности казалось невозможным, хотя в Иисусе оно было очевидным.

Мессия, кроме того, должен был являться существом небесным (Сын Человеческий) и быть исключительным образом связанным с Богом-Отцом (Сын Божий). Он должен был выполнять одновременно роль священника и пророка. Чем больше мы осознаем всю сложность образа Мессии, тем более нас поражает, как прихотливо все требуемые качества переплелись в личности и труде Иисуса.

2. Господь. Второй наиболее употребляемый в Новом Завете титул Иисуса — Господь. Этот титул необыкновенно важен для понимания новозаветного образа Иисуса. В греческом оригинале Нового Завета он употребляется в трех значениях: 1) как вежливое обращение, аналогичное русскому «господин»; 2) как обозначение рабовладельца, то есть «хозяина». В фигуральном смысле оно применено здесь к Иисусу, который является нашим Владыкой. И, наконец, третье, высочайшее значение слова — Господь, то есть верховный властелин.

В первом веке римские императоры требовали от своих подданных «присяги в благонадежности», выражавшейся формулой «Цезарь есть Господь» (т.е. господин, верховный властелин — прим. перев.). Христиан, отказывавшихся исполнить это требование, подвергали мученической смерти. Вместо того, чтобы клясться в верности цезарю, они провозглашали первый христианский символ веры: «Христос есть Господь». Называть Иисуса Господом было верхом радикализма с точки зрения не только римлян, но и евреев — и даже в первую очередь евреев, поскольку Господом в Ветхом Завете именовался Сам Бог.

Титул Господа дарован Иисусу Богом-Отцом. Это — «имя выше всякого имени», как говорит Павел в Послании к Филиппийцам 2:9.

3. Сын Человеческий. Это — одно из интереснейших имен, присвоенных Иисусу и, пожалуй, чаще всего неправильно понимаемое. Поскольку церковь признает двойственную (истинно человеческую и истинно божественную) природу Иисуса, а Библия описывает Его как Сына Человеческого и Сына Божия, заманчивым выглядит предположение, что имя Сын Человеческий связано с человеческой природой Иисуса, а имя Сын Божий — с Его божественной природой. Однако это не совсем так. Хотя имя Сын Человеческий действительно заключает в себе элемент «человечности», все же в первую очередь оно указывает на божественную природу Иисуса. Аналогичным образом имя Сын Божий подразумевает божественность, однако соотносится прежде всего с сыновним послушанием Иисуса.

Имя Сын Человеческий приобретает дополнительное значение, когда мы осознаем, что, несмотря на третью по счету позицию с точки зрения частотности его употребления в Новом Завете (вслед за Иисусом и Господом), оно занимает первое место (и с большим преимуществом!) среди имен, которыми Иисус предпочитал называть Себя Сам. Сын Человеческий — несомненно, излюбленное именование Иисусом Самого Себя.

Значение этого имени становится очевидным в связи с употреблением его Даниилом в Ветхом Завете (см. Даниил 7). Здесь имя Сын Человеческий явно соотносится с небесным существом, исполняющим функции всемирного Судии. В устах Иисуса оно отнюдь не свидетельствует о ложном самоуничижении; напротив, это — смелое притязание на божественные полномочия. К примеру, Иисус возглашает, что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи (Марка 2:10) — что является прерогативой Бога, — а также есть господин и субботы (Марка 2:28).

4. Logos. Ни одно из имен Иисуса не порождало более острого философского и богословского интереса в первые три столетия от Р.Х., нежели имя Logos. Оно составляло главный предмет внимания христологии в ранний период ее развития. Вступление к Евангелию от Иоанна является ключевым для понимания Logos с точки зрения христологии. Иоанн пишет: «В начале было Слово (Logos), и Слово (Logos) было у Бога, и Слово (Logos) было Бог» (Иоанна 1:1).

В этом великолепном отрывке одновременно проводится и различие между Logos и Богом («Слово было у Бога»), и отождествление Их («Слово было Бог»). Этот парадокс сильно повлиял на развитие учения о Троице, которое рассматривает Logos как вторую ее Ипостась, которая отличается от Отца в личностном отношении, но в отношении сущности едина с Ним.

То, что христианские философии стали рассматривать понятие logos как одно из имен Иисуса, вполне объяснимо. Хотя сам термин может быть переведен просто как «слово», за ним стоит целая история употребления его в качестве технического термина философии, что, разумеется, неизмеримо расширяет и обогащает его значение. Древних греков заботил смысл всего сущего, а потому они пребывали в поисках «высшей реальности» (метафизики). Их философы искали некий объединяющий фактор, некую силу, привносящую порядок и гармонию в широчайшее многообразие мироздания (космология). Они пытались найти nous (разум), существованием которого можно было бы объяснить вселенский порядок. Этой всеобъединяющей высшей реальности греки дали имя logos. Она обеспечивала связность, то есть «логику» действительности. Этой концепцией воспользовался Гераклит, а вслед за ним — философы-стоики, применявшие ее как некий абстрактный космический закон.

Несмотря на то, что сам термин logos несет, таким образом, дохристианскую нагрузку в виде философских идей Древней Греции, библейское его использование простирается гораздо шире. В книге Бытия 1:3 и далее говорится: «Сказал Бог… и стало так.» Следовательно, творение началось Божьим словом. Есть, тем не менее, одно обстоятельство, благодаря которому концепция logos приобретает совершенно особое значение: в Новом Завете «logos» означает личность. Слово стало человеком, который жил в нашем мире и умер в нем.

Библейские стихи для размышления:

Бытие 1:1-2:3

Матфея 9:1-8

Матфея 16:13-21

Иоанна 1:1-18

Откровение 19:11-16

Заключение:

1. Слово Мессия означает «помазанник» и используется для обозначения роли Иисуса как Царя и одновременно Страждущего Раба. Мессия — наиболее часто употребляемый титул Иисуса.

2. Господь — второй по частотности употребления титул Иисуса, соотносящийся с Его верховной властью как Владыки всего сущего.

3. Сын Человеческий — имя, которым Иисус чаще всего называет Себя Самого. В первую очередь оно соотносится с ролью Иисуса как всемирного Судии.

4. Имя Логос (Слово) обладает богатейшим наследием как древнееврейской, так и древнегреческой культуры. Иисус есть Логос — Творец вселенной, высшая реальность за пределами вселенной и неизменный ее Вседержитель.