5. Святой Дух

37. Божественность Святого Духа

38. Личность Святого Духа

39. Внутреннее свидетельство Святого Духа

40. Просвещение Святым Духом

41. Крещение Святым Духом

42. Святой Дух — Утешитель

43. Святой Дух — Освятитель

37. Божественность Святого Духа

Часто в церковной литургии мы слышим слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.» Это — так называемая триипостасная формула, суть которой — атрибуция божественности всем трем Лицам Божества.

Подобным же образом мы поем «Славу»:

«Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.»

В этом гимне вечная слава поется всем трем Лицам Троицы. Вечная слава наряду с Отцом и Сыном воздается Святому Духу.

Божественность Христа веками дебатировалась в церковных кругах, и дебаты эти продолжаются по сей день; божественность же Святого Духа обыкновенно признается церковью. Вероятно, причина отсутствия особых разногласий по поводу божественности Святого Духа состоит в том, что Дух никогда не являлся в человеческом облике.

Библия однозначно описывает Святого Духа как обладателя божественных свойств, наделенного божественной властью и применяющего ее. Начиная с четвертого века, всякий, кто признает, что Дух есть личность, признает также Его божественность.

В Ветхом Завете то, что говорится о Боге, нередко говорится и о Божьем Духе. Выражения «Бог говорит» и «Дух говорит» постоянно взаимозаменяются. В Новом Завете сохраняется та же особенность, и, пожалуй, наиболее убедительным представляется отрывок из Деяний 5:3-4, когда Петр спрашивает: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?… Ты солгал не человекам, а Богу.» Иными словами, солгать Святому Духу означает — солгать Самому Богу.

Писание также признает за Святым Духом атрибуты божественности. В 1 Послании к Коринфянам 2:10-11 апостол Павел пишет о всеведении Духа: «А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.» Псалмопевец свидетельствует о вездесущности Духа в Псалме 138:7-8: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты.» Дух трудится также при сотворении мира (Бытие 1:1-2).

Заключительным аккордом, утверждающим божественность Святого Духа, служит благословение Павла в его втором Послании к Коринфянам: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога-Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь.» (2 Коринфянам 13:14)

Библейские стихи для размышления:

Бытие 1:1-2

Деяния 5:3-4

Римлянам 8:9-17

1 Коринфянам 6:19-20

Ефесянам 2:19-22

Заключение:

1. Церковная литургия признает божественность Святого Духа.

2. Ветхий Завет признает за Святым Духом власть и атрибуты божественности.

3. Новый Завет признает за Святым Духом атрибуты божественности.

38. Личность Святого Духа

В тот вечер, когда моя жена обратилась ко Христу, она воскликнула: «Теперь я знаю, кто такой Святой Дух!» До тех пор в ее представлении Святой Дух был скорее «нечто», чем «некто».

Говоря о личности Святого Духа, мы подразумеваем, что третья ипостась Троицы является личностью, а не безликой силой. Это со всей очевидностью вытекает из Писания, где в отношении Духа употребляется только личное местоимение мужского, но никак не среднего рода. В Евангелии от Иоанна 16:13 Иисус говорит: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, чт( услышит, и будущее возвестит вам.»

Поскольку Святой Дух есть личность реальная и вполне определенная, а вовсе не безликая сила, мы можем наслаждаться личными взаимоотношениями с Ним. Апостол Павел дает церкви в Коринфе благословение, которое подчеркивает это: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога-Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь.» (2 Коринфянам 13:14) Иметь общение с кем-либо — значит установить с ним личные отношения. Кроме того, мы призваны не грешить против Святого Духа, не противиться Ему, не огорчать Его. Безликая сила не может быть «огорчена». Огорчение может испытать только существо личностное.

Поскольку Святой Дух — личность, нам д(лжно молиться Ему. Его роль в молитве заключается в том, чтобы помочь нам надлежащим образом изъясниться перед Отцом. Подобно тому, как Иисус предстоит за нас перед Отцом в качестве нашего Первосвященника, Святой Дух предстоит за нас в молитве.

Наконец, Библия говорит о том, что Святой Дух совершает деяния, которые возможно совершить только существу личностному. Дух утешает, ведет и учит избранного (см. Иоанна 16). Эти деяния вершатся путем, который указывает на присутствие разума, воли, чувства и силы. Дух ищет, избирает, открывает, утешает, убеждает и увещевает. Только личность способна делать это. Отклик христианина, таким образом, должен состоять не в простом подтверждении, что такая личность существует в действительности, но в первую очередь в послушании, любви и поклонении Святому Духу, третьей Личности Троицы.

Библейские стихи для размышления:

Иоанна 16:13

2 Коринфянам 13:14

1 Тимофею 4:1

Иакова 4:5

1 Иоанна 5:6

Заключение:

1. Святой Дух есть личность, а не безликая сила.

2. Писание употребляет в отношении Святого Духа личные местоимения мужского, но не среднего рода

3. Деяния Святого Духа требуют участия личности и выказывают это участие.

4. Христианин наслаждается личными взаимоотношениями со Святым Духом.

5. Святому Духу д(лжно поклоняться и повиноваться.

39. Внутреннее свидетельство Святого Духа

Ни один психологический детектив не обходится без свидетельских показаний — они-то и являются ключевым моментом всего дела. Показания свидетелей крайне важны, ведь с их помощью мы можем докопаться до правды. Бывает, что в ходе судебного разбирательства ставятся под сомнение свидетельские показания подозрительного характера. Свидетельство лжеца-психопата не стоит ломаного гроша. Чтобы довериться свидетельству, нужно иметь свидетеля, который достоин доверия.

Когда Бог свидетельствует об истинности чего-либо, Его свидетельство бесспорно. Оно не подлежит никакому сомнению. Свидетельство, исходящее от Бога, не может оказаться несостоятельным. Его источник — это высочайший уровень нравственности, глубочайший уровень знания, величайший уровень достоверности. Именно надежность Божьего свидетельства побудила Лютера заявить однажды: «Святой Дух — не скептик.» [1]

Жан Кальвин учил, что, несмотря на явно и недвусмысленно выраженные в Библии признаки божественной ее авторитетности и достаточно очевидную божественность ее первоисточника, все это не может убедить нас окончательно, пока не будет запечатлено в наших сердцах внутренним свидетельством Святого Духа [2]. Кальвин признавал разницу между доказательством и убежденностью. Если даже мы способны представить объективные и неотразимые доводы правдивости Писания, то где гарантия, что люди поверят, станут внимать ему или примут его? Чтобы убедиться в подлинности его истин, нам требуется помощь, то есть внутреннее свидетельство Духа. Благодаря Духу мы сдаемся или уступаем неотразимой очевидности библейских истин.

Это не значит, что в Своем внутреннем свидетельстве Святой Дух предоставляет нам какую-то новую, дотоле секретную, информацию или сверхубедительные аргументы, которые иным путем получить было невозможно. Правильнее будет сказать, что Он воздействует на наш дух так, чтобы превозмочь и сломить наше сопротивление Божьей истине. Открывая нам ясное учение Слова Божия, Он вынуждает нас сложить оружие и принять это учение со всей убежденностью.

Внутреннее свидетельство Духа — это не бегство в мистицизм и не порыв к субъективизму, где человеческие ощущения возводятся в ранг абсолютного авторитета. Существует коренное различие между свидетельством Святого Духа нашей душе и человеческим свидетельством нашей собственной души. Дух свидетельствует о Слове Божьем. Его свидетельство приходит к нам со Словом и через Слово. Оно не приходит без Слова или безотносительно к нему.

Святой Дух несет нашим душам свидетельство о том, что мы — дети Божии, подтверждая Его слово, обращенное к нам (Римлянам 8:16), и точно так же Он вселяет в нас внутреннее убеждение в том, что Библия есть Слово Божье.

Библейские стихи для размышления:

Иоанна 15:13

Деяния 5:32

Деяния 15:28

Римлянам 8:16

Галатам 5:16-18

Заключение:

1. Свидетельство Бога абсолютно надежно.

2. Библия предоставляет объективные и очевидные доказательства того, что она есть Слово Божье.

3. Без свидетельства Святого Духа мы не можем быть убеждены в правдивости Писания.

4. Внутреннее свидетельство Святого Духа не предлагает нашему разуму новых аргументов, но воздействует на наши сердца и души так, чтобы мы склонились перед очевидностью уже существующих доводов.

5. Учение о внутреннем свидетельстве Святого Духа не есть лицензия на право верить в непогрешимость наших чувств и ощущений.

40. Просвещение Святым Духом

Одним из самых полезных изобретений нашего времени оказался карманный фонарик. Когда отключается электричество и весь дом погружается в темноту, мы прибегаем к его спасительной помощи. Его функция — лучом света разрезать тьму, чтобы мы могли видеть. Он освещает нам место действия.

Библия не является темной для понимания книгой. Напротив, она — источник насущно необходимого нам света. Псалмопевец называет Божье Слово: «Светильник ноге моей и свет стезе моей» (Псалом 118:105).

Не всякий отрывок из Писания окажется легким для нашего восприятия. Некоторые из них понять трудно. Нередко мы бьемся, пытаясь проникнуть в глубинное значение того или иного стиха. Разум наш окутывает тьма, и это — одно из следствий греха. По греховной природе своей мы — темные создания, отчаянно нуждающиеся в свете.

Хотя Писание само по себе есть свет для нас, существует необходимость в дополнительном просвещении, чтобы мы могли яснее видеть этот свет. И Святой Дух, ставший вдохновителем Писания, трудится, освещая Писание для нас. Он проливает больше света на свет, уже существующий. Просвещение есть труд Святого Духа. Он помогает нам услышать, принять и правильно понять послание, заключенное в Слове Божьем. Вот что пишет апостол Павел:

«Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.» (1 Коринфянам 2:9-11)

Здесь Павел приводит аналогию, взятую из человеческого опыта. Вы можете многое узнать обо мне, наблюдая за мной либо прислушиваясь к тому, что обо мне говорят, но вам никогда не узнать, что творится в моем сознании или в моей душе, если я сам не решу открыться вам. Мои мысли известны только мне одному (впрочем, иногда, я уверен, моя жена читает их без труда!).

Подобным же образом Святой Дух посвящен в сокровеннейшие мысли Бога. По выражению Павла, Дух «проницает» глубины Божии. Не подумайте только, что Святой Дух проникает в сознание Бога, чтобы навести справки для собственного осведомления. Он не добывает там сведения, к которым невозможно подступиться обычным путем. Он «проницает», иначе говоря, словно беглый луч ночного прожектора, высвечивает то, что без него осталось бы скрытым во тьме.

Просвещение не следует путать с откровением. Сегодня часто приходится слышать, как люди рассказывают об откровениях, которые были, как они полагают, адресованы лично им Святым Духом. Просветительский труд Святого Духа состоит не в том, чтобы поставлять свежую информацию либо новые откровения сверх тех, что мы находим в Святом Писании.

Христиане-реформаты категорически отрицают утверждение о том, что новое Божье откровение дается нам и сегодня. Просветительский же труд Духа продолжается по сей день, и благодаря ему мы яснее видим то, что открыто в Писании. Дух помогает нам понимать Библию, убеждаться в несомненности ее истин и применять эти истины в своей жизни. Он трудится совместно со Словом и через Слово. Вот почему необходимо подходить ко всякому утверждению, ко всякой теории с мерилом Писания. Писание есть книга Духа.

Библейские стихи для размышления:

Иоанна 16:13-15

1 Коринфянам 2:9-16

2 Петра 1:21

Заключение:

1. Просвещение Святым Духом означает Его помощь нам в понимании и применении Писания.

2. Просвещение не следует путать с откровением.

41. Крещение Святым Духом

«А вы приняли крещение Святым Духом?» Рано или поздно каждый, кто в наши дни становится христианином, предстанет перед этим вопросом. Такой вопрос часто задают христиане-харизматы, с энтузиазмом воспринимающие свой личный опыт общения со Святым Духом.

Учение, когда-то ограниченное пределами пятидесятнических церквей и сходных с ними направлений, ныне обрело важность для многих верующих. Движение неопятидесятников затронуло едва ли не все христианские вероисповедания. Чувство волнения и духовного возрождения сопровождает обыкновенно это новое открытие присутствия и мощи Святого Духа в церкви.

Неопятидесятники предприняли попытку сформулировать доктрину о крещении Святым Духом, основываясь на человеческом опыте. Доктрина эта вышла крайне противоречивой.

Обычно, хотя и не всегда, христианин-харизмат рассматривает крещение Святым Духом как дополнительное воздействие благодати, отличное от возрождения и обращения и идущее вслед за ними. Это — труд Святого Духа, доступный всем христианам, но не всеми воспринимаемый. Харизматы и сами расходятся во мнении о том, является ли говорение языками неотъемлемым знаком или видимым проявлением «крещения».

Пятидесятники берут за образец событие, описанное в книге Деяний, когда верующие (которые, несомненно, испытали возрождающее действие Духа еще до праздника Пятидесятницы) исполнились Святого Духа и заговорили языками. Этот библейский образец, включающий определенный промежуток времени между обращением и крещением Духом, рассматривается, таким образом, как нормативный для всех веков.

Пятидесятники справедливо усматривают различие между возрождением и крещением Святым Духом. Возрождение — это новая жизнь, которую Святой Дух дает верующему, то есть делает живым того, кто был мертв во грехе. Крещение же Святым Духом связано с той силой, которой Бог наделяет Своих людей для служения.

Несмотря на то, что проводить различие между возрождением и крещением Святым Духом вполне правомерно, устанавливать временной промежуток между этими двумя нормативами для всех последующих веков — дело несостоятельное. Со времен апостолов сила Святого Духа обыкновенно давалась христианам вместе с возрождением. Верующим нет нужды ожидать вслед за обращением некоего дополнительного, специфического воздействия от крещения Духом. Каждый христианин исполнен Духа в большей или меньшей мере — в зависимости от того, насколько он «уступчив» Духу.

Другая трудность с доктриной пятидесятников заключается в неадекватном видении ими самого события, происшедшего в праздник Пятидесятницы. Это событие отмечает переломный момент в истории Нового Завета. Во времена Ветхого Завета лишь немногие избранные получали от Бога дары для служения (см. Числа 11). В эту же Пятидесятницу все изменилось. В тот день все присутствовавшие на празднестве верующие (все как один — евреи) приняли крещение. Подобным же образом в последующие сошествия Святого Духа обращаются самарянин (Деяния 8), верующие в доме Корнилия (Деяния 10) и ученики Иоанна — язычники, живущие в Эфесе (Деяния 19), — все принимают крещение Духом.

Первые верующие не думали, что самаритяне, богобоязненные люди, а также языческие ученики Иоанна могут стать христианами. Таким образом, крещение Святым Духом послужило своего рода подтверждением принадлежности их к церкви. Поскольку и те, и другие подверглись крещению Святым Духом в точности так же, как были крещены евреи на Пятидесятницу, отрицать вхождение их в лоно церкви было невозможно. Петр убедился в этом на собственном опыте. Узрев сошествие Святого Духа на богобоязненных язычников в доме Корнилия, он заключил, что нет препятствий для того, чтобы они сделались полноправными членами церкви. Петр сказал: «Может ли кто отказать в воде крещения тем, кто приняли Духа Святого, как и мы?» (Деяния 10:47).

Последовавшие за днем Пятидесятницы случаи крещения Святым Духом должны пониматься как распространение Пятидесятницы, посредством которого все тело Христа наделялось дарами для служения. В церкви времен Нового Завета не всякий верующий обладал способностью говорить языками, но каждый христианин получал дар Святого Духа. Таким образом исполнилось пророчество Иоиля (Деяния 2:16-21).

Библейские стихи для размышления:

Иоиль 2:28-29

Иоанна 7:37-39

Деяния 2:1-11

1 Коринфянам 12

1 Коринфянам 14:26-33

Заключение:

1. Крещение Святым Духом есть особое воздействие, посредством которого Дух наделяет верующих дарами для служения.

2. Книга Деяний описывает сошествие Святого Духа на четыре группы людей (евреев, самарян, богобоязненных и язычников), тем самым указывая на их принадлежность к церкви времен Нового Завета.

3. В событиях на Пятидесятницу воплотилось пророчество о том, что Святой Дух будет излит не только на избранных, но и на всех верующих.

42. Святой Дух — Утешитель

Вечером накануне того дня, когда Иисусу предстояло умереть, Он учил Своих учеников и пространно говорил им о Святом Духе. Он сказал: «Я умолю Отца, и другого Утешителя даст вам» (Иоанна 14:16). Слово Утешитель переводится иногда как Помощник или Советник и происходит от греческого «paracletes».

Первое, что мы замечаем в этом отрывке, — это обещание Иисуса дать другого «Параклита», то есть Помощника. Поскольку Иисус говорит, что Святой Дух станет другим Помощником, следовательно, до этого Помощник уже должен был существовать. Новый Завет однозначно отождествляет первого Помощника, или «Параклита», с Самим Иисусом. Иоанн пишет: «Дети мои, это пишу вам, чтобы вы не грешили. А если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатаем перед Отцом Иисуса Христа, Праведного» (1 Иоанна 2:1).

Титул Ходатай, данный здесь Иисусу, — это еще один вариант перевода греческого слова «Параклит». Отсюда мы видим, что Иисус и есть тот самый, первый, Помощник, и перед тем, как покинуть этот мир, Он молит, чтобы Отец дал другого «Параклита» на время Его, Иисуса, отсутствия. Взамен Иисуса посылается Дух; Он является верховным наместником Христа на земле.

В древние времена «параклитом» иногда именовался человек, вызванный для оказания помощи в суде. В этой роли Святой Дух выполняет не одну задачу. Одна из таких задач — помогать верующему обращаться к Отцу. Обращаясь к церкви в Риме, Павел пишет:

«А также и Дух помогает немощи нашей: ибо о чем нам молиться, как надлежит, мы не знаем, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. И Испытующий сердца знает, о чем помышление Духа, потому что Он ходатайствует за святых, как угодно Богу.» (Римлянам 8:26-27)

Святой Дух также помогает верующим общаться с миром. Он говорит от нашего имени, когда мы сталкиваемся с каким-либо конфликтом, — как и обещал Иисус в Евангелии от Марка 13:11. Дух защищает нас от мира, являя перед ним его греховность. Святой Дух обороняет праведника от нападок нечестивца.

Идея «Параклита» включает и роль Утешителя, которая, в свою очередь, имеет два аспекта. Это прежде всего источник нежного утешения для страждущего, познавшего горечь поражения, отчаявшегося человека. Другой аспект не менее важен. Латинское Comfortator (Утешитель) буквально означает: «дающий силу». Дух приходит к нам, когда мы нуждаемся в силе. Он придает нам мужество и отвагу. Он и утешает, и ободряет нас одновременно, чтобы во Христе мы праздновали славную победу (Римлянам 8:37).

Библейские стихи для размышления:

Иоанна 14:16-18

Деяния 19:1-7

Римлянам 8:26-27

Галатам 4:6

Заключение:

1. Христос является нашим первым Утешителем, ходатайствуя за нас перед Отцом.

2. Святой Дух есть другой наш Утешитель, замещающий Иисуса после Его вознесения.

3. Дух ныне действует как наш Помощник.

43. Святой Дух — Освятитель

Бог призывает каждого человека быть отражением и отображением Его святости: «…По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят»» (1 Петра 1:15-16). Вся сложность, однако, заключается в том, что сами по себе мы далеко не святы; напротив, мы нечестивы. Тем не менее Библия упоминает о нас как о «святых». Поскольку святость не заложена внутри нас, мы должны быть освящены. Труд по нашему освящению и уподоблению нас образу Христову берет на Себя Святой Дух. Будучи третьей ипостасью Троицы, Святой Дух не более свят, нежели Отец и Сын. И все же мы не говорим: Святой Отец, Святой Сын и Святой Дух. Мы называем Духа Святым не столько в силу Его личности (которая, безусловно, свята), сколько в силу труда освящения, который Он исполняет.

Это совершенно особый труд. Святой Дух делает нас святыми. Он выполняет роль освятителя. Освящаясь Им, мы делаемся праведными. Процесс освящения начинается с момента, когда мы становимся христианами. Он продолжается до самой смерти, после которой верующий становится праведным окончательно, полностью и навечно.

Реформатская вера — и в этом состоит ее отличительное свойство — особо подчеркивает труд Святого Духа — и только Его — в деле нашего возрождения. Мы не помогаем Святому Духу в своем возрождении. Мы категорически отвергаем любое представление о некоем совместном усилии при возрождении верующего. Другое дело, когда речь идет об освящении. Наше освящение — это плод объединенных усилий. Чтобы расти в святости, мы должны трудиться вместе со Святым Духом. Эта мысль выражена в послании апостола Павла к церкви в Филиппах:

«Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению.» (Филиппийцам 2:12-13)

Призыв к сотрудничеству подразумевает труд. Мы обязаны упорно работать. Работать «со страхом и трепетом» вовсе не означает находиться под гнетом непреходящего чувства ужаса — это значит, прилагая усилия к совершению своего спасения, испытывать чувство почтения к Богу. Мы утешаемся сознанием, что не обречены совершать этот труд в одиночку и что дело нашего спасения не зависит исключительно от наших собственных усилий. Бог трудится над нашим внутренним миром, дабы совершить наше освящение.

Святой Дух вселяется в верующего и постепенно преобразует его сердце и жизнь, делая их более праведными. Не следует, однако, принимать обитание Святого Духа в сердце человека за некое обожествление последнего. Дух пребывает в верующем и трудится вместе с ним, но никоим образом не воплощается в нем. Работа Духа заключается в освящении людей, но не в производстве неких богоравных созданий. Когда Святой Дух поселяется в нас, Он не становится человеком, а мы не делаемся от этого богами. Святой Дух не зачеркивает личную самобытность каждого из нас. В своем освящении мы должны стать подобными Богу, а не сами сделаться богами.

Библейские стихи для размышления:

Иоанна 15:26

2 Коринфянам 3:17-18

Галатам 4:6

Филиппийцам 2:12-13

1 Петра 1:15-16

Заключение:

1. Бог призывает нас отображать Его святость.

2. Для того чтобы обрести святость, мы должны получить ее извне.

3. Святой Дух именуется святым, так как совершает труд нашего освящения.

4. Процесс освящения длится всю жизнь.

5. Освящение есть совместный труд верующего и Святого Духа.

6. Обитающий в нас Святой Дух не делает нас равными Богу.