Библиотека soteria.ru
Проповедь Евангелия и всевластие Бога
Джеймс Пакер
Дата публикации: 26.06.14 Просмотров: 4400 Все тексты автора Джеймс Пакер
1. Всевластие Бога
Я не собираюсь доказывать очевидную истину, что Бог обладает полнотой власти в Своем мире. В этом нет необходимости. Если вы христианин, то вы уже в это верите. Почему? Потому что из того, что вы христианин, следует, что вы молитесь, а основание для ваших молитв — признание всевластия Бога. В молитве вы просите о чем-то у Бога, за что-то благодарите. Почему? А потому что вы сознаете, что Бог — автор и источник всех ваших благ в прошлом, настоящем и будущем. Вера в это — основополагающий принцип молитвы христианина. Подобная молитва не является попыткой вынудить Бога сделать что-либо для нас, просто в молитве мы признаем свою беспомощность и зависимость от Бога. Стоя на коленях, мы ясно понимаем, что не мы управляем этим миром и что только наших собственных усилий недостаточно, чтобы позаботиться о нуждах; всякое благо, которое мы желаем для себя или для других, надо искать у Бога и принимать, если оно вообще будет дано, с благодарностью. Если это верно относительно нашей ежедневной пищи (об этом говорит молитва «Отче наш»), тем более верно относительно и духовных даров. Все это становится предельно ясно непосредственно во время молитвы и не может быть опровергнуто никакими аргументами. Каждый раз, когда мы обращаемся к Богу с молитвой, мы признаем этим свое бессилие и власть Бога. Сам факт христианской молитвы свидетельствует, что христианин верит в господство Бога над всем.
Я не буду также тратить время на то, чтобы доказать вам еще одну истину, которая следует из предыдущей: Бог всевластен в спасении людей. Вы и сами в это верите. Об этом говорят два факта. Во-первых, вы благодарите Бога за свое обращение. Почему вы это делаете? Потому что в глубине души вы понимаете, что Бог — единственный «виновник» этого события. Вы не спасли самих себя, Он спас вас. Ваша благодарность сама по себе является признанием того, что ваше обращение было целиком и полностью делом рук Бога, а не ваших. Неужели то, что в свое время вы попали в круг христианского общения, не вызывает у вас удивления? Или это событие вы причисляете к разряду счастливых случайностей? А может, вы считаете случайностью и посещение церкви, где впервые услышали Благую весть о Христе, и то, что у вас были друзья-христиане? Возможно, вы родились в христианской семье, в какое-то время в ваших руках оказалась Библия, и, увидев свою нужду во Христе, вы доверились Ему как своему Спасителю. Неужели вы причисляете свое покаяние и веру к заслугам собственной мудрости, предусмотрительности, рассудительности, своему здравому смыслу? Может быть, в те дни, когда вы искали Христа, вы прилагали много усилий, искали, читали и размышляли, но даже все это не позволяет вам сказать, что обращение — ваша личная заслуга. Вера, которая проявилась в вас, когда вы приблизились ко Христу, была вашей только в том смысле, что она родилась в вас. Это, однако, не означает, что вы сами себя спасли. Да вы так, надеюсь, никогда и не думали.
Оглядываясь назад, вы не можете не признать свою вину за слепоту, безразличие, упрямство и уклончивость, которые проявляли, слыша Евангелие; и вы не хвалите себя за то, что в конце концов Иисус привел вас к Себе. У вас и в мыслях нет разделить с Богом заслугу своего спасения. Вы ни в коем случае не считаете, что решающий вклад в ваше спасение был сделан вами, а не Богом. Вы никогда не скажете Богу, что хотя вы и благодарны Ему за дарованные средства и возможность спасения, но за отклик на Его призыв считаете нужным благодарить себя, а не Его. Ваше сердце возмущается при одной мысли о подобном разговоре с Богом. На самом же деле вы благодарите Его так же искренно за дар веры и покаяния, как и за дар Христа, Которому можно довериться и к Которому можно обратиться. Именно этой дорогой ваше сердце и вело вас после обращения. Вы воздаете Богу славу за все, что включает в себя спасение, и отказ благодарить Бога за дарованную Им веру считаете богохульством. Поэтому, благодаря за свое обращение, вы свидетельствуете о всевластии божественной благодати так же, как и любой другой христианин на земле.
В связи с этим будет полезно пересказать разговора Чарльза Симеона с Джоном Уэсли, который состоялся 20 декабря 1784 года (дата известна из дневника Уэсли).
— Сэр, насколько я понимаю, вас называют арминианином, а меня иногда зовут кальвинистом, и поэтому, я полагаю, нам следует занять места по разные стороны баррикады. Но прежде чем я соглашусь начать битву, я бы хотел, с вашего позволения, задать несколько вопросов… Сэр, чувствовали ли вы себя испорченным творением, творением настолько падшим, что у вас и мысли не появлялось об обращении к Богу до тех пор, пока Он Сам не вложил этого желания в ваше сердце?
— Да, — ответил именитый богослов, — именно так.
— И вы считаете, что никак не могли улучшить свое положение в глазах Бога, несмотря на все ваши усилия, и вы искали спасение исключительно в крови и праведности Христа?
— Да, только во Христе.
— Тогда, если вначале вы были спасены Христом, должны ли вы каким-либо образом продолжать это спасение своими делами?
— Нет, я спасаюсь Христом от начала и до конца.
— Предположим теперь, что благодатью Божией вы обратились, не должны ли вы так или иначе удерживать себя в этом состоянии своими силами?
— Нет.
— Что же, тогда каждое мгновение вашей жизни Бог держит вас и вы покоитесь на Его руках, как ребенок на руках своей матери?
— Да, всецело.
— Наконец, всю ли вашу надежду вы возлагаете на благодать и милость Божию, сохраняющую вас для Его Небесного Царства?
— Да, у меня нет другой надежды, кроме как на Него.
— Тогда, сэр, с вашего согласия я поднимаю флаг над своей баррикадой, потому что это и есть весь мой кальвинизм: мое избрание, мое оправдание по вере, моя верность до конца — в сжатом виде все, что я провозглашаю и как я это провозглашаю. Поэтому вместо того, чтобы подбирать выражения и придумывать определения, которые и есть основание для споров между нами, давайте сердечно примем друг друга в том, в чем оба согласны.
Есть еще один факт, который говорит о том, что вы признаете всевластие Бога в спасении. Вы молитесь об обращении других людей. В чем же заключается ваше ходатайство за них? Разве оно ограничено прошением о том, чтобы Бог привел их к определенному состоянию, когда они смогли бы сами себя спасти, независимо от Него? Думаю, что нет. Вы молитесь вполне конкретно о том, чтобы Бог их спас самым явным и убедительным образом, чтобы Он просветил их разум, смягчил их окаменевшие сердца, обновил их природу и вдохнул в них желание принять Спасителя. Вы просите Бога, чтобы Он произвел в ваших ближних все необходимое для их спасения. Разве вы исключаете из своих молитво спасении других людей просьбу о том, чтобы Бог Сам, Своей рукой привел их к вере, из-за того, что считаете, что Он бессилен это сделать? Ничего подобного! Именно мысль о том, что Божья сила может привести необращенных людей к вере, дает вам основание молиться за них. Да и сама ваша просьба в этом и заключается, и просите вы с уверенностью, потому что знаете, что Он может ее исполнить. И Он действительно может. Эта уверенность, которая оживляет ваше ходатайство, — истина Божья, записанная Духом Святым в вашем сердце. Поэтому именно в молитве (а молитва — это самое разумное действие христианина) вы осознаете, что только Бог спасает людей и их обращение к Богу — не что иное, как результат работы Его благодати, влекущей их к Нему. Это знание и определяет содержание ваших молитв. Таким образом, не только молитвами благодарности за свое спасение, но еще и ходатайством о спасении других вы признаете и исповедуете всевластие Бога в благодати так же, как и любой другой христианин.
Вопрос о том, действительно ли Бог всевластен в отношении поведения человека и спасительной веры, уже на протяжении долгого времени вызывает полемику в церкви. Сказанное выше должно помочь нам разобраться в противоречивых мнениях. Ситуация не так проста, как нам это может показаться. Было бы ошибкой предположить, что некоторые христиане верят во всевластие Бога, в то время как другие придерживаются прямо противоположного мнения. В действительности же все христиане верят во всевластие Бога, однако, некоторые из них об этом не подозревают и ошибочно считают, что отвергают его. Что же явилось причиной столь странного положения вещей? Главная причина та же, что и во многих других случаях заблуждения в церкви, — тяга к рационализму и нежелание признать существование тайного и позволить Богу быть умнее человека. В результате этого Писание подчиняется мнимым запросам человеческой логики. Люди видят, что Библия учит ответственности человека за свои поступки, но они не видят (человек этого и не может видеть), как это согласуется с абсолютной властью Бога надповедением человека. Они не могут допустить, что эти истины могут быть верными одновременно, как об этом учит Библия. В попытке отстоять библейское учение об ответственности человека им приходится отвергать другое, не менее библейское и истинное учение о всевластии Бога, искажая при этом значительное число мест в Писании, в которых об этом учении говорится. Желание упростить Библию, сделав ее полностью понятной, естественно для нашего падшего ума, поэтому не удивительно, что даже образованные люди могут стать его жертвами. Отсюда и возник этот непрекращающийся, мучительный спор. Ирония состоит в том, что, если посмотреть на то, как молятся те и другие, становится ясно, что те, кто на словах отвергает учение о всевластии Бога, на самом деле верят в него так же сильно, как и те, кто это учение исповедует.
А как молитесь вы? Просите ли вы у Бога о насущном хлебе? Благодарите ли Его за свое обращение? Молитесь ли вы за обращение других людей? Если ваш ответ «нет», то это значит, что вы еще просто не возрождены. С другой стороны, ваше «да» подтверждает то, что в глубине сердца вы верите во всевластие Бога не менее сильно, чем любой другой христианин, какую бы сторону в дебатах по этому вопросу вы ни занимали. Стоя на ногах, мы еще можем о чем-то спорить, опустившись же на колени, мы оказываемся в полном согласии. И пусть это согласие, свидетельством которому являются наши молитвы, будет отправной точкой наших дальнейших размышлений.