Исторический Иисус является Христом – Мессией

Христос, явившись на землю и исповедав, что Он является Сыном Божьим, не остановился на этом. Он также позаботился и продолжает заботиться о том, чтобы это исповедание было распространено во всем мире, а Церковь веровала в него. Он призвал Своих апостолов, Он наставил их и соделал их свидетелями Его слов и деяний, Его смерти и воскресения. Он даровал им Святого Духа, Который помог им уверовать и исповедовать то, что Иисус был Христом, Сыном живого Бога (Матф. 16:16), Который впоследствии, начиная со дня Пятидесятницы и далее, соделал их служителями, проповедующими о том, что было от начала, что они слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки их, о Слове жизни (1-е Иоан. 1:1). На самом деле не апостолы были настоящими свидетелями. Дух истины, исходящий от Отца, является настоящим, безошибочным и всемогущим свидетелем, провозглашающим о Христе (Иоан. 15:26, Деян. 5:32). Апостолы же являются свидетелями только в Духе и через Духа. Именно Он является тем Духом истины, Который посредством апостольского свидетельства помогает Церкви всех эпох утверждаться в исповедании: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога живого» (Иоан. 6:68, 69).

Когда четыре евангелиста последовательно излагают события жизни нашего Господа, они обычно называют Его Иисусом без каких-либо дополнений или особых определений. Они рассказывают нам о Его рождении в Вифлееме, Его искушении в пустыне, о том, что Он увидел великое множество людей и взошел на гору и так далее. Иисус, историческая Личность, Которая жила и умерла в Палестине, является объектом их повествования. Также и в посланиях апостолов нашего Господа называют Его историческим именем, то есть Иисусом. Например, Павел пишет, что никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Божиим (1-е Кор. 12:3). Иоанн свидетельствует, что всякий верующий в то, что Иисус есть Христос, от Бога рожден (1-е Иоан. 5:1, ср.: там же, 2:22 и 4:20). В книге Откровение мы читаем о вере в Иисуса, свидетелях Иисуса и свидетельстве Иисуса.

Следует отметить, что в апостольских посланиях имя Иисуса редко упоминается без дополнительных определений. Обычно Его имя используется в тесной взаимосвязи с такими терминами, как «Господь», «Христос», «Сын Божий», и подобными титулами и именами. Полное имя звучит так: «наш Господь Иисус Христос». Но, вне зависимости от того, как используется имя Иисуса – само по себе или с другими названиями, всегда подчеркивается тесная взаимосвязь с исторической Личностью, Которая была рождена в Вифлееме и умерла на кресте.

Весь Новый Завет, как послания, так и Евангелия, зиждется на исторических событиях. Фигура Христа не является ни идеей, ни идеалом человеческого разума, как многие считали в прошлом, а некоторые верят и в наше время, но настоящей Личностью, Которая явила Себя в особый исторический период в настоящем человеке Иисусе.

Конечно, разнообразные события, произошедшие в жизни Иисуса, отступают на второй план в новозаветных посланиях. Но ведь у посланий другие цели, нежели у Евангелий. Они не должны описывать историю жизни Иисуса, но указывать на чрезвычайную важность, которую имеет эта жизнь для искупления всего человечества. Следует помнить, что все апостолы были знакомы с Самим Христом и Его жизнью, они слышали Его слова и видели Его дела. По этой причине они могут продолжать показывать нам, что этот Иисус является истинным Христом, Которого Бог усадил по правую руку от Себя, дабы даровать людям покаяние и прощение грехов (Деян. 2:36, 5:31).

Поэтому апостолы часто упоминают события из жизни Иисуса. Они рассказывают о Нем своим слушателям и читателям (Гал. 3:1). Они подчеркивают тот факт, что Иоанн Креститель был Его вестником и предтечей (Деян. 13:25, 19:4), что Сам Иисус происходит из колена Иудина, дома Давидова (Рим. 1:3, Откр. 5:5 и 22:16), что Он был рожден женой (Гал. 4:4), был обрезан на восьмой день (Рим. 15:8), вырос в Назарете (Деян. 2:22, 3:6), что у Него были братья (1-е Кор. 9:5, Гал. 1:19). Они рассказывают нам о том, что Он был совершенно свят и безгрешен. Он представил нам Себя как пример (1-е Кор. 11:1 и 1-е Пет. 2:21). Он говорил слова, которые чрезвычайно важны для нас (Деян. 20:35, 1-е Кор. 7:10–12).

Однако огромную важностью для нас имеет Его смерть на кресте. Крест является центральным аспектом апостольской проповеди. Один из избранных Им апостолов предал Его (1-е Кор. 11:23, 1-е Кор. 15:5), князья мира сего не признали Его как Господа славы (1-е Кор. 2:8), иудеи предали Его смерти (Деян. 4:10, 5:30, 1-е Фес. 2:15) на проклятом древе креста. Но несмотря на то что Иисус испытал ужасающие страдания в Гефсимании и на Голгофе, все же благодаря пролитию Своей крови Он примирил людей с Богом и приобрел для них вечную праведность. Вот почему Бог превознес Его, посадил по правую руку от Себя и назначил Господом и Христом, Князем и Спасителем для всех народов.

Даже на основании этих немногочисленных данных становится совершенно ясно, что апостолы не отрицали, не игнорировали и не пренебрегали значимыми для христианства фактами, но относились к ним с глубочайшим почтением и четко осознавали их духовную значимость. Нет никаких свидетельств разделения или конфликта между искупительным событием и искупительным словом, несмотря на то что в прошлом некоторые пытались доказать существование такого противоположения. Это искупительное событие является актуализацией искупительного слова. В этом событии слово принимает свою действительную, конкретную форму и одновременно с этим представляет собой осмысление и толкование этого события.

Если в связи с этим все еще остаются какие-то сомнения, то надо сказать, что подобные сомнения были полностью развеяны в ходе сражений, в которых в свое время участвовали апостолы. Не только во втором, третьем и последующих столетиях, но также и в апостольский период появлялись определенные люди, которые считали, что значимые для христианства факты не являются столь важными и значимыми, или же полностью игнорировали их, утверждая, что самое главное – это идея, которой вполне достаточно для Церкви. Какая разница, спрашивали они, воскрес ли Христос телесно из могилы, или нет? Мы можем быть вполне уверены в своем спасении, если даже Христос живет в духе! Однако апостол Павел придерживался совершенно иного мнения на этот счет. В 15-й главе Первого послания к коринфянам он выразил истину о действительности и важности телесного воскресения самым ясным и доступным языком. Павел проповедовал Евангелие в соответствии со Святым Писанием. Он провозглашал, что Христос по воле Отца умер, был погребен и воскрес из мертвых. После воскресения Его видели многие ученики. Именно воскресение Христово является основанием и залогом нашего спасения. Более того, Иоанн усиленно подчеркивает тот факт, что он возвещает только о том, что он видел своими собственными глазами, что осязали его собственные руки, – о Слове жизни (1-е Иоан. 1:1–3). Антихрист отрицает воплощение Слова, а христианское исповедание, в отличие от него, заключается в том, что Слово стало плотью, а Сын Божий пришел с «водой и кровию» (Иоан. 1:14, 1 Иоан. 3:2–3 и 5:6). Вся совокупность апостольской проповеди посланий и Евангелий, а следовательно, всего Нового Завета, сводится к одному утверждению: Иисус, рожденный от Марии и распятый на кресте, Сам является доказательством Своего возвеличивания как Христа и Сына Божьего.

Заслуживает внимания и тот факт, что в контексте содержания и цели апостольской проповеди использование только имени Иисуса без каких бы то ни было дополнений – явление в посланиях весьма редкое. Обычно апостолы говорят об Иисусе Христе или Христе Иисусе, или же, в более полном варианте, о нашем Господе Иисусе Христе. Даже евангелисты, которые в своих повествованиях в большинстве случаев используют только имя Иисус, все же в начале Евангелия или в важные моменты повествования используют полное имя Господа – Иисус Христос. Таким образом они показывают, что Личность, о Которой они пишут, имеет важное значение для читателей их Евангелия. Как в книге Деяний, так и в посланиях имя Иисус Христос используется очень часто. Апостолы говорят не о человеке, которого звали Иисус, но, добавляя термины «Христос», «Господь» и им подобные, выражают свою признательность Тому, кем является эта Личность на самом деле. Они –проповедники Евангелия, провозглашающие то, что в человеке Иисусе на землю явился Христос Божий.

Пребывая с Иисусом, апостолы с течением времени все больше узнавали Его. После важной беседы в Кесарии Филипповой ученики начали намного лучше понимать Личность Христа. Все они вместе с Петром исповедали, что Иисус является истинным Христом, Сыном живого Бога (Матф. 16:16). Таким образом, вначале ученики не очень хорошо понимали имя Сына человеческого, но с течением времени, особенно в конце жизни Господа, значение Его имени становилось им все более понятным и ясным. В Своей первосвященнической молитве Он называет Себя Иисусом Христом, посланным Отцом (Иоан. 17:3). Иисус называл Себя Христом, Сыном Божьим. Именно по этой причине иудейский религиозный суд обвинил Его в богохульстве и приговорил к смертной казни (Матф. 26:63). На дощечке, прибитой ко кресту, была сделана надпись: «Иисус из Назарета, Царь Иудейский» (Матф. 27:37, Иоан. 19:19).

Верно то, что ученики не могли сопоставить эти мессианские утверждения Иисуса с Его страданиями и смертью на кресте (Матф. 16:22). Но благодаря Христову воскресению после этого события они наконец осознали всю важность и значение креста. Они поняли, что Бог посредством этого воскресения соделал Иисуса, Которого иудеи предали смерти, Господом и Христом, Князем и Спасителем (Деян. 2:36 и 5:31). Это не значит, что до Своего воскресения Иисус не был Господом и Христом и что стал Он таковым только после этого события. Ведь Иисус провозгласил Себя Христом задолго до Своего воскресения из мертвых. Более того, ученики Иисуса признавали Его статус Мессии и Господа и исповедовали эту истину своими устами (Матф. 16:16). Однако до Своего воскресения Иисус был Мессией, принявшим образ служителя, образ, который скрывал Его как Сына Божьего достоинство от людских глаз. В Своем воскресении и после него Христос совлекся этого образа слуги и принял славу, которую Он имел у Отца прежде основания мира (Иоан. 17:5), и поэтому был провозглашен Сыном Божиим в силе, по духу святыни (Рим. 1:4).

Вот почему апостол Павел после того, как Богу было угодно явить ему Своего Сына, может сказать, что более не знает Христа по плоти (2-е Кор. 5:16). До своего покаяния он знал о Христе по плоти и оценивал Его только по Его внешнему виду, по образу слуги, в котором Он пребывал на земле. В то время Павел не мог поверить, что этот Иисус, не имевший славы, Который висел, умирая, на кресте, был истинным Христом. Но после обращения Павла все кардинально изменилось. Теперь он знает Христа и оценивает Его не по внешнему виду, не по временному, рабскому образу, но по духу, в соответствии с тем, что есть во Христе, в соответствии с Его внутренним, глубинным состоянием и Его внешним проявлением в воскресении.

В определенном смысле это можно сказать и обо всех апостолах. Верно то, что до страданий и смерти Христа ученики уверовали в Него как в Мессию и исповедовали Его Христом. Однако они все еще не могли сопоставить Его мессианский статус с Его страданиями и смертью. Воскресение, тем не менее, ясно показало им, что сопоставление и примирение этих двух аспектов вполне возможно. Для них Он был одним и тем же Христом, Который нисходил в глубины земли и возносился превыше небес, дабы исполнить все (Еф. 4:9). Говоря о Христе, апостолы одновременно думают и о мертвом, и о воскресшем Христе, и о распятом, и о прославленном Христе. Они связывают свое Евангелие не только с историческим Иисусом, Который жил несколько лет тому назад в Палестине и умер там, но и с Иисусом, превознесенным и сидящим по правую руку от Отца Вседержителя. Они находятся, так сказать, на пересечении двух линий – горизонтальной, которая связана с прошлым, с историей, и вертикальной, которая связывает их с живым Господом на небесах. Таким образом, христианство является, с одной стороны, исторической религией, а с другой – религией, которая, выходя из вечности, существует в настоящем. Ученики Иисуса не являются иезуитами, что соответствовало бы Его историческому имени Иисус, но христианами, что соответствует имени Христос, отражающему Его служение.

Эта особенная позиция, которую заняли апостолы в своей проповеди после воскресения, является причиной того, почему они не использовали исключительно историческое имя Иисус, но практически всегда говорили о Нем как об Иисусе Христе, Христе Иисуе, нашем Господе Иисусе Христе и так далее. Кстати, имя Христа вскоре утратило свою официальную значимость в кругу апостолов и начало восприниматься в качестве фамилии. Убеждение в том, что Иисус является Христом, было таким сильным, что Его могли просто называть Христом, не выделяя это имя как статус, но подразумевая только одну конкретную Личность. В Евангелиях есть несколько этому примеров. Однако в посланиях апостолов, особенно в посланиях апостола Павла, это становится правилом. Более того, словосочетание «Иисус Христос», когда было необходимо подчеркнуть Мессианскую действительность Иисуса, многократно превращалось в «Христос Иисус». Это имя, Иисус Христос или Христос Иисус, было чрезвычайно важным и значимым для ранней Церкви.