Значение воплощения

Христос оставался Богом в состоянии воплощения

Несомненно, тайна спасения заключается в том, что Христос, Который был с Богом от начала и Сам был Богом (Иоан. 1:1), Который пребывая в форме Бога, не посчитал хищением быть равным Богу (Фил. 2:6), Который, будучи сиянием славы Бога и образом ипостаси Его (Евр. 1:3), в полноту времени стал плотью (Иоан. 1:14), был рожден от жены (Гал. 4:4) и уничижил Самого Себя, приняв образ раба и по виду став как человек (Фил. 2:7).

Христос был Богом, является Богом и будет Богом во веки и веки. Он не Отец и не Дух, но Сын, единственный, Единородный, возлюбленный Сын Отца. Не Божественное Существо, не Отец, не Дух, но только Сын стал человеком, когда пришла полнота времени. И когда Он стал человеком и как человек находился на земле, когда смертельно страдал в Гефсимании и на Голгофском кресте, Он оставался Божьим единственным Сыном, в Котором Отцово благоволение. Верно то, как говорит апостол Павел, что Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек (Фил. 2:6, 7). Но это совершенно не значит, как считают некоторые, что Христос в Своем воплощении, в состоянии уничижения полностью или частично лишил Себя Своей Божественности, Своих Божественных атрибутов, а в Своем прославленном состоянии принял их снова. Как такое возможно, если Бог Себя отречься не может (2-е Тим. 2:13) и, будучи неизменным, не подвергается изменениям? Следует помнить, что даже когда Христос стал тем, чем не был, Он оставался тем, кем и был от начала, – Единородным от Отца. Однако слова апостола Павла верны, когда он говорит, что именно в этом смысле Христос уничижил Себя до уровня раба, будучи образом Бога. Он принял форму человека и слуги. Эту истину можно выразить простым человеческим языком так: до Своего воплощения Христос был равным Отцу не только по сущности и атрибутам, но и по Своей форме. У Него была форма Бога. Он выглядел как Бог. Он был сиянием славы Отца и образом ипостаси Его. Если бы какой-либо человек встретился тогда с Иисусом, он бы незамедлительно признал в Нем Бога. Однако в воплощении все было иначе. Христос принял форму человеческого существа, вид раба. Всякий взиравший на Христа в тот период времени не смог бы признать в Нем Единородного от Отца, кроме как взирая на Него глазами веры. Ведь Он лишил Себя Своей Божественной формы и сияния славы Отца. Он сокрыл Свою Божественную природу за образом раба. Пребывая на земле, Он был такой же, как мы, и выглядел подобно нам.

В Своем воплощении Христос стал человеком

Итак, воплощение также подразумевает то, что Христос, оставаясь Самим Собой, стал тем, Кем Он не был. Он стал таковым в определенный момент времени, в определенный отрезок истории, в тот час, когда Святой Дух сошел на Марию и сила Всевышнего осенила ее (Луки 1:35). Подготовка к этому воплощению шла в течение многих столетий.

Если мы желаем правильно понять суть воплощения, то нам следует сказать, что рождение Сына и творение мира предваряли воплощение Слова. Конечно, это не значит, что рождение Сына и творение уже содержали в себе воплощение. Ведь Святое Писание всегда связывает воплощение Сына с искуплением от греха и совершением спасения. Но рождение и творение, особенно сотворение человека по образу Божьему, показывают, что Бог может передавать Свои качества в абсолютном смысле внутри Своего Божественного существа и в относительном смысле – вне его. Если бы это не было так на самом деле, тогда не было бы никакой возможности для воплощения Бога. Всякий, кто считает воплощение Бога невозможным в принципе, также отрицает творение мира и рождение Сына от Отца. А всякий, кто признает творение и рождение, не может в принципе возражать против воплощения Бога в человеческой природе.

Если быть совсем точным, подготовка к воплощению Слова началась еще в откровении, которое было явлено сразу же после грехопадения, она продолжалась в ходе истории Израиля и достигла своего апогея в момент благословения Марии. Ветхий Завет постоянно показывает нам, как Бог постепенно приближается к человеку, дабы в наступление полноты времени навечно поселиться в нем.

Так как Сын Божий, Который принял человеческую природу в Марии и, будучи вечным Богом Сыном, существовал задолго до этого события, Его зачатие в чреве Девы произошло не по желанию плоти и крови человеческой, но посредством Духа Святого. Верно то, что воплощение тесно взаимосвязано с предшествующим ему откровением и завершает его. Однако само оно не является плодом тварной, человеческой природы. Воплощение – это свершение Бога и плод Его откровения, высочайшего откровения. Как Отец послал Своего Сына в мир, как Святой Дух осенил Марию, так и Сам Сын воспринял нашу плоть и кровь (Евр. 2:14). Воплощение было Его собственным деянием. Он не пребывал в пассивном состоянии. Он стал плотью по Своей собственной воле и Сам совершил это действие. Поэтому Он, отвергнув волю плоти и волю человеческую, Сам Себе подготовил человеческую природу в лоне Марии действием Святого Духа.

Но человеческая природа Христа не существовала раньше, до Его воплощения. Она не была взята со Христом с небес и, так сказать, вложена в лоно Марии, дабы через ее тело появиться в этом мире. Именно такого мнения придерживались анабаптисты, дабы таким способом доказать безгрешность человеческой природы Христа. Но, придерживаясь такого взгляда, они следуют примеру древних гностиков, которые считали, что материя и плоть сами по себе греховны. Однако воплощением Святое Писание доказывает благость творения и Божественное происхождение материи.

Христос принял Свою человеческую природу от Марии. По плоти Он от Давида и отцов. Поэтому Его природа является истинной и совершенной человеческой природой, подобно нашей, за исключением греха. Ничто человеческое не было чуждо Иисусу. Отрицание Христа, пришедшего во плоти, исходит от антихриста (1-е Иоан. 2:22).

Человеческая природа Христа не существовала до зачатия Марией. Точно так же она не существовала отдельно, в независимом от Христа состоянии ни до этого события, ни после него. Семя, зачатое в Марии, и рожденный ею ребенок не существовал ранее как отдельная часть или вторая Личность, дабы впоследствии быть поглощенным Христом и воссоединиться с Ним. У этой ереси также были свои сторонники в ходе истории Церкви. Однако Святое Писание не поддерживает такого взгляда. Святое дитя, зачатое в лоне Марии, было от начала Сыном Божиим и обладало Его Именем (Луки 1:35). Слово не приняло позднее человеческое существо в Свое естество, но Само стало плотью (Иоан. 1:14). Вот почему христианская Церковь в своем исповедании веры провозглашает, что Личность Сына приняла не человеческую личность, а человеческую природу. Только в таком случае возможна двойственность природ и единство Личности Христа.