Библиотека soteria.ru
О предопределении
Фома Аквинский
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 2068 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 6. Является ли предопределение неизменным?
С шестым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что предопределение не неизменно. В самом деле, комментируя сказанное [в Писании]: «Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр, 3,11), Августин говорит: «Коли полученное утеряешь, другого не жди». Выходит, венец, который суть следствие предопределения, может быть как получен, так и утерян. Следовательно, предопределение не неизменно.
Возражение 2. Далее, из безусловно возможного не может следовать ничего невозможного. Но ведь вполне возможно, что некто предопределенный, скажем, Петр, согрешит и немедля будет убит. Но если бы это случилось, тогда бы следствие предопределения не было исполнено. Выходит, что это — вовсе не невозможно. Следовательно, предопределение не неизменно.
Возражение 3. Далее, все, что Бог мог делать прежде, Он может делать и сейчас. Но Он мог бы не предопределить того, кого предопределил. Следовательно, Он и сейчас может его не предопределить. Таким образом, предопределение не неизменно.
Этому противоречит следующее. В глоссе на [сказанное в послании апостола Павла] Рим. 8, 29: «Кого Он предузнал — тем Он и предопределил», говорится: «Предопределение—это предвидение и приуготовление к дарам Божиим, и кому отпущено сие,» отпущено наивернейшим образом».
Отвечаю: предопределение неизменно и неколебимо, ий однако же, при этом не налагает той [меры] необходимости, при которой следствие должно было бы происходить с безусловной необходимостью. Ведь уже было сказано (1), что предопределение — это часть провидения, Но не все вещи подчинены провидению необходимо: иные из них происходят и случайно, согласно природе тех ближайших причин, которые божественное провидение определило для этих следствий. И тем не менее, как было показано выше (22, 4), порядок провидения неколебим. Таков же точно и порядок предопределения — [он] неизменен, но при этом сохраняется и свобода воли, а потому и следствие предопределения несет в себе момент случайности. Кроме того, надлежит также иметь в виду все сказанное относительно божественного знания и воли (14,13; 19,4): ведь и они не уничтожают случайности в вещах, хотя сами по себе они всецело неизменны и неколебимы.
Ответ на возражение 1. Венец, говорят, может быть предоставлен кому-либо двояким образом: во-первых, предопределением Бога, и в таком случае венец не может быть утрачен; во-вторых, благодаря тому что [обретший венец] заслужил милость [Божию] (ведь заслуженное нами — в некотором смысле и есть наше), и в этом случае заслуживший может утратить [заслуженный им] венец вследствие [совершенного им] смертного греха. И тогда кто-то; другой получает этот венец, заступая место утратившего. Ибо Бог не дозволяет кому-либо пасть без того, чтобы другой не возвысился, согласно сказанному [в Писании]: «Он сокрушает сильных без исследования и поставляет других на их места» (Иов. 34, 24). Так, люди занимают места падших ангелов, а язычники — иудеев. И тот, кто занимает место другого в порядке благодати и получает венец отпавшего от нее в жизни вечной, возрадуется всему хорошему что сотворил этот другой, ибо в той жизни радуются всякому доброму делу независимо оттого, кто его соделал.
Ответ на возражение 2. Хотя и возможно предположить, что предопределенный сам по себе способен умереть в состоянии смертного греха, тем не менее последнее предположение делает невозможным предположение о его предопределенности. Поэтому [приведенное возражение] вовсе не означает, что предопределение может утратить действенность в своих следствиях.
Ответ на возражение 3. Поскольку как было установлено выше (4), предопределение содержит в себе волю Божию, далее, поскольку Бог, коль скоро Он желает ту или иную сотворенную вещь и коль скоро воля Его неизменна, желает ее необходимо, но не в абсолютном [для Себя] смысле, то подобным же образом надлежит утверждать и относительно предопределения. Ибо в относительном смысле не должно говорить, что Бог может не предопределить того, кого Он предопределил, тогда как в абсолютном смысле Бог волен предопределять или нет. Но и в этом случае уверенность в предопределении сохраняется.