Глава 11. Предписание некоторых средств для покаяния: (1) Глубокое размышление

И в заключение я предложу несколько правил или средств, способствующих покаянию.

Первое средство, способствующее покаянию — это глубокое размышление: «Размышлял я о путях моих, и обращал стопы мои к откровениям Твоим» (Пс. 118:59). Блудный сын, пришед в себя, серьезно задумался над своей разгульной жизнью и затем покаялся. Петр, подумав о словах Христа, заплакал. Есть определенно то, что могло бы стать (если над ним хорошо поразмышлять) средством, которое заставило бы нас разорвать цепь согрешений.

1. Во-первых, серьезно поразмышляйте над тем, что такое грех, и будьте вполне уверены, что в грехе достаточно зла, чтобы мы в нем покаялись. Я приведу ниже 20 зол греха:

(1) Всякий грех есть удаление от Бога (Иер. 2:5). Бог есть высшее благо, и наше блаженство — в союзе с Ним. Грех, как сильное пристрастие, отрывает сердце от Бога. Согрешая, человек как будто прощается с Богом. Он говорит «прощай» Христу и милости. Каждый шаг вперед во грехе — это шаг назад от Бога: «Оставили Господа, повернулись назад» (Ис. 1:4). Чем дальше человек уходит от солнца, тем ближе он подступает ко тьме. Чем дальше душа уходит от Бога, тем ближе она к страданиям.

(2) Грех — это движение против Бога. Одно и то же слово на иврите обозначает «совершать грех» и «восставать», «противодействовать». Грех — это противоположность Бога. Если Бог придерживается одного мнения, то грех будет совсем другого. Если Бог говорит «святите субботу», то грех говорит «оскверняйте ее». Грех замахивается на само существование Бога. Бог уже давно не был бы Богом, если бы это было во власти греха: «Устраните от глаз наших Святого Израилева» (Ис. 30:11). Как это ужасно, что какой-то комок горделивого праха восстает в открытом неповиновении своему Творцу!

(3) Грех — это оскорбление Бога. Он нарушает Его законы. Здесь напрашивается сравнение с crimen laesae majestatis (тяжелой государственной изменой). Что может быть оскорбительнее для принца, чем когда попирают Его законы? Грешник выказывает неуважение к писаным законам Неба: «презрели закон Твой» (Неем. 9:26), как будто их унизит, если они будут считаться с ними. Грех обкрадывает Бога в том, что Ему по праву принадлежит. Вы оскорбляете человека, если не отдаете ему должное. Душа же принадлежит Богу. Он предъявляет на нее двойное право: она — Его на основании творения и искупления. Однако грех крадет душу у Бога и отдает дьяволу то, что принадлежит Господу.

(4) Грех — это полное невежество. Схоласты говорят, что в основе всякого греха лежит невежество. Если бы люди знали Бога в Его чистоте и справедливости, они бы не посмели больше грешить: «переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь» (Иер. 9:3). Следовательно, невежество и похоть связаны воедино (1 Пет. 1:14). Невежество — это утроба, рождающая похоть. Туманы чаще всего поднимаются ночью. Черные туманы греха поднимаются чаще всего в темной невежественной душе. Сатана напускает туман перед грешником, чтобы тот не увидел огненного меча Божьего гнева. Орел сначала зарывается в песке, а затем налетает на оленя, махая крыльями так, чтобы песок попал тому в глаза, и он уже не мог видеть, — и вот тогда орел поражает оленя, впиваясь в него когтями. Так и сатана, этот орел или князь поднебесья, сначала ослепляет людей невежеством, а затем ранит их стрелами соблазна. Так является ли грех невежеством? Да, и это веская причина, чтобы покаяться в невежестве.

(5) Грех — это образец безрассудства. Согрешая, человек каждый раз подвергает очевидному риску свою душу. Он наступает на край бездны. Глупый грешник, ты никогда не грешишь, но ты делаешь то, что может погубить твою душу навеки. Это чудо, если тому, кто пьет яд, не стоит это жизни. Один раз вкусив запретного плода, Адам потерял рай. Однажды согрешив, ангелы лишились неба. Один грех Саула стоил ему царства. Еще один твой грех, и ты можешь оказаться заключенным среди проклятых Богом. Ты, что бежишь весь во грехе, еще не ясно, продлит ли Бог твою жизнь еще на один день и даст ли твоему сердцу покаяние? Поэтому ты безрассуден, даже безумен.

(6) Грех марает мерзостью. В послании Иакова, в 21 стихе первой главы мерзость называется нечистотою. В греческом это слово обозначает мерзкое язвенное нагноение. Грех, на самом деле, в Библии называется мерзостью (Втор. 7:25), мерзостями (Втор. 20:18). Эта мерзость греха направлена внутрь человека. Пятно на лице можно легко вытереть, а вот налет на печени и легких — намного сложнее. Грех — это такая грязь, которая проникает в сознание и совесть. Он сравнивается в Священном Писании с самой мерзкой нечистотою под законом. Сердце грешника похоже на поле, покрытое навозом. Некоторые считают грех украшением, однако, он скорее является испражнением. Грех так сильно вымазывает человека мерзостью, что Бог не может выносить его вида: «И отвратится душа Моя от них» (Зах. 11:8).

(7) В грехе присутствует гнусная неблагодарность. Бог кормил тебя, о грешник, пищею ангелов. Он увенчал тебя множеством щедрот, а ты все еще продолжаешь грешить? Давид сказал о Навале: «Да, напрасно я охранял все имущество этого человека» (1 Цар. 25:21). Также и Бог напрасно делал так много для грешника. Все Божьи милости могут стать укором, даже обвинением неблагодарным. Бог может сказать: «Я дал тебе ум, здоровье, богатство, а ты употребил все это против Меня». «Я, Я давал ей хлеб и вино и елей, и умножил у ней серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала» (Ос. 2:8); «Я посылал им пропитание, а они подносили его своим идолам». В одной из басен замерзшая змея ужалила того, кто поднес ее к огню и отогрел. Так и грешник ходит вокруг, чтобы ужалить Бога Его же милостями: «Таково-то усердие твое к твоему другу!» (2 Цар. 16:17). Разве Бог дал тебе жизнь, чтобы ты грешил? Разве Он вознаграждает тебя, чтобы ты служил дьяволу?

(8) Грех — это унижение. Он лишает человека чести: «Приготовлю тебе могилу, потому что ты будешь в презрении» (Наум. 1:14). Это было сказано о царе. Он был в презрении не по рождению, но по причине греха. Грех пятнает наше имя, портит нашу кровь. Ничто так не превращает человеческую славу в позор, как грех. О Неемане было сказано, что он «был великий человек у господина своего и уважаемый, но прокаженный» (4 Цар. 5:1). Пусть не будет никакой человек велик в глазах мира: он, будучи порочным, прокаженный в глазах Бога. Хвастаться грехом значит то же, что и хвалиться своей дурной славой, как если бы узник хвалился своими кандалами или гордился своей петлей на виселице.

(9) Грех — это ущерб. В каждом грехе есть бесконечная потеря. Ни один еще не преуспел, используя как пастбище пустырь. Что же теряет человек с грехом? Он теряет Бога; он теряет мир; он теряет свою душу. Душа — это божественная искра, зажженная с Небес, это слава всего творения. А что же может компенсировать эту потерю? «Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26). Если душа умрет, исчезнет сокровище, — вот почему в грехе такая бесконечная потеря. Грех — это такое ремесло, что тот, кто занимается им, обязательно погибнет.

(10) Грех — это бремя: «ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне» (Пс. 37:5). Грешник носит на себе тяжелый груз и кандалы. Греховное бремя намного хуже тогда, когда его меньше всего ощущают. Грех — это всегда бремя. Грех тяготит Бога: «Вот Я придавлен вами, как давит колесница, нагруженная снопами» (Ам. 2:13). [Данный стих переведен дословно с англ. варианта перевода Библии (KJV). Здесь имеет место расхождение в русском и английском переводах данного стиха. — Прим. перев.] Грех отягощает душу. Какую же тяжесть ощущал Спира?2 Как обременена была совесть Иуды, что он, дабы успокоить ее, повесился. Те, кто знают, что такое грех, покаются, что носят такое бремя.

(11) Грех — это долг. Он сравнивается с долгом в десять тысяч талантов (Мф. 18:24). Из всех наших долгов грех — самый худший из них. С другими долгами грешник может убежать в далекий край, а с грехом -никак. «От лица Твоего куда убегу?» (Пс. 138:7). Бог знает, где искать всех Своих должников. Смерть освобождает человека от всех других долгов, но никогда не освободит от этого. Не смерть должника, но заимодавца упраздняет этот долг.

(12) В грехе присутствует обман (Евр. 3:13). «Нечестивый делает дело ненадежное» (Притч. 11:18), т.е. обманчивое, лживое. Грех — это чистый обман. Делая вид, что угождает нам, он на самом деле вводит нас в заблуждение. Грех действует так же, как Иаиль. Сначала она принесла Сисаре лучшего молока, а потом вбила кол в висок его так, что он умер (Суд. 5:26). Грех сначала ищет расположения, а затем убивает. Сначала он — лиса, а потом — лев. Прежде чем убить кого бы то ни было, грех всегда сначала соблазняет. Та саранча в Откровении является отличными иероглифами и символами греха: «На головах у ней как бы венцы, похожие на золотые; и волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов; и в хвостах ее были жала» (Откр. 9:7-10). Как ростовщик, который снабжает человека деньгами, а затем заставляет его закладывать землю, так и грех кормит грешника восхитительными соблазнами, а затем заставляет его закладывать свою душу. Иуда был доволен тридцатью сребренниками, но они оказались лживым богатством. Спросите его сейчас, доволен ли он своей сделкой.

(13) Грех — это духовная болезнь. Один человек болен гордостью, другой — похотью, третий — злобою. Состояние грешника и больного человека схоже: вкус у него расстроен, и даже самое сладкое ему кажется горьким. Так и Слово Божие, которое слаще сотов меда, имеет горький вкус для грешника: «Сладкое почитают горьким» (Ис. 5:20). И если грех — болезнь, то его не лелеять надо, но лечить покаянием.

(14) Грех — это рабство, закрепощение, кабала. Грех отдает человека в подмастерья к дьяволу. Из всех состояний рабство — самое худшее. Каждый человек связан путами своего собственного греха. До обращения, говорил Августин, я был связан не железными цепями, но упрямством своей воли. Грех — властен и деспотичен. Он имеет такую связывающую силу над человеком, как закон, поэтому апостол Павел говорит в одном из своих посланий о законе греха (Рим. 8:2). Грешник должен выполнять то, что повелевает ему грех. Он не столько наслаждается своими похотями, сколько служит им, и ему придется много поработать, чтобы все их удовлетворить. «Видел я князей ходящих, подобно рабам, пешком» (Еккл. 10:7). Душа, эта царственная особа, которая когда-то восседала на престоле и была увенчана знанием и святостью, теперь сделалась лакеем греха и спешит исполнить поручения дьявола.

(15) Грех — это распространяющаяся пагуба. Грех вредит не только самому человеку, но и окружающим. Грех одного человека может стать причиной согрешения многих, так же, как и один зажженный сигнальный огонь может привести к тому, что загорятся сигнальные огни всей страны. Один человек может подтолкнуть к осквернению еще многих. Носитель чумы, находясь в обществе, не знает, сколько по его вине заразятся этой болезнью. Вы, кто виновен в явных грехах, не знаете, скольких вы уже заразили. Вероятно, многие сейчас в аду вопиют, и вам бы следовало знать это, что они никогда бы не оказались там, если бы не ваш плохой пример.

(16) Грех — досадное явление. Он сопряжен с неприятностями. Проклятие, которое Бог положил на женщину, на самом деле лежит на каждом грешнике: «В болезни будешь рождать» (Быт. 3:16). Человек дразнит себя замыслом греха, а когда грех уже зачат, он рождает его в болезни. Подобно тому, кто прилагает огромные усилия, чтобы открыть шлюз, и, когда ему удается это, он тонет в ворвавшемся потоке, человек ломает голову, изобретая грех, чтобы этот же грех затем беспокоил его совесть, навлек проклятие на его имение и подверг гниению стены его дома (Зах. 5:4).

(17) Грех — это глупость. Что может быть большим неблагоразумием, чем ублажать врага? Грех ублажает сатану. Когда похоть или гнев горит в душе, сатана согревается у этого огня. Человеческие грехи — это праздник для дьявола. Владельцы Филистимские позвали Самсона, чтобы он позабавил их (Суд. 16:25). Так же и грешник забавляет дьявола. Хлеб и вода для дьявола -видеть грешника согрешающим. Как же он смеется, видя как они рискуют своими душами ради этого мира, как если бы кто рисковал бриллиантами ради соломы или ловил пескарей на золотые крючки. Всякий грешник в Судный день будет обвинен в глупости.

(18) В каждом грехе присутствует жестокость. Всякий раз, совершая грех, вы наносите удар по вашей душе. Пока вы снисходительны ко греху — вы безжалостны сами к себе, как тот человек в Евангелии, который бился о камни, пока не появлялась кровь (Мк. 5:5). Грешник подобен тому темничному стражу, который извлек меч, чтобы убить себя (Деян. 16:27). Душа при этом может вопить: «Убивают!». Естествоиспытатели говорят, что ястреб предпочитает пить не воду, а кровь. Так и грех пьет кровь наших душ.

(19) Грех — это духовная смерть: «мертвые по преступлениям и грехам вашим» (Еф. 2:1). Августин говорил, что до своего обращения, читая о смерти Дидоны, он не мог удержаться от слез. [Легендарная основательница Карфагена. Ее возлюбленный Эней покинул ее, и она убила себя, не в силах перенести горя (9 век до н.э.).] Но я, жалкий грешник, говорил он, оплакивал смерть Дидоны, оставленной Энеем, вместо того, чтобы оплакивать смерть своей души, оставленной Богом. Жизнь во грехе -это смерть для души.

Мертвый человек не может чувствовать. Так и невозрожденный человек не имеет ощущения Бога в себе (Еф. 4:19). Попробуйте уговорить его подумать о спасении. Для чего вы готовите речи к мертвому человеку? Вы идете обличать его в пороках? Для чего вы нападаете на мертвого?

Тот, кто мертв, уже не способен различать вкус. Разложите перед ним любые яства, и он все равно не оценит их. Подобно этому грешник не находит сладости во Христе или обетовании. Они, как сладкий напиток во рту у мертвеца.

Мертвец разлагается; и если Марфа сказала о Лазаре: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин. 11:39), то насколько же будет верно сказать «уже смердит» о грешнике, который был мертв во грехе тридцать или сорок лет!

(20) Грех без покаяния ведет к окончательному проклятию. Как роза погибает от рака растений, который развился в ней самой, так и люди погибают от растления, которое развивается в их душах. То, что когда-то было сказано грекам о Троянском коне: «Эта машина создана на погибель вашему городу», может быть сказано и каждому упорствующему грешнику: «Этот механизм греха станет погибелью для вашей души». Грех в последнем акте всегда превращается в трагедию. Диагор Флорентиец пил яд ради забавы, однако, это стоило ему жизни. Люди, развлекаясь, пьют греховный яд, и это стоит им их душ: «Ибо возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). То, что сказал Соломон о вине, может быть сказано и о грехе: сначала «оно искрится в чаше, впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притч. 23:31-32). Христос говорил нам о черве неумирающем и об огне неугасающем (Мк. 9:48). Грех подобен маслу, а Божий гнев — огню. Пока проклятые грешники продолжают грешить, этот огонь будет продолжать их жечь, а «кто из нас может жить при вечном пламени?» (Ис. 33:14). Однако люди оспаривают истинность этого утверждения и уподобляются нечестивому Девонаксу, который в ответ на предупреждение о том, что за свои злодейства он попадет в ад, посмеялся и сказал: «Я поверю в существование ада только, когда попаду туда и не раньше». Мы не можем заставить людей поверить в существование ада, пока они сами не попадут туда.

Таким образом, мы увидели в грехе смертельное зло, которое, если над ним серьезно поразмышлять, может привести нас к покаянию и обратить к Богу. Но, если не смотря на все вышеизложенное, человек будет упорствовать во грехе и сохранит свое намерение путешествовать в ад, то тут уже ничего не поделаешь. Им было уже сказано, что грех является скалой проклятия для душ, но если они, сознательно стремясь к ней, натолкнутся на нее и разобьются, кровь их будет на них самих.

2. Второе серьезное размышление, которое приведет покаяние в действие, — это размышление о милостях Бога

Камень скорее разобьется о мягкую подушку, и сердце из камня скорее разобьется о мягкую подушку милостей Бога: «благость Божия ведет тебя к покаянию» (Рим. 2:4). Милосердие князя скорее смягчит сердце злодея. Пока на одних Бог насылает шторм своих Судов, вас же он обхаживает своими милостями.

(1) Какие же скрытые, незамеченные нами милости мы получили? От каких несчастий мы были сохранены, какие опасения улетучились? Когда наши ноги колебались, милость Бога поддерживала нас (Пс. 93:18). Милость Божия всегда была нашим щитом от опасности. Когда враги как львы напали на нас, чтобы поглотить, милость вырвала нас из их пасти. И в глубоких пучинах милость была с нами и поднимала нас на поверхность. Так неужели эти скрытые милости не приведут нас к покаянию?

(2) Какие же видимые милости мы получили? Во-первых, восполнение наших нужд. Бог всегда был щедрым благодетелем: «Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня» (Быт. 48:15). Какой человек приготовит трапезу для своего врага? А Бог питал нас, хоть мы и были Его врагами. Он дал нам из рога изобилия. Милость как мед из сот изливалась на нас. Он был так добр к нам, как если бы мы были его лучшими рабами. И неужели Его щедроты не приведут нас к покаянию? Во-вторых, мы получили милость избавления. Когда мы уже стояли у ворот смерти, Бог чудесным образом продлил нашу жизнь. Он превратил тень смерти в утро и вложил песнь избавления в наши уста. Неужели эта милость избавления не приведет нас к покаянию? Господь много потрудился, чтобы смирить наши сердца Своими милостями. В Книге Судей во второй главе, мы читаем историю о том, как народ, услышав проповедь ангела (который был пророком) о милостях, явленных Богом этому народу, «поднял громкий вопль и заплакал» (Суд. 2:4). И если что-нибудь заставит наши слезы литься, то это должны быть милости Бога. Тот и в самом деле упрямый грешник, кого канатные веревки Божьей милости не притянут к покаянию.

3. Следующее, над чем необходимо поразмышлять, -это Божие провидение, несущее страдание, несчастье

Посмотрим, не станет ли наш элембик ронять слезы, если под него поднести огонь. Не так давно Господь посылал нас в школу креста. Он связал свои суды вместе. Он уже исполнил в отношении нас те две угрозы, что записаны в Книге Пророка Осии. «Я буду как моль для Ефрема» (Ос. 5:12). Не был ли Бог таковым по отношению к Англии в период упадка торговли? «Я как лев для Ефрема» (Ос. 5:14). Не был ли Он таковым во время пожирающей чумы в Англии? [Чума 1665 года.] Все это исполнялось, пока Бог ожидал нашего покаяния. Но мы продолжали грешить: «Я наблюдал и слушал: никто не раскаивается в своем нечестии, никто не говорит: «что я сделал?» (Иер. 8:6). И в последнее время Бог сечет нас огненной розгой страшного пламени, охватившего этот город [великий пожар в Лондоне в 1666 году], который символичен великому пожару последнего времени, когда «стихии, разгоревшись, разрушатся» (2 Пет. 3:10). Когда участок Иоава сгорел, тогда он пришел к Авессалому (2 Цар. 14:31). Господь позволяет огню пожирать наши дома, чтобы мы прибежали к Нему в покаянии. «Глас Господа взывает к городу: слушайте жезл и Того, Кто поставил его» (Мих. 6:9). Это язык жезла, чтобы мы смирили себя под могучей рукой Божией и «искупили грехи свои правдою» (Дан. 4:24). Теснота, скорби привели Манассию к покаянию (2 Пар. 33:12). Господь использует их в качестве должного лекарства для большей убедительности. «Ибо блудодействовала мать их» (Ос. 2:5) в идолопоклонстве. Какое же лечение Господь применит к ней? «За то вот, я загорожу путь ее тернами» (Ос. 2:6). Это метод Бога -устанавливать терновую ограду скорбей на жизненном пути человека. Так, презрение — это терн для гордеца. Для похотливого человека болезнь является этим терном, необходимым для того, чтобы остановить его в грехе и уколами шипов подтолкнуть к покаянию.

Господь учит Свой народ, как когда-то Гедеон проучил жителей Сокхофа: «И взял старейшин города и терновник пустынный и зубчатые молотильные доски и наказал ими жителей Сокхофа» (Суд. 8:16). Вот и вся была риторика. [Наука об ораторском искусстве. — Прим. перев.] Таким же образом Бог в последнее время учит нас смирению тернистым провидением. Он сорвал с нас золотое руно. Он уничижил наши дома, чтобы смирить наши сердца. Так когда же нам залиться слезами, если не сейчас? Господь удивляется и печалится, что Его суровость и Его суды, являясь таким действенным средством, чтобы пробудить к покаянию, тем не менее не заставили людей отвернуться от их грехов: «И удерживал от вас дождь»; «Я поражал вас ржою и блеклостью хлеба»; «Посылал я на вас моровую язву» (Ам. 4:7,9,10). И все-таки каждый раз, как рефрен, повторяются слова жалобы: «И при всем том вы не обратились ко Мне».

Господь действует в Своих судах постепенно. Сначала Он допускает меньшее испытание, а если это не принесет результатов, тогда — побольше. Для начала Он посылает на одного легкую лихорадку, а затем сильнейший жар. У другой случается потеря на море, затем утрата ребенка, а потом мужа. Таким образом, шаг за шагом Бог старается привести людей к покаянию.

Иногда Бог посылает свои суды по цепочке, от дома к дому. Чаша скорбей обошла этот народ, все уже испили ее. И если мы сейчас не каемся, то вызываем презрение Бога; мы как будто предлагаем Богу поступить с нами еще хуже. Такая вершина ожесточения едва ли будет прощена. «Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать. Но вот, веселье и радость! И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете» (Ис. 22:12-14). Это значит, этот грех не будет искуплен жертвой.

Если римляне сурово наказали молодого человека, которого во время общенародного бедствия заметили в окне резвящимся и щеголяющим с венком из роз на голове, то сколь тягчайшего наказания достойны те, кто ожесточается в греховности и смеется перед лицом Божиих судов. Во время бури корабельщики из язычников покаялись (Иона 1:14). Не раскаяться сейчас и не выбросить наши грехи за борт — значит быть еще хуже, чем язычники.

4. В-четвертых, давайте поразмышляем о том, что нам, если мы не раскаемся, в конце концов, придется отвечать за многое

Как много молитв, наставлений и увещеваний будет положено на весы. Каждая проповедь тогда превратится в обвинительный акт. А что касается тех, кто искренне раскаялись, то сам Христос будет отвечать за них. Его кровь омоет их грехи. Мантия благодати покроет их. «В те дни, говорит Господь, будут искать неправды Израилевой, и не будет ее, и грехов Иуды, и не найдется их» (Иер. 50:20). Те, кто осудили себя судом совести, будут оправданы судом Небес. Но если мы не раскаиваемся, то должны будем ответить в последний день за все наши грехи. Мы должны будем дать отчет за них лично, и никакому ходатаю не будет позволено за нас выступать.

О упорствующий грешник, подумай сейчас сам, сможешь ли ты посмотреть в лицо твоему Судье. Вы защищаете проклятое дело и будьте уверены, что вас бросят на скамью подсудимых: «Что стал бы я делать, когда бы Бог восстал? И когда бы Он взглянул на меня, что мог бы я отвечать Ему» (Иов. 31:14). Поэтому либо покайтесь сейчас либо приготовьте ответы и посмотрите, какую защиту вы сможете обеспечить себе, когда предстанете перед Божиим судом. Но, когда восстанет Бог, как вы сможете отвечать Ему?