Библиотека soteria.ru
Доктрина покаяния
Томас Ватсон
Дата публикации: 26.06.14 Просмотров: 4969 Все тексты автора Томас Ватсон
Глава 1. Вступительное слово
Апостол Павел, будучи ложно обвиненным Тертуллом в возбуждении мятежа — «нашедши сего человека язвою общества, возбудителем мятежа» (Деян. 24:5), — защищает себя перед Фестом и царем Агриппой в 26-й главе книги Деяний Апостолов. Павел показывает себя оратором. Он почитает царя (1) жестом: простирает руку, что являлось традиционным для ораторов; (2) своей манерой речи: «Царь Агриппа! Почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться во всем, в чем я обвинен» (Деян. 26:2).
Далее Павел касается трех аспектов и делает это по всем законам риторики, так что едва не обращает в веру царя Агриппу:
(1) Он говорит о своем образе жизни до обращения: «Я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению» (ст.5). До обращения он был ревнителем традиций, ложный огонь ревности был так горяч, что опалял всех, кто стоял на его пути; «я многих святых заключал в темницы» (ст. 10).
(2) Он повествует о том, как произошло его обращение: «Среди дня на дороге я увидел с неба свет, превосходящий солнечное сияние» (ст. 13). Этот свет был ничем иным, как сиянием, происходившим от прославленного тела Христа. «И услышал я голос, говоривший мне: Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» Тело болело, разум вопиял к небу. От этого света и голоса Павел был поражен и упал на землю: «Я сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (ст. 14). Теперь Павел лишен всякой самонадеянности. Все мнение о самоправедности исчезло, и он привил свою надежду о небе на ствол праведности Христа.
(3) Он говорит о своем образе жизни после обращения. Он, бывший гонитель, стал проповедником: «Встань, ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел» (ст. 16). Когда Павел, этот избранный сосуд, был возрожден, он стал делать так много добра, как раньше зла. До этого он предавал святых смерти, теперь он обращает грешников к жизни. Сначала Бог послал его к иудеям в Дамаск, а затем расширил его служение до проповеди язычникам. А темой его проповеди было -«чтоб они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния» (ст.20). Весомая и превосходная тема!
Я не буду обсуждать приоритет: идет первой вера или покаяние. Несомненно, покаяние проявляется первым в жизни христианина. Тем не менее я склонен думать, что семена веры прежде прорастают в сердце. Так, когда в комнату вносится зажженная свеча, свет виден сразу, но сама свеча была раньше света. Подобным образом мы видим прежде плод покаяния, хотя начало веры предшествовало ему.
Это склоняет меня к мысли, что вера зарождается в сердце перед покаянием, потому что покаяние, будучи благодатию Божией, должно быть осуществлено живой душой. А чем же живет душа как не верой? «Праведный верою жив будет» (Евр. 10:38). Таким образом, в сердце кающегося сначала должны прорасти семена веры, в противном случае, покаяние будет мертвым и, значит, не будет представлять из себя никакой ценности.
Вера ли, покаяние идет первым, как бы там ни было, я уверен, что покаяние настолько важно, что никто не может быть спасен без него. После кораблекрушения Павел поплыл к берегу на досках и разломанных частях корабля (Деян. 27:44). В Адаме мы все потерпели кораблекрушение, и покаяние — единственная доска, оставленная нам после кораблекрушения, чтобы доплыть до рая.
На христианах лежит величайшая обязанность -искренно покаяться и обратиться к Богу: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2); «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3:19); «Покайся в сем грехе твоем» (Деян. 8:22). Устами трех свидетелей подтверждается эта истина. Покаяние является основанием благодати: «не полагая вновь основание покаяния» (Евр. 6:1). Та религия, которая не построена на этой основе, должна будет низринуться наземь.
Покаяние — это благодать, необходимая по Евангелию. Некоторые считают его законным, да и на самом деле, первая проповедь, сказанная Христом, первое слово Его проповеди было «покайтесь» (Мф. 4:17). А Его прощальное слово, которое Он оставил перед Своим вознесением, было: «покаяние во имя Его должно быть проповедано во всех народах» (Лк. 24:47). Все апостолы и действовали в этом направлении: «Они пошли и проповедовали покаяние» (Мк.. 6:12).
Покаяние — чистая евангельская благодать. Закон не принимал никакого покаяния; было так — согрешил и умри. Покаяние пришло с Евангелием. Христос приобрел Своею кровью спасение кающимся грешникам. Закон требовал личного, совершенного и постоянного послушания. Под проклятие попадали все, кто не мог подойти под это требование: «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал. 3:10). Здесь не говорится, что тот, кто не исполняет всего, пусть покается, но — да будет проклят. Таким образом, покаяние есть доктрина, которая вынесена на свет именно Евангелием.
Чем вызывается покаяние? Покаяние вызывается:
1. Частично, Словом Божьим
«Слыша это, они умилились сердцем» (Деян. 2:37). Проповедуемое слово — это двигатель, который Бог использует, чтобы произвести покаяние. Оно сравнивается с молотом и огнем (Иер. 23:29), один разбивает, другой расплавляет сердце. Какое великое благословение, что это Слово, полное такой силы, распространяется! И насколько трудно будет избегнуть ада тем, кто удаляет от себя небесный свет!
2. Духом Святым
Служители есть лишь трубы и органы. Это Дух Святой, дышащий в них, делает говоримые слова действенными: «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово» (Деян. 10:44). Дух, дышащий в слове, озаряет и обращает. Когда Дух Божий касается сердца, оно обливается слезами: «И Я изолью на жителей Иерусалима дух благодати, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о нем» (Зах. 12:10). Интересно посмотреть, как по-разному проповедуемое слово действует на людей. Некоторые во время проповеди походят на Иону: их сердца мягки и они позволяют слезам литься беспрепятственно. Других она волнует не более, чем глухого музыка. Одни лучше растут от слова, другие хуже. Одна и та же земля дает сладость винограду и горечь полыни. Какова же причина того, что слово действует столь различно? Это происходит потому, что один принимает слово, которое Дух Божий приносит к его совести, а другой нет. Один получает святое помазание, а другой нет (1 Ин. 2:20). Молитесь, чтобы роса могла выпадать вместе с манной, чтобы Дух Божий мог идти рядом со словом. Колесница законов не доставит нас до рая, пока сам Дух Божий не присоединится к ней (Деян. 8:29).