Библиотека soteria.ru
Доктрина покаяния
Томас Ватсон
Дата публикации: 26.06.14 Просмотров: 4969 Все тексты автора Томас Ватсон
Глава 5. Причины, побуждающие к покаянию, и предупреждение к упорствующим
Далее рассмотрим причины, которые побуждают к покаянию.
1. Божье суверенное повеление
«Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17:30). Покаяние не является чем-то произвольным. Оно не оставлено на наше усмотрение, но это повеление, не допускающее исключений. Бог в Верховном Небесном Суде постановил, что ни один грешник не спасется, кроме тех, кто покаялся, и Он не нарушит Свой Собственный закон. И даже если бы ангелы стояли перед Богом и умоляли Его о жизни нераскаявшимся грешникам, Господь не дарует ее им. «Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, сохраняющий милость в тысячи родов, но не оставляющий без наказания» (Исх. 34:6-7). И хоть Бог более полон милостей, чем солнце света, все равно Он не простит грешника, пока тот ходит в своих грехах: Он -Бог, «не оставляющий без наказания»!
2. Святая природа Творца отвергает общение с нераскаявшимся творением
Пока грешник не раскается, Бог и он не могут быть друзьями: «Омойтесь, очиститесь» (Ис. 1:16), пойдите и погрузитесь в очищающие воды покаяния. Тогда, говорит Бог, Я буду говорить с вами: «Придите и рассудим» (Ис. 1:18); иначе не приближайтесь ко мне: «Что общего у света со тьмою?» (2 Кор. 6:14). Как может праведный Бог быть снисходительным к тому, кто продолжает грешить? «Я не оправдаю беззаконника» (Исх. 23:7). Если бы Бог был в мире с грешником до того, как тот раскается, то это значило бы, что Ему нравится, и Он оправдывает все то, что грешник сделал. В таком случае Он бы противоречил Собственной святости. Святость Божией природы не позволяет простить грешника, пока он находится в мятежном состоянии.
3. Грешники, продолжающие упорствовать, находятся вне поручения Христа
Вот Его поручение: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь послал Меня исцелять сокрушенных сердцем» (Ис. 61:1). Христос — Царь и Спаситель, но Он не спасает абсолютно всех, независимо от того, каялись они или нет. Если когда-либо Христос возьмет людей на небо, это произойдет посредством ворот ада [Вероятно, под воротами ада автор имеет в виду смерть Христа (1 Пет. 4:5-6). — Прим. перев.]: «Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать покаяние» (Деян. 5:31); подобным образом и царь прощает мятежников, когда они каются и отдаются на милость его, а не тогда, когда они упорствуют в открытом неповиновении.
4. Согрешив, мы оскорбили Бога
Очень справедливо то, что мы должны покаяться. Согрешив, мы оскорбили Бога. Мы умалили Его славу. Мы нарушили Его закон и, следовательно, должны загладить свою вину перед Ним. Посредством покаяния мы смиряемся и осуждаем себя за грех, удостоверяя, что Господь был бы справедлив, истребив нас, и таким образом мы воздаем Ему хвалу и делаем то, что зависит от нас, чтобы восстановить Его славу.
5. Если бы Бог спасал людей без покаяния, не делая никакого различия, то, следуя этому правилу, Он должен спасти всех
В таком случае Бог должен был бы спасти всех, и не только людей, но и бесов, как когда-то утверждал Ориген; и как следствие закон избрания и осуждения должен был потерять силу. Давайте посмотрим, насколько же не соответствует это утверждение Священному Писанию.
Существует две категории людей, которым труднее покаяться, чем остальным:
(1) Те, кто выслушал много проповедей, но так и не стал лучше. Земля, которая пьет во время дождя, но производит терния и волчцы, — «близка к проклятию» (Евр. 6:8). Не много есть надежды для человека, который подобен металлу, что долго пролежал в огне, но так и не расплавился. В то время как Господь посылает один за другим Своих служителей увещевать и убеждать людей оставить свои грехи, они лишь для соблюдения формальности, приходят на проповедь и спят. Таковых будет трудно привести к покаянию. Они должны бояться, чтобы Христос не сказал им, как некогда Он сказал смоковнице: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21:19).
(2) Те, кто многократно согрешал против увещаний Слова, обличений совести и побуждений Духа. Совесть была как ангел с огненным мечом в руке. Она просила: «Не делай это великое зло», но грешники не обращали на этот голос внимания и продолжали решительно маршировать под знаменами дьявола. Таким нелегко будет покаяться: «Есть из них враги света…» (Иов 24:13). Одно дело согрешать за неимением света, а другое -согрешать против света. В последнем случае имеет место непростительный грех. Согрешая сначала против света совести, человек постепенно доходит до унижения Духа благодати.
Порицание упорствующих
Прежде всего оно определенно служит к осуждению нераскаявшихся грешников, чьи сердца, кажется, высечены из камня; они как каменистая почва из притчи, которой недостает влаги. Боюсь, что эта болезнь стала просто эпидемией: «никто не раскаивается в своем нечестии» (Иер. 8:6). Человеческие сердца закоренели в черствости: «и сердце свое окаменили» (Зах. 7:12), и они никак не могут стать мягкими, чтобы войти в рамки покаяния. Существует общепринятое мнение, что ведьмы никогда не плачут. Я уверен, что те, кто не сокрушаются о грехе, духовно околдованы Сатаной.
Мы читаем, что когда Христос пришел в Иерусалим, «Он начал укорять города за то, что они не покаялись» (Мф. 11:20). Не укоряет ли Он многих и сейчас за их упорствование? Даже если бы Божье сердце было разбито их грехами, их сердца не сокрушились бы. Они говорят, как Израиль говорил: «Люблю чужих и буду ходить вслед их» (Иер. 2:25).
Справедливость Божия — как ангел с обнаженным мечом в руке, готовый поражать, но грешники слепы и не видят этого меча, в то время как и осел Валаама увидел Его. Бог бьет их в спину, а они все равно не бьют себя по бедрам, как когда-то бил себя Ефрем, когда каялся (Иер. 31:19). И такая горечь звучит в словах пророка: «Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли» (Иер. 5:3). Они — как негодное серебро, которое отвердевает в печи. «И в тесное для себя время он продолжал беззаконно поступать пред Господом, он -царь Ахаз» (2 Пар. 28:22).
Очерствелое сердце — вместилище Сатаны. Как Бог пребывает на небесах и в смиренном сердце, так и у дьявола есть два жилища: ад и ожесточенное сердце. Оно не погружается еще ниже в грех, который проклинает, но просто остается в нем без покаяния: «сожженные в совести своей» (1 Тим. 4:2). Сожженная совесть — это результат ожесточения сердца. Люди заглушали голос своей совести, и Бог ожесточил их. И сейчас Он не препятствует им грешить и не наказывает их — «во что вас бить еще?» (Ис. 1:5) — как отец перестает вразумлять сына, которого он намеревается лишить наследства.