Библиотека soteria.ru
Доктрина покаяния
Томас Ватсон
Дата публикации: 26.06.14 Просмотров: 4969 Все тексты автора Томас Ватсон
Глава 6. Серьезное увещевание покаяться
Позвольте мне в этой главе убедить вас в том, что покаяние является нашей величайшей обязанностью. Печаль может быть оправдана только грехом. Если вы будете оплакивать земные потери, то не будет вам в том никакой пользы. Вода для сада, пролитая в раковину, не принесет никакой пользы саду. И мазь для глаз, приложенная к руке, не даст целительного результата. Печаль целебна для души, но если она вызвана преходящими ценностями, она не будет уже иметь в себе тех целебных свойств. Пусть же слезы ваши текут в правильном русле, а сердца ваши разрываются от печали, вызванной грехом!
Чтобы увещевание мое было более успешным, я покажу вам, во-первых, что покаяние необходимо, во-вторых, что оно необходимо всем людям и, в-третьих, что каяться нужно во всех грехах.
1. Покаяние необходимо
«Но если не покаетесь, все также погибнете» (Лк. 13:5). Нельзя доплыть до рая другим путем, кроме как по потоку покаянных слез. Покаяние не столько располагает Христа к нам, сколько нас ко Христу. Пока грех не станет горьким, Христос не будет сладким.
2. Покаяние необходимо всем
«Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17:30).
(1) Покаяние необходимо великим мира сего: «Скажи царю и царице: смиритесь» (Иер. 13:18). Царь Ниневии и его вельможи сменили облачения свои на вретища (Иона 3:6). Грехи великих людей причиняют вреда больше, чем грехи остальных. У значительных людей и грехи значительные, поэтому они более других имеют нужду в покаянии. Для тех, кто держит в руке скипетр и не кается, Бог уже назначил день суда их, и огонь, в котором они будут гореть (Ис. 30:33).
(2) Покаяние необходимо также самым испорченным грешникам в народе. Англии необходимо облечься в траур и смириться в глубоком раскаянии. Anglica gens est optima flens. [Лат.: Англичане плачут лучше всех.] В каком ужасном безбожии повинен этот народ! Мы видим, как каждый день люди сами себя вносят в список Сатаны. Пострадала не только религия, но люди забыли об элементарной вежливости. Как когда-то древние иудеи, люди как будто состязаются в том, кто окажется самым порочным: в нечистоте их такая мерзость (Иез. 24:13). Если богохульство и пьянство, лжесвидетельство и роскошь делают народ виновным, тогда боюсь, что Англия записана в черном списке Бога. Люди отменили обеты, данные ими при крещении, и заключили тайные соглашения с дьяволом! Вместо того чтобы вопить о милости и спасении, они кричат: «Будьте вы прокляты!» Никогда еще не было такой спешки по дороге в ад, люди как будто боятся опоздать туда. Разве не известно, что некоторые умерли, оставаясь виновными в грехе блуда и в пролитии крови? Разве не слышали вы, что другие хвалились тем, как многих они совратили и напоили. «И о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне» (Ис. 3:9). Воистину, грехи людей стали вызывающими, как будто они выставляют на знамя свое неповиновение и обрушиваются на небеса, как фракийцы, которые, когда гремел гром, собирались все вместе и пускали в небо стрелы. А грешники Британии бросают даже вызов Богу: они противятся Вседержителю, устремляются против Него даже на Его выю, на частые шишки Его щитов (Иов. 15:25-26). [Данный стих переведен дословно с англ. варианта перевода Библии (KJV). Здесь имеет место расхождение в русском и английском переводах данного стиха. — Прим. перев.] Щит с шишками (на внешней стороне его) был необходим в войне для наступления. Заповеди Бога и Его предостережения являются этими шишками на Его щите, посредством которых Он сдерживает людей в их порочности. Однако они не считаются с этим и, безрассудные в своем грехе, устремляются на эти шишки Божьего щита. О, какой же степени достиг грех! Люди считают позором не быть бесстыдными. Пусть о нас не будет сказано так, как говорил Иосиф Флавий [еврейский историк (ок. 37 — после 100 н.э.), автор «Иудейской войны»] об иудеях. Так чрезмерны были их злодеяния в то время, что если бы не римляне пришли и разорили их город, Иерусалим был бы поглощен каким-нибудь землетрясением или затоплен наводнением, или огонь с небес сжег бы его дотла. Не самое ли время тогда этому народу, в теле страны которого так быстро распространяется злокачественная опухоль, начать курс лечения и принять лекарство покаяния? Англия — это остров, окруженный двумя океанами: океаном воды и океаном злодеяний. О если бы она окружила себя еще и третьим океаном — океаном покаянных слез!
Если Книга Закона случайно упала на землю, у евреев в таком случае был обычай сейчас же назначать пост. Англия же допустила, чтобы были попраны и Закон и Евангелие, поэтому ей также необходимо назначить пост и сокрушаться пред Господом. Ефа злодеяний, кажется, уже полна. [Ефа — библейская единица объема сыпучих тел. — Прим. перев.] Когда грех так быстро наполняет ее, — это хороший повод так же быстро изливаться слезам! Почему же тогда на лицах не видно бледности? Почему высохли источники покаяния? Разве не знают грешники этой страны, что им следует покаяться? Разве их не предупреждали? Не возвышали ли голоса, как трубы Божьи, верные посланники и не взывали ли, чтобы они покаялись? Но многие из этих служителей Божиих устали и износились, как орудия земледелия, бороздя каменистую почву их сердец. Не так ли много как комет в небесах, посылал Бог проповедников в мир призывать людей к покаянию, но они «сидят на дрожжах своих» (Соф. 1:12). Мы думаем, что Бог бесконечно будет сносить наши оскорбления? Станет ли Он терпеть их, чтобы Его имя и слава были попраны? Господь всегда был более скор в установлении справедливости в отношении тех, кто исповедует свои грехи. Бог может, используя свое исключительное право, отсрочить исполнение приговора этой стране, но если бы Он спас ее без покаяния, Он изменил бы Сам Себе.
Я говорю вместе с Джоном Брэдфордом: «Покайся, Англия!» [Джон Брэдфорд — выдающийся протестантский реформатор периода Реформации. Родился в Манчестере. Был замучен в 1555 году по приказу королевы Марии.] Вы заразились проказой греха и должны пойти и омыться в духовном Иордане. [Очевидно, что это намек на историю о прокаженном Неемане (4 Цар. 5).] Вы воспламенили Божий гнев против себя. Отбросьте оружие, пусть сокрушаются ваши сердца и текут слезы, чтобы Бог мог успокоиться в крови Христа. Пусть летит Божий свиток проклятий (Зах. 5:2). Или люди должны обратиться к Богу или Он их ниспровергнет. Или вспаханная, но не засеянная почва их сердец, должна растрескаться или рухнет эта страна. Если уже никакие слова не достигнут грешников, значит «Господь решил уже предать их смерти» (1 Цар. 2:25). В Риме тот, кому за серьезные преступления было запрещено давать воду, считался уже осужденным. Так же и те, чьих чудовищных злодеяний дым достиг Господа небес, так что Он отказывает им в воде покаяния, могут смотреть уже на себя как на осужденных.
(3) Покаяние необходимо и для шайки мошенников: «ухищрения их ложь» (Пс. 118:118), «они умны на зло» (Иер. 4:22), употребляя свою изобретательность только для обмана. Вместо того чтобы жить посредством веры, они живут посредством своих хитростей. Речь здесь идет о тех, кто притворяется бедным, чтобы с помощью такой уловки обогатиться. Мне бы не хотелось, чтобы меня поняли неправильно. Я не имею в виду тех, кто унижен Божиим провидением, кто, потеряв имение, не потерял совесть, но, напротив, это те, кто симулирует банкротство, чтобы обмануть кредиторов. Это те, кто зарабатывает своим мнимым банкротством больше, чем другие торговлей. Они как нищие, которые пачкают и покрывают волдырями свои руки, чтобы растрогать прохожих и получить милостыню. И как эти нищие живут своими болячками, так и эти лжебанкроты живут своими мошенничествами. Когда ослабевают морозы, на улицах становится больше грязи. Так и у этих торговцев, когда они разоряются, становится еще больше денег. Они ведут себя так, как будто у них ничего нет, но из этого «ничего» у них создаются огромные состояния. Помните, что «Царство Небесное силою берется» (Мф. 11:12), а не обманом. Пусть знают люди, что вслед за этой богатой подачкой, приходит сам лукавый. Они навлекают проклятие на свои имения. Им необходимо немедленно покаяться. Хоть и сладок хлеб, приобретенный неправдою (Притч. 20:17), все же многие будут блевать им в аду.
(4) Покаяние необходимо и тем, кто ведет якобы благочестивый образ жизни. На них нет видимых пятен. Они не совершили больших грехов, и кто-то подумает, что покаяние к таковым не имеет никакого отношения. Они такие хорошие, что даже не унижаются до просьб о милости. На самом же деле положение таковых — часто самое наихудшее: это те, кто не имеет нужды в покаянии (Лк. 15:7). Их благочестивость губит их. Они сделали Христа из нее и терпят на этом рифе крушение. Нравственности не достаточно, чтобы достичь небес. Она просто облагораживает природу. Нравственный человек — это все тот же Адам, только одет он в красивые одежды. Изображение царя, подделанное и оттиснутое на меди, не будет находиться в обращении. Так и образ Христа, который, как может показаться, носят в себе благочестивые граждане, всего лишь медь, которая никогда не войдет в обращение. Благочестивости не достаточно для спасения. Хотя бы жизнь и была добродетельной, похоть может остаться не умерщвленной, и сердце может быть исполнено гордости и неверия. Под красивыми листочками дерева может оказаться червь. И я не говорю, покайтесь в том, что вы благочестивы, но покайтесь в том, что вы не более чем благочестивы. Сатана вошел в дом, который был выметен и убран (Лк. 11:26). Этот дом является образом человека, вычищенного благочестием и убранного обычными дарованиями, но не омытого истинным покаянием. В такого-то человека и вошел нечистый дух. Если бы благочестия было достаточно для спасения, Христу не нужно было бы умирать. Оправдывающие себя своим благочестием имеют красивые светильники, но в них недостает масла благодати.
(5) Лицемеры также нуждаются в покаянии. Я имею в виду тех, кто предоставил себя этому греху. Лицемерие -это подделка святости. Лицемер даже превзошел моралиста и облачился в наряд религии. Он имеет вид благочестия, но силы его отрекся (2 Тим. 3:5). Лицемер — это шут, разыгрывающий святого. Он разыгрывает изумительное представление, как обезьяна, одетая в пурпур или горностай. [Пурпур носили короли, а горностай — члены верховного суда. — Прим. перев.] Лицемера можно сравнить с домом, у которого прекрасный фасад, а внутри — все комнаты темные. Он — гнилой столб под искусной позолотой. Под маской актера он прячет свои язвы. Лицемер против того, чтобы подводили, подрисовывали черты лица, а сам подводит, вырисовывает, изображает святость. Внешней пристойностью он прикрывает свою настоящую сущность. В мантии Самуила он играет дьявола. [Играть дьявола — дословный перевод с англ. to play the devil — имеет значение «разрушать, губить». — Прим. перев.] Поэтому в оригинале значения «лицемерить», «притворяться» и «быть нечестивым, мирским, богохульным, языческим» выражены одним и тем же словом. Взгляд лицемера, кажется, прикован к небесам, но сердце его исполнено нечестивых желаний. Он живет в тайном грехе, поступая против своей совести. Он может подстраиваться под окружающих его людей и быть ягненком и волком. Если уж он слушает Слово, то с таким напряженным вниманием, и проявляет чрезмерную набожность в храме, где другие могут видеть его и восхищаться. Семьей же и уединенной молитвой он пренебрегает. И, действительно, если молитва не заставит человека оставить грех, то грех заставит его оставить молитву. Лицемер притворяется смиренным, чтобы вырасти в глазах других. Он делает вид, что верит, но вера ему нужна скорее как личина, чем как щит. Библия у него всегда в руке, но не в сердце. И вся его религия — прикрытая ложь.
А есть ли среди нас такие, как они? Господь, прости им их святость! Лицемеры «исполнены горькой желчи» (Деян. 8:23). О, как же им нужно смириться во прахе! Гниль уже дошла до костей их; и если есть что-либо, что может исцелить их, оно должно расти на соляных топях покаяния.
Позвольте мне говорить откровенно. Лицемеру покаяться очень тяжело, как никому другому. Они так далеко зашли в жонглировании религией, что теперь их вероломные сердца не знают, как покаяться. Лицемерие еще труднее лечить, чем даже бешенство. Редко в сердце лицемера появляется сокрушение об обмане. Если еще не слишком поздно, взывайте к Богу о милости.
Те, кто виновен в преобладании лицемерия, пусть бояться и трепещут. Состояние их греховно и плачевно. Оно греховно, потому что они приняли веру не вследствие сделанного ими выбора, но, преследуя свою цель, и они не живут по вере (не любят ее), а лишь только ее изображают. Их положение вдвойне печально. Во-первых, потому что это искусство обмана не может продолжаться долго. Тот, кто выставляет вывеску благодати, но не имеет самого этого товара в своем сердце, обязательно разорится. Во-вторых, потому что на лицемеров ярость гнева Божия изольется сильнее. Ибо они больше других бесчестят имя Бога и отнимают доброе имя Евангелия. Поэтому Господь сберегает в Своем колчане самые смертоносные стрелы для них. Если язычники подлежат проклятию, то лицемеры будут дважды прокляты. Ад назван местом лицемеров (Мф. 24:51), как будто он в первую очередь был приготовлен для них и определен им в безусловное наследование.
(6) Покаяние необходимо также и Божьему народу, тем, в ком подлинно действует благодать, и кто на самом деле являются Израильтянами. Они должны приносить ежедневную жертву слез. Антиномиане утверждают, что, став верующим, человек может успокоиться, и ему уже ничего не остается делать, как только радоваться. [Антиномианизм делал упор на свободу христиан от осуждения законом и умалял необходимость верующим ежедневно исповедовать грехи и продолжать настойчиво освящаться. — Прим. перев.] Но нет, есть еще что-то, что им необходимо делать: они должны каяться. Покаяние — это непрерывное действие. Источник печали ради Бога не должен высыхать до самой смерти. Иероним писал в послании к Лаэте, что ее жизнь должна быть жизнью покаяния. Покаяние называется распятием плоти (Гал. 5:24); оно происходит не вдруг, но является процессом всей нашей жизни.
И разве не существует множества причин, почему Божьему народу следует омыться в купальне плача? «А разве на самих вас нет вины пред Господом, Богом вашим?» (2 Пар. 28:10). Разве не грешите вы каждый день? Если даже вы и бриллианты, разве нет у вас ни одного изъяна? Не читаем ли мы о том, что и дети Его имеют пороки? (Втор. 32:5). [В англ. варианте перев. Библии (KJV) часть данного стиха дословно звучит как «их пороки — не пороки Его детей». — Прим. перев.] Исследуйте со светильником, который есть Слово Божие, ваши сердца и посмотрите, не найдете ли вы там повода к покаянию.
(a) Покайтесь в поспешном осуждении ближних. Вместо того, чтобы молиться о других, вы готовы вынести им вердикт. Это правда, что святые будут судить мир (1Kop. 6:2), но дождитесь своего времени и помните предупреждение апостола в Первом послании Коринфянам (4 глава, 5 стих): «Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь».
(b) Покайтесь в своих суетных мыслях. Они роятся в вашей голове как, песьи мухи в доме фараона (Исх 8:24). Какая путаница в воображении! Если Сатана не владеет вашими телами, он владеет вашей фантазией. «Доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли?» (Иер. 4:14). Мысли человека могут завести его в ад. О, святые, смиритесь в покаянии за свое легкомыслие.
(c) Покайтесь в вашей манере одеваться напоказ. Нелепо то, что одежда, которую Бог дал, чтобы прикрыть позор, обнажает человеческую гордыню. Апостол умоляет благочестивых не сообразоваться с веком сим (Рим. 12:2). Люди мира сего вульгарны и легкомысленны в одеждах своих. Сейчас в моде идти в ад. Но что бы не делали другие, «то пусть не грешил бы Иуда» (Ос. 4:15). Апостол Павел написал, что христиане должны носить в качестве верхней одежды «приличное одеяние» (1 Тим. 2:9) и «облекаться смиренномудрием» (1 Пет. 5:5) в качестве нижней.
(d) Покайтесь в том, что в вас иссякла благодать: «ты оставил первую любовь твою» (Откр. 2:4). Христиане, как часто в ваших душах вместо прилива — отлив! Как часто холодность находит на вас! Куда исчезло то пламя любви, то сладкое умиление духа, которое было в вас когда-то? Боюсь, что исчезло. О покайтесь же в том, что оставили первую любовь!
(e) Покайтесь в том, что не возгревали дары. Здоровье — это дар; ум и способности — тоже дары; Господь наделил вас ими, чтобы вы употребили их во славу Его. Он послал вас в мир, как купец посылает своего управляющего торговать за моря, чтобы получить прибыль, но вы не сделали того, что могли бы. Можете ли вы сказать: «Господин! Мина твоя принесла пять мин» (Лк. 19:18). О плачьте же над погребением ваших талантов! Пусть вас огорчает то, что столько лет вашей жизни были не прожиты, а потеряны, и что золотые дни ваши были наполнены больше суетным, чем духовным.
(f) Покайтесь в том, что забывали свои священные обеты. Дать обет — это значит связать себя обещанием Господу (Числ. 30:3). О, христиане, с тех пор как вы связали себя обещанием Богу, не потеряли ли вы права на договор ученика с Господином? Не служили ли вы суете, хоть и стали Господними, дав торжественно обещание? Таким образом, нарушив обет, вы нарушили ваш мир. Несомненно, чтобы смыть эту вину, потребуется новый поток слез.
(g) Покайтесь в вашей неблагодарности за все полученные вами благословения. Всю свою жизнь вы прожили по благодати. Вы уже истратили ваш запас благодати. Вы были просто чудным образом осыпаны милостями! Но где же ваша любовь в ответ Богу? Афиняне бы подали в суд на неблагодарных в соответствии с законом. Христиане, не может ли Бог возбудить и против вас дело за вашу неблагодарность? «За то Я отниму шерсть и лен Мой, чем покрывается нагота ее» (Ос. 2:9); Я отниму у них по закону».
(h) Покайтесь в вашей привязанности к земному. Судя по тому, что вы исповедываете, вы похожи на райских птиц, что высоко парят и питаются росою небесной. Однако, как змеи, вы лижите прах земной. Господь упрекнул Варуха, доброго человека, такими словами: «Ты просишь себе великого» (Иер. 45:5). [В англ. варианте перевода Библии это выражение звучит как вопрос. — Прим. перев.]
(i) Покайтесь в разделениях между вами. Разделения — это грязь на ваших доспехах. Она заставляет других держаться в стороне от религии. Конечно, отделение от нечестивых напоминает Христа, который был «отделенным от грешников» (Евр. 7:26). Однако, если благочестивые, делятся внутри себя и смотрят друг на друга искоса, то, имей они даже столько глаз, сколько звезд на небе, им все равно не хватит слез оплакать этот грех. От разделений красота церкви меркнет и сила ее ослабевает. Божий Дух явился святым в разделяющихся языках, а дьявол явился в разделяющихся сердцах. Несомненно, такое положение заслуживает потока слез: Quis taliafando temperet a lachrymis? [Лат.: Тот, кто сеет такое, может ли удержаться от слез?]
(j) Покайтесь за беззакония в святынях ваших. Как часто богослужения становились холодными из-за формальностей и безжизненными из-за гордости. На таких служениях чаще можно увидеть перья павлинов, чем услышать вздохи голубей. Печально, что богопоклонение превратилось в театр, в котором играет тщеславие. О христиане, ваше поклонение Богу настолько перестало быть искренним, что стоит опасаться, в нем осталось совсем немного настоящего смысла, который бы удовлетворил Бога.
Вот на этом лучше остановиться в перечислении поводов к покаянию. А чтобы прилив нашей печали поднялся выше, подумайте о том, что грехи Божьего народа вызывают негодование Бога больше, чем грехи остальных (Втор. 32:19). Беззакония нечестивых пронзают ребра Христа. Грехи же благочестивых проникают прямо в Его сердце. Грех Петра, несмотря на всю любовь Христа к нему, был самым злым, но привел к тому, что щеки Петра залились слезами, когда он осознал содеянное: «И вспомнил Петр … и начал плакать» (Мк. 14:72).
3. Каяться нужно во всех грехах
Давайте глубоко смиримся и оплачем перед Господом первородный грех. Мы лишились чистоты души, которую имели когда-то. Наша природа испорчена пороками. Первородный грех распространился, как яд, по всему человеку, подобно земляной груше, которая, куда бы ее семя не падало, вскоре разрастается по всей земле. Природа людей, которые находятся в аду, не хуже нашей. Сердца лучших из людей — как опустившееся перед Петром полотно, в котором находились нечистые пресмыкающиеся (Деян. 10:12). Этот первородный грех должен быть горько оплакан, потому что мы ни на мгновение не свободны от него. Он — как подземный источник, который хоть и не виден, но все-таки течет. Мы можем остановить побуждения грешить с таким же успехом, как можем остановить биение пульса.
Эта врожденная греховность замедляет наш духовный рост и препятствует нам поступать по духу: «Доброго, которого хочу, не делаю» (Рим. 7:19). Первородный грех можно сравнить с рыбой, морской миногой, о которой писал Плиний. [Римский писатель, живший в 1 веке н.э. Автор «Естественной истории».] Она прилипает к килю корабля и мешает ему плыть под парусом. Грех висит на нас тяжелым грузом, и поэтому мы хоть и движемся в небеса, но очень медленно. О эта прилипчивость греха! Апостол Павел стряхнул ехидну, которая повисла на его руке, в огонь (Деян. 28:5). Мы же пока живем на земле не можем сбросить первородное растление. Грех не приходит как постоялец на одну ночь, но проживает в теле как постоянный жилец: «живущий во мне грех» (Рим. 7:17). С нами происходит то же, что и с больным, страдающим чахоткой: он хоть и меняет обстановку, но все равно носит болезнь внутри себя. Первородный грех неистощим. Этот океан невозможно осушить. Хоть и тратятся запасы греха, тем не менее, его не становится меньше. Чем больше мы грешим, тем больше в нас греха. Первородный грех — как то масло в кувшине вдовы: его прибавлялось, когда из кувшина отливали.
Еще один клин, разбивающий наши сердца, — это то, что первородный грех смешивается со свойствами самой благодати. Поэтому наше служение такое вялое и безрадостное. Не потому ли наша вера действует не столь решительно, что она основана на чувствах? И не потому ли любовь к Богу горит не таким чистым пламенем, что ей мешает похоть? Первородный грех смешивается с нашей благодатью. Как слабые легкие являются причиной заболевания астмой, так и первородный грех, поразив наше сердце, приводит к тому, что теперь благодать в нас едва дышит. Таким образом, мы видим, что в первородном грехе может вызвать наши слезы.
В частности, давайте лить слезы и сокрушаться из-за растления нашей воли и наших влечений. Воля, которая не следует предписаниям благоразумия, склоняется ко злу. Такая воля не любит Бога не потому, что Он — благ, но потому, что Он — свят. Она упорно бросает вызов Ему: «Но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба» (Иер. 44:17). Наша воля поражена сильнейшим образом.
Давайте сокрушаться из-за отклонения наших влечений. Они оторваны от их настоящего объекта. Такие влечения, как стрелы, которые стреляют мимо цели. Сначала наши влечения были крыльями, чтобы лететь к Богу, сейчас же это груз, который отрывает нас от Него. Основанием нашей любви является грех, а нашей радости — творение, а не Творец. Наша привязанность, как чибис, питается навозом. Насколько справедливо расстройство наших влечений может привнести свою долю в нашу печаль?! Мы и сами падаем в преисподнюю, а наши влечения подталкивают нас туда.
Давайте отнесемся серьезно к совершенным грехам. О них я могу сказать как Давид: «Кто усмотрит погрешности свои?» (Пс. 18:13). Они, как мельчайшие частицы на солнце, как искры из печи. Мы согрешили своими глазами; они стали окнами, впустившими суету. Мы согрешили своими языками; они воспалились от гнева. Есть ли что-нибудь, что исходило бы от нас и в чем не было бы греха? Подсчитать все случаи, когда мы согрешили, значило бы то же, что и посчитать, сколько капель в океане. Так давайте серьезно покаемся перед Господом во всех совершенных нами грехах.