Библиотека soteria.ru
Желтая река
Алексей Опарин, Дмитрий Юнак
Дата публикации: 27.06.14 Просмотров: 6661 Все тексты автора Алексей Опарин, Дмитрий Юнак
Глава 12. Почтовый ящик № 20
Но особой любовью и одновременно отдохновением для Бабиенко была издательская деятельность. Мы уже говорили о том, что в Харбине в те годы выходили
десятки журналов самой различной направленности, и в том числе весьма большой ассортимент религиозных изданий, печатавшихся на прекрасной бумаге с замечательно выполненными иллюстрациями и гравюрами. Подобного качества печати из-за ее огромной дороговизны Адвентистская церковь Харбина себе позволить не могла. В этом состояли и трудности: большой ассортимент, прекрасная печать издаваемой в Харбине литературы, а третья — в том, что подавляющее большинство населения Харбина было представлено интеллигенцией и аристократией, запросы, и требования которых были крайне велики. Это были люди, прекрасно образованные, знающие литературу, историю, совершавшие в прошлом многочисленные поездки за границу. Словом, это была публика, которую было очень сложно чем-то удивить, да и просто заинтересовать. К тому же, православные издания пользовались особой любовью, как ассоциация с потерянной Родиной, в то время как протестантские издания ассоциировались с чем-то чуждым. К тому же, вследствие запрета протестантских церквей, существовавшего в царской России, интеллигенция была вообще очень плохо осведомлена об этом направлении христианства, которое государственная церковь, как мы видим, ранее вообще всегда пыталась представить в виде шпионской сети из каких-то недоброжелателей России. Кстати, подобная практика, к сожалению, отмечается и в наше время. Когда при невозможности подтвердить свое учение Библией, представители государственной церкви прибегают к вымыслам и самому настоящему черному пиару. Словом, говоря по-человечески, у Бабиенко не было даже возможности закрепиться на книжном рынке Харбина. Это понимал и сам Феофил Феофилович. Прекрасно зная, в то же время, и то, что проповедь чистого Евангельского учения — это не просто его дело, а это дело Божье. И, следовательно, на этом поприще его будет вести Господь. А «Если Бог за нас, кто против нас?» (Римл. 8:31). И потому с молитвой на устах в 1923 году он основывает издательство «Спутник жизни». Издательство располагалось в самом центре Харбина, в его элитном районе, так называемом, Новом Городе, по улице Цицикарской, № 15, на углу ул. Садовой. Уже само по себе место издательства давало ему рекламу и создавало престижность в глазах взыскательного харбинского общества. С 1923 года начинают ежемесячно выходить два журнала: «Источник жизни» и «Семейный друг». Сам по себе выбор этих названий не был случаен. Оторванные от России, тоскующие по ней, ощущающие на себе с каждым годом давление Китайской администрации, терзаемые бандами, обитатели Харбина не имели того источника, в котором они могли бы обрести новые силы, источника, который дал бы им радость, мир, покой, уверенность в завтрашнем дне, наконец, жизнь. И потому уже своим названием журнал «Источник жизни» привлекал людей, обещая дать доступ к тому роднику живой воды, который не иссякнет никогда. На обложке этого журнала (см. фотографии в данной книге) изображены двое нищих, пьющих с жадностью детей. В этих оборванцах и сиротах каждый русский харбинец, вне зависимости от своего социального статуса, мог узнать себя самого, живущего вдали от Родины, потерявшего все и не имеющего никакой перспективы. В журнале «Источник жизни» Бабиенко создает несколько разделов: Юношеский раздел, Детская страничка, раздел «Вопросы и ответы», «Наша семья», «Поэтическая страница» и «Общий», где печатались проповеди и духовные размышления. Пастор Бабиенко строил журнал таким образом, чтобы он представлял интерес для самого широкого круга читателей, причем, Детская страничка и Юношеский раздел содержали материалы весьма поучительные не только для детей и молодежи, но и для взрослых. И в этом тоже, несомненно, проявился его талант, как журналиста. Так в «Источнике жизни» № 2 за 1929 год, в Юношеском разделе была помещена небольшая заметка под названием «Цените свое время». Думаем что и сегодня, прочитав ее, мы
получим для себя хорошие поучения. Итак, откроем этот пожелтевший харбинский журнал и прочтем эту заметку.
«Цените свое время.
„Это займет не более пяти минут!» — пробормотал мальчик, оставленный в школе после занятий, стоя позади кафедры учителя. Взглянув на угрюмое лицо мальчика, заведующий школой вынул неочиненный карандаш и начал чинить его. „Не срезать ли его немного?» — сказал он. „Только маленький кусочек здесь и там». Он продолжал говорить таким образом, поворачивая карандаш кругообразно, все время стачивая его, как бы забыв совсем о том, что мальчик был здесь. Мало-помалу мальчик забыл о себе и смотрел на учителя с интересом. „Для чего вы срезаете так много?» — спросил он, наконец, осторожно. „О, чтобы иметь хороший конец и писать им,» — ответил учитель. Мало-помалу карандаш становился все меньше и меньше. Учитель срезал кусочек тут и кусочек там до тех пор, пока, наконец, он не взглянул на него с видимым удивлением и печально посвистал. „Вот и кончилось все!» — сказал он, „и не осталось совсем никакого кусочка, чтобы писать им. Я же не срезал помногу сразу! Я срезал каждый раз только по маленькому кусочку». „Но эти кусочки вместе выросли в большую кучу», — горячо сказал мальчик, радуясь дать наставление учителю в таком практическом деле, как обтачивание карандаша. „Как раз то же произойдет с твоими пятью минутами, мой мальчик», — сказал учитель, положив руку свою на плечо мальчика. „Я сделал это для наглядности, и я уверен, что ты теперь ни разу не взглянешь на карандаш, не подумав об этом. Пять минут, потраченные тут и там в продолжение дня, „вырастут», как ты сказал, и составят большое количество времени. То, что ты пытаешься сделать с твоею жизнью, это — получить хороший конец, чтобы потом писать им. Берегись этих пяти минут и не стачивай бесцельно своей жизни. Это все. Постарайся не забыть этого урока!»». [Источник жизни. 1929. № 1. С. 17]. Не увидели ли мы себя, друзья, в этом беспечном мальчике? Весьма интересен и исторический рассказ, помещенный в этом же номере под названием «Молитва веры».
«Молитва веры.
Во время правления великого курфюрста Фридриха I прусского (1689-1713 г.г.), в Берлине было обнаружено убийство, которое вызвало всеобщее негодование, по той причине, что жертвою преступления оказалась молодая, прекрасная девушка, дочь всеми уважаемого оружейного мастера Вальтера. Подозрение пало на двух солдат, которые оба искали руки молодой девушки. Их заключили в тюрьму. Один из них, по имени Ральф, действительно совершил убийство, совершил его из-за ревности; другой же, Альфред, пользовавшийся расположением девушки, был невинен. Самые ужасные пытки не привели ни того, ни другого к признанию, и судьи не могли открыть виновного. Тогда курфюрст приказал, чтобы дело представили на суд Божий. Это значило, что обвиняемые должны были решить свою судьбу с помощью двух игральных костей: того, у которого окажется меньше очков, надлежало признать убийцею и казнить. В назначенный день курфюрст явился на суд, окруженный своим двором, духовенством и знатью города. Ральф (убийца), смеясь, взял две кости с мраморного стола и бросил их; выпало две шестерки, т. е. самое большое число, какое могут показать кости. Присутствующие с ужасом посмотрели друг на друга; все, вообще, считали Альфреда невиновным, но, глядя на кости, всякая надежда казалась потерянною. Альфред упал на колени. Полный веры в Бога, он поднял глаза на небо и стал горячо молиться. Вокруг его было совершенно тихо, как в церкви. Потом он встал и громко воззвал: „Господи Всемогущий и Премудрый, помоги мне, потому что Ты знаешь, что я не виновен!» Полный надежды на Бога, он взял кости и с силой бросил их на мраморный стол так, что одна кость раскололась на дне
половины: одна из половинок показала шесть очков, а другая — одно; целая же кость показала шесть очков, так, что в общем выходило тринадцать очков. Глубокое изумление охватило всех присутствующих, но оно возросло еще более, когда увидели, что Ральф, вдруг, упал на землю, как пораженный громом. Придя в себя, он немедленно сознался в своем преступлении. Таким образом, Господь спас невинного. В память об этом событии и в свидетельство того, что милость и помощь Божия всегда возле нас, когда мы уповаем с верою на Него, игральные кости эти поныне сохраняются в зале искусств в Королевском дворце, в Берлине». [Источник жизни. 1929. № 1. С. 14]. Воистину, для Бога нет преград! А какую злободневную тему поднимает Бабиенко в разделе «Наша семья» в статье «Великое преимущество».
«Великое преимущество.
„Тогда придите и рассудим, говорит Господь» (Ис. 1:18).
Предположим, что вы жили бы в Вашингтоне и Президент Соединенных Штатов присылал бы вам повторно настойчивые приглашения прийти и беседовать с ним частным образом о ваших делах. Отказались ли бы вы пойти? Предположим, что он уверял бы вас снова и снова, что он глубоко заинтересован вами, что он понимает ваше затруднительное положение и желал бы помочь вам, что он уже положил в Национальный Банк на ВАШЕ имя известное количество денег, достаточное для того, чтобы сделать необходимые приготовления для вашей работы и, что если бы вы пришли к нему, то он охотно отложил бы в сторону все другие дела и уделил бы вам всецело свое внимание. Отвергли ли бы вы такое предложение? Но, не отвергли ли вы лучшее предложение? — „Тогда придите и рассудим», слышится приглашение, которое Создатель вселенной посылает вам. Обращаете ли вы внимание на Его призыв? Когда Тот, Кто создал миры, Кто выводит счетом планеты в предназначенных им орбитах, Кто дает жизнь каждой былинке травы, Кто питает воробьев, Кто пополняет все нужды человека и, что еще выше всего, „Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками», — когда Он призывает нас на личный разговор с Ним, пойдете ли вы? Не говорите ли вы часто: „О, Господь! я слишком занят. Мне некогда поговорить с Тобою сегодня!» Не отклоняете ли вы часто Его приглашение быть с Ним наедине и потом, в вашей безумной торопливости, бросаетесь опрометчиво навстречу поражению в дневной борьбе? Как мало таких людей, которые считают абсолютно необходимым выполнять свою дневную программу с Богом! Мы придаем важное значение служению Богу. Мы повторяем великое поручение: „Идите по всему миру». Мы много раз рассказываем, как Иисус жил, чтобы благословлять других и что Он сказал: „Я посреди вас, как служащий». Мы сознаем, что должны подражать Его жизни и повиноваться Его великой заповеди служить нашим ближним, где бы мы ни были. Так спешим мы вперед, шепча в своих алчущих сердцах: „без служения нет религии». И это — истина, и совершать служение — правильно. Но мы не должны забывать, что Иисус часто искал одиночества; часто Он уходил в уединение гор, чтобы молиться и размышлять. Марк рассказывает нам, что Он вставал задолго до рассвета, чтобы уйти в тихое место для молитвы. Эти часы уединения были необходимостью для Иисуса. Они были главными часами Его жизни. Они были часами, которые делали Его работу божественною. После этих часов уединения, Он совершал многие дела, для которых они укрепили и приготовили Его. Наша сила для служения приходит из того же источника и мы должны получать ее тем же путем. Если только мы не будем иметь спокойного времени, когда Бог может говорить к нам и когда Он может вливать новые силы в нашу жизнь, то наша работа сделается скоро бессильною для добра, как бы прилежно мы ни служили. Следующий инцидент, рассказанный г. Мак-Конкей, помогает
нам оценить важность уделять некоторое время для того, чтобы быть наедине с Богом: „на берегу озера Гурона, прошлым летом, мы стояли маленькою группою на пристани в ожидании парохода. Вокруг нас был целый Вавилон голосов. Наконец, молодой служащий сказал: „Пойдемте в рыбачий дом». Это была рыбачья деревушка, и там был маленький пакгауз, где люди упаковывали свою рыбу. Мы вошли с ним туда; он запер дверь и сказал: „Прислушайтесь!» Когда мы стояли там, мы могли ясно слышать звуки приближающегося парохода, особенные перемежающиеся удары лопастей бокового колеса парохода. Потом мы вышли наружу к пристани, где разговаривал народ, и звуки приближающегося парохода исчезли. Снова мы вошли с нашим другом в помещение и снова услышали ясно эти звуки. Мы находились в месте тишины. Там не было голосов, мы могли ясно слышать приближающийся пароход. Мы вышли и сели на пристани, и через несколько минут дым от парохода поднялся над островом. „Какой урок!» — подумали мы. Когда мы остаемся одни в покое общения с Богом, мы можем слышать голос Божий: Бог может открывать Свою волю к нам, как нигде в другом месте». Даниил, будучи первым министром Вавилона, находил возможным уединяться с Богом по три раза в день. Все, о чем люди просили Даниила было, чтобы он прекратил молиться в течение тридцати дней. Многие христиане прекращают молиться на более долгий срок, хотя единственные львы на их пути — беспечность и духовная лень. Но с Даниилом было не так. Он ЗНАЛ своего Бога. Он часто бывал с Ним наедине. Он смотрел на это общение с Богом, как на главное преимущество жизни — нет, более, как на абсолютную необходимость. И он избрал быть скорее брошенным в львиный ров с Богом, нежели жить во дворце без Него. Пребывание наедине с Богом в молитве было тайною силы Даниила, его мудрости и его безопасности. В этом всегда заключался секрет истинной силы. Сильные мужи во всех веках были мужами молитвы: они были людьми, которые настаивали на необходимости быть наедине с Богом — людьми, которые знали, что быть наедине с Богом было их главным преимуществом и единственным источником силы. Только подумать, чему бы мы могли научиться за месяц пребывания на небесах с Богом!? Но здесь, на земле, мы должны научиться у ног Его быть готовыми к небесам, и Он не ограничивает нашего соединения с Ним. Мы должны решить, как много времени мы будем проводить с Ним, и какие отношения будут во время этого общения. Отношения, в которые мы встанем с Богом, определят результаты. Только тогда, когда мы приносим Господу вполне отданную Ему волю, Он может напитать нас неограниченною силою для служения. Никогда не забывайте, что пребывание наедине с Богом есть ВАШЕ главное преимущество. Вы можете быть наедине с Ним в комнате тайной молитвы, в вашей ежедневной работе, в уличной толпе. Кортланд Майерс говорит: „Мы можем являться в Его присутствие, мы можем сознавать Его присутствие, мы можем слушать, говорить и любить Его, как нашего земного отца. Это так чудесно и так реально. Это — лучшее в жизни». Чтобы мы не пренебрегли этою лучшею частью жизни, наш Спаситель повелевает каждому из нас: „Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф. 6:6). Вы можете жалеть проводить слишком много времени с людьми, но вы никогда не пожалеете, что проводите слишком много времени с Богом. Старайтесь иметь некоторое время, чтобы быть с Ним наедине каждый день. Пребывайте с Ним в комнате тайной молитвы. Раскройте пред Ним вашу жизнь. Не пытайтесь скрыть от Его всевидящего глаза никакую часть ее. Затворите дверь вашего сердца для каждого разрушающего влияния и старайтесь быть наедине с вашим Создателем до тех пор, пока вы не увидите Его и не сможете пойти далее в жизненную борьбу, одетыми в Его праведность и вооруженными Его силою». [Источник жизни.
1929. № 1. С. 12-13]. Так хотим ли мы ответить на приглашение Божье?… В каждом номере Бабиенко помещал, также, небольшие очерки на извечные вопросы, волновавшие человека. К примеру, в журнале «Источник жизни» за тот же 1929 год, но № 2, поднимается вопрос: «Почему мы часто не видим Бога?».
«Почему мы часто не видим Бога?
Ричард Джефферис в своей бесподобной книге „История моего сердца» написал, что одним летним вечером он сидел у окна, ожидая появления первой, наиболее яркой звезды южного неба. Тьма спустилась и становилась все гуще и гуще, но звезда не сияла. Мало-помалу показались в небе яркие звезды, так что это не была вина заката, который затмевал ожидаемую звезду. Наконец, он уже пришел было к заключению, что должно быть он ошибся в ее местоположении, как вдруг порыв ветра тронул ветви грушевого дерева, свисавшие над окном, лист шевельнулся, и позади него показалась звезда! Когда мы не можем видеть Бога, эту прекрасную звезду любви, значит на земле есть что-то, что затмевает ее. Она никогда не перестает сиять, но подобно тому, как маленький лист спрятал ту яркую звезду от взора Джеффериса, какой-нибудь маленький предмет может воспрепятствовать нам видеть свет Божией любви». [Источник жизни. 1929. № 2. С. 16]. А что или кто от нас заслоняет сегодня нашего Спасителя? На обложке каждого номера редакция подбирала одно из высказываний великих русских писателей, многие из которых искренне искали Бога и были глубоко верующими людьми. Многие, кстати, как великий Лев Толстой, по примеру Бабиенко, были жестоко гонимы государственной церковью за свои взгляды, в которых они выступали против обрядовой религии, спасения добрыми делами, преклонения перед иконами и исповеди перед священником. Так на обложке «Источника жизни» за 1929 г. № 2 стоит высказывание Льва Толстого: «Говорят, что христианство есть учение слабости, потому что оно предписывает не поступки, а преимущественно воздержание от них. Христианство — учение слабости!? Хорошо учение слабости, Основатель которого погиб мучеником на кресте, не изменив Себе, и последователями которого насчитывают тысячи мучеников, единственных людей, смело смотревших в глаза злу и восставших против него. Гораздо больше силы нужно для воздержания от зла, чем для делания самой трудной вещи, которую мы считаем добром». [Из сборника Л. Н. Толстого: «Путь жизни». Т. 2. С. 121]. А в № 1 за 1929 год слова Н. В. Гоголя: «Разум не дает полной возможности человеку стремиться вперед. Есть высшая еще способность: имя ее — мудрость, и ее может дать нам один Христос. Она не наделяется никому из нас при рождении, никому из нас не есть природная, но есть дело высшей благодати небесной. Тот, кто уже имеет и ум, и разум, может не иначе получить мудрость, как молясь о ней день и ночь, прося и день, и ночь ее у Бога». [Гоголь (Письмо к Щ-ву)]. Бабиенко также сумел хорошо наладить издание этого журнала, стоимость которого была невелика — 1 местный доллар за годовую подписку. При этом оформить подписку можно было в начале каждого месяца, куда входила и стоимость доставки, как по самому Харбину, так и для иногородних подписчиков, которые получали его по линии КВЖД. Можно было заказать журнал и тем, кто жил за границей, в таком случае его стоимость с доставкой составляла 1 американский доллар. Подписаться на журнал можно было как в редакции, так и на почте, написав в Харбин, почтовый ящик № 20. И номер этого почтового ящика знал почти весь Харбин. По этому же почтовому ящику можно было заказать и другой, также ежемесячно выходящий журнал «Семейный друг», в котором были специальные разделы по здоровому образу жизни. К примеру, статьи «Чувство усталости» или «Дышите чистым воздухом», помещенные в «Семейном друге» № 45, за июнь 1926 года. Была и интересная рубрика «Обо всем», где печатались наиболее важные события по
исполнению библейских пророчеств. Была в журнале и небольшая рубрика «Мелочи», где печатались краткие афоризмы и высказывания. К примеру: «редко умирают от голода, гораздо чаще болеют и умирают оттого, что слишком сладко едят и не работают». [«Семейный друг». 1926. № 45. С. 20]. В этом же издательстве были изданы и книги Феофила Феофиловича: «Катастрофа мира» (1923 г.), в которой была прекрасно представлена история спиритизма с момента его зарождения до проявления в истории разных народов земли, и другая его книга «Примирительная жертва Христа» (1925- 1926 г.), переизданная в 1937 году в Польше и только в 1997 году в России, благодаря стараниям пастора А. А. Дыманя. В этой книге в удивительно простой и очень глубокой форме рассказывается и анализируется служение в Ветхозаветном и Небесном Святилищах. В отличие от многих современных работ по этой теме, книга Бабиенко не перегружена замысловатыми богословскими терминами, мало понятными далеким от богословия читателям, но зато она в простых и доступных словах раскрывает всю глубину и значение служения во Святилище, становящееся понятным не только ученому-богослову, но и самому простому человеку. И потому она сегодня, на наш взгляд, остается лучшей специальной русскоязычной работой по Святилищу. Третьей изданной книгой Бабиенко была книга «66 проповедей», представляющая собой сборник составленных и прочитанных им проповедей, которые также отличало сочетание простоты и глубины изложения. Один из соавторов книги, которую Вы сейчас читаете (Дмитрий Юнак) помнит какой популярностью пользовались конспекты проповедей Ф. Ф. Бабиенко: «Серию „66 проповедей», изданную в Харбине, я переписал от руки дословно в 1955 году. Я везде возил эту „Общую тетрадь» с собой. Помню, как однажды в 1957 году, я и еще два брата, из соседней с нашей общины, из Молдавии отправились в Украину с миссионерской целью в с. Топала. Там проживала единственная адвентистка, которая устраивала в своем доме собрания для своих односельчан. Она часто приглашала миссионеров добровольцев из нашей общины в Молдавии. На этом собрании должны были быть и некоторые служители нашей общины. Мы отправились с четверга и в пятницу были уже в Топале. В пятницу провели служение, проповедовал приехавший брат. Наутро в субботу не появилось по какой-то причине служителей из нашей общины. И брат сказал нам троим: „Значит проводить богослужение будете вы». Никто из нас не был еще членом общины, и мы боялись, что это будет грехом — вести настоящее богослужение. Но выбора не было. Мои спутники взяли на себя субботнюю школу, а я рискнул проповедовать. Благо со мной была тетрадь с Серией проповедей Бабиенко. Я выбрал полюбившуюся мне тему „Почему Бог не делает разницы» (имелось ввиду между верующим и неверующим человеком, посылая Свои благословения на землю). Так, благодаря Ф. Ф. Бабиенко, его „Серии проповедей», я сдал свой первый экзамен на проповедническую деятельность». Эти проповеди не потеряли своей глубины и в наши дни, когда напечатано множество различных сборников проповедей и духовных лекций. Они продолжают стоять особняком, имея неповторимый Авторский почерк, причем, в первую очередь, не Бабиенко, а Святого Духа, вдохновлявшего его для их составления. И потому, когда пришло решение руководства церкви о переводе Бабиенко из Харбина, члены общины были этим очень опечалены, хотя понимали, что подобно апостолам, их пастор нужен в первую очередь там, где наиболее трудно. На память своему любимому служителю они написали специальный Благодарственный Адрес, бережно сохраненный внучками Бабиенко и предоставленный автору этих строк (Алексею Опарину), во время его визита в США. Вот полный текст этого адреса, подписанный всеми членами Харбинской Церкви АСД и участниками съезда Сунгари-Монгольской миссии от 15 июня 1927 года. Приводим его дословно:
«Глубокоуважаемый и дорогой во Христе брат Бабиенко!
Все мы, участники настоящего Съезда, являемся таковыми исключительно лишь потому, что к возрождению каждого из нас к новой христианской жизни ты положил свой тяжелый и упорный труд. Среди нас, работников и членов Харбинской церкви, нет ни одного, кроме нашего дорогого гостя брата Еванса (Эванса) и нескольких собратьев, которому ты не помог бы оставить свой грешный путь и стать на путь света и правды. Будучи проводником Духа Святою, ты нарисовал на сердцах наших неизгладимый образ распятого за нас Иисуса Христа и помог нам изучить святое Слово Божье, служащее нам теперь основою жизни и дающее нам твердую надежду на будущую вечную жизнь.
Усилиями твоими с помощью Божьей, организована многочисленная, цветущая и сильная духом Харбинская церковь. Ты являешься жизненным нервом нашей церкви и примером каждому из нас в вере, энергии, труде, настойчивости и постоянстве.
Путем организации двухгодичного курса Библейской школы ты родил целый кадр проповедников Христова Евангелия и дал тем возможность начать работу Божию, как на линии Китайской Восточной железной дороги, так и среди многочисленного Монгольского народа.
Трудами твоими организована церковная школа в Харбине, в которой мы имеем возможность обучать наших детей, выстроен прекрасный молитвенный дом, под кровом которого мы имеем счастье находиться, и сделано еще много другое.
Мы знаем, что храмина твоя скоро оставит нас на продолжительный годичный срок, но дух твой по-прежнему будет с нами и мы твердо верим, что после заслуженного отдыха ты вновь вернешься к твоему детищу и общею единодушною работой поможешь обратить ко Христу многие искренние души.
Мы возносим наши горячие молитвы к Богу о том, чтобы Он сохранил жизнь и здоровье твое и твоего семейства, охранил Вас в пути и излил на Вас Свои обильные благословения и помог вновь возвратиться к святому делу благовестия Евангелия Христова, как в Маньчжурии, так и Монголии.
Съезд Сунгарийско-Монгольской Миссии в Харбине постановил: настоящую благодарность поднести от лица Съезда и членов Харбинской церкви в виде адреса нашему дорогому брату и председателю Сунгарийско-Монгольской Миссии Т. Т. Бабиенко. Уполномоченные Съезда (следуют подписи):
М. Попов
К. Савицкий
К. Кораллашвили
… Баранов
Н. М. Мерзляков
Н. Н. Платонов
Ф. Кораллашвили
А. И. Иванов
В. Попова
О. Савицкая
Ек. Бражникова.
26 мая 1927 года, Маньчжурия, г. Харбин». И еще 212 подписей членов Харбинской церкви.
Через несколько дней семья пастора Бабиенко покидала так полюбившийся им Харбин, своих дорогих друзей, загадочную желтую реку — Сунгари, по берегам которой
они любили гулять, и отправилась далеко на запад, в Прибалтику, на земли бывшего Тевтонского ордена.