Библиотека soteria.ru
Поверженные алтари
Алексей Опарин
Дата публикации: 27.06.14 Просмотров: 6602 Все тексты автора Алексей Опарин
3. Уснувшее царство: уснувшая любовь
«Все давилось, теснилось. Поэзия, философия, наука — все было задушено»1. Народ, который был призван стать светом для других народов, оставался для них неизвестным. «Работа, происходившая в Иерусалиме, совершалась в тайне; лучшие глаза в мире не могли бы ее заметить. Геродот и географы не знали о ней ничего»2. Это время Израильской истории (с 400 по 180 г. до х. э.) остается совершенно неизвестным их современникам. Великий историк того времени Геродот, оставивший подробнейшую историю, практически ничего не пишет об Иудее. Истина, которая была призвана открыть миру Божью любовь, была похоронена иудеями, замкнувшихся в самих себе. Но тот мирок, который они создали внутри самих себя, был настолько жесток, подозрителен и лицемерен, что началась эмиграция Иудейского народа из Палестины. «Эмиграция происходила в больших размерах. Все, кто не мог бежать из Иерусалима, отупели, сделались хитрыми, лицемерными, злыми». Измученные фальшью, постоянным подсматриванием друг за другом, формальными обрядами, не приносящими и не могущими принести ни мира, ни радости, заставляли многих бежать из обетованной земли, которая превратилась для них, или, точнее, которую превратили они для себя в духовную тюрьму. Но от себя человек убежать не может, и то ощущение свободы, которое они вначале чувствовали вне Иерусалима с его формальной, но жесткой священнической властью, вскоре проходило, и они превращались просто в мирских людей. Сегодня мы также видим огромный процент ухода из церкви молодежи, особенно из староверующих семей, многие из которых предпочитают бежать в чужие страны к чужим народам, желая избавиться от религиозного гнета и обрести, как им кажется, свободу. Эта проблема крушения внешне глубоковерующих семей, прекрасно отображена в романе великого американского писателя Теодора Драйзера «Оплот», молодые герои которого также искали свободы от религиозного давления родителей, но свободу может дать только Христос. Она начинается внутри нас с изменением нашего характера и не зависит от внешних обстоятельств. Проще всего кивать на родителей, устои в общине, друзей. Да, все это играет определенную роль, но Бог дал человеку свободу выбора, и ни один человек не погибнет из-за другого. Потеря надежды, потеря веры бросает людей, подобно маятнику, к разгулу, а что еще более часто, к удивительному их сочетанию, вроде бы совершенно несовместимых вещей. Обращаясь к фарисеям, этому «продукту», начало создания которого было положено во дни Малахии, Христос одновременно обвиняет их в формализме выполнения Закона, а с другой — в его грубейшем попрании. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:23-28). Так и во дни Малахии те же самые люди, которые так формально и лицемерно ратовали за соблюдение религиозных норм, бросали своих жен и женились на молодых. «Иудейский народ того времени был обидчивым, чувствительным ко всякой насмешке и жестоким, когда ему казалось, что над ним смеются. Болезненно самолюбивые, они на всякую шутку отвечают ненавистью; честолюбие их мелкое, они не мечтают быть сатрапами, но устраиваются так, чтобы быть в милости у сатрапов»1. Так Иудея вступила в полосу глубокого духовного, экономического, культурного и социального ступора. Вступила в полосу глубокого сна, будучи удовлетворена собой, своей святостью, делами, близостью к Богу. Они ни в чем не чувствовали нужды, они были нищи духовными богатствами, слепы к своим ошибкам и духовно наги, будучи одеты в лохмотья своей праведности. Как это напоминает наше время и Божественный глас, обращенный к Лаодикийской церкви «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3:14-18). И вот для того, чтобы пробудить народ этого уснувшего царства, царства, в котором уснули надежда, вера и любовь к истинному богопоклонению, Господь призывает пророка Малахию.