III. Грехопадение

1. Завет дел

Вопрос 12: КАКОЕ ОСОБОЕ ДЕЯНИЕ ПРОВИДЕНИЯ СОВЕРШИЛ БОГ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЧЕЛОВЕКУ В ЕГО ПЕРВОЗДАННОМ СОСТОЯНИИ?

Ответ: Сотворив человека, Бог вступил с ним в завет жизни, на условиях полного послушания, запретив человеку есть плод дерева познания под страхом смерти.

Чтобы убедиться в этом, обратитесь к Книге Бытия 2:16-17: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Следующим предметом нашего обсуждения будет данный завет дел.

I. Данный завет был заключен с Адамом и со всем человечеством, потому что Адам был общественным лицом, представителем всего мира.

Почему Бог заключил завет с Адамом и его потомством еще до грехопадения?

а) Чтобы явить Свое владычество над нами. Мы были Его тварями, и Он, будучи Верховным Владыкой неба и земли, волен Сам диктовать нам условия завета.

б) Бог заключил с Адамом завет, дабы укрепить связь с ним: как Бог связал Себя с Адамом, так и Адам был связан с Богом посредством этого завета.

Какой это был завет?

Бог запретил Адаму есть от дерева познания, но позволил есть от всех остальных деревьев в саду. Он не лишил человека радостей, но сказал не прикасаться к дереву познания, потому что хотел испытать послушание Адама. Так, фараон поставил Иосифа управлять всем своим царством и дал ему перстень с руки и золотую цепь, но сказал при этом, что Иосиф не должен претендовать на его престол (Быт.41:40). Подобным же образом Бог поступил с Адамом. Он дал ему сверкающий бриллиант — знание и надел на него одежду первозданной праведности. «Только, -сказал Господь, — не прикасайся к дереву познания, ибо так ты претендуешь на всеведение». Соблюдать этот закон Адаму было вполне под силу, ведь Божий закон был написан у него в сердце. К завету дел прилагалось и обетование, и угроза.

1. Обетование было следующим: «Поступай так, и будешь жить». В случае если бы человек выстоял, вероятно, он не умер бы, а переселился в лучший рай.

2. Угроза: «смертию умрешь». На древнееврейском языке это звучит так: «Умирая, ты умрешь», то есть тебя ждет смерть, как физическая, так и вечная, если только не найдется средство для твоей реабилитации.

Зачем Бог дал Адаму этот закон, ведь Он предвидел, что Адам нарушит его?

а) В том была вина Адама, что он преступил закон. Бог дал человеку множество благодатей, чтобы тот разумно ими распорядился, но, по собственной небрежности, Адаму это не удалось.

б) Несмотря на то, что Бог предвидел нарушение закона Адамом, это не являлось достаточно веской причиной, чтобы не давать закон человеку. Иначе, по той же причине, Богу не следовало бы давать человеку Свое Слово в письменном виде, дабы оно служило руководством в вере и поведении, поскольку Он предвидел, что одни не уверуют, а другие будут нечестивыми. Разве не следует издавать в стране законы лишь потому, что некоторые будут их нарушать?

в) Хотя Бог и предвидел, что Адам нарушит закон, Он знал, как обратить это в величайшее благо, и послал в мир

Христа. Первый завет был нарушен, но Господь знал, как установить следующий, лучший завет.

II. Примите во внимание следующие четыре истины в отношении первого завета:

1) По своей форме первый завет, заключенный до грехопадения, был заветом дел: «Делай так, и будешь жить». Дела были основанием и условием оправдания человека (Гал.3:12). Хотя дела требуются и по завету благодати, ибо нам велено совершать свое спасение и богатеть добрыми делами, но дела по завету благодати относятся совсем к другой категории требований, чем по первому завету с Адамом. Дела нужны не для оправдания нас, но как свидетельство нашей любви к Богу, не как основание для спасения, но как свидетельство нашего усыновления. Дела, требуемые по завету благодати, мы совершаем не столько своими силами, сколько другой силой. «…Бог производит в вас и хотение и действие» (Фил.2:13). Когда учитель ведет руку ребенка, помогая ему писать буквы, письмо принадлежит не столько ребенку, сколько наставнику, так и послушание не столько наша работа, сколько содействие Духа.

2) Завет дел был очень строгим. Бог требовал от Адама и всего человечества:

а) Полного послушания. Адам должен исполнять все, записанное в «книге закона», не допуская нарушений ни по форме, ни по содержанию (Гал.3:10). Адам должен был жить в полном соответствии с законом нравственности и в точности исполнять все его предписания, подобно тому как искусно сделанные солнечные часы в точности отражают движение солнца. Одна единственная греховная мысль могла лишить человека данного завета.

б) Личного послушания. Адам не должен был перепоручать или доверять свою работу кому-то другому, но обязан был все выполнять лично.

в) Постоянного послушания. Он должен был пребывать в том, что записано в «книге закона» (Гал.3:10). Таким образом, завет был очень строгим. Никакая милость не предусматривалась в случае нарушения.

3) Завет дел не был построен на очень твердом основании, а посему неизбежно оставлял человека в плену страхов и сомнений. Завет дел основывался на силе внутренней праведности человека, которая хотя и была до грехопадения идеальной, однако могла подвергаться изменениям. Адам был сотворен святым, но со способностью претерпевать изменения. Он обладал силою выстоять, равно как и силою пасть. Его первозданная праведность была достаточно велика, чтобы обосноваться в мире, но уверенности в том, что он не сломается, не было. Он сам себе был лоцманом, и до грехопадения обладал способностью идти правильно. Но гарантии в том, что он не ударится о скалу искушения и что его потомство не потерпит кораблекрушения, не было. Так что завет дел неизбежно оставлял в сердце Адама подозрительность и сомнения, потому что он не получил никакой гарантии в том, что не отпадет от состояния благодати.

4) Завет дел был нарушен грехом, и человек оказался в весьма прискорбном, отчаянном положении. Он остался сам по себе, беспомощным. Не было места для покаяния. Божья справедливость, будучи оскорбленной, настроила против человека все другие атрибуты Бога. Когда Адам лишился праведности, он также лишился якоря надежды и венца. Пути к облегчению не было. И если бы Бог не нашел такой путь, ни человеку, ни ангелам это было бы не под силу.

Урок первый.

а) Как великодушен Бог, которому было угодно снизойти к нам, чтобы заключить с нами завет! Ибо Бог славы заключил завет с пылью и прахом, связал Себя с нами заветом, даруя нам жизнь в случае послушания. Вступив с нами в завет, Он проявил знак дружбы и царский жест расположения.

б) Вы видите, в каком славном положении находился человек, когда Бог вступил с ним в завет. Он поместил человека в Божьем саду, который был назван раем, потому что дарил наслаждения (Быт.2:8). В распоряжении человека были все деревья, за исключением одного. У него были все драгоценные камни, чистые металлы, могучие кедры. Он был царем, восседал на престоле, и все творение склонялось перед ним в почтении, как во сне Иосифа снопы его братьев поклонились его снопу. Человек до грехопадения мог наслаждаться всем, что приводило в восторг его чувства и побуждало с большим удовольствием служить и поклоняться своему Создателю. Он был исполнен святости. Душа Адама была украшена благодатью, как и всякое дерево в раю украшено плодами. Он был монетой, на которой Бог отчеканил Свой живой образ. Его разум излучал свет, так что он был подобен земному ангелу. В его воле и чувствах царил порядок, ибо они были в согласии с волей Бога. Адам был идеальным образцом святости, пребывал в тесном общении с Богом и беседовал с Ним как фаворит со своим государем. Он знал мнение и разделял чувства Бога. Он видел не только свет солнца в раю, но и свет Божьего лица. В таком положении находился Адам, когда Бог вступил с ним в завет. Но продолжалось это недолго, ибо «человек в чести не пребудет», не задержится даже на ночь (Пс.48:13). Его зубы вкусили запретный плод, и с тех пор наши глаза не просыхают от слез.

в) Извлеките урок из грехопадения Адама: мы неспособны выстоять, полагаясь лишь на собственные силы. Если Адам в непорочном состоянии не выстоял, то тем более неспособны выстоять мы теперь, когда косы первозданной праведности острижены. Если чистое естество не выдержало, то как выдержит естество тленное? Одной нашей силы, чтобы удержать нас, недостаточно.

г) Посмотрите, в каком плачевном состоянии находятся все неверующие и нераскаявшиеся. Пока они продолжают грешить, они пребывают под проклятием, под первым заветом. Вера дает нам право на милость второго завета. Но пока люди находятся во власти греха, они пребывают под проклятием первого завета. И если они умрут в таком состоянии, то будут прокляты навеки.

д) Посмотрите, как удивительно благ Господь, Которому было угодно вступить в новый завет с человеком, нарушившим первый завет. Новый завет можно с полным правом назвать foedus gratioe, заветом благодати, потому что, подобно звездам на небе, он усыпан обетованиями. Когда ангелы, эти славные духи, пали, Бог не вступил с ними в новый завет, чтобы быть их Богом, а позволил этим золотым сосудам оставаться сломанными. А с нами Он вступил в другой завет, который оказался лучше первого (Евр.8:6). Он лучше, потому что надежнее, он заключен во Христе и непреложен. Христос приложил Свои силы, чтобы сохранить каждого верующего. По первому завету у нас была posse stare, сила выстоять. По второму — у нас есть non posse cadere, невозможность окончательно упасть (1Пет.1:5).

е) Кто бы ни искал праведности и спасения в силе собственной свободной воли, или в своем врожденном благочестии, или в силу своих заслуг, как это делают социниане и католики, — все они находятся под заветом дел. Они не покоряются праведности веры, а посему обязаны соблюдать весь закон, и в случае нарушения подвергаются осуждению. Второй завет подобен суду справедливости, призванному освободить грешника и помочь осужденному первым заветом. Как говорится: «Веруй в Господа Иисуса, и будешь спасен». А тот, кто полагается на собственную врожденную праведность, свободу воли и заслуги, падает под первым заветом дел и находится в состоянии погибели.

Урок второй. Давайте прилагать усердие, чтобы верою войти во второй завет, завет благодати, и тогда Христос устранит проклятие первого. И если однажды мы станем наследниками завета благодати, то окажемся в лучшем состоянии, чем были прежде. Адам стоял на собственных ногах и поэтому упал. Мы стоим силою Христа. По первому завету нам предъявляет иск Божья справедливость, мстящая за кровь. Но если мы вступили во второй завет, то попадаем в город-убежище, находимся в безопасности и Божья справедливость умиротворена по отношению к нам.