Предисловие

Верное истолкование Библии предполагает использование верных принципов библейской интерпретации. Возможно, нигде неверная герменевтика не приводила к большему смущению и ложному пониманию Писания, чем в пророческом истолковании, относящемся к кульминационным событиям земной истории. Совершенно очевидно, что сегодня, как и на протяжении многих веков, Ближний Восток остается в центре внимания. Но действительно ли то, что этот географический регион является одновременно и главным центром библейских пророчеств, относящихся к последним дням?

Данная книга обращается к сути проблем, связанных с этой важной темой, используя подход, который прежде всего обращается к основам правильного библейского истолкования. В этой области автор, д-р Ганс К. Ларонделл, является экспертом. Его последняя книга «Израиль Божий в пророчестве» представляет собой результат нескольких лет тщательных исследований и не только раскрывает глубокое и широкое понимание самого Писания, но и демонстрирует всестороннее знание дополнительной современной литературы по данной проблеме.

Эта книга представляет собой важную и актуальную коррективу той точки зрения, которая широко и громко провозглашается сегодня доминирующей частью евангелического христианства, а именно: концентрации внимания диспенсационалистов на современных политических событиях на Ближнем Востоке как на сути эсхатологической вести Библии. Ларонделл вполне уместно обращает наше внимание к Писанию как к истолковывающему самого себя, отмечая важность как ближайшего, так и более широкого библейских контекстов. Автор также уделяет достаточное внимание концепции «остатка» (фундаментальной для богословия как Ветхого, так и Нового Заветов), новозаветному христологическому и экклезиологическому истолкованию ветхозаветных пророчеств; он останавливается на (9) имеющемся в Новом Завете обобщении территориальных обетований Израилю и на тех сопутствующих проблемах, которые являются важными для правильного понимания собственно библейской вести.

Необходимо также отметить, что в главе 10 данной книги содержится полезный анализ ряда «проблематичных текстов» (текстов, которые зачастую используются современными диспенсационалистами в поддержку их теории относительно политического Израиля) и что главы 11 и 12 обращаются к двум проблемам, тесно связанным с основной темой книги, а именно: к концепции диспенсационалистов, согласно которой «семидесятая седмина» Дан. 9 отнесена к будущему — к концу времени, — и к теории «тайного восхищения», или так называемого «двойного второго пришествия». Эти две последние главы представляют собой переработку (с использованием некоторых дополнительных материалов) трех из тех многочисленных статей Ларонделла, которые были напечатаны в журнале «Мinistгy» в период 1980-1981 гг.

Следует также упомянуть, что в этой книге можно заметить определенные повторы. В некоторых случаях это необходимо для сохранения связности и логической последовательности конкретной линии аргументации. В иных местах сжатые сроки публикации обусловили появление отдельных повторов, которых можно было бы избежать. Как бы то ни было, это не умаляет значение книги.

С моей точки зрения, «Израиль Божий в пророчестве» Ларонделла является превосходной работой. Она представляет собой тот необходимый инструмент, которым должны владеть все христианские служители и рядовые работники, сталкивающиеся с современными проблемами, относящимися к Израилю и связанными с ним пророчествами. С моей точки зрения, это наилучшая работа по данной проблеме.

Университет Андрюса, Берриен-Спрингс, Мичиган. Декабрь 1982 г.

Кеннет А. Стренд, преподаватель истории Церкви (10)