1. Христос – средоточие всего Священного Писания.

Библия занимает уникальное место в человеческой литературе. Нет второй, подобной ей, книги, в которой Творец небес и земли раскрывал бы Себя и Свою волю для человечества посредством обетований и их исполнения, как » это очерчено в Ветхом и Новом Заветах. Библия – духовная. В своей основе книга, поскольку Бог, раскрывающий в неи Себя, есть Дух. Человек, изначально сотворенный по образу и подобию Божьему, в суетности своего мышления и неверии в явленное Слово Божье отпал от Бога. Павел так описывает умственную, нравственную и религиозную ущербность падших людей:

«Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» (Еф.4:18; ср. также Еф.2:1-3).

Нет ничего удивительного в том, что Иисус Христос указывал Никодиму, одному из истолкователей еврейского Писания в Иерусалиме, что тот «не может увидеть Царствия Божия», — то есть невозможно уяснить себе природу Царства Божьего или соучаствовать в его благословениях, если человек «не родился свыше» (Ии.3:3). Христос пояснил, что рождение свыше является не результатом собственных действий человека, но сверхъестественным актом и даром Божьим; «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа , есть дух» (Ин.3:6). Таким образом Христос поучал, что новое рождение человека под воздействием Святого Духа представляет собой важнейшее условие для понимания истинного смысла Ветхого Завета его богословской вести о спасении и Царстве Божьем. (18)

Петр напоминает нам о том, что пророчества еврейского Писания представляют собой не собственное предвидение или изобретение пророков, но «изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Петр.1:21). Таким образом, ветхозаветные пророчества имеют нравственную цель: спасение через Мессию.

«И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в -темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших», (2Петр.1:19; курсив мой).

Яркая Утренняя Звезда — это Христос (Откр.22:16). Этот христологический центр еврейской Библии с его двумя измерениями страдающего Мессии-Раба и возвышенного Мессии-Царя не представляется очевидным или явным естественному разуму, как показывает отвержение Иисуса еврейскими лидерами. Из этого не следует делать вывод, будто Ветхий Завет недостаточно раскрывает истину об искупительном страдании и смерти Мессии или что Христос провозгласил Царство и мессианский век как совершенно отличные от того, что ожидали евреи. Проблема заключалась не в туманности или непостижимости Божественного откровения, но в упрямстве недуховного разума. Иисус упрекал даже Своих последователей:

— «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк.24:25-27).

Это истолкование Ветхого Завета воскресшим Христом принесло новое видение мессианской истины еврейскому уму, результатом чего явилась новая любовь к Богу. Ученики свидетельствовали; «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк.24:32; курсив мой). Поэтому мы делаем следующий вывод: в силу того, что Иисус Христос; есть Божественный Истолкователь Ветхого Завета, Он; должен открыть для нас Писание; через Него наш разум должен раскрыться, чтобы увидеть мессианский свет в Писании евреев. Из этого вывода следует, что вера в Иисуса как в Христа, Мессию пророчеств Израиля, является (19) непременным условием для христианского истолкователя еврейского Писания. Истолкователи, не видящие Христа в сердце Ветхого Завета, не в силах будут объяснить истинную направленность пророчеств Израиля.

Павел сказал о евреях, отвергнувших Христа:

«Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом» (2Кор.3:14).

Для апостола Павла средоточием еврейской Библии является истина не об Израиле и его будущем как нации, но о Мессии Иисусе, Господе Израиля, Искупителе мира (Рим.16:25-27; Гал.3:16; Флп.3:3-10).

Апостол говорит, что никто из правителей века сего не понял скрытой Божьей истины в Писании. Тем не менее:

«А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии … Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор.2:10, 12-14; курсив мой).

Эти слова Павла исполнены обетования для исследующего пророческое Слово. Елена Уайт ободряет нас сегодня: «Есть такие стороны истины, которые еще предстоит открыть; но о духовном надобно судить духовно» (1). Исследователь Библии должен стремиться к тому, чтобы рассматривать пророческое Слово в духе кротости, всегда будучи под водительством Святого Духа, непрестанно стремясь найти укрытие во Христе и вынести новые сокровища из старого хранилища (см.Мф.13:52).

Необходимость Христоцентричноro подхода в истолковании пророчеств

Широко распространившееся смущение среди современных истолкователей библейских пророчеств, связанных с событиями последнего времени, в значительной степени можно объяснить отсутствием четко сформулированных принципов пророческого истолкования. Сегодня широко (20) признается необходимость разумных герменевтических принципов для истолкования Библии. Эта нужда проявляется в современных тенденциях в богословской науке герменевтике, в исследовании методологии истолкования Священного Писания, или, говоря в общем, в науке и искусстве правильного истолкования Библии. Основная задача библейской герменевтики заключается в том, чтобы определить, что сказал Бог в Священном Писании и что это означает для нас сегодня. «Герменевтика — это наука, раскрывающая определенные принципы истолкования документа, а также то, что эти принципы являются не простым набором правил, но демонстрируют органичную связь друг с другом» (2).

Искусное применение принципов библейской герменевтики является задачей богословской дисциплины экзегетики. Таким образом, экзегетика есть прикладная герменевтика. Тем не менее, опубликовано сравнительно мало работ по специальной герменевтике, содержащей такие принципы истолкования пророчеств, которые раскрывали бы природу прогрессирующего откровения вечного намерения Божьего, отраженного в апокалиптических разделах Писания. Иными словами, жизнеспособные герменевтические правила библейского истолкования должны быть «вдохновенными принципами», на законных основаниях и систематически выведенными из самого Писания, принципами, которые образуют внутри живого организма Библии неотъемлемую, объединяющую все Писание структуру. Погружаться неподготовленным в область относящихся к концу времени пророчеств Писания безответственно. Рассматривая такие апокалиптические разделы Священного Писания самостоятельно в изоляции от его общей пророческо-мессианской структуры, исследователь непременно угодит в канкан географического этнического буквализма. Такие истолкователи даже позволяют себе сравнивать библейские пророчества с головоломкой (Х. Линдсей). Но без Духа буква остается бездуховной и благословенное упование превращается в пустые догадки и определение сроков будущих событий. Историко-грамматической экзегезы изолированных разделов Писания недостаточно. Всякий основанный на доказательных текстах (21) метод, который обращается к букве Писания, не принимая во внимание ближайший и отдаленный богословский контекст и следовательно, не соотносящий исследуемый текст со священным заветом Божьим с его мессианской основой, отрицает богословское единство Слова Божьего и запутывает религиозно-нравственную проблему апокалитической войны между небесами и землей.

«Метод» как таковой — слишком ограниченный инструмент, для того чтобы с его помощью охватить глубокую богословскую истину. Более фундаментальными являются духовная перспектива и теологические предпосылки, с которыми истолкователь обращается к пророческим текстам Писания. Истолкователь-христианин подходит к Ветхому Завету с иными богословскими предпосылками, нежели исследователь иудаист. Они придут к совершенно разным выводам относительно окончательной войны в пророчестве.

Христианское понимание Ветхого Завета определяется ключевой концепцией христоцентризма, которую использовали новозаветные авторы для истолкования еврейского Писания. Поэтому для христианина чрезвычайно важно раскрыть те принципы и приемы, которыми пользовались Христос и Его ученики для понимания и истолкования писаний Моисея, псалмов и еврейских пророков. Иначе ему угрожает серьезная опасность прочесть ветхозаветные пророчества не по-христиански и, следовательно, исказить и извратить библейские пророчества одним лишь отказом использовать ключевой прием истолкования Ветхого Завета через Новый. С тех пор, как Сам пророческий Мессия пришел как последнее Слово, Ветхий Завет уже не является последним словом в отношении пророчеств о последнем времени. Новый Завет выступает как последняя норма в отношении исполнения и истолкования еврейских пророчеств. Христианин отказывается от своей христианской веры и от Господа, если он читает Ветхий Завет как законченное послание, как полную и завершенную весть Божью для евреев, пренебрегая крестом и воскресением Иисуса-Мессии и игнорируя новозаветные пояснения еврейских Писаний. (22) Поэтому чрезвычайно важно подготовиться к Исследованию неисполнившихся пророчеств Ветхого Завета, проанализировав прежде всего модели обетований и их осуществление в уже исполнившихся пророчествах. Ясное понимание этих новозаветных моделей исполнения пророчеств обязательно для адекватного истолкования всех символов и образов пророчества. Мы должны идти от известного к неизвестному.

Практическое знание принципов применения Новым Заветом Писания Ветхого Завета обязательно для точного понимания Библии как единого целого. Наша основополагающая христианская исходная предпосылка — это историческое протестантское исповедание духовного единства во Христе общего плана Божьего в Ветхом и Новом Заветах. Как для Лютера, так и для Кальвина эсхатология была непременно христоцентричной, а весть Христа — центральной истиной Священного Писания. Хотя эсхатологии этих реформаторов в целом недостает космической масштабности и грандиозности библейского упования (в силу пренебрежения ими определенными аспектами пророческой вести), христологический центр евангелического богословия реформаторов представляет собой надежную защиту от всяческих спекулятивных истолкований, будь то экзегетический буквализм или аллегорическое толкование. Мы нуждаемся в библейских принципах, выведенных из всей полноты самого Писания, для того чтобы различать любой спекулятивный подход к пророческим образам и символам.

Апостол Павел наставляет своего молодого помощника Тимофея сделать все возможное для того, чтобы предстать пред Богом достойным работником, «делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2Тим.2:15). Современные истолкователи пророческого Слова, исключающие Христа, Его спасающую благодать и Его народ нового завета из центра еврейских пророчеств, относящихся к последнему времени, отказываются от Божественного начертания и возвышают факел лжепророчества. Христос есть «Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний» (Откр.22:13) всего пророческого Слова в целом. Христос есть сияющая Утренняя Звезда, (23) освещающая каждое обетование завета и каждое пророчество Своим спасающим светом. Христос есть «корень и потомок Давида» (Откр.22:16). Это означает, что Он является как Господом Давида, так и Сыном Давида. Он представляет Яхве — Бога Израиля — во всем, что Он говорит и делает (см. Ин.12:44-50). Христос, Дух Святой и Бог Отец столь тесно связаны воедино, что христоцентричность является неотъемлемой чертой библейско-богословского исследования пророческого Слова Израиля.

Адвентисты седьмого дня получили особое наставление обращать свои взоры ко Христу как к средоточию упования в своих пророческих истолкованиях:

«Пусть говорит Книга Даниила, пусть говорит Книга Откровение, и скажут они, что есть истина. Но какая бы сторона предмета ни представлялась, возвышайте Христа как средоточие всяческого упования, «корень и потомок Давида, звезду светлую и утреннюю» (З). Среди всех тех, кто считают себя христианами, адвентисты седьмого дня должны быть первыми в возвышении Христа перед миром» (4.)