Библиотека soteria.ru
Псалмы написанные кровью
Алексей Опарин
Дата публикации: 28.07.14 Просмотров: 6425 Все тексты автора Алексей Опарин
Глава 8. Смотрящие на людей или инициалы «Н. Н.» и «И. Я-н.»
Конец 20-х годов ознаменовался началом новой эпохи — эпохи страшного тоталитаризма, в которую вступала наша страна. Это было началом времени, которое понять и осмыслить с материалистических позиций просто невозможно. За всеми этими событиями, тотальными репрессиями, истребляющими свой собственный народ, не имеющих аналогов в истории в борьбе с религией, небывалая по размаху коллективизация, индустриализация, «повороты рек вспять», носящие не столько экономический, сколько пропагандистский характер, утверждающий памятник человеческой гордыне, четко прослеживается рука сил зла. И, безусловно, как то было всегда, главным объектом ее работы продолжала оставаться борьба с Божьей церковью. Методы этой борьбы в различные эпохи имели свои особенности, но цель их всегда была одна: разрушить церковь, и, в первую очередь, изнутри. Именно этим и ознаменовались события, происходящие в церкви в конце 20-х годов 20-го века, когда под страшным давлением властей тогдашнее руководство ВСАСДа принимает уже упоминавшееся ранее решение об обязательной для членов церкви воинской повинности. Это приводит к смущению умов многих людей и, в том числе, видных служителей церкви. Смущению, которое привело к самым печальным для них последствиям — уходу из Божьей церкви. Конечно, в этих обстоятельствах проще всего винить тогдашних руководителей церкви, чьи неправильные действия привели к такой плачевной для многих развязке. Но подобное утверждение не может отвечать действительности, ибо тогда бы получалось, что действия одного человека могут привести к духовной гибели другого, т. е. наше спасение, получается, зависит от людей?! Пророк Иезекииль по этому вопросу пишет: «И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: „беззаконник! ты смертью умрешь“, а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, — то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей» (Иез. 33:7—8). Т. е. каждый умрет за грех именно свой. И потому в отходе людей от Бога и церкви стоит винить не кого-то, не других людей, а самих себя. Священное Писание нам показывает, что в годину великого кризиса могли устоять лишь те, кто созидал свой дом на камне — Христе, кто взирал не на людей, не на их грехи и ошибки, не на тяжесть гонений и несправедливости, а на Бога. Смотрящие на других людей погибали всегда, подобно Петру, оторвавшему свой взор от Христа и начавшему тонуть. Мы не вправе никому раздавать венцы или, наоборот, приговаривать к погибели. Нам не открыта участь других людей, и суд вершим не мы. Нам не дано знать глубинные мотивы, побуждающие людей сделать тот или иной выбор, тем более, если люди всю жизнь шли одним путем, а затем резко свернули на другой. И потому, рассматривая жизнь еще двух авторов гимнов из сборника «Псалмы Сиона», мы ограничимся лишь констатацией фактов, к тому же, дошедших до нас в весьма и весьма небольшом количестве. Итак, с середины 20-х годов в руководстве адвентистской церкви принимали самое деятельное участие проповедники Н. Я. Николаев и И. А. Янцен. Это были талантливые люди, о чем свидетельствуют оставленные ими стихи, музыка, проповеди. Судя по отчетам тех далеких лет, они принимали самое деятельное участие в становлении Божьей церкви. В конце 20-х годов местом их служения была Москва (до 1924 г. И. А. Янцен нес служение в Украине). Они также принимали самое активное участие в подготовке издания в 1927 году сборника «Псалмы Сиона». Николаев, помимо того, что писал стихи, был талантливым музыкантом, им написана музыка более чем к 40 псалмам, в частности, № 365 — «Как мудры дивные пути», № 478 — «Хвалите Господа все народы», № 480 — «Воспойте Господу новую песнь», № 449 — «Нехорошо быть человеку одному», и т. д. Многие псалмы написаны и пастором Янценом: № 63 — «О, Воскресший», № 138, № 350, № 354, № 424, и т. д.. Входя в правление ВСАСДа Янцен вместе с Лебсаком Г. И. и А. М. Демидовым пишут 25 ноября 1927 года довольно жесткую и принципиальную докладную записку в Народный Комиссариат Внутренних Дел, в которой выражают свой протест незаконным действиям властей, закрывающих на местах адвентистские общины, препятствующих регистрации проповедников, запрещающих издание любой периодической церковной литературы, даже такой, где пишется о вреде алкоголя и табака. Текст этой записки, особенно в ее последних абзацах, суммирующих требования к властям, и начинающихся словами: «не допускать», «урегулировать» и «разрешить», поражает своей смелостью и принципиальностью. Тем более, учитывая то страшное время, в которое жили эти люди, и которые понимали, что собой представляет НКВД, которому они «посмели» заявить свои законные права. И вот после этой записки проходит всего полгода, и Янцен исключается из церкви с формулировкой «за раскольническую работу среди ее членов». Примерно в это же время церковь покидает пастор Н. Я. Николаев. Сегодня мы не можем сказать о точных причинах ухода этих людей. Мы также не знаем, как окончилась их жизнь, примирились ли они со своим Богом. Нам это неизвестно. Но их пример является предостережением для каждого из нас о той опасности, которая подстерегает нас в нашей духовной жизни. Их пример учит нас тому, что люди, высоко или не высоко поставленные, могут ошибаться, но Божья истина и Божья церковь остаются неизменными, поскольку церковь остатка создал и возглавляет не человек, могущий ошибаться, а Бог. Мы живем в эпоху исполнения последних Библейских пророчеств, а значит, приближаемся к тому периоду, когда наступит бедственное время Иакова — время, когда мир будет сотрясаться страшными природными и политическими катастрофами, а в церкви будет идти просеивание, падать великие звезды, т. е. люди, на которых все ещё недавно взирали с почтением, когда отец будет предавать сына, а мать — дочь. И в это период самое главное для верующих людей — взирать только на Христа, а не на окружающих их таких же людей, которые могут пасть или принять неправильное решение. Пример Янцена и Николаева учит нас, также, тому, чтобы мы не отступали от того, что сами проповедовали еще совсем недавно. Их пример показывает нам, что само по себе знание истины не спасает. До нашего времени сохранилось несколько статей, написанных этими людьми. Уже их одно название заставляет о многом задуматься. Это статьи Янцена: «Опасности для народа Божьего», «Правильный путь жизни» и Николаева — «Жатва». В этих статьях очень глубоко отображены те усилия, которые сегодня прилагает дьявол, чтобы погубить человека, и в то же время, показаны пути, которые Христос предлагает для спасения. Они хорошо писали об опасностях, но когда те пришли, в определенный момент своей жизни не устояли. Мы хотим привести полностью эти глубокие статьи, читая которые, давайте будем помнить и о том, как важно прочитанное применить в своей собственной жизни.
«Опасности для народа Божия.
«Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться». 1 Фессал. 5:6.
Каждый период времени приносит с собою определенные положительные и отрицательные явления или влияния для человечества. В допотопное время человек не мог отрицать существования Бога-Творца, ибо слишком еще свежи были следы творения, да и был участок земли, куда не могла ступить грешная нога, и уже издали был виден свет от небесного стража у входа в это прекрасное небесное насаждение. Но сатана, князь, т.-е. владетель мира сего (Иоан. 14:30) направил стрелы свои в другую сторожу, на плоть человеческую. Так как последняя была взята из праха земли, то он претендовал на нее, как на свою собственность, и если Христос при подобном же присвоении сатаною всей земли, при искушении Христа, не считал возможным возражать, то ясно, что и при этом случае сатана имел преимущественное право вливать свои греховные намерения и страсти в человеческую плоть. Поэтому греховные страсти и чрезмерные заботы о земном были наиболее доминирующими т.-е., главенствующими пороками людей того времени из-за чего они и были уничтожены потопом. 1 Моис. 6:3, 5; Матф. 24:37—39. Главным побуждением к постройке Вавилонской башни была гордость; человечество хотело себе создать имя. 1 Моис. 11:4. После крушения этого плана из-за непонимания друг друга, вследствие смешения языков (1 Моис. 11:9), человечество скоро забыло значение обрядностей жертвоприношения и других пророческих указаний на грядущего Спасителя. Каждая нация своеобразно проводила свои обрядности, относительно оставшихся в памяти различных пророческих указаний «о рождении Спасителя», «о закланном агнце» и т. п. появились в каждом народе свои понятия, которые, однако, в основе имели библейские пророчества, о чем свидетельствует и ныне еще тождественное представление всех языческих религий. Везде фигурируют: «Агнец», «сверхъестественное зачатие», «невинная смерть»; «воскресение» и т. п. аналогичные символы. Когда Израиль был в Египте, то была опасность, что они совсем забудут «обетованную землю» (1 Моис. 17:8), призвание Авраама и его потомства, «быть благословением для всех народов» (1 Моис. 18:18) навсегда останутся жить в этой стране. Поэтому Бог допустил, что через непосильный труд в делании кирпичей и постройке городов для египтян у них снова возбуждалось и созрело желание вернуться в «свою землю». Во время странствования чрез пустыню, они, посредством точных данных, как о сотворении, искуплении через грядущего Мессию (в прообразах при жертвоприношениях), так и окончательном очищении сей земли от всякого беззакония были воспитаны, чтобы бороться против тех совершенно извращенных форм культурного служения хананеев, которые к тому еще были сопряжены с различного рода развратом. 3 Моис. 18:25—30. История ветхозаветного Израиля с полной ясностью показывает, что, как только жизнь его протекла мирно, спокойно и свободно, они забывали своего Творца, ходили вслед иным богам, и много было допущено Господом наказаний, посредством окружающих его народов, которые, однако, опять только на время могли их вернуть на истинный путь. За неверность своему Богу истинное богослужение, с его многозначащими жертвоприношениями и прообразными праздниками, потеряло всякую привлекательность, и языческое служение Ваалу, т. е. богу солнца, полностью заменило истинную религию. Когда мера беззакония была наполнена, Бог допустил пленение Израиля ассирийскими, а Иудеи вавилонскими царями (Дан. 9, 5. 6. 11—18). Этой длительной операцией иудеи навсегда, вплоть до нашего времени, излечены от увлечения какой-либо языческой религией. Во время земной жизни Христа представители язычества были в пренебрежении у иудеев, с ними даже запрещалось сообщаться, их ставили гораздо ниже себя. Иудеи, безусловно, верили в Единого Бога, но эта вера не давала им ничего духовно-подкрепляющего. Она создавалась столетиями горького опыта. Это привело их к окостеневшей формальности. Отказаться же от этой веры означало итти против прошлого своего народа, против самого себя. Христос влил струю новой жизни в сердца искренно верующих людей, так что многие, как из окостеневших иудеев, так и из обанкротившихся в своих подложных обрядностях язычников приняли эту, единственно удовлетворяющую жаждущее сердце и любознательный ум, весть о служении истинному Богу по простым истинам Евангелия. Деян. 2, 41. При наличии полного разрыва с прошлым и посвящении себя всецело этому, возрождающему человека, влиянию удалось в течение одного века распространить повсюду эту спасительную весть. Но и там были большие опасности. Пока был между ними Сам Христос, то Он давал исчерпывающие разъяснения на все возникавшие вопросы, и даже после Него все разногласия были разъясняемы совместным обсуждением Апостолов и других руководителей, причем авторитетное слово Апостолов имело видимую санкцию (подтверждение) Св. Духа. Деян. 15, 2. 6. 7. 13. 22—28; 13, 9—11. Верующие сначала были «в любви у всего народа» (Деян. 2, 47). Со временем, когда число их возрастало, когда они распространялись и своими убедительными, обоснованными в Св. Писании (Деян. 18, 28) и отвечающими требованиям каждого жаждущего истины сердца и ума доводами, разоблачали эту мертвую формальность у иудеев и полную подложность всех уже атрофированных (потерявших всякий смысл) языческих обрядов, они стали предметом преследований и жестоких гонений. Пока их преследовали, в среду их приходили почти исключительно искренние сердца. Они охотно оставляли свои языческие понятия. Как только была дана им большая свобода, то обращенные из язычников, особенно из более интеллигентных кругов, стали вносить и свою языческую идеологию в христианскую религию. Например, в Св. Писании мы не находим ни одного места, утверждающего, что человек имеет бессмертную душу. Напротив, в 1 Тим. 6, 16 сказано, что только один Бог имеет бессмертие. Греки-язычники давно уже учили, что душа после смерти не утирает, причем праведники блаженствуют, а грешники корчатся в муках. (История Древнего мира — К. А. Иванова, 12-ое издание, стр. 50). Когда Константин Великий объявил христианство государственной религией, верующие и, особенно, священники почувствовали под собою довольно твердую почву и стали совершенно равнодушными к чистоте учения христианской религии. Были широко открыты двери для внедрения всевозможных языческих понятий, которые впоследствии, получив санкцию Вселенских соборов, вошли в христианские догматы. В течение всех веков новозаветной эры много было опасностей для народа Божия. Особенно трудно было «церкви в пустыне» (Откр. 12, 6. 14), т.-е., искренно верующим от 538—1798 г.г., но согласно пророчества Иисуса (Матф. 24, 22) этот срок должен быть сокращен, что и исполнилось, ибо благодаря реформации в XVI веке и открытию Америки, истинно верующие, названные католиками еретиками, находили приют и возможность жить по своим убеждениям в некатолических странах. Пока верующие были гонимы, образ жизни их отражал чистоту нравственного учения Евангелия, а учение было вполне согласовано с учением Св. Писания независимо от официального церковного предания или постановлений Вселенских соборов. В такой же атмосфере были воспитаны и реформаторы, как Я. Гус, М. Лютер, Кальвин, Цвингли, Виклиф, Менно Симонис и другие. Они отбросили в сторону всякие надстройки над Св. Писанием, дали народу Библию и учили: «Праведный верою жив будет» (Рим. 1, 17). Они из грешников хотели сперва через кровь Христа сделать таких людей, которых не люди, но Св. Писание причисляет к праведникам (Иезек. 18, 9), а потом и требовали, чтобы жизнь своих единоверцев была бы совершенно подчинена священной божественной воле. Чем свободнее можно было исповедовать свою веру, тем больше и так называемые протестанты и другие верующие уклонялись от первоначальной Евангельской чистоты учения и жизни. На эти и другие опасности обращали внимание пророки, апостолы и все верующие, которые в различные времена Богом и Его народом были поставлены быть стражами на тех возвышенных башнях среди церкви Божией. Хотя наше время имеет свои особенные преимущества, но есть и большие опасности, на которые мы, как народ Божий последнего времени, должны обратить наше серьезное внимание, чтобы мы были подготовлены к скорому и славному пришествию нашего дорогого Спасителя. Об этом дорогой читатель услышит в следующем номере.
И. Я—н.». [Янцен И. Опасности для народа Божия. // Голос истины, 1925. № 3. С. 16—18].
«Жатва.
«Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». Иоан. 4, 35. «И сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. «Идите! Я посылаю вас». (Лук. 10, 2. 3). Иисус Христос всегда употреблял этот самый естественный, а следовательно, и наиболее понятный уму и сердцу человека способ изложения учения — иллюстрировать великие истины Царства Божия живыми, простыми примерами из природы и из жизни. И в данном случае Иисус Христос говорит не об отвлеченных вопросах, но картинно изображает пред взором учеников великую ниву, указывая при этом как обширна работа, как малочислен кадр работников, и, между тем, как необходимо поспешно обработать эту ниву. Поэтому давая им это великое задание, Он сейчас же посылает их на работу: «Идите, Я посылаю вас», — и делает наказ им, чтобы они просили Господина жатвы о дополнительной высылке делателей на жатву.
Как обширна жатва.
Хотя Иисус Христос все время Своего мессианского служения проводил только в пределах Палестины и все Свое внимание направлял почти исключительно на погибших овец дома Израилева, а также и учеников своих пока посылал лишь к последним, (чтобы исполнить пророчество Даниила о 70-ти седьминах, начинающихся с 457 г. до Р. Хр., определенных для народа Израильского, из которых оставалась лишь одна последняя седьмина, в течение которой Он и должен был утвердить завет с Израилем (Дан. 9, 24—27), для чего Ему надлежало умереть, что и совершилось в половине седьмины, а вторую половину седьмины после Его вознесения ученики тоже еще должны были работать среди Израиля), все же Иисус Христос определенно учил, что поле есть весь мир (Матф. 13, 38), и перед Своим вознесением, когда Он давал последние наставления ученикам и обещал им послать Св. Духа, чтобы им облечься силою для осуществления великой работы, Он указал им на всю широту жатвы: «И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до края земли». (Деян. 1, 8). Так что ученики по истечении последней седьмины и пошли с благовествованием уже к язычникам (Деян. 11, 1. 18; 13, 46—48), чтобы проповедовать Евангелие всему миру. Марк. 16, 15. Но Иисус Христос в конце Своего служения, беседуя однажды с учениками на горе Елеонской о событиях последних дней, также указал, как на особый признак конца времени — на проповедь Евангелия во всех народах. (Матф. 24, 14). Зная из вернейшего пророческого слова, что, по всем признакам, мы живем именно в эти последние дни, дни евангелизации всего мира, мы также должны возвести очи свои и посмотреть как, поистине, много жатвы, как на отдаленных островах, та и вблизи вокруг нас. Человечество истощилось в поисках настоящей истины и света и, поистине, побелело и поспело к жатве, и кто же, как не тот народ, который получил по милости Божьей столь драгоценное познание истины и такое обилие света из Слова Божия, должен указать людям выход из создавшегося положения и научить их, как им спастись? Да, дорогие собратья, поистине, это наша святая обязанность, это святой долг всех нас и словом и делом, и далеким и близким объяснять Божий план спасения и выполнить великое задание нашего Учителя и Господина жатвы — Иисуса Христа.
Как необходима сила свыше — поздний дождь.
Так как по словам Спасителя действительная жатва есть кончина века, когда жнецами будут ангелы (Матф. 13, 39), и это так близко, а настоящая наша работа на ниве мира есть, так сказать, лишь подготовительная, то, чтобы в достаточном числе вышли делатели на жатву и с большим успехом окончили возложенное на них Господом великое дело — пронести последний громкий клич трехангельской вести во всех народах, который вывел бы из Вавилона всех избранных Божиих, остающихся пока в нем, и получился бы, так сказать, хороший сбор урожая, — требуется своевременный, обильный последний дождь. Этот последний или поздний дождь — излитие Св. Духа на народ Божий — должен сойти на землю и в наши последние дни так же, как и на апостолов в первые дни; то был ранний, а это будет поздний дождь. (Осия 6, 3). И то же слово Господа, сказанное через пр. Иоиля и исполнившееся отчасти в начале великой новозаветной евангельской работы, исполнится и в конце ее незадолго перед жатвою, пред наступлением великого и страшного дня Господня. (Иоиля 2, 28—31). Только сила свыше может и увеличить число делателей, как сказал еще Моисей, раб Божий: «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Числ. 11, 29), а также как дождь поздний оросить и оживить ниву, чтобы все дети Божии вполне были приготовлены к жатве, когда Грядущий на облаках пошлет ангелов Своих собрать всех избранных Божиих, как пшеницу в житницу Свою. (Матф. 24, 31).
Как необходима серьезная и единодушная молитва.
Господь Иисус повелел: «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» и перед тем ранним дождем; хотя Господь твердо обещал ученикам послать последний, они все же единодушно пребывали в молитве и молении, ждали обещанного и получили. Чрез пр. Захарию Господь тоже говорит: «Просите у Господа дождя во время благопотребное и Господь… даст вам обильный дождь». (Захар. 10, 1). Вот на это и нужно народу Божию теперь в эти последние дни обратить особое внимание! Должно быть глубокое сознание нужды в силе Духа Божия для более широкого и смелого возвещения третьей ангельской вести, чтоб она превратилась в громкий клич к народу, и чтобы под влиянием Св. Духа все узы, которые еще удерживают избранных, находящихся еще в Вавилоне, были бы уничтожены и они освободились бы и вышли оттуда. Необходимо, как можно единодушнее, серьезнее и определеннее достигать этой святой и славной цели — получения силы свыше. Поэтому на наших ежемесячных молитвенных субботних собраниях, особенно в молитвенные дни в конце года, и всегда в наших семейных домашних молитвах будем с большею жаждой просить этого позднего дождя и мы должны быть уверены, что Господь верен и силен исполнить обещанное. (Римл. 4, 21). Но стремясь получить обильный поздний дождь, мы должны дорожить и той влагою, которую получили от Господа и хранить ее, чтоб кто-нибудь не иссох настолько, как жена Лотова. Мы знаем, почему и у верующего человека может исчезнуть свежесть, как в летнюю засуху, и иссохнуть кости его — это от беззаконий и притом, если он в этом упорно или равнодушно молчит, не исповедываясь пред Господом и не исправляясь. (Пс. 31, 3. 4; 30, 11; Иезек. 37, 11). Это случается, если он не хранит своего сердца, из которого источник жизни, больше всего хранимого, больше всякого богатства земного (Притчи 4, 23; Филип. 4, 7). Если мы допускаем неточность в одном, маленькую неверность в другом, то уж Господь говорит о нас: «Неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, то кто даст вам ваше?». (Луки 16, 10—12). Итак, чего ни попросим, получим от Него, если сердце наше не осуждает нас, потому что соблюдаем заповеди Его и пребываем в Нем. (1 Ион. 3, 21—22; Иоан. 15, 6—7)». [Николаев Н. Жатва. // Голос истины, 1926. № 7. С. 17—19].