Глава 1. Нежелтеющие страницы

В 2007 году исполняется 90 лет с момента выхода первого безнотного сборника «Псалмы Сиона» и 70 лет с момента выхода уже нотного сборника христианских гимнов «Псалмы Сиона». Данные даты представляют собой, как научный интерес в целом, для истории, поэзии и музыки, так и практическую значимость для духовной жизни современных людей. Научный интерес состоит в нескольких аспектах. Во-первых, уже сам факт того, что на протяжении стольких лет издается и продолжает без изменений издаваться нотный сборник гимнов, заслуживает внимания. Ведь на протяжении этих десятилетий не раз менялись музыкальные и поэтические стили, вкусы, большинство поэтов и музыкантов ушло в небытие, а этот сборник продолжает жить. Во-вторых, следует отметить популярность данного сборника среди представителей различных социальных и возрастных групп, что является очень редким, особенно в наше время, явлением, когда старшее поколение крайне редко слушает то, что поют их дети и тем более, внуки, и наоборот. В-третьих, эта разнообразная и хорошо подобранная поэтическая и музыкальная жанровая палитра, представленная в этом сборнике, чего при составлении различных антологий достичь, как правило, бывает очень тяжело. В-четвертых, отличительной чертой сборника является то, что он составлен преимущественно поэтами и музыкантами, представленными, в основном, религиозной конфессией христиан адвентистов седьмого дня. В-пятых, в отличие от большинства различных музыкальных или поэтических сборников, практически каждое произведение из «Псалмов Сиона» имеет свою историю написания, обусловленную каким-либо важным событием, будь-то из жизни отдельных людей или страны в целом. Одни псалмы Сиона писались, как песнь ободрения, обращенная к узникам, другие — в момент личной драмы (например, потеря сына), как мольба к Богу, третьи — как благодарность Творцу в ответ на молитву, четвертые — в период гонений, пятые — как духовное завещание, обращенное к потомкам. По многим псалмам можно изучать вехи истории нашей страны 1900—1927 гг., прошедшей за эти годы через две революции, I Мировую и Гражданскую войны, эпоху красного террора и либеральный период НЭПа. В-шестых, это необычная судьба авторов этих псалмов, большая часть из которых весьма трагически закончила свою жизнь. И в этом плане мы также практически не найдем подобных сборников. Это псалмы, действительно написанные кровью их авторов, которые до конца отстаивали ту весть о Боге, которую выражали в своих стихах и музыке. В-седьмых, мы мало найдем сборников, которые бы подвергались стольким гонениям, когда цензоры вчитывались в каждое их слово. И даже в эпоху начавшихся в нашей стране перемен, когда запрещать новые издания «Псалмов Сиона» было уже невозможно, то разрешали их печатать только после того, как изымались наиболее неугодные властям псалмы, о которых мы скажем чуть ниже. Другой отличительной особенностью их авторов была их скромность. В своих произведениях они желали прославить Господа, Который, как они и верили, и дал им талант для написания этих гимнов. И потому под текстом псалмов или музыки они не ставили своих полных имен, довольствуясь лишь инициалами «Г. Г.», «Я. В.», «В. Т.», «О. Г.» и т.д. По этой же причине они практически не писали о себе и потому при написании данной книги мы столкнулись с большими трудностями в деле сбора материалов об этих талантливых и скромных людях. Не меньшую, чем научный интерес, сборник «Псалмы Сиона» имеет и практическую значимость. Во-первых, потому, что в нем отражен духовный опыт многих людей, порой, трагический, изучение которого поможет многое понять и переосмыслить нам, живущим сегодня. Во-вторых, представленные в нем псалмы имеют большую духовную глубину. В них хорошо сочетаются духовные поучения, выраженные и раскрытые в стихах и отображенные в мелодичной или «призывной» музыке, в зависимости от содержания стихотворения. Этого особенно не хватает многим современным «духовным» песням, которые, так и остались песнями, не став псалмами! А песня и псалом — это разные, принципиально разные жанры, и подменять псалмы песнями, особенно в церкви, конечно же, нельзя. В псалмах Сиона главное ударение, акцент делается на содержании самого гимна, когда музыка является лишь обрамлением этой вести от Бога. В наше же время происходит наоборот, когда в пении делается главный акцент на музыкальное сопровождение, в котором все чаще начинают превалировать ударные инструменты и ритмика с очень бедным иногда как содержанием, так и мелодией. А в псалмах мелодия очень важна, она помогает не только лучше запомнить, но и понять содержание. Сегодня мы живем в то время, когда, порой, слышатся голоса о том, что «Псалмы Сиона» уже устарели, их надо заменить на что-то более новое и современное. Но сказанное выше показывает всю несостоятельность подобных утверждений. Воистину страницы «Псалмов Сиона» не желтеют. Господь на страницах Священного Писания всегда уделял большое внимание музыке, являющейся неотъемлемой частью проповеди Евангелия. И потому, безусловно, такой важный вопрос не могли оставить в стороне и первые проповедники Трехангельской вести на необъятных просторах Российской империи, в отличии от стран Западной Европы, где уже века существовала протестантская музыка и гимны, которые исполнялись на богослужениях всеми верующими. Россия тех лет имела лишь те духовные гимны, которые исполнялись церковными хорами и священнослужителями при литургиях, так как песнопение прихожан не было принято, что является так же одним из несоответствий традиций, как апостольской, так и раннехристианской церкви, где в песнопениях Бога славила вся община. Поэтому первоначально на богослужениях адвентистских церквей пелись гимны из сборников Евангельских христиан и баптистов. Основным из которых был сборник «Песни христианина». Затем была осуществлена ревизия этого сборника, при которой часть псалмов из него была изъята, часть изменена, а часть добавлена. Однако эта переработка не решала всей проблемы. Поэтому было решено подготовить и издать отдельный сборник. Первое решение по этому вопросу было принято незадолго до I Мировой войны, и уже весной 1914 года началась работа по созданию такого сборника, но… начавшаяся война помешала осуществлению этих планов. Однако работа шла и благодаря религиозным свободам, пришедшим в Россию после Февральской Революции 1917 года, летом 1917 года издается первый небольшой сборник без нот под названием «Псалмы Сиона». О его выходе было напечатано в адвентистском журнале «Благая весть» следующее: «Вышел из печати сборник духовных песнопений «Псалмы Сиона» на хорошей глянцевой бумаге. Песнопения по содержанию своему соответствуют настоящей истине. Вследствие военного времени не было возможности издать сборник с нотами и мелодии песен указаны из другого нашего сборника Z.—L. Цена, как предполагаем, будет: — в обложке не дешевле 2 руб., и в переплете — 3 руб.». [Благая весть, 1917. № 9. С. 176]. Но уже спустя несколько месяцев, в 1918 году этот же сборник был издан с нотами. Появление его в эти критические для нашей страны годы, безусловно, не было случайным. Две Революции, немецкая интервенция, а затем интервенция стран Антанты, вспыхнувшая гражданская война, голод привели страну к глобальному всестороннему кризису. Льются реки крови, брат идет на брата, сын на отца, попираются самые элементарные моральные ценности, разгул бандитизма и террора. И в это время выходит сборник, псалмы которого показывают духовные причины всего этого, а главное, предлагают выход из них, вселяя в сердца обезумевших людей мир и покой, являя пред ними Вечного Бога. Для скольких людей они стали тогда поистине целительным бальзамом на душевные раны, открыв им путь к счастью. После войны и первых лет разрухи церковь вновь возвращается к этому вопросу. На V Всесоюзном съезде церкви христиан АСД одним из вопросов стал вопрос хорового пения и духовной музыки, доклад по которому делал пастор Ян Вильсон. Было также решено создать особый «Отборочный комитет» в составе Я. Я. Вильсона, Г. А. Галладжева, И. А. Львова и В. М. Теппоне, в задачу которого входила бы подготовка расширенного сборника «Псалмы Сиона». С этой целью избранный комитет, с одной стороны, приступил к отбору тех псалмов, которые уже были написаны и исполнялись в прошлом, а так же к привлечению адвентистских поэтов и композиторов для написания новых. И эти люди с Божьей помощью прекрасно справились со своей задачей и на последующих страницах мы близко познакомимся с каждым из них, скрывающих вплоть до самого последнего времени свои имена под загадочными инициалами. Но говоря о создании «Псалмов Сиона», безусловно, нельзя не сказать и о тех, кто технически помогал осуществлению этой очень нелегкой задачи. Преимущественно это были члены московских общин — пастор А. А. Кауффельдт (автор 450 гимна из сборника «Псалмы Сиона») с супругой, сестры Е. Максимова, О. Порген, М. Донис, М. Блау. Наконец, весной 1927 года сборник «Псалмы Сиона», насчитывающий 525 гимнов, увидел свет пятитысячным тиражом. В предисловии к нему говорилось следующее:

«С пением верующих здесь на земле мы встречаемся впервые во 2 Моис. 14, 31. Где Израильтяне после столь поразительного избавления их Господом от руки египтян при переходе через Черное море, воспели Всевышнему общим пением. В этом случае они пели поочередно, сперва все, а потом группа с аккомпанементом музыкальных инструментов. (2 Моис. 15, 20—21).

Уже Моисей составлял псалмы, — см. Псалом 87. При Самуиле существовали хоры певчих с аккомпанементом музыкальных инструментов — (1 Цар. 10, 5). Давид еще с отроческих лет составлял псалмы и во время его царствования было вполне организованное хоровое пение. В 65-ти псалмах указано, что они предназначены начальнику хора, т. е. для общинного употребления. Накануне смерти Давида хор, прославлявший Господа, согласно 1 Пар. 23, 5, состоял из 4000 участников, славословивших Всевышнего ежедневно утром и вечером (ст. 30). При освящении храма, когда 288 певцов стройно запели и заиграли на музыкальных орудиях, священники не могли дольше оставаться в храме, так как храм наполнило облако славы Божией. (2 Пар. 5, 12—13). Этим Бог показал Свое благоволение к пению.

Тогда же существовали также и курсы пения, т. к. согласно 1 Пар. 25, 7, певцы были обучены петь пред Господом. Стройное пение народа Божия завоевало себе широкую известность и, когда иудеи попали в вавилонский плен, вавилоняне требовали от них пропеть им что-нибудь из песней Сионских, но они не желали петь в земле чужой (Пс. 136). При возвращении же из плена их уста были полны веселия и пения (Пс. 125, 1—2). При освящении второго храма бодрое и стройное пение молодых заглушало горький плач стариков, да и вообще пение утешало Израиля во время его наибольших лишений в Ветхом Завете.

Как в Ветхом, так и в Новом Завете пение служило средством прославления Всевышнего и утешением при наиболее тяжелых и печальных переживаниях. Когда апостолы были весьма опечалены предательством их сотрудника Иуды, но через раскрытие им плана спасения всего человечества, были утешены Иисусом Христом, они почувствовали побуждение прославить Всевышнего хвалебною песнью. Матф. 26, 21—30.

Пение практиковалось во всех христианских общинах как первого, так и последующих столетий. Ап. Павел говорит: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью, научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу». (Кол. 3, 16). Пение служит верующим к назиданию. «Назидая самих себя псалмами и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу». (Ефес. 5, 19).

Всматриваясь в последнюю книгу Библии — Откровение — мы видим, что каждый последовательный акт в завершении дела спасения сопровождался громовым всеохватывающим и увлекающим пением. Спасенные, освободившиеся от земных трудностей, перешедшие все мировые сцены в начале и в конце тысячелетнего царствия и, наконец, почувствовав себя на долгожданной родине, на обновленной земле — также присоединятся к тому мощному, охватывающему всю вселенную порыву прославления Всевышнего. Особенным, в высшей степени стройным и привлекательным аккордом выделяется трогательная песнь Агнца и Моисея, которую будут петь победившие зверя — 144 000 девственников, число которых ныне избирается.

Издавая настоящий сборник «Псалмы Сиона», мы уверены, что содержание его как эхо будет отражать состояние чувства народа Божия при его различных переживаниях в последнее время.

Мы надеемся, что к имеющимся недостаткам сборника употребляющие его проявят великодушную снисходительность.

Наше искреннее желание, чтобы этот сборник своим богатым содержанием послужил делу Божию и Его верующим, пока не окончится наше земное странствование.

1 января 1927 г. Издатель.».

До сих пор в некоторых семьях старых верующих чудом сохранился этот сборник от 1927 года. Именно чудом. Ибо в годы атеизма и гонений на верующих в первую очередь изымались Библии и… «Псалмы Сиона». Идеологи атеизма понимали, какую опасность для их идеологии несут в себе эти псалмы, укрепляющие веру людей. И потому нещадно сжигали и всячески уничтожали их. Когда же времена открытых гонений и репрессий прошли и власти уже не могли столь явно запрещать их, чтобы не вызвать порицания мирового сообщества, они лишь сменили тактику в борьбе с «Псалмами Сиона». В 1978 году они разрешают отпечатать новое издание псалмов, но после цензуры. В результате этого около 50 псалмов оказались вычеркнутыми. К числу этих гимнов принадлежали псалмы, особо любимые и популярные в среде Божьего народа: это № 391 «О, нет, никто нас не возможет», — провозглашающий Божье могущество и Его любовь к людям, которых никто и ничто, никакая власть не способна отлучить от любви Божьей, а значит, и от Его защиты и помощи. Это и № 280 и 271, 256, 252, говорящие о главной миссии церкви в этом мире — проповедовать Евангелие и готовить мир ко II Пришествию Христа. Это и № 231, псалом, говорящий о великой борьбе между Добром и Злом, идущей в нашем мире. Это и № 371, показывающий тленность всех земных благ, богатств и устремлений, и т. д., и т. д. Конечно, такие псалмы атеистическая цензура пропустить не могла, заменив их на неплохие сами по себе, но нейтральные по тематике псалмы. В таком «ревизионном» виде «Псалмы Сиона» выходили в 1978 и 1984 гг. Однако эти нововведения, сделанные властями, не прижились. Получив такие сборники, верующие вклеивали в них отпечатанные на машинке исключенные цензурой гимны, восстановив тем самым старый их порядок. Прошло 70 лет, но как актуально продолжают звучать эти псалмы в нашем современном духовном мире, когда древняя языческая шаманская музыка широко входит в христианство под видом харизматии, когда понятие вкуса и норм ушло в прошлое, когда церковь многие хотят видеть клубом. Уверен, что «Псалмы Сиона» помогут сегодня всем тем, кто желает идти Божьим путем в Вышний Ханаан, где мы встретим и многих авторов гимнов из этого замечательного нестареющего сборника. В данной работе мы не ставили цель раскрыть всю историю написания «Псалмов Сиона», жизненного пути всех их авторов, анализа особенностей представленных музыкальных и поэтических жанров. Думаю, что это будет задачей будущих компетентных исследований. Целью же настоящей работы было при наличии практически всех имеющихся на сегодняшний день сведений освещение жизненного пути именно адвентистских поэтов и композиторов — авторов большинства «Псалмов Сиона», воссоздание их жизненных портретов, а так же, показать, чем жили эти люди, откуда черпали свое вдохновение, что укрепляло их в последние, порой, страшные минуты их жизни. Проследить обстоятельства написания ряда особо известных гимнов, а также, собрание и систематизация литературного наследия авторов «Псалмов Сиона» — их проповедей, статей, стихотворений, дневников, которое, с одной стороны, позволяет лучше раскрыть их личности, а с другой — и само по себе представляет богатое духовное наследие, завещанное нам ими, писавшими свои псалмы своей собственной кровью, которую они отдали за Истину.