Глава 4. Запись в детском альбоме или инициалы «В. Т.»

Подготавливая в 2006 году материалы к 100-летнему юбилею церкви христиан АСД в Харькове, мне в руки попал детский альбом, принадлежащий Дурманенко (Алексеевой) Валентине Ивановне (1913—1991 гг.), бывшей на протяжении 30 лет регентом харьковской церкви. До революции и в первые послереволюционные годы было принято вести альбомы, в которых их владельцам писали стихи, поздравления, делали рисунки и пр. — это была очень давняя и теплая традиция, уже ушедшая в небытие. Подобный альбом был и у девочки Вали. На его первой странице пером начертана надпись: «На добрую память дорогой Вале от семьи Теппоне». 8 сентября 1925 года. На следующей странице написано: «Маленькой сестрице Валеньке»: «Тебе желаю, дорогая, чтоб ты счастливая была и чтоб рука Творца святая на добрый путь тебя вела». Теппоне, 8 сентября 1925 г., в день отъезда в г. Ростов-на-Дону. Далее в альбоме следуют духовные напутствия и рисунки Валиных друзей. Пройдут года, многие десятилетия, и Валентина Ивановна будет хранить этот детский альбом, подаренный ей пастором Теппоне в день его отъезда из Харькова, где он совершал служение, в город Ростов-на-Дону. Этот маленький пример подаренного альбома и тёплой надписи раскрывает перед нами характер пастора Владимира Михайловича Теппоне, человека удивительной доброты и внимания к людям, человека, написавшего много изумительных стихов и псалмов, всегда их скромно подписывавшего инициалами «В. Т.». Владимир Михайлович Теппоне (1892—1942), сменивший С. С. Ефимова в качестве пастора Харьковской общины, был одним из образованнейших людей своего времени. Получив экономическое образование в Санкт-Петербурге и богословское в Великобритании, куда он был направлен руководством адвентистской церкви как перспективный молодой служитель. По окончании Ньюболда он был направлен в качестве преподавателя в адвентистскую семинарию во Фриденсау (Германия). Но в это время начинается Первая мировая война и Теппоне вместе с русскоязычными студентами возвращается в Россию. Здесь он оканчивает специальные медицинские курсы, после чего работает по оказанию помощи раненым в Евангелическом полевом лазарете Московского отделения Российского Общества Красного Креста. Одновременно с этим он несёт пасторское служение в одной из московских церквей. После Октябрьской революции, пользуясь открывшимися религиозными свободами, Теппоне организовывает воскресные школы, а также по его инициативе начинают проводиться молодёжные миссионерские собрания. В 1919 году при московской общине он организует и возглавляет детскую трудовую колонию «Пенаты», состоящую из 25 беспризорных детей. Ему даже удаётся зарегистрировать её в Министерстве образования. Учёба, работа и духовное образование становятся столпами колонии. Однако вскоре государство монополизирует право на образование и колонию приходится закрыть. В 1923 году Теппоне прибывает в Харьков, где сразу зарекомендовывает себя энергичным и посвященным служителем. В это время собрание было вынуждено перейти с Панасовки, где собиралось многие годы. Найти новое помещение было тяжело, однако Теппоне, исходив все уголки Харькова, находит помещение кузницы, которую он вместе с другими членами церкви переоборудует в подходящее место для проведения богослужений. Местом последних, отныне становится адрес: ул. Кузнечная, 48 (возле Харьковского моста). Целью богослужений Теппоне видит проповедь Евангелия и миссионерскую работу. Для этого им был заказан специальный штамп, на котором сверху крупными буквами было написано «приглашение», а ниже — «на религиозное собрание адвентистов седьмого дня», далее — были указаны дни и время собраний, а также адрес молитвенного дома. Заканчивалось приглашение словами: «Вход свободный». С помощью данного штампа изготовлялись сотни пригласительных билетов, размером с открытку, которые вручали члены церкви своим знакомым, а также на улице, встречным прохожим. 8 июня 1925 года было организовано миссионерское служение под весьма примечательным названием «Религия — опиум для народа, а религия Христа — нравственное совершенство»!!!. В Харькове Теппоне находит и свое семейное счастье. Именно здесь он знакомится с уроженкой Мариуполя Акименко Евдокией Андреевной, очень доброй, искренней и посвященной девушкой. 8 января 1924 года состоялось их бракосочетание, которое совершал один из руководителей церкви АСД в СССР ,отчим Теппоне, пастор Иван Александрович Львов. В Харькове в 1925 г. у них рождается сын Виктор, который продолжит пасторскую эстафету отца, являясь на протяжении многих лет, вплоть до самой своей смерти в 1986 году, пастором Московской общины и написавший одну из первых книг по истории адвентизма в России. Кстати, его сын (внук Владимира Теппоне) также является служителем церкви. Эта семья являет редкий пример того, когда в трёх поколениях представлены действительно посвящённые люди, ставшие служителями не благодаря родственным связям, а по призванию. Владимир Михайлович Теппоне, знавший несколько иностранных языков, умевший прекрасно играть, был ещё и поэтом. Он написал более 100 псалмов, которые вошли в сборник «Псалмы Сиона». Мы знаем и любим эти псалмы: «Радость и благодаренье», «О, дивный мой Спаситель!», «Ближе, мой Бог, к Тебе» и другие. Теппоне также писал замечательные статьи и проповеди, некоторые из которых чудом сохранились до нашего времени и сохраняют свою актуальность. Другим большим увлечением пастора было занятие художественным выжиганием. Он собственноручно на фанере выжигал библейские тексты, художественно их оформлял и затем дарил членам общины. В это же время он организует в общине женский кружок, который занимается вопросами Тавифы. Помощь в служении в Харькове Теппоне оказывал тогдашний областной проповедник М. О. Демидов. В 1925 году появляется возможность открытия курсов подготовки церковных служителей в Ростове-на-Дону. Учитывая уровень образования и опыт Теппоне, конференция переводит его в Ростов-на-Дону. Харьковская община с большим сожалением расставалась со своим любимым служителем. Перед отъездом была сделана памятная фотография Теппоне с Харьковской общиной. Переехав в Ростов-на-Дону, Теппоне активно включается там в служение, но уже в 1927 году эти курсы были закрыты. Начиналось время сталинской борьбы с религией. В 1928 году Теппоне переезжает в Пятигорск и возглавляет работу на Кавказе. С 1932 по 1938 год он осуществляет служение пастора в Ленинграде. В 1938 году вместе со служителем Арефьевым он был вторично арестован (первый арест — в 1931 году), однако и в этот раз Бог хранит его и он избегает смерти. Он умирает в голодный 1942 год, оставив нам, своим потомкам, свои псалмы и проповеди, а также пример беззаветной преданности Божьему делу. *

* Когда данная книга была размещена на сайте, мне пришло интересное письмо от внуков В. М. Теппоне Владимира и Михаила, которые прислали ценные сведения о своем деде, которые, в частности, проливают свет на последние события его жизни. Эти материалы нигде до этого в адвентистской прессе не публиковались. Оказывается, о чем свидетельствует выданная государственными органами справка В. М. Теппоне 20.03.1938 года постановлением

тройки был приговорен к расстрелу, который был приведен в исполнение 09.04.1938 года. Другие интересные материалы, касающиеся жизни этого

выдающегося служителя Церкви, остававшегося ей верным до конца, мы обязательно используем, с Божьей помощью, в своих дальнейших работах. Здесь же

еще раз хотим выразить благодарность внукам нашего покойного служителя.