Глава 7. Письмо ссыльному или инициалы «Е. Ш.»

1914 год… В этот год не только началась Первая мировая война, в этот год рухнули чаяния нескольких последних поколений, уверенных в том, что с помощью науки и прогресса удастся построить счастливое общество. Практически весь 19-ый и начало 20-го века прошли именно с этой идеей. Но 1914 год показал, что вершиной того самого прогресса, которым так гордилось человечество, стало, в первую очередь, изобретение принципиально новых способов уничтожения людей. Использование химического оружия, впервые примененного в этой войне и приведшего к ужасным поражениям людей, показало истинное лицо прогресса, который строили без Бога, как альтернативу Его законам и планам. 1914 год открыл принципиально новую страницу истории человечества, страницу новейшей истории, коей суждено завершиться великим Апокалипсисом. Для Российской империи 1914 год прошел под девизом патриотических сил, мечтавших превратить Черное море во внутреннее море России, водрузив русское знамя в Константинополе (Стамбуле). Этот год прошел, также, под эгидой государственной церкви, мечтающей о новой мировой гегемонии, которую в свое время имела Византия. И, безусловно, данная ситуация как нельзя более способствовала расправе с религиозным инакомыслием. Государственная церковь видела, что в последние годы все большую популярность в народе начинает приобретать Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня. Учитывая же то, что данная религиозная конфессия была непосредственно подчинена религиозному центру, находящемуся в Германии, духовенство государственной церкви объявляет адвентистов, и в первую очередь их служителей, в связях с германской контрразведкой. Закрываются адвентистские церкви, издательства, арестовываются пасторы. Особо сильным гонениям подвергается петроградская адвентистская церковь, что было обусловлено как ее расположением в столице империи, так и той одной из ключевых ролей, которую она играла в стране в целом. Людей, всё «преступление» которых состояло лишь в том, что они жили согласно Божьему закону, бросают в страшные тюрьмы Петрограда, знаменитые своими нечеловеческими условиями содержания. Одним из первых был арестован пастор петроградской общины Ефимов Сергей Сергеевич. О тех ужасах, которые ему пришлось пережить, мы можем судить по тем воспоминаниям, которые оставил арестованный практически одновременно с ним один из петроградских служителей Н. Г. Лабренц: «Был ясный морозный день января 1915 года, когда меня отправили в настоящую каторжную тюрьму. Сопровождавший меня конвой не знал, к сожалению, места расположения тюрьмы, вследствие чего мне пришлось несколько лишних часов прощеголять по многолюдным улицам столицы в качестве арестованного. Отовсюду устремлялись на меня то любопытные, то презрительные (редко сочувственные) взгляды прохожих. „У меня такой же пес, как этот, сидит в тюрьме“, — жаловалась одна бедная старушка, указывая на меня. Шагая таким образом, я невольно вспомнил Спасителя, Который тоже добровольно шел позорной дорогой на Голгофу пролить Свою невинную кровь за меня. Его любовь придавала мне новые силы и я с радостным бодрым сердцем зашагал вперед, теперь уже мало обращая внимания на толпу. Пусть люди смеются надо мной, пусть меня презирают, но Ты, мой дорогой Спаситель, радуешься, видя меня по дороге к Тебе… И вот мы пришли к воротам тюрьмы. Маленькая железная калитка отворилась, словно пасть дракона, и я исчез за нею. Исчез из мира живых и вольных людей, и вошел в таинственное, незнакомое для меня царство страданий и преступлений… Скоро мы остановились в одном помещении с пронумерованными дверьми. Помещение походило на средневековый погреб для пыток. Из одного ящика надзиратель достал со звоном и шумом пару ножных кандалов, чтобы ими украсить мои ноги… Кандалы состояли из 2-х толстых железных колец, соединенных цепью. Кольца складочные, и поэтому концы их заклепываются, таким образом кандалы оставались на ногах днем и ночью, в бане и на прогулке везде приходилось их тащить, бренча звеньями цепей. Но вот, наконец, кандалы прикованы к ногам, я встаю со скамейки, намереваясь ходить. Не успел я, однако, сделать первые движения, как зазвенели острым звоном кандалы на моих ногах и я невольно вздрогнул и остановился… Никому слово свобода так не дорого, как людям, испытавшим горечь рабства. Жутко становится тому, кто мало-мальски знает, что такое тюрьма, где кроме четырех голых стен да маленького окошечка у потолка ничего нет. Непрерывной пыткой являются кандалы. Кормили очень плохо. Заключенный… жил всегда впроголодь, вдобавок в камерах от дыма махорки и испарений грязных тел был невозможный воздух. При таком положении заключенные болели зимой цингою и умирали по 3—4 человека в день». [«Благая весть», 1917. № 6. С. 116—117; № 7. С. 137—138]. Все это вынес и пастор Ефимов. Его, как страшного «преступника», вывели в кандалах и в окружении уже настоящих убийц и бандитов повели через весь город по этапу, целью которого была далекая сибирская Ангара. Узнав о том, что предстоит их пастору, члены петроградской общины вышли почти все, как один, проводить своего служителя. Еще до того, как двери темницы были открыты, они стояли и ждали, а затем шли и провожали Ефимова, сопровождая колонну каторжан вплоть до самого выхода из города. В числе тех, кто вышел поддержать своего пастора, была и Евгения Шарыпанова. Именно она направляет Ефимову, пребывавшему в ссылке на Ангаре, особое письмо, письмо-стихотворение, письмо-псалом, который она написала под впечатлением увиденного и с желанием поддержать Сергея Сергеевича в эту страшную минуту его жизни. Сегодня это необычное письмо Шарыпановой ссыльному Ефимову известно нам как псалом № 225 из сборника «Псалмы Сиона».

№ 225. В жизненном море

В жизненном море с волнами бороться,

Бог мой, я тяжко, смертельно устал!..

/:То грозный вал мне навстречу несется,

То на подводный я камень попал.:/ (2 р.)

То грянет буря… гроза разразится,

Треплет мой челн, словно щепку порой,

/:То я со штормами должен сразиться, —

Челн мой не раз заливает водой.:/ (2 р.)

О, как устал я!.. А берег желанный

Все еще кажется так далеко!..

/:Путь, чтоб достигнуть приют долгожданный,

Ах, переплыть не легко, не легко!:/ (2 р.)

Часто в борьбе со стихиею грозной

Сил не хватает… немеет рука…

/:Дух леденит под струею морозной,

Помощи зов не идет с языка…:/ (2 р.)

Бедный мой брат и пловец утомленный,

Падаешь духом ты! О, ободрись!

/:Новою силой в пути окрыленный

В море житейском ты смело держись!:/ (2 р.)

Долго ты плыл… много с бурями бился,

Сколько преград на пути победил!..

/:Гавань близка уж, а ты утомился,

Руки в тяжелой борьбе опустил…:/ (2 р.)

Трудно тебе! О, я верю, как трудно!

Но не забудь: Отчий глаз над тобой!

/:Бодрствуя денно и нощно, Он чудно

Зрит каждый миг твоей жизни земной.:/ (2 р.)

Будь победителем! О, не сдавайся!

Скоро ты сможешь свободно вздохнуть;

/:Челн твой у цели… мужайся ж, мужайся!

Вот… вот… немного и кончен твой путь.:/ (2 р.)

Е. Ш.

И это чудесное письмо было замечательным подкреплением для ссыльного пастора. До нас дошли воспоминания людей, близко знавших Шарыпанову, и вот что в них говорится: «Это была женщина с богатым дарованием и глубоким духовным содержанием. Она принимала гостей с особенной мягкостью и любезностью, ее наружность, одежда, как и она сама, были скромны. Беседы с ней оставляли глубокое впечатление. Она была полна любви и сострадания к людям и всегда была готова отозваться участием». [Гарин П. С. Воспоминания и думы былого в церкви АСД. Москва: 3-е изд., 1978. С. 144]. О последних годах жизни Е. Шарыпановой сохранилось крайне мало и притом весьма противоречивых сведений (вплоть до ее ухода из церкви), которые, к сожалению, не дают нам возможности документально воссоздать их. При исследовании ее творчества особо привлекает внимание та любовь, которой дышат ее псалмы.

№ 19. Бог есть любовь

Бог есть любовь; лишь тот, кто Бога знает,

В чьем сердце дух Христов огнем горит,

Ко всем любовь тот искренно питает

И всех своей любовию дарит.

Бог есть любовь; сия любовь не судит,

Любовь готова все простить, покрыть,

И тот, кто Бога всей душою любит,

Тот также будет ближних всех любить.

Бог есть любовь; любовь всегда готова

Своим теплом весь мир согреть, обнять,

И изнемогшим здесь в борьбе суровой

Надежды луч и счастья всем подать.

Бог есть любовь; и искренно желая

Детьми живого Бога здесь пребыть,

Мы все должны, себя позабывая,

Христу подобно — всех людей любить.

Е. Ш.

А так же № 80, 160, 186, 199, 202 и др. Шарыпанова оставила после себя и богатое литературное наследие, которое, к сожалению, в настоящее время практически неизвестно современному обществу. Это было вызвано, во-первых, тем, что стихи любой религиозной тематики уничтожались в недавнем прошлом, а, во-вторых, тем, что печатались они последний раз в адвентистских журналах 20-х годов, выходивших тиражом всего около 2—3 тысяч. Учитывая же то, что к настоящему времени этих журналов сохранились лишь десятки, а некоторых — и того меньше, то стихи Шарыпановой стали сегодня настоящим раритетом. И потому, чтобы исправить это, а также для того, чтобы лучше представить себе внутренний духовный мир этой женщины, который лучше всего, безусловно, отобразят стихи, мы хотим привести на страницах этой книги, эти ее произведения. В канун страшной гражданской войны, начавшейся революцией 25 октября 1917 года, Шарыпанова уже в начале ноября пишет стихотворение-мольбу, отображающее переживания того времени.

Боже мой! Дух изнемог в испытаньи,

Слаб я, хочу отдохнуть.

Все это горе, все эти страданья

Так и терзают усталую грудь.

Боже мой, силы не стало

Больше на мир сей смотреть;

Тяжкое, скорбное время настало

— Кто может все зло претерпеть?

Кровь проливается всюду,

Стоны и вопли кругом.

Боже мой! Сжалься над гибнущим людом,

Мир Свой пошли в каждый страждущий дом.

Боже, Ты медлишь? Стенает

В скорби великой народ;

Ужас и страх все сердца наполняет:

Каждый день новое горе несет.

Смотришь, здесь близкие пали, убиты

Вражеской пулей, а там

Сердце родителей горем разбито:

Сын их любимый без вести пропал.

Боже мой! Медлишь доколе,

Скоро ль желанный конец?

Долго ль еще в этом жизненном поле

Должен сражаться Твой раб и боец?!

Е. Шарыпанова [Благая весть, 1917. № 10. С. 187].

И почти одновременно с ним — стихотворение о покое, которого так не хватало всем в те кровавые годы.

Я успокою Вас…

Всем, кому трудно живется,

Всем, кого сердце так трепетно бьется

В наши тяжелые дни…

Всем, кого очи слезами полны,

В чьей истомленной груди

Гаснет надежда на лучшее время…

Всем, кому жизнь лишь тяжелое бремя,

Что он с трудом, через силу несет.

Всем, кто, страдая, участия ждет,

Ласки сердечной и слова привета

И не находит ответа —

Я бы хотела с любовью сказать:

Полно, друзья унывать!

Жив еще Бог. Бог могучий и сильный,

Полный любовью обильной,

Полный участья ко всем и всегда…

Не оставлял Он еще никогда

Тех, кто искал в Нем поддержки, спасенья,

Или в скорбях утешенья;

Тех, кто склонялся с мольбой перед Ним…

Иль жаждою правды томим

Тщетно искал этой правды на свете…

Тех, что к Нему шли за лаской, как дети…

Всех их с любовью зовет Его глас:

О! приходите ко Мне, утомленные,

Скорбью, заботами обремененные,

— Всех успокою Я вас.

Евг. Шарыпанова [Благая весть, 1917. № 10. С. 194].

Особой торжественностью и глубиной отличается ее стихотворение «И плакал Христос».

И плакал Христос

И плакал Христос… Из Божественных глаз,

Как самый прекрасный, чистейший алмаз,

Катилась слеза за слезой…

На город великий, на город святой

Взирал Он с душевной тоской,

И нежным укором, и страстной мольбой,

С любовью звучал Его глас:

„О, если познать ты бы мог, хоть в сей час,

Что служит тебе ко спасению и миру.

Но ты… Ты кадишь золотому кумиру,

А сердце твое от Творца далеко…

О, город несчастный! О, сколько раз Я,

Как птица сбирает птенцов под себя,

Хотел и твоих чад собрать всех с любовью…

Но ты, обагривший персты свои кровью

Пророков невинных, ты сам не хотел…

И будет за то твой печален удел“…

И ныне опять горько плачет Христос…

О чем? Вы хотели бы знать,

Что снова Его заставляет страдать,

Какая причина тех слез?

Там, в вечно ликующем Царстве Творца,

Где нет ни скорбей, ни тревог,

О чем только может Он плакать, твой Бог,

Что слезы стекают с лица?…

Скажу тебе, мир, развращенный и злой,

Мир, полный обмана, неверья, пустой,

Он дорог душе Всеблагого…

Христос его любит, Он хочет спасти

И в Царство Отца Своего привести

Всех, всех к послушанию готовых.

Иисусу прискорбны злодейства людей.

С небес Он с тоскою взирает

И взором безмолвный Он мир вопрошает:

„Тому ли учил Я всей жизнью Своей,

Тому ли учил Я! За то ли страдал,

Чтоб видеть вас снова в греховных цепях?

За то ли Я кровь на кресте проливал

И гвозди пробили Мне раны в руках“?

И плачет Христос… Из Божественных глаз,

Как самый чистейший, прекрасный алмаз,

Катится слеза за слезой…

Какою любовью Он любит тебя!…

Мы смертные тоже умеем рыдать:

Ведь в жизни приходится много страдать

И сердце не камень, конечно…

Но мы лишь жалеем себя бесконечно,

Да добрых друзей и знакомых порой.

Но кто б неподдельно оплакал слезой

Врага своего, ненавистника злого?

Поистине нет, не найдется такого,

Я знаю, наверно, друзья…

Но наш Иисус, Он Себя не жалеет,

Он к миру участьем горит,

Любовью к врагам Своим Он пламенеет

И всем Он прощенье сулит.

Он плачет о том, что народ не желает

Принять дар спасения Его,

Упорно, со злобой слепой отвергает

Создание Творца своего…

Сегодня… Сейчас еще плачет Христос…

Но вечно не может так быть, —

Иссякнет источник святых Его слез

За всех, не желающих Богу служить.

И в гневе на мир непокорный и злой

Сойдет Он с небес в чудной славе Своей

Конец положить беззаконию…

Над миром тогда Его глас прогремит

И в страхе земля перед Ним задрожит

И рухнут дома и строения, —

Под грудами камней, обломков, досок

Искать станут люди себе уголок,

Чтоб скрыться от Божья явления.

О, сколько тогда будет пролито слез.

И вспомнят, как плакал когда-то Христос…

Проблемы внутренней духовной борьбы человека она отражает в стихотворении «Я больше не могу».

„Я больше не могу!“

Я больше не могу! Мне жизнь моя постыла!

Я тщетно счастье светлое искал, —

В груди моей уже холодная могила,

Поруган и разбит мой прежний идеал.

Чего мне ждать еще? Померкнувшие дали

Мне лучезарных дней уж больше не сулят,

Напрасные мечты — лишь скорби да печали

Мой изнемогший дух повсюду сторожат,

„Бог“, — говорите вы? Но я Его не знаю,

Он чужд душе моей порочной и больной,

И фимиама я перед Ним не сожигаю,

Не прихожу к Нему с горячею мольбой.

Он только страшен мне. В заоблачном чертоге

Средь сонма ангелов и чистых и святых —

Что за нужда Ему, что на земной дороге

Так много гибнет душ в волнах страстей мирских?

Что Богу до того, что я решил забыться,

Не в силах будучи страдания сносить,

И с опостылой жизнью распроститься,

Чтоб навсегда себя от мук освободить!?

Несчастный смертный, нет! Ты — Божие созданье,

И дорог ты душе Небесного Отца;

Ты — драгоценный перл в природе мирозданья,

Венец и красота могучего Творца.

Не сетуй на Него! Он простирает руки —

Кто утешенья ждет — Он всем помочь готов;

Он хочет снять с тебя всю боль сердечной муки,

Распутать цепь тебя опутавших грехов.

Душа твоя больна? Ты, счастия искавший,

Все лучшие года на то употребил?

Но Он зажжет опять светильник твой погасший

И в жизненном пути дарует новых сил.

Он вновь вселит в тебя любовь к существованью

И радость бытия почувствуешь ты вновь,

И к ясному придет душа твоя сознанью,

Что высший идеал — Спасителя любовь.

Что в этой то любви, глубокой, бесконечной

Все счастье жизни сей и цель заключена,

В ней доступ нам открыт к Творца Отчизне вечной,

И на пути земном нам светлый луч она.

О, где мне взять слова, мой ближний, мой любимый,

Дабы дошли они до сердца твоего?!

Чтоб Бога ты познал и полюбил всей силой,

С раскаяньем припав к святой груди Его.

Мужайся и внимай! Тебе Он шепчет нежно:

,,Заблудшее дитя! Приди ко Мне, скорей!

Я стан твой облеку одеждой белоснежной,

И мир дам, чудный мир душе больной твоей!“ [Голос Истины, 1926. № 5. С. 23].

Особым призывом дышит ее стихотворение «Будьте всегда готовы».

Будьте всегда готовы!

Когда к себе мы гостя ожидаем,

То, чтоб ему понравилось у нас,

Квартире нашей посвящаем

Мы в украшеньи лишний час.

И полны радостью свиданья —

Увидеть друга своего —

Горим тревогой ожиданья

Скорей, скорей обнять его.

Когда ж случится замедленье

И друг во время не придет,

Полны тогда мы сожаленья

И скорбь невольно нас гнетет…

И вот, теперь, друзья и братья,

Нас хочет Гость Высокий посетить.

Готовы ль вы, раскрыв объятья,

Ему навстречу поспешить?

Готовы ль вы принять с любовью

Того, Кто вас так возлюбил,

Что на кресте Своею кровью

От смерти спас и искупил?

Готов ли дом ваш для принятья

Святого Гостя — Бога сил?

В убранстве ль он, друзья и братья,

Когда б Он вас не посетил?

Забыты ль распри, зависть, споры

И недовольство среди вас?

Обращены ли ваши взоры

К горе Сиону каждый час?

Горит ли светоч веры ясной

В сердцах твоих, народ Христа?

Иль может путь твой, путь опасный, —

И Бога чтут одни уста?

Тогда, о горе! В час полночный

Нежданный Гость вас посетит…

И глас Христов услыша мощный,

Из вас пред Ним — кто устоит?…

Лишь тот, кто в истинном смиреньи

Хранил дом сердца своего,

Кто пребывал в благоговеньи

И чтил святой закон Его, —

Тот встретит Гостя дорогого,

Без страха, в радости святой,

Падет к ногам Святого Бога,

Воскликнув: „Вот, Спаситель мой!

Вот, Бог мой, на Него взирая,

Я шел в моем земном пути.

Ты мне открыл ворота рая,

Я смело в них могу войти.

И в вечной радости блаженства,

Приняв бессмертия венец,

Воспеть любовь и совершенства

Твои, Господь мой и Творец!“ [Голос истины, 1928. № 3. С. 75].

Помимо псалмов и стихотворений Шарыпанова пишет небольшие наставления для юношества. Наставления, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни. Проблема времени, кто не испытывал ее сегодня? Как и на что мы тратим сегодня свое время? Шарыпанова этой проблеме посвящает свой очерк «Время — деньги».

«Время — деньги.

Дорогое юношество!.. Цените ли вы свое время, свой проведенный день так, как нужно, или не придаете ему особенного значения и говорите: „день прошел и слава Богу“… Да, славу Богу нужно воздавать за то, что каждому из нас Он дает жизнь, но каждый день нашей жизни приближает нас к смерти, после которой при втором пришествии Христа предстоит или награда или наказание… Я вспоминаю свои школьные годы, когда раздавались награды в виде книг прилежным ученикам… Сколько радости имели получившие награду и за что они получили ее?!. За то что всегда знали то, что задает им учитель, ежедневно делали свои уроки… Они всегда готовы были ответить на вопрос учителя — радовались когда их спрашивали и таким образом приобретали знания, ценные для жизни. Жизнь наша земная есть тоже школа, от непрерывного напряженного труда в которой зависит наше жизненное и духовное благополучие. Случалось мне видеть хозяйство ленивого и трудолюбивого крестьянина. У первого все запущено, всего не хватает и сам он все только желает работать, но слишком мало времени проводит в работе. У трудолюбивого все в достатке и приятно смотреть на все его хозяйство. Он все время, исключая необходимого отдыха, работает, благодаря чему его время превращается в средства для жизни. Чтобы сделаться трудолюбивым — способным работником необходимо начать это делать с раннего юного возраста, приучая себя каждую минутку проводить с пользою, вот почему я и обращаюсь к вам, дорогое юношество, будущая опора государства! Будем помнить „что время — деньги“; я не хочу этим сказать чтобы мы стремились к приобретению земного богатства, нет, но хочу привести всем известную притчу о талантах. Господь дал каждому из нас талант и наша обязанность, наш долг увеличить его. Каждое юное сердце если оно до сего времени еще ничего не имеет определенного – пусть изберет по воле Божьей то или иное ремесло или науку, служащую для пользы ближнего, но пусть изучит избираемое основательно и тогда оно будет для него поддержкой в его жизни, что особенно необходимо в настоящее время… Если мы будем поступать так, то все наше время будет заполнено с пользой и мы всегда будем готовы дать отчет Богу с радостью…». [Вестник христианина, 1916, май. С. 75—76]. Как стать победителем в жизни? Об этом также пишет Шарыпанова.

«Будь победителем.

Побеждающий наследует все… Сколько чудных, богатых обетований кроется в этих немногих словах нашего дорогого Господа. Много препятствий, много соблазнов и искушений, много испытаний лежит на пути каждого истинно верующего, а в особенности юношества. Золотая юность, полная радужных надежд на будущее, в мечтательных головках которого жизнь представляется каким-то сказочным сном, с чутким отзывчивым сердцем, еще не испытавшая разочарований в преходящих удовольствиях и мишуре мира сего — страстно рвется к ним, окунается с головой в эту призрачно-прекрасную заманчивую грезу и, хлебнув жизненного яда, глубоко разочаровывается и, не в силах бороться — погибает. Погибает, когда бы могла еще жить, радоваться и служить Богу своей силой, молодостью, своими способностями и дарами. Мои дорогие, юные братья и сестры! Если удовольствия мира сего прельщают вас, если сатана рисует перед вашим взором прелесть и заманчивость жизни сей — не верьте! Боритесь, боритесь всеми силами со злом и умоляйте Господа чтобы Он помог выйти вам победителями. Помните что побеждающий „наследует все“. А „это все“ несравненно больше всех сокровищ мира сего, со всеми его благами и радостями. «Он наследует все». Царство Божие с Его красотами, неисчислимыми богатствами, с его райским блаженством, вечным, нескончаемым, с его правдой и любовью… а главное — он будет сыном Бога живого и Бог Сам будет Богом его. Там не будет уже ни разочарований, ни слез, ни разлуки. Откр. 21:3—4. всего того, что так омрачает нашу земную жизнь и делает нас несчастными. Побеждайте, дорогие! Побеждайте не только соблазны земных удовольствий, но и собственное „я“, злейшего врага вашего побеждайте, всякий грех, всякую неправду… будьте победителями даже и праздных, ненужных слов, которые так часто произносит язык наш. Матф. 12:36—37. Конечно, „побеждать“ не так то легко! Для этого нужна сила, нужна вера и неустанная, искренняя молитва и общение с Отцом. Когда мы упускаем из виду последнее, и надеемся лишь на свои силы, то часто получается, что грех обессиливает нас и мы становимся побежденными. И горе нам, если это случается!!! Мало-помалу делается все труднее и труднее бороться с грехом, вера наша слабеет и мы вместо того чтобы идти вперед и приносить плоды праведности — постепенно переходим на скользкий путь, застываем и умираем для вечной жизни. Один известный мыслитель пишет: „что не растет, то умирает“. Ты человек — растение насажденное небесным Садовником, поэтому возрастай, цвети и приноси плоды“. И я бы со своей стороны хотела прибавить: „и побеждай“. „Ибо если ты побеждаешь то и живешь“. Да поможет вам Бог, дорогое юношество, быть победителями в жизни сей, до конца.

Я твой Бог! Кто сравнится со Мной?

Победителю дам за терпенье

Жизнь и счастье, страданий забвенье

И — венец золотой.

Евг. Шарыпанова». [Вестник христианина, 1916 г., апрель. С. 58—59].

Пусть же эти стихи и проповеди станут для нас завещанием этой женщины, о которой нам история сохранила одновременно и так мало, и так много…