7. Счёт за вино

Даже сам по себе факт перечисления Амосом народов в своем пророчестве является не случайным, о многом говоря его тогдашним слушателям. Так, вначале пророк называет старых врагов Израиля, Дамасское царство и филистимлян, затем произносит весть о бедствиях, которая, как мы уже говорили, была с радостью встречена слушающим пророка народом. После этого Амос предрекает гибель финикийцев, также языческого народа, но бывшего со времен Ахава частым союзником Израиля. После этого он переходит к Едому, Аммону и Моаву, народам, которые приходились родственными израильтянам. И так с каждым новым именем очередного народа собравшиеся в Вефиле чувствовали, как петля проклятия медленно стягивается вокруг их шеи, как пророческий глас все ближе и ближе подходит к ним. Растерянность и чувство ужаса, вспыхнувшие в народе, объяснялись еще и тем, что в своем сознании они привыкли делить весь мир на две части. Одна часть — это все государства и народы, которые окружали их и были, по их мнению, своеобразным царством тьмы и невежества. Народами, которые живут без Бога и которым уже в силу их рождения уготована гибель. Другой же частью мира были они, сами израильтяне — особый народ, находящийся на привилегированном счету у Бога. Народ любимчиков. Подобное деление на своих и чужих было характерным для многих народов древности. Так, египтяне считали всех иноплеменников полулюдьми, и потому египетский фараон никогда не брал в жены иностранных принцесс, а имел в качестве главной жены свою родную сестру; греки именовали всех негреков не иначе, как варварами, китайцы считали себя жителями Поднебесной империи, тогда как все другие народы — не достойными их, китайцев; японцы, вообще, вплоть до XIX столетия считали ниже своего достоинства общаться с иноплеменниками. Эту идею поддерживали и их языческие религии и философия. И вот Амос своим пророчеством разрушает этот стереотип. Он показывает, что Бог — это Господь всех народов. Он любит каждого, но и судит также каждого. Причем, еще раз подчеркнем, в рамках того объема знаний, который был открыт тому или иному народу. И потому израильтяне — это не народ «любимчиков», а народ, на который возложена особая миссия в деле проповеди Евангелия. И если он окажется не достоин ее, то суд над ним будет более суров, чем над окружающими его языческими царствами, ибо ему была открыта Божья Истина, Закон. И именно потому с об-

58

личения отвержения Закона Божьего начинает свое пророчество об Иудее Амос. «Так говорит Господь: за три преступления Иуды и за четыре не пощажу его, потому что отвергли закон Господень и постановлений Его не сохранили, и идолы их, вслед которых ходили отцы их, совратили их с пути. И пошлю огонь на Иуду, и пожрет чертоги Иерусалима» (Ам. 2:4—5). Они отвергли Закон, а отвергнуть можно только то, что знаешь. Они не сохранили повелений, а сохранить можно лишь то, что имел. Они пошли вслед богов, за которыми шли их отцы. Сегодня, когда в мире практически каждый может прочитать Библию и когда практически каждый уже слышал о Законе Божьем, сколько людей весьма спокойно отвергают это знание, выбирая более легкое и удобное. Миллионы людей сегодня сознательно идут по пути иудеев, отвергая Божий Закон. Большой процент сегодня оставляет и церковь, не желая сохранять Божьих повелений. А насколько мы в своей жизни следуем Божьему Закону и сохраняем Господни повеления? Или мы предпочитаем сохранять человеческие предания и постановления? Или идем, по примеру тех же иудеев, путем религии отцов вослед их богов? Пройдет 150 лет, и под стены неприступного Иерусалима подойдут полчища вавилонского царя Навуходоносора, которые после непродолжительной осады ворвутся в священный для иудеев город. И тогда день станет темнее ночи. Крики убиваемых, вопли насилуемых, стоны умирающих, заглушаемые победными криками, похотливым хохотом и бранью торжествующих вавилонян. А затем треск загорающихся зданий, затем пламя, обуявшее весь город. Потом — зола и пепел от некогда величайшего города земли. (Об истории падения Иерусалима см.: Опарин А. А. Тайна судьбы. Археологическое исследование книги пророка Иеремии. Харьков: Факт, 2005). Затем 70-летний плен… Во мгновение ока эти страшные картины предстали пред собравшимися в Вефиле, начертанные им фекойским пастухом, который, наконец, предрекает участь самого Израиля. «Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного — за пару сандалий. Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое. На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино, взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих. А вы назореев поили вином и пророкам приказывали, говоря: «не пророчествуйте»» (Ам. 2:6—8, 12). Отметим, что в отличие от пророчеств, обращенных к языческим народам, где отмечался только последний четвертый грех, в случае

59Сайт А. А. Опарина

с Израилем отмечаются все четыре греха: неправый суд, алчность, прелюбодеяние, пьянство. За взятки судьи доходят до того, что продают бедняка, не имеющего возможности заплатить долг, в рабство за пару сандалий. Хотя Закон, по которому должны были судить эти судьи, провозглашал: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается; берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: «приближается седьмой год, год прощения», и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе [великий] грех; дай ему [и взаймы дай ему, сколько он просит и сколько ему нужно], и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками; ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор. 15:7—11). Как часто и в наши дни закон работает только для богатых и властьимущих. Как в наши дни тяжело стало искать правды в суде. В своей безнравственности израильтяне дошли до того, что и отец и сын прелюбодействовали с одной женщиной. Хотя закон четко говорил: «Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего. Наготы невестки твоей не открывай: она жена сына твоего, не открывай наготы ее» (Лев. 18:8, 15). Сегодня этот древний закон также открыто попирается, пожалуй еще и более, чем в Древнем Израиле. Так называемая гражданская свобода демократического, в кавычках, общества дошла до полной легализации греха. И когда, к примеру, в середине октября 2007 года патриарх Алексий II выступал на ассамблее Евросоюза, то один из делегатов гневно вопросил, почему Церковь в России выступает против гей-парадов. И когда патриарх ответил, что это грех, что это греховная болезнь, то некоторые члены Европарламента были возмущены этим. Возмущены тем, что грех назвали грехом! Гомосексуализм, кровосмешение и пр. стали нормой нашего общества, так что в наши дни пророка Амоса явно бы тоже, особенно в экономически развитых странах, обвинили в недемократичности, косности, узости подхода, разжигании социальных конфликтов. Закон, данный Богом Моисею на Синае, предусматривал и строгие ограничения относительно взятия в залог предметов повседневного обихода. В частности,

60

одежду, взятую у бедняка, нельзя было удерживать на ночь. «Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него, она — одеяние тела его: в чем будет он спать? итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд» (Исх. 22:26—27); «Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом, чтобы взять у него залог, постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу; если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея [у себя] залог его: возврати ему залог при захождении солнца, чтоб он лег спать в одежде своей и благословил тебя, — и тебе поставится сие в праведность пред Господом Богом твоим» (Втор. 24:10—13). Но израильтяне грубо попирали эту норму закона, бессовестно беря у людей даже их верхнюю одежду, которая служила для них в прохладные даже летом ночи и средством согревания. Подобных же бедняков в те дни становилось все больше. Все больше и больше разоренных крестьян стекались в города, влача там нищенское существование. Это обнищание земледельцев было обусловлено той политикой, которую проводило тогдашнее правительство Иеровоама П. «В русле политических перемен, которые произошли в начале VIII в. до н. э. (ассирийская экспансия и захват Дамаска), Израиль сумел расширить свои экономические интересы и восстановить свое господство на значительной части территории Трансиордании. Кроме того, и в Израиле, и в Иудее в первой половине столетия на престоле были сильные цари (Иеровоам II и Озия, соответственно), которые царствовали длительное время. Это способствовало тому, что появилась возможность установить разумную и сбалансированную экономическую политику, в основе которой было массовое производство продукции на экспорт (зерно, оливковое масло и вино). В районе Шфелы и в долинах рек на равнине уже давно развивалось интенсивное земледелие (2 Пар. 26:10). Теперь же, в VIII в. до н. э., появилась возможность внедрить такие методы хозяйствования и в холмистой части страны, где преобладали мелкие хозяйства. В результате прежняя аграрная политика, опиравшаяся на небольшие хозяйства, которые занимались и скотоводством, и земледелием, претерпела изменения и была переориентирована на выращивание и продажу крупных урожаев зерновых. Теперь мелкие крестьянские хозяйства, обремененные долгами, были включены в крупные земельные владения. Однако экстенсивное использование земель и отсутствие смешанных культур, которые выращивались раньше земледельцами на своих небольших участках, способствовало быстрому истощению почвы. Отсут-

61Сайт А. А. Опарина —

ствие правильной системы севооборота и травопольной системы земледелия привело к бесконтрольному использованию пахотных и пастбищных земель. Новая политика была нацелена на сверхприбыли от экспорта сельскохозяйственной продукции, при этом крестьяне столкнулись с реальной проблемой голода, тогда как высшие слои общества и торговцы богатели, позволяя себе закупать предметы роскоши, которые поставляли им их торговые партнеры финикийцы. Таким образом, на фоне растущих внутренних цен на товары широкого потребления, в том числе на основные продукты питания — пшеницу и ячмень, — основные их производители впадали в долговое рабство или становились поденщиками. Картина, представшая перед взором Амоса, когда он видел самих производителей во власти эксплуататоров и обманутыми жадными купцами, которые продают им самим зерно низкого качества, побуждает его публично обратиться к богачам, страстно обличая их за отсутствие заботы о бедных. В такой атмосфере социальной несправедливости, однобокой аграрной политики и экономической спекуляции пророк напоминает израильтянам об их обязательствах в рамках завета с Богом. Подобно «красноречивому поселянину» в египетском произведении XX в. до н. э., Амос предупреждает, что подкупленные судьи и нечестные дельцы не могут рассчитывать на милость и не избегут гнева Божьего»1. Но кому было дело до этих голодных и больных людей? Более того, они были выгодны именно в таком состоянии, ибо мужчины становились рабами, дешевой рабочей силой, а женщины пополняли гаремы, или просто становились уличными проститутками, или проститутками при храмах языческих богов. Амос метко подмечает, что на тех одеждах, которые неправедно берут в залог богатые израильтяне, еще и возлежат при жертвенниках в Дане и в Вефиле. И на нечестиво полученные доходы пьянствуют при жертвенниках. Благодаря археологическим раскопкам Самарии, в 1910 году в слоях, относящихся как раз к правлению Иеровоама Второго, в одном из зданий, стоявших к западу от царского дворца, представлявшем собой, видимо, одно из административных строений, обнаружен интересный архив, в котором были обнаружены документы, своего рода ведомости, повествующие, сколько вина и откуда доставлялось в царский дворец. «Типичными являются тексты такого рода: «В десятый год в Самарию доставлен из Биръяма кувшин старого вина. Пега, сын Елисея, Уззи сын…» Эти черепки, ostraca, оказались квитанциями, регистрировавшими поступле-

ния вина в Самарию из различных городов и районов западной области колена Манассии»1. «Израиль стал богатым, изобильным царством. Аристократия погрязла в роскоши и разврате. И тогда пророк Амос выступил с мрачными предсказаниями, укоряя своих сограждан в необузданной страсти к наслаждениям. Археологические отчеты и сухие рапорты об экспедициях помогают пролить свет на смысл этих предостережений пророка. На территории Древнего Израиля и вокруг кургана развалин древней Самарии были обнаружены неопровержимые свидетельства того, что во времена правления Иеровоама II Израиль буквально утопал в пышности и богатстве. В царском дворце в Самарии нашли множество изящных глиняных табличек с надписями, сделанными чернилами и красками. Это шестьдесят три заказа на вино…»2. Погрязнув в роскоши и разврате, израильская аристократия искала все новых и новых развлечений. Это сочетание пресыщенности и разврата в истории всегда являлось одним из последних сигналов, предупреждающих об очень скорой гибели страны. Исторические хроники сохранили нам описание величайшей империи Древнего Востока — Ассирии в самые последние годы ее существования. Вот как древний историк, Диодор Сицилийский, описывает состояние, царившее при дворе последнего правителя Ассирии: «Сарданапал превосходил всех своих предшественников сластолюбием. Мало того, что он не показывался никуда из дворца, он жил совершенно по-женски. Он проводил все время в кругу своих наложниц, прял пурпур и самую тонкую шерстяную пряжу. Он носил женское платье и придал такую же изнеженность своему лицу и всему телу румянами и другими косметическими средствами, как торгующие собой женщины, что ни у какой развратницы не было вида более изнеженного, чем у него. Он даже приучил себя говорить женским голосом. Обеды его состояли исключительно из таких блюд, которые льстят гастрономическому вкусу. Своему сладострастию удовлетворял он не только с женщинами, но и с мужчинами; он бесстыдно развратничал и с теми, и с другими. Он доходил в своем обжорстве, постыднейшем разврате и всяких излишествах до того, что сам составил для себя следующую надгробную надпись: «Ты смертен: помни о том, и наслаждайся жизнью, утоляй желания сердца: для мертвого нет удовольствий. Я теперь прах, хоть некогда я был царем великой Ниневии. Мне принадлежат только те наслаждения, какие давали мне вкусная

1 Уолтон. Мэтьюз. Чавалес. Библейский культурно-исторический комментарий. Ч. 1. СПб.: Мирт, 2003. С. 888-889.

1 Райт. Указ. соч. С. 233-234.

2 Келлер В. Библия как история. М.: Крон-Пресс, 1998. С. 282.

62

63

пища, веселые развлечения и любовь; все другие блага утратил я. Пусть будет это мудрым наставлением для жизни каждому»1. Свое жизненное кредо и своеобразное завещание Сарданапал повелел выбить на скале в местечке Анхиале. «Здесь находится гробница Сарданапала, его каменная статуя (которая так сжимает пальцы правой руки, как будто щелкает ими) и следующая надпись ассирийскими буквами: «Сарданапал, сын Анакинда-ракса, построил Анхилу и Таре в один день. Ешь, пей, веселись, потому что все остальное не стоит этого» — именно щелчка! Об этой надписи упоминает и Херил; действительно, везде распространены такие стихи: «Яства, утехи любви — все мое — чем неистово я наслаждался, Все я оставил давно, испив полною чашей богатство»2. Такова была так называемая мудрость ассирийского царя. Как не походят эти слова на строки раскаяния, с которыми обращается в книге Притчи царь Соломон, также много изведавший в своей жизни. Но если Сарданапал сказал, что в этом и есть смысл жизни, то Соломон назвал это грехом и суетой. И просто удивительно, что и сегодня находятся некоторые, которые говорят, что Библия ничем не отличается по содержащимся в ней вестям от других книг Древнего мира. Погрязли в пресыщении и разврате перед своим падением и Римская империя, и Франция накануне Революции 1789 года. Уровень разврата достигал таких пределов, что в истории нередко есть примеры выхода законов против разврата и роскоши! Подобные постановления не раз принимались в том же Древнем Риме или королевской Франции. Интересно, что язычники в условиях жестокой философии рабовладельческого строя или скептики в условиях абсолютной монархии понимали, какой вред несет эта роскошь и аморальность. А в наше демократическое время лучшие умы провозглашают гомосексуализм и проституцию атрибутами свободного и счастливого общества. Философия постмодерна оказалась куда разрушительнее и аморальнее, чем нормы рабовладельческого общества! Реклама разврата и одновременно вопиющая нищета. Тусовки золотой молодежи, собирающие детей элиты и столь рекламируемые сегодня по телевизору, с их открытым пьянством, стриптизом очень напоминают увеселения в столице Ие-ровоама II времен Амоса. Квитанции на приобретение вина и пива стали сегодня точно такой же визитной карточкой совре-

1 Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. СПб., 1777. Книга II, 23; см. также: Юстин. Эпитома из сочинения Помпея Трога. М.: Росспэн, 2005. Книга I. Гл. 3,1-6. С. 7-8.

2 Страбон. География. М.: Ладомир, 1994. Книга XIV. Глава 5, 9. С. 627.

менного общества, как и квитанции времен Иеровоама, по которым мы можем наблюдать падение израильского народа. Только оплата по таким квитанциям всегда двойная. Вначале денежная, а потом — духовная. Обществу времен Иеровоама был предложен духовный счет по их оплате, точно так же как он будет предложен каждому из нас, если мы будем идти этим путем. И этой оплатой будет наше здоровье, развалившаяся семья, венерические заболевания, депрессия, самоубийства, наконец, вечная смерть. Готовы ли мы к подобной оплате?..