8. Из письма оклеветанного человека

Но из собравшихся в Вефиле мало кто осознавал всю тяжесть подобной оплаты. И тогда Амос уже открыто провозглашает суды над Израилем. «А Я истребил перед лицем их Аморрея, которого высота была как высота кедра и который был крепок как дуб; Я истребил плод его вверху и корни его внизу. Вас же Я вывел из земли Египетской и водил вас в пустыне сорок лет, чтобы вам наследовать землю Аморрейскую. Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших — в назореи; не так ли это, сыны Израиля? говорит Господь. А вы назореев поили вином и пророкам приказывали, говоря: «не пророчествуйте». Вот, Я придавлю вас, как давит колесница, нагруженная снопами, — и у проворного не станет силы бежать, и крепкий не удержит крепости своей, и храбрый не спасет своей жизни, ни стреляющий из лука не устоит, ни скороход не убежит, ни сидящий на коне не спасет своей жизни. И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день, говорит Господь» (Ам. 2:9—16). Но вначале, как видим, пророк напоминает израильтянам то славное прошлое, какое они имели. Какие чудесные победы им даровал Бог, когда они были верны Ему. Он напоминает им Исход, овладение Ханааном и победы над аморреями, народом, который вел тогда как раз такую же по своему разврату жизнь, как и теперь израильтяне. Амос упоминает именно аморреев, так как это был наиболее могущественный из всех хананейских народов, а также невольно напоминает народу слова Иисуса Навина, сказанные им перед смертью: «Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу» (И. Нав. 24:15). Зачем же вы идете сейчас этим путем аморреев? Этот во-

64

65

прос звучит между строк обращения к народу Амоса. Зачем вы выбрали служить богам аморреев? Он призывает их опомниться. Говоря, что они поклоняются богам аморреев, он этим самым еще раз подчеркивает, что вефильский культ по своей сути ничем от них не отличается, несмотря на некоторые внешние сходства с Истинной религией. Сегодня мы живем в век компромиссов, когда не принято называть вещи своими именами. Толерантность! Сейчас это одно из самых модных слов. Но в вопросах истины толерантности быть не может. Безусловно, мы не должны оскорблять людей, искусственно разжигать межрелигиозное противостояние. Но в то же время обходить доктринальные вопросы, называть ложь правдой мы не можем и не имеем права. И Амос сегодня этому учит всех, которые желают жить по Божьему Слову. Он прямо говорит Израилю, что тот поклоняется аморрейским богам. Далее пророк укоряет народ в неблагодарности, напоминая, что Господь особо почтил их, вызывая из их среды пророков и назореев. Последние представляли собой особый класс людей посвященных, отделенных на какое-либо особое духовное служение. Назореями могли быть как мужчины, так и женщины. Обет назорейства мог быть на всю жизнь или на определенный период. Сам обет включал в себя следующие положения: 1) отказ от употребления вина и спиртных напитков, что символизировало чистоту помыслов и отвращение от источников так называемой земной радости и веселья; 2) отказ от бритья волос, что в древности было символом самоотречения, и 3) назорей не должен был прикасаться к мертвому телу, что символизировало избегание контактов с духовной скверной, ибо смерть пришла в наш мир через отвержение Бога. При этом стоит акцентировать внимание на то, что назорей ничего не имели общего с монахами, как то иногда пытаются представить. Ибо в отличие от монахов назорей не уходили и не отрекались от мира. Они не жили общинами. К примеру, назореем был израильский судья Самсон. Смысл назорейства был именно в духовном освящении, отделении от греха, а не во внешнем уходе от мира, который Христос никогда не одобрял. «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Иоан. 17:15). В духовном плане сегодня каждый искренне верующий призван быть назореем, отделенным от грехов, приоритетов этого мира, его системы ценностей. Жизнь подобных людей всегда является неким укором тем, которые, напротив, живут по обычаям этого мира, и одновременно вызывает чувство раздражения. Именно поэтому, исследуя историю, мы видим, что всех людей, ведущих жизнь назореев, как правило, или просто уничтожали физически, или

66

пытались дискредитировать либо превратить в себе подобных. Причем начинали, как правило, с последнего метода. Как наиболее простого и «спокойного» для собственной совести. Для этого использовались и подкуп, и женщины, и запугивания, и должности. Годы атеизма в нашей стране полны подобными примерами, когда служителей и активных верующих пытались совратить каким-нибудь из вышеуказанных методов. Некоторые из них, например, как пастор Афанасий Мериуки, шли на сговор с совестью, становясь даже антирелигиозными агитаторами. Некоторые, и таких было немало, оставаясь внешне в церкви, становились информаторами, донося на своих же собратьев и служителей. Иуды были всегда. Другой, пожалуй самый подлый, метод состоял в очернении верующих, когда их не удавалось совратить. Один из таких страшных примеров являет для нас история пастора Казимира Андреевича Короленко, совершавшего с 1953 года служение в Средней Азии. Это был человек кристальной порядочности, духовности и доброты. Все нажимы на него властей ни к чему не привели. И тогда в 1959 году, при содействии, кстати, некоторых видных членов церкви, на него заводят уголовное дело, обвиняя, якобы, в нецелевом использовании средств, хотя всем была известна его скромность и просто бедное жилье. Его осуждают на 8 лет лагерей в Мордовии, где он и отбывает до 1966 года, перенося нечеловеческие трудности. Но лагеря не сломили его и власти, видя это, обвиняют его в гомосексуализме! И если для современного общества это слово уже не так режет слух, то в те годы оно воспринималось во всей его греховной сущности. Этот удар был настолько неожидан, вопиющ и дик, что сердце старого пастора не выдержало. Он умирает 1 ноября 1974 года, до последнего дня неся пасторское служение и весть Евангелия. Для людей он запомнился, как человек с большим сердцем, недаром в общине его любя называли брат Филипп, по аналогии с одним из апостолов. До нашего времени сохранилось одно из его писем, направленное членам церкви. «Благодать вам и мир от Бога и Отца, и Господа нашего Иисуса Христа. Одно только утешает меня, что Дух Божий не дает вам покоя, что вы видите себя слабыми и нуждающимися, это признак того, что вы жаждущие и алчущие правды Божьей, это признак того, что вы не согласны быть равнодушными в ожидании своего Владыки, Который скоро придет. Дорогие мои братья и сестры, будьте мужественны, стойте твердою верою на том основании, к которому вы призваны. Не делайте шаг назад, не давайте места между вами темной силе, которая нарушает ваш сердечный мир и отравляет ваш духовный организм, не рвите любовь между собою, не отравляйте

67ее, сносите немощи друг друга, которые могут разлучить вас друг с другом и с Богом (Иакова 4:10—11). Дорожите вашей обязанностью, которая возложена на каждого. Припомните, как Есфирь служила своему народу перед Богом, выполняя нежеланную обязанность царицы языческого царя. Но через нее Бог спас Свой народ от гибели. Не отказывайтесь от святой Божьей обязанности, не забывайте, что вы — Царственное священство (1 Петра 2:2—12), и имейте в виду и то, что Господь стоит на стороне не упорного, но смиренного сердцем (Псалом 33:19), потому строго держитесь Слова Божьего. Особенно напоминаю: будьте единомысленны, это для вашего же блага. От единодушия зависит успех вашей счастливой духовной жизни. Конечно, путь, проложенный Христом, тяжел и надо много сил, но не смущайтесь, скажите Ему чистосердечно: «Господи! Тяжел был путь Твой на Голгофу, тяжел и тот путь, по которому Ты ведешь верующих в Тебя. Сердце возмущается и отказывается добровольно следовать по пути Твоему, наша воля противится и часто восстает против Тебя. Господи! Переломи мою волю, покори злое, черствое, непокорное сердце. Если оно снова восстанет против Тебя, если страх мучений и скорбей, заслуженных мною, снова овладеет им, тогда защити меня милосердием Твоим, покрывающим многое множество согрешений моих. Покрой меня щитом Твоей безмерной благости, научи меня веровать в несомненную истину, что я искуплен кровью Твоею, что спасен и избавлен из вечной гибели. Утешь меня, Господи, этим упованием. Ты видишь, как я слаб и немощен против греха и его обольщений, когда же снова возгорится внутренняя борьба, когда приблизится грех с его соблазнами, когда предстанут мирские обольщения, то покрой меня щитом Твоим. Господи, возбуди во мне неодолимое мужество, даруй непоколебимые силы на одоление зла. Господи, если крест Твой станет слишком тяжел для меня, если ослабеют силы мои и мужество покинет меня среди скорбей, ниспосланных Тобой для моего блага, если изнемогут ноги мои, уязвленные терниями, покрывающими путь, по которому Ты ведешь меня, тогда подкрепи меня усталого, изнемогающего грешника, и утешь отчаявшуюся душу мою словом Отеческой любви: «Не бойся, Я не покину тебя». Господи, если на путях моих страданий и испытаний я буду слишком одинок, если покинут меня все близкие, дорогие сердцу моему, то научи меня помнить, что Ты всегда со мною, что ни на минуту не покидаешь меня, грешного. Дай мне тогда почувствовать всю сладость близости Твоей, проникнуть к Твоему любящему сердцу, излить пред Тобою все мои скорби и страдания». Тогда силы неба окружат вас, тогда вы

68

не будете одиноки. Будьте сильны, радостны, и путь Христа бу-

дет для вас легким. Научитесь быть молитвенными. Больше беседуйте с Богом, чем с мужем, женой, друзьями, а неприятелей у вас вообще нет — вы умерли для неприятелей, умерли для своего гордого, высокого «Я», но живете для Бога и для ближних ваших. Какую бы вы ни имели нужду, какое бы желание вы ни имели, не поступайте по внушению вашего желания, но в первую очередь открывайте его Богу, доброе оно будет или злое (Филипп. 4:6—14). Молюсь о вас постоянно, ни на один день вы не забыты мною, моя горячая молитва и мое желание, чтобы вы были непоколебимы (1 Петра 5:9—10). Прошу вас, усердно поддерживайте мои руки, которые так же слабы, как и ваши, вашими молитвами»1. Короленко встал над грехом и клеветой. Встал подобно своему Небесному Учителю… И эти письма укрепляли людей. В те годы верующих обвиняли в принесении ими в жертву детей, во вредительстве народного достояния и в шпионской деятельности. Людей буквально смешивали с грязью, но эта грязь отпадала от белой одежды Христовой праведности, которую им дал Спаситель. А сколько было умерщвлено и замучено верных Божьих назореев во все века… Но однажды, в день Последнего Суда, Господь приведет на суд всех тех, кто спаивал, как во дни Амоса, назореев, кто умерщвлял их, как во дни папского средневековья или репрессий 30-х годов, кто чернил и клеветал на них. Предстанут однажды на суд и те, кто бесчестил пастора Казимира Короленко, предстанут тогда и неправые судьи, и предатели-собратья. И Амос возвещает Израилю наступление этого дня. «Вот, Я придавлю вас, как давит колесница, нагруженная снопами, — и у проворного не станет силы бежать, и крепкий не удержит крепости своей, и храбрый не спасет своей жизни, ни стреляющий из лука не устоит, ни скороход не убежит, ни сидящий на коне не спасет своей жизни. И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день, говорит Господь» (Ам. 2:13—16). В одном из старинных псалмов есть такие слова: «О смертный, внимай! Ведь суд уж начался. Суд с Дома Божьего идет. Краткий период лишь остался, и Судья воздать придет. Кто устоит перед судным разбором?! Взвесит всю нашу жизнь Судья. Всякий мой грех в делах иль словом. Устою ли в день тот я…».

1 Юнак Д. О. История Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня в Средней Азии (машинописное издание). Тула, 2007. С. 110—112.

69Сайт А. А. Опарина