12. Забытое поручение Господа

«Провозгласите на кровлях в Азоте и на кровлях в земле Египетской и скажите: соберитесь на горы Самарии и посмотрите на великое бесчинство в ней и на притеснения среди нее» (Ам. 3:9). Одним из ярчайших признаков того, что наш христианский мир не является христианским, служит то, что сегодня миллио-

78

ны тех, кто причисляет себя к церкви, забыли основное, главнейшее поручение Христа, которое Он оставил Своим ученикам, восходя на небо: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф. 28:18—20). Христиане первых десятилетий свято следовали этому поручению, и потому уже при жизни апостолов весть Евангелия распространилась от Испании до Индии. Этому продвижению способствовали 5 основных факторов: работа проповедников, личные свидетельства верующих, деяния праведности и милосердия, вера, проявленная в гонениях и смерти, интеллектуальные размышления и христианские книги1. Причем ведущим среди этих факторов было личное свидетельство верующих как словом, так и жизнью. «В то время каждый христианин был миссионером… Стражник старался привести своего узника ко Христу, рабыня нашептывала Евангелие в уши своей госпожи, молодая жена умоляла своего мужа принять крещение… Каждый, кто испытал радость пребывания в вере, старался привести к ней других»2. Церковный историк IV века Евсевий Кесарийский писал: «В то время многие христиане чувствовали, что их души вдохновлены святым словом и ими владело страстное желание совершенства… Они закладывали основание веры среди иноземцев… Потом уходили к другим народам и нациям с благодатью и помощью Бога»3. Даже враги христианства, такие как философ Цельс и император Юлиан Отступник, пишут о небывалой миссионерской активности христиан и той любви, которую они имели между собой. Так, император Юлиан (361—363 гг. по Р. Хр.), объясняя причины распространения христианства, в частности, пишет: «Оно в значительной степени преуспело благодаря тому служению с любовью, которое они оказывают посторонним людям… безобразие, что нет ни одного нищего еврея и что безбожные галилеяне (так Юлиан именовал христиан) заботятся не только о собственных бедных, но также и о наших, в то время как те, кто принадлежит к нам (т. е. язычники — прим. А.О.) безуспешно ждут помощи, которую должны были

1 Такер Р. От Иерусалима до края земли. История миссионерского движения. СПб.: Мирт, 2001. С. 22.

2 Foxe J. Christian Martyrs of the World. Chicago. Moody, n. d. P. 41.

3 Neill S. A history of Christian Missions. New York. Penguin. 1964. С 39—40.

79

бы оказать мы»1. Страшные гонения, с одной стороны, очистили церковь от номинальных христиан и служителей, а с другой — стали свидетельством живой веры, благодаря которому тысячи приходили в церковь. Самоотверженность и скромность руководителей ранней христианской церкви выгодно оттеняла безнравственность и корыстолюбие языческих жрецов. Однако «животворящая Евангельская проповедь первых двух веков истории церкви начала тускнеть к началу IV века, времени правления императора Константина. Христианство стало государственной религией, и опять церкви заполнились номинальными христианами, которых мало интересовали духовные вопросы, а больше политика и общественный престиж. Христианство стало модным. Простые домашние церкви сменились сложными сооружениями»2. В это же время уже окончательно начинает формироваться понятие духовного клира — духовенства и мира — прихожан. Это происходит вопреки четкому учению Нового Завета, провозглашающему: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Петра 2:9—10). Христос и апостолы учили, что каждый верующий является царственным священством и на каждого верующего возлагается миссия проповеди Евангелия и служения Богу. Теперь же более 90% верующих, объявленных прихожанами, становились вне управления и жизнедеятельности церкви, где всю власть захватила небольшая группа епископов, руководимых папой и живущая за счет остальных верующих, являясь, в то же время, им полностью неподконтрольной. Они не были заинтересованы в глубокой проповеди Евангелия, распространении Библии, так как это бы обличало вводимые ими лжеучения и захват церковной власти. В последующие века христианизация народов носила поверхностный политический характер, преследуя целью лишь вовлечение тех или иных стран в сферу влияния Ватикана. При этом слияние христианства с местным язычеством мало кого интересовало, тем более, что учение папства образовалось в результате того же слияния. При этом великие миссионеры средневековья работали вне связи с Римом и очень часто вопреки ему3. Обратный процесс возврата к подлинно христианской проповеди был начат Великой Рефор-

1 Neill. Ibid. P. 42.

2 Такер. Указ. соч. С. 24.

3 Такер. Указ. соч. С. 24.

мацией и получил особое распространение, начиная с XIX века, который часто именуют эрой протестантизма1. И, конечно же, с основания Великого Адвентистского движения, охватившего сегодня проповедью Евангелия около 220 стран мира. Однако общий фон нашего псевдохристианского мира остается удручающим. К сожалению, сегодня далеко не все, даже из тех, кто причисляет себя к Божьей церкви, являются действительно проповедниками Евангелия. При этом мы, люди, склоны искать себе самые различные оправдания, очень напоминающие те, которых искали себе многие библейские герои. Для многих людей сама возможность проповеди Евангелия вызывает страх. В этой связи мы можем вспомнить пример начала служения Моисея. «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону [царю Египетскому]; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых. Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону [царю Египетскому] и вывести из Египта сынов Израилевых? И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе. И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен. Господь сказал [Моисею]: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь [Бог]? итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить. [Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать. И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить [вместо тебя], и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем; ты будешь ему говорить и влагать слова [Мои] в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать» (Исх. 3:1—2, 10—12; 4:10—15). По-человечески Моисею, конечно же, было тяжело и боязно брать на себя такую ответственность, но «Лев начал рыкать, — кто не содрогнется? Господь Бог сказал, — кто не будет пророчествовать?» (Ам. 3:8). Моисей поверил Богу, и Бог совершил в его жизни чудо. Мы можем вспомнить и начало служения пророка Иеремии. «И было ко мне слово Господне:

Такер. Указ. соч. С. 103.

80

81

прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь» (Иер. 1:4—8). Да, Иеремия был совсем еще молодым и неопытным человеком, но он поверил Богу, откликнулся на Его призыв стать пророком, и Бог благословил его. Замечательным примером для нас является пророк Исайя: «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (Ис. 6:8). Эти слова действительно должны стать девизом каждого христианина. А каким прекрасным примером является для нас пророк Амос — простой пастух, не побоявшийся возвысить Божьи обличения перед лицом царя и священника. В этой чреде мы видим и примеры апостолов, простых рыбаков, откликнувшихся на Божий призыв стать проповедниками Евангелия. И в то же время мы видим не меньшую, а намного большую чреду тех, кто отверг Божественный призыв стать проповедниками истины. Мы можем вспомнить здесь богатого юношу, которому Сам Христос предложил стать Своим учеником, но который предпочел земные богатства. Мы можем вспомнить пример Диотрефа, который из-за любви главенствовать в церкви перестал быть живым христианином: «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви» (3 Иоан. 1:9—10). Здесь мы можем вспомнить Ананию и Сапфиру, которые желали и проповедовать Евангелие, и служить маммоне, и которых за это постигла гибель (Деяния 5:1 —10). В этой чреде находятся и сыновья первосвященника Илии и Самуила, для которых служение Богу превратилось в источник наживы, бизнеса, как сегодня мы бы сказали, при этом они своим поведением бесславили и саму религию Истинного Бога: «И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу» (1 Цар. 2:17). В этом страшном списке отступников значится и имя пророка Валаама, который за деньги был готов торговать Божьими благословениями. Но дело Господне, несмотря на несовершенство и холодность людей, всегда идет вперед. Когда замолкают люди, отказываясь быть провозвестниками Евангелия, Бог совершает воистину чудеса — что было и в случае

82

с Валаамом. «Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими. И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его. И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу. И стал Ангел Господень на узкой дороге, между виноградниками, где с одной стороны стена и с другой стороны стена. Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене и прижала ногу Валаамову к стене; и он опять стал бить ее. Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте, где некуда своротить, ни направо, ни налево. Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою. И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз? Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя. Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет. И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое. И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе], потому что путь [твой] не прав предо Мною; и ослица, видев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою» (Числ. 22:21—33). Ослица оказалась послушнее пророка. Более того, провозвестниками истины и Евангелия могут быть и являются даже неодушевленные предметы — недаром во время Своего земного служения Христос сказал: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:40). И действительно, когда атеизм и скепсис XIX—XX столетия достигли своего апогея, то возопили камни в виде великих археологических открытий, продемонстрировавших историчность потопа, Содома и Гоморры, Вавилона, Ниневии, заставив замолчать даже самых ярых недоброжелателей Библии. «Лев начал рыкать, — кто не содрогнется? Господь Бог сказал, — кто не будет пророчествовать?» (Ам. 3:8). Бог сказал — и заговорили камни. Сегодня, как никогда, Господь желает, чтобы мы, каждый без исключения из людей, стали Его соработниками в деле возвещения Евангелия. При этом нам не нужно продавать свои квартиры, уходить с работы и с котомкой в руках идти из селения в селение. Каждый из

83

нас может стать проповедником у себя дома, на работе, в первую очередь своей жизнью проповедуя Христово учение любви, мира и прощения. Божья церковь сегодня не имеет клира, и потому все верующие равны между собой и на каждом лежит ответственность проповеди Евангелия. На каждом, а не только на пасторе, евангелисте и пр. Итак, вопрос Амоса обращен сегодня к сердцу каждого из нас: «Лев начал рыкать, — кто не содрогнется? Господь Бог сказал, — кто не будет пророчествовать?» (Ам. 3:8).